Решение по делу № 1247/04

Сфера деятельности: Контроль органов власти
Номер дела: 1247/04
Дата публикации: 4 сентября 2014, 16:47

РЕШЕНИЕ

г. Ростов-на-Дону

Резолютивная часть решения оглашена «20» августа 2014 г.

В полном объеме решение изготовлено «03» сентября 2014 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Коренченко К.А., Перетятькина О.П., Колядинцева Д.С.

рассмотрев дело № 1247/04 по признакам нарушения Администрацией Аксайского городского поселения Аксайского района Ростовской области (346720, Ростовская область, Аксайский район, г.Аксай, ул. Гулаева , 108; далее по тексту – Администрация) ч.1,3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.206 № 135 «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»),

в присутствии представителей Администрации Аксайского городского поселения по доверенности, представителя МУП АГП «Аксайское городское кладбище»  по доверенности, ИП Ильиновой Е.В.,

 

У С Т А Н О В И Л А:

23.04.2014 г. в Ростовское УФАС России поступило заявление ИП Ильиновой (вх. № 7600), об ограничении конкуренции на рынке ритуальных услуг на территории Аксайского городского поселения.

На основании изложенного и в соответствии с Приказом Ростовского УФАС России от  23.06.2014 г.№ 266 в отношении Администрации возбуждено настоящее дело.

Комиссия, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.

Постановлением Администрации Аксайского городского поселения № 1165 от 26.12.2013 г. МУП АГП «Аксайское кладбище» определено в качестве специализированной службы, оказывающей услуги по вопросам похоронного дела на территории Аксайского городского поселения.

Одновременно с этим, на территории Аксайского городского поселения также действует постановления Администрации № 513 от 24.05.2013 г. «Об утверждении Порядка организации похоронного дела на территории Аксайского городского поселения» (Далее – Постановление № 513).

Согласно Постановлению № 513:

- ответственность за организацию похоронного обслуживания на территории кладбища Аксайского городского поселения, а также за санитарное состояние территории кладбища возлагается на специализированную службу.

- лица, ответственные за захоронение, обязаны своевременно обратиться в специализированную службу  с письменным заявлением, которое подлежит регистрации  в  «Книге регистрации». Книги регистрации захоронений  являются документами строгой отчетности и относятся к делам с постоянным сроком хранения.

- специализированная служба  принимает решение о возможности исполнения волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) на указанном им месте погребения. В исключительных случаях,  специализированная служба принимает решение о захоронении   умерших, имеющих иногороднюю регистрацию.

- в случае самовольного захоронения на  кладбище Аксайского городского поселения  без соответствующей регистрации в специализированной службе, оформление документов о произведенном захоронении не производится. Специализированная служба обязана обратиться в надзорные органы по факту незаконно произведенного захоронения.

- время захоронения устанавливается специализированной службой по согласованию с заказчиком при оформлении заказа в порядке очередности.

- режим работы кладбища  Аксайского городского поселения устанавливается специализированной службой по согласованию с Администрацией Аксайского городского поселения.

Въезд на территорию кладбища автотранспортных средств возможен только с разрешения специализированной службы.

Таким образом, к полномочиям специализированной службы по вопросам похоронного дела относятся:

- организация похоронного обслуживания;

- регистрация захоронений

- установление места и времени захоронения;

- установление режима работы кладбища на территории Аксайского городского поселения;

- выдача разрешений на въезд  транспорта на территорию кладбища.

Вместе с этим,  в силу пункта 23 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Организация оказания соответствующих услуг предполагает правовое регулирование правоотношений в сфере похоронного дела муниципальными правовыми актами, определяющими порядок деятельности кладбищ, установление перечня, критериев качества, стоимости гарантированных услуг по погребению, определение порядка деятельности хозяйствующих субъектов, имеющих намерение оказывать услуги в сфере похоронного дела (Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 20.04.2012 по делу N А33-15721/2011).

Законом о погребении установлено, что общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления; порядок их деятельности определяется органами местного самоуправления (статья 18 Закона). Возможность передачи общественных кладбищ в ведение какого-либо хозяйствующего субъекта, в том числе и обладающего статусом специализированной службы, Законом не предусмотрена.

Указанная правовая позиция изложена в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.09.2008 N 12027/07 по делу N А33-9227/2006, от 18.05.2011 N 17206/10 по делу N А76-6041/2010-35-192.

Из изложенного следует, что функции по определению времени захоронения, по регистрации захоронений, по организации и обеспечению охраны объектов недвижимого имущества и мест погребения, по установлению режима работы кладбища, по выдаче разрешений на въезд на территорию кладбища и прочие функции контрольно-распорядительного характера в сфере организации и содержания мест захоронений обязаны выполнять органы местного самоуправления.

Таким образом, в действиях администрации Аксайского городского поселения, выразившихся во включение в Постановление Администрации Аксайского городского поселения № 513 от 24.05.2013 г. «Об утверждении Порядка организации похоронного дела на территории Аксайского городского поселения» положений, предусматривающих выполнение МУП АГП «Аксайское кладбище» функций по определению мест и времени захоронения, по регистрации захоронений, по организации и обеспечению охраны объектов недвижимого имущества и мест погребения, по установлению режима работы кладбища,  по выдаче разрешений на въезд на территорию кладбища и прочих функций контрольно-распорядительного характера в сфере организации и содержания мест захоронений на территории Аксайского городского поселения, содержится нарушение ч. 3 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции», согласно которой органам местного самоуправления запрещается наделение своими функциями и правами хозяйствующих субъектов.

Кроме того, согласно Постановлению №513:

  1. Погребение умершего производится на основании оформленного специализированной службой заказа на захоронение;
  2. Для осуществления захоронения лица, ответственные за захоронение, обязаны своевременно обратиться в специализированную службу  с письменным заявлением.
  3. Оформление заказа на услуги по погребению осуществляется сотрудниками специализированной службы;
  4.   Оплата услуг по погребению осуществляется в  помещении  специализированной службы по похоронному делу   с использованием контрольно-кассового аппарата, либо в отделениях  банка.
  5. Катафальные перевозки осуществляются катафальным транспортом специализированных служб по вопросам похоронного дела.
  6. Граждане, ответственные за захоронение, обязаны  содержать   надмогильные  сооружения  и зеленые насаждения (оформленный  могильный холм, цветник) в надлежащем состоянии собственным силами, либо силами работников специализированной  службы   на основании соответствующих договоров.

Таким образом, услуги по захоронению, услуги по транспортировки тела умершего к месту захоронения, а также услуги по содержанию надмогильных сооружений могут оказываться только специализированной службой.

Между тем, в силу ч. 2 ст. 1 ГК РФ гражданские права, к числу которых относится и право на осуществление предпринимательской деятельности, могут быть ограничены на основании федерального закона. Однако действующим законодательством не предусмотрено ограничений в отношении субъектного состава лиц, имеющих право оказывать услуги по погребению.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 9 ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Закон о погребении) к исключительной компетенции специализированной службы относится оказание отдельных видов услуг по погребению на безвозмездной основе (гарантированный перечень услуг по погребению). При этом Закон о погребении не исключает возможность оказания таких услуг на возмездной основе иными (помимо специализированных служб) хозяйствующими субъектами.

Так согласно ст. 10 Закона о погребении, если погребение осуществлялось за счет средств лиц, взявших на себя обязанность по погребению умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению.

Статьей 25 Закона о погребении и похоронном деле закреплены гарантии осуществления погребения путем организации похоронного дела, предусматривающей создание специализированных служб, которые обязаны оказывать гарантированный перечень услуг по погребению на безвозмездной основе. Закон о погребении и похоронном деле не предусматривает, что субъектный состав лиц, имеющих право осуществлять погребение умершего и оказывать услуги по погребению, ограничивается специализированными службами, и что иные юридические и физические лица лишены права заниматься этой деятельностью.

Супруг, близкие родственники, иные родственники, законные представители, иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего, могут получать ритуальные услуги (в том числе и услуги погребения) у любого лица, осуществляющего оказание таких услуг. Иначе следовало бы признать, что у граждан отсутствует право выбора организации, оказывающей такие услуги.

Закон о погребении не исключает возможности выполнения данной деятельности другими коммерческими организациями. Так, согласно статье 9 Закона о погребении стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок. Вместе с тем, в силу статьи 10 Закона в случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность по погребению умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в пункте 1 статьи 9 Закона. (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 17.01.2013 по делу N А53-3751/2012)

Таким образом, в действиях администрации Аксайского городского поселения, выразившихся во включение в Постановление Администрации Аксайского городского поселения № 513 от 24.05.2013 г. «Об утверждении Порядка организации похоронного дела на территории Аксайского городского поселения» положений, согласно которым  специализированная служба наделяется исключительным правом по оказанию услуг по погребению, транспортировке тел умерших к местам захоронения, а также содержанию надмогильных сооружений, содержится нарушение ч. 1 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции», согласно которой органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41,  частью 1 статьи 49, статьей 50  Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать Администрацию Аксайского городского поселения нарушившей ч.1,3 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции».
  2. Выдать Администрации Аксайского городского поселения предписание об отмене акта, нарушающего антимонопольное законодательство, а именно:

- отменить Постановление Администрации Аксайского городского поселения № 513 от 24.05.2013 г. «Об утверждении Порядка организации похоронного дела на территории Аксайского городского поселения»

 

Председатель Комиссии                                                            К.А. Коренченко

 

Члены Комиссии:                                                                      О.П. Перетятькина

 

Д.С. Колядинцева

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или арбитражный суд.

 

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения и (или) предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.


 

ПРЕДПИСАНИЕ № 770/04

Об отмене акта, нарушающего антимонопольное законодательство

 

«20» августа 2014 г.                                                                                        г. Ростов-на-Дону

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Коренченко К.А., Перетятькина О.П., Колядинцева Д.С.

руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 4 ст. 41, ст. 50 Федерального закона  от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – ФЗ «О защите конкуренции») на основании своего решения от 20.08.2013 г. по делу № 1247/04 о нарушении Администрацией Аксайского городского поселения части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Администрации Аксайского городского поселения в срок до 20.09.2014 г.:

- отменить Постановление Администрации Аксайского городского поселения № 513 от 24.05.2013 г. «Об утверждении Порядка организации похоронного дела на территории Аксайского городского поселения»

 

 

О выполнении настоящего предписания сообщить в Ростовское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения.

 

Председатель Комиссии                                                         К.А. Коренченко

Члены Комиссии:                                                                 

О.П. Перетятькина

Д.С. Колядинцева

 

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

 

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации,  не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

 

stdClass Object ( [vid] => 8887 [uid] => 29 [title] => Решение по делу № 1247/04 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8887 [type] => solution [language] => ru [created] => 1409921367 [changed] => 1409921367 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1409921367 [revision_uid] => 29 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

г. Ростов-на-Дону

Резолютивная часть решения оглашена «20» августа 2014 г.

В полном объеме решение изготовлено «03» сентября 2014 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Коренченко К.А., Перетятькина О.П., Колядинцева Д.С.

рассмотрев дело № 1247/04 по признакам нарушения Администрацией Аксайского городского поселения Аксайского района Ростовской области (346720, Ростовская область, Аксайский район, г.Аксай, ул. Гулаева , 108; далее по тексту – Администрация) ч.1,3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.206 № 135 «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»),

в присутствии представителей Администрации Аксайского городского поселения по доверенности, представителя МУП АГП «Аксайское городское кладбище»  по доверенности, ИП Ильиновой Е.В.,

 

У С Т А Н О В И Л А:

23.04.2014 г. в Ростовское УФАС России поступило заявление ИП Ильиновой (вх. № 7600), об ограничении конкуренции на рынке ритуальных услуг на территории Аксайского городского поселения.

На основании изложенного и в соответствии с Приказом Ростовского УФАС России от  23.06.2014 г.№ 266 в отношении Администрации возбуждено настоящее дело.

Комиссия, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.

Постановлением Администрации Аксайского городского поселения № 1165 от 26.12.2013 г. МУП АГП «Аксайское кладбище» определено в качестве специализированной службы, оказывающей услуги по вопросам похоронного дела на территории Аксайского городского поселения.

Одновременно с этим, на территории Аксайского городского поселения также действует постановления Администрации № 513 от 24.05.2013 г. «Об утверждении Порядка организации похоронного дела на территории Аксайского городского поселения» (Далее – Постановление № 513).

Согласно Постановлению № 513:

- ответственность за организацию похоронного обслуживания на территории кладбища Аксайского городского поселения, а также за санитарное состояние территории кладбища возлагается на специализированную службу.

- лица, ответственные за захоронение, обязаны своевременно обратиться в специализированную службу  с письменным заявлением, которое подлежит регистрации  в  «Книге регистрации». Книги регистрации захоронений  являются документами строгой отчетности и относятся к делам с постоянным сроком хранения.

- специализированная служба  принимает решение о возможности исполнения волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) на указанном им месте погребения. В исключительных случаях,  специализированная служба принимает решение о захоронении   умерших, имеющих иногороднюю регистрацию.

- в случае самовольного захоронения на  кладбище Аксайского городского поселения  без соответствующей регистрации в специализированной службе, оформление документов о произведенном захоронении не производится. Специализированная служба обязана обратиться в надзорные органы по факту незаконно произведенного захоронения.

- время захоронения устанавливается специализированной службой по согласованию с заказчиком при оформлении заказа в порядке очередности.

- режим работы кладбища  Аксайского городского поселения устанавливается специализированной службой по согласованию с Администрацией Аксайского городского поселения.

Въезд на территорию кладбища автотранспортных средств возможен только с разрешения специализированной службы.

Таким образом, к полномочиям специализированной службы по вопросам похоронного дела относятся:

- организация похоронного обслуживания;

- регистрация захоронений

- установление места и времени захоронения;

- установление режима работы кладбища на территории Аксайского городского поселения;

- выдача разрешений на въезд  транспорта на территорию кладбища.

Вместе с этим,  в силу пункта 23 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Организация оказания соответствующих услуг предполагает правовое регулирование правоотношений в сфере похоронного дела муниципальными правовыми актами, определяющими порядок деятельности кладбищ, установление перечня, критериев качества, стоимости гарантированных услуг по погребению, определение порядка деятельности хозяйствующих субъектов, имеющих намерение оказывать услуги в сфере похоронного дела (Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 20.04.2012 по делу N А33-15721/2011).

Законом о погребении установлено, что общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления; порядок их деятельности определяется органами местного самоуправления (статья 18 Закона). Возможность передачи общественных кладбищ в ведение какого-либо хозяйствующего субъекта, в том числе и обладающего статусом специализированной службы, Законом не предусмотрена.

Указанная правовая позиция изложена в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.09.2008 N 12027/07 по делу N А33-9227/2006, от 18.05.2011 N 17206/10 по делу N А76-6041/2010-35-192.

Из изложенного следует, что функции по определению времени захоронения, по регистрации захоронений, по организации и обеспечению охраны объектов недвижимого имущества и мест погребения, по установлению режима работы кладбища, по выдаче разрешений на въезд на территорию кладбища и прочие функции контрольно-распорядительного характера в сфере организации и содержания мест захоронений обязаны выполнять органы местного самоуправления.

Таким образом, в действиях администрации Аксайского городского поселения, выразившихся во включение в Постановление Администрации Аксайского городского поселения № 513 от 24.05.2013 г. «Об утверждении Порядка организации похоронного дела на территории Аксайского городского поселения» положений, предусматривающих выполнение МУП АГП «Аксайское кладбище» функций по определению мест и времени захоронения, по регистрации захоронений, по организации и обеспечению охраны объектов недвижимого имущества и мест погребения, по установлению режима работы кладбища,  по выдаче разрешений на въезд на территорию кладбища и прочих функций контрольно-распорядительного характера в сфере организации и содержания мест захоронений на территории Аксайского городского поселения, содержится нарушение ч. 3 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции», согласно которой органам местного самоуправления запрещается наделение своими функциями и правами хозяйствующих субъектов.

Кроме того, согласно Постановлению №513:

  1. Погребение умершего производится на основании оформленного специализированной службой заказа на захоронение;
  2. Для осуществления захоронения лица, ответственные за захоронение, обязаны своевременно обратиться в специализированную службу  с письменным заявлением.
  3. Оформление заказа на услуги по погребению осуществляется сотрудниками специализированной службы;
  4.   Оплата услуг по погребению осуществляется в  помещении  специализированной службы по похоронному делу   с использованием контрольно-кассового аппарата, либо в отделениях  банка.
  5. Катафальные перевозки осуществляются катафальным транспортом специализированных служб по вопросам похоронного дела.
  6. Граждане, ответственные за захоронение, обязаны  содержать   надмогильные  сооружения  и зеленые насаждения (оформленный  могильный холм, цветник) в надлежащем состоянии собственным силами, либо силами работников специализированной  службы   на основании соответствующих договоров.

Таким образом, услуги по захоронению, услуги по транспортировки тела умершего к месту захоронения, а также услуги по содержанию надмогильных сооружений могут оказываться только специализированной службой.

Между тем, в силу ч. 2 ст. 1 ГК РФ гражданские права, к числу которых относится и право на осуществление предпринимательской деятельности, могут быть ограничены на основании федерального закона. Однако действующим законодательством не предусмотрено ограничений в отношении субъектного состава лиц, имеющих право оказывать услуги по погребению.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 9 ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Закон о погребении) к исключительной компетенции специализированной службы относится оказание отдельных видов услуг по погребению на безвозмездной основе (гарантированный перечень услуг по погребению). При этом Закон о погребении не исключает возможность оказания таких услуг на возмездной основе иными (помимо специализированных служб) хозяйствующими субъектами.

Так согласно ст. 10 Закона о погребении, если погребение осуществлялось за счет средств лиц, взявших на себя обязанность по погребению умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению.

Статьей 25 Закона о погребении и похоронном деле закреплены гарантии осуществления погребения путем организации похоронного дела, предусматривающей создание специализированных служб, которые обязаны оказывать гарантированный перечень услуг по погребению на безвозмездной основе. Закон о погребении и похоронном деле не предусматривает, что субъектный состав лиц, имеющих право осуществлять погребение умершего и оказывать услуги по погребению, ограничивается специализированными службами, и что иные юридические и физические лица лишены права заниматься этой деятельностью.

Супруг, близкие родственники, иные родственники, законные представители, иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего, могут получать ритуальные услуги (в том числе и услуги погребения) у любого лица, осуществляющего оказание таких услуг. Иначе следовало бы признать, что у граждан отсутствует право выбора организации, оказывающей такие услуги.

Закон о погребении не исключает возможности выполнения данной деятельности другими коммерческими организациями. Так, согласно статье 9 Закона о погребении стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок. Вместе с тем, в силу статьи 10 Закона в случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность по погребению умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в пункте 1 статьи 9 Закона. (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 17.01.2013 по делу N А53-3751/2012)

Таким образом, в действиях администрации Аксайского городского поселения, выразившихся во включение в Постановление Администрации Аксайского городского поселения № 513 от 24.05.2013 г. «Об утверждении Порядка организации похоронного дела на территории Аксайского городского поселения» положений, согласно которым  специализированная служба наделяется исключительным правом по оказанию услуг по погребению, транспортировке тел умерших к местам захоронения, а также содержанию надмогильных сооружений, содержится нарушение ч. 1 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции», согласно которой органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41,  частью 1 статьи 49, статьей 50  Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать Администрацию Аксайского городского поселения нарушившей ч.1,3 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции».
  2. Выдать Администрации Аксайского городского поселения предписание об отмене акта, нарушающего антимонопольное законодательство, а именно:

- отменить Постановление Администрации Аксайского городского поселения № 513 от 24.05.2013 г. «Об утверждении Порядка организации похоронного дела на территории Аксайского городского поселения»

 

Председатель Комиссии                                                            К.А. Коренченко

 

Члены Комиссии:                                                                      О.П. Перетятькина

 

Д.С. Колядинцева

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или арбитражный суд.

 

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения и (или) предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.


 

ПРЕДПИСАНИЕ № 770/04

Об отмене акта, нарушающего антимонопольное законодательство

 

«20» августа 2014 г.                                                                                        г. Ростов-на-Дону

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Коренченко К.А., Перетятькина О.П., Колядинцева Д.С.

руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 4 ст. 41, ст. 50 Федерального закона  от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – ФЗ «О защите конкуренции») на основании своего решения от 20.08.2013 г. по делу № 1247/04 о нарушении Администрацией Аксайского городского поселения части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Администрации Аксайского городского поселения в срок до 20.09.2014 г.:

- отменить Постановление Администрации Аксайского городского поселения № 513 от 24.05.2013 г. «Об утверждении Порядка организации похоронного дела на территории Аксайского городского поселения»

 

 

О выполнении настоящего предписания сообщить в Ростовское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения.

 

Председатель Комиссии                                                         К.А. Коренченко

Члены Комиссии:                                                                 

О.П. Перетятькина

Д.С. Колядинцева

 

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

 

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации,  не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

г. Ростов-на-Дону

Резолютивная часть решения оглашена «20» августа 2014 г.

В полном объеме решение изготовлено «03» сентября 2014 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Коренченко К.А., Перетятькина О.П., Колядинцева Д.С.

рассмотрев дело № 1247/04 по признакам нарушения Администрацией Аксайского городского поселения Аксайского района Ростовской области (346720, Ростовская область, Аксайский район, г.Аксай, ул. Гулаева , 108; далее по тексту – Администрация) ч.1,3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.206 № 135 «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»),

в присутствии представителей Администрации Аксайского городского поселения по доверенности, представителя МУП АГП «Аксайское городское кладбище»  по доверенности, ИП Ильиновой Е.В.,

 

У С Т А Н О В И Л А:

23.04.2014 г. в Ростовское УФАС России поступило заявление ИП Ильиновой (вх. № 7600), об ограничении конкуренции на рынке ритуальных услуг на территории Аксайского городского поселения.

На основании изложенного и в соответствии с Приказом Ростовского УФАС России от  23.06.2014 г.№ 266 в отношении Администрации возбуждено настоящее дело.

Комиссия, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.

Постановлением Администрации Аксайского городского поселения № 1165 от 26.12.2013 г. МУП АГП «Аксайское кладбище» определено в качестве специализированной службы, оказывающей услуги по вопросам похоронного дела на территории Аксайского городского поселения.

Одновременно с этим, на территории Аксайского городского поселения также действует постановления Администрации № 513 от 24.05.2013 г. «Об утверждении Порядка организации похоронного дела на территории Аксайского городского поселения» (Далее – Постановление № 513).

Согласно Постановлению № 513:

- ответственность за организацию похоронного обслуживания на территории кладбища Аксайского городского поселения, а также за санитарное состояние территории кладбища возлагается на специализированную службу.

- лица, ответственные за захоронение, обязаны своевременно обратиться в специализированную службу  с письменным заявлением, которое подлежит регистрации  в  «Книге регистрации». Книги регистрации захоронений  являются документами строгой отчетности и относятся к делам с постоянным сроком хранения.

- специализированная служба  принимает решение о возможности исполнения волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) на указанном им месте погребения. В исключительных случаях,  специализированная служба принимает решение о захоронении   умерших, имеющих иногороднюю регистрацию.

- в случае самовольного захоронения на  кладбище Аксайского городского поселения  без соответствующей регистрации в специализированной службе, оформление документов о произведенном захоронении не производится. Специализированная служба обязана обратиться в надзорные органы по факту незаконно произведенного захоронения.

- время захоронения устанавливается специализированной службой по согласованию с заказчиком при оформлении заказа в порядке очередности.

- режим работы кладбища  Аксайского городского поселения устанавливается специализированной службой по согласованию с Администрацией Аксайского городского поселения.

Въезд на территорию кладбища автотранспортных средств возможен только с разрешения специализированной службы.

Таким образом, к полномочиям специализированной службы по вопросам похоронного дела относятся:

- организация похоронного обслуживания;

- регистрация захоронений

- установление места и времени захоронения;

- установление режима работы кладбища на территории Аксайского городского поселения;

- выдача разрешений на въезд  транспорта на территорию кладбища.

Вместе с этим,  в силу пункта 23 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Организация оказания соответствующих услуг предполагает правовое регулирование правоотношений в сфере похоронного дела муниципальными правовыми актами, определяющими порядок деятельности кладбищ, установление перечня, критериев качества, стоимости гарантированных услуг по погребению, определение порядка деятельности хозяйствующих субъектов, имеющих намерение оказывать услуги в сфере похоронного дела (Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 20.04.2012 по делу N А33-15721/2011).

Законом о погребении установлено, что общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления; порядок их деятельности определяется органами местного самоуправления (статья 18 Закона). Возможность передачи общественных кладбищ в ведение какого-либо хозяйствующего субъекта, в том числе и обладающего статусом специализированной службы, Законом не предусмотрена.

Указанная правовая позиция изложена в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.09.2008 N 12027/07 по делу N А33-9227/2006, от 18.05.2011 N 17206/10 по делу N А76-6041/2010-35-192.

Из изложенного следует, что функции по определению времени захоронения, по регистрации захоронений, по организации и обеспечению охраны объектов недвижимого имущества и мест погребения, по установлению режима работы кладбища, по выдаче разрешений на въезд на территорию кладбища и прочие функции контрольно-распорядительного характера в сфере организации и содержания мест захоронений обязаны выполнять органы местного самоуправления.

Таким образом, в действиях администрации Аксайского городского поселения, выразившихся во включение в Постановление Администрации Аксайского городского поселения № 513 от 24.05.2013 г. «Об утверждении Порядка организации похоронного дела на территории Аксайского городского поселения» положений, предусматривающих выполнение МУП АГП «Аксайское кладбище» функций по определению мест и времени захоронения, по регистрации захоронений, по организации и обеспечению охраны объектов недвижимого имущества и мест погребения, по установлению режима работы кладбища,  по выдаче разрешений на въезд на территорию кладбища и прочих функций контрольно-распорядительного характера в сфере организации и содержания мест захоронений на территории Аксайского городского поселения, содержится нарушение ч. 3 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции», согласно которой органам местного самоуправления запрещается наделение своими функциями и правами хозяйствующих субъектов.

Кроме того, согласно Постановлению №513:

  1. Погребение умершего производится на основании оформленного специализированной службой заказа на захоронение;
  2. Для осуществления захоронения лица, ответственные за захоронение, обязаны своевременно обратиться в специализированную службу  с письменным заявлением.
  3. Оформление заказа на услуги по погребению осуществляется сотрудниками специализированной службы;
  4.   Оплата услуг по погребению осуществляется в  помещении  специализированной службы по похоронному делу   с использованием контрольно-кассового аппарата, либо в отделениях  банка.
  5. Катафальные перевозки осуществляются катафальным транспортом специализированных служб по вопросам похоронного дела.
  6. Граждане, ответственные за захоронение, обязаны  содержать   надмогильные  сооружения  и зеленые насаждения (оформленный  могильный холм, цветник) в надлежащем состоянии собственным силами, либо силами работников специализированной  службы   на основании соответствующих договоров.

Таким образом, услуги по захоронению, услуги по транспортировки тела умершего к месту захоронения, а также услуги по содержанию надмогильных сооружений могут оказываться только специализированной службой.

Между тем, в силу ч. 2 ст. 1 ГК РФ гражданские права, к числу которых относится и право на осуществление предпринимательской деятельности, могут быть ограничены на основании федерального закона. Однако действующим законодательством не предусмотрено ограничений в отношении субъектного состава лиц, имеющих право оказывать услуги по погребению.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 9 ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Закон о погребении) к исключительной компетенции специализированной службы относится оказание отдельных видов услуг по погребению на безвозмездной основе (гарантированный перечень услуг по погребению). При этом Закон о погребении не исключает возможность оказания таких услуг на возмездной основе иными (помимо специализированных служб) хозяйствующими субъектами.

Так согласно ст. 10 Закона о погребении, если погребение осуществлялось за счет средств лиц, взявших на себя обязанность по погребению умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению.

Статьей 25 Закона о погребении и похоронном деле закреплены гарантии осуществления погребения путем организации похоронного дела, предусматривающей создание специализированных служб, которые обязаны оказывать гарантированный перечень услуг по погребению на безвозмездной основе. Закон о погребении и похоронном деле не предусматривает, что субъектный состав лиц, имеющих право осуществлять погребение умершего и оказывать услуги по погребению, ограничивается специализированными службами, и что иные юридические и физические лица лишены права заниматься этой деятельностью.

Супруг, близкие родственники, иные родственники, законные представители, иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего, могут получать ритуальные услуги (в том числе и услуги погребения) у любого лица, осуществляющего оказание таких услуг. Иначе следовало бы признать, что у граждан отсутствует право выбора организации, оказывающей такие услуги.

Закон о погребении не исключает возможности выполнения данной деятельности другими коммерческими организациями. Так, согласно статье 9 Закона о погребении стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок. Вместе с тем, в силу статьи 10 Закона в случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность по погребению умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в пункте 1 статьи 9 Закона. (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 17.01.2013 по делу N А53-3751/2012)

Таким образом, в действиях администрации Аксайского городского поселения, выразившихся во включение в Постановление Администрации Аксайского городского поселения № 513 от 24.05.2013 г. «Об утверждении Порядка организации похоронного дела на территории Аксайского городского поселения» положений, согласно которым  специализированная служба наделяется исключительным правом по оказанию услуг по погребению, транспортировке тел умерших к местам захоронения, а также содержанию надмогильных сооружений, содержится нарушение ч. 1 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции», согласно которой органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41,  частью 1 статьи 49, статьей 50  Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать Администрацию Аксайского городского поселения нарушившей ч.1,3 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции».
  2. Выдать Администрации Аксайского городского поселения предписание об отмене акта, нарушающего антимонопольное законодательство, а именно:

- отменить Постановление Администрации Аксайского городского поселения № 513 от 24.05.2013 г. «Об утверждении Порядка организации похоронного дела на территории Аксайского городского поселения»

 

Председатель Комиссии                                                            К.А. Коренченко

 

Члены Комиссии:                                                                      О.П. Перетятькина

 

Д.С. Колядинцева

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или арбитражный суд.

 

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения и (или) предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.


 

ПРЕДПИСАНИЕ № 770/04

Об отмене акта, нарушающего антимонопольное законодательство

 

«20» августа 2014 г.                                                                                        г. Ростов-на-Дону

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Коренченко К.А., Перетятькина О.П., Колядинцева Д.С.

руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 4 ст. 41, ст. 50 Федерального закона  от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – ФЗ «О защите конкуренции») на основании своего решения от 20.08.2013 г. по делу № 1247/04 о нарушении Администрацией Аксайского городского поселения части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Администрации Аксайского городского поселения в срок до 20.09.2014 г.:

- отменить Постановление Администрации Аксайского городского поселения № 513 от 24.05.2013 г. «Об утверждении Порядка организации похоронного дела на территории Аксайского городского поселения»

 

 

О выполнении настоящего предписания сообщить в Ростовское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения.

 

Председатель Комиссии                                                         К.А. Коренченко

Члены Комиссии:                                                                 

О.П. Перетятькина

Д.С. Колядинцева

 

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

 

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации,  не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 1247/04 [format] => [safe_value] => 1247/04 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 12 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-09-04 12:47:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-08-20 12:47:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1409921367 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 29 [comment_count] => 0 [name] => to61-Sholokhova [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Ростовское УФАС России )