Решение Арбитражного суда Ростовской области от 04.08.2010 г. по делу № А53-9083/2010 (Администрация г. Таганрога)

Дата публикации: 16 августа 2010, 15:58
Резолютивная часть решения объявлена 28 июля 2010г.
Полный текст решения изготовлен 4 августа 2010г.
 
Арбитражный суд Ростовской области в составе судьи Жигало Н.А.
при ведении протокола судебного заседания судьей Жигало Н.А.
при участии:
от заявителя - УФАС по РО - представитель Ратникова Ольга Сергеевна, доверенность от 06.05.2010г. №70,
от Администрации г. Таганрога - представитель Калинина Елена Георгиевна, доверенность № 421 от 28.01.2010г.,
от КУИ г.Таганрога - представитель Аскольский Сергей Васильевич, доверенность № 618 от 28.01.2010г.,
Борисова Юрия Викторович,
от Кириченко О.А. - представитель Кириченко Александр Владимирович, доверенность от 26.07.2010 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело № А53-9083/2010
по заявлению Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области заинтересованные лица - Администрация г. Таганрога, Комитет по управлению имуществом г. Таганрога, Борисов Ю.В., Кириченко О.А.
о признании недействительными постановлений Администрации г. Таганрога и договора аренды,
 
установил:
 
Управление Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области обратилось в Арбитражный суд Ростовской области (далее - управление) с заявлением о признании недействительными постановления Администрации г. Таганрога от 30.06.2009г. № 3049 «О предварительном согласовании места размещения объекта для проведения проектно-изыскательских работ для размещения офисных помещений по адресу: пер. Южный, 29» (в редакции Постановления Администрации г.Таганрога от 29.07.2009г. № 3394), постановления Администрации г.Таганрога от 02.11.2009г. № 5273 «О предоставлении в аренду гр. Борисову Юрию Викторовичу земельного участка, находящегося по адресу: Ростовская область, г.Таганрог, пер. Южный, 29»; о признании недействительным договора аренды № 09-641 от 13.11.2009г.
Заявленные требования мотивированы тем, что оспариваемые постановления вынесены с нарушением действующего земельного законодательства и части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
В отзыве Администрация г.Таганрога (далее - администрация) возражала против удовлетворения иска, полагая, что ею была соблюдена законодательно предусмотренная процедура предоставления Борисову Ю.В. земельного участка под строительство с предварительном согласованием места размещения объекта.
В отзыве КУИ г. Таганрога возражал против удовлетворения иска.
В отзыве Борисов Ю.В. также возражал против удовлетворения заявленных требований.
В отзыве Кириченко О.А. поддержала заявленные требования, указав в дополнениях, что пункт 1 постановления администрации №3049 от 30.06.2009 г. в части утверждения акта выбора и схемы расположения земельного участка для размещения офисных помещений, пункты 2.1, 3 указанного постановления, а также постановление администрации №3394 от 29.07.2009 г. его права не нарушают.
В судебном заседании представители участвующих в деле лиц поддержали доводы, приведенные в заявлении и отзывах на заявление.
Изучив материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд установил следующее.
19 ноября Борисов Ю.В. обратился в администрацию с заявлением о предоставлении в пользование земельного участка площадью 10 (десять) соток по улице 2-ая Песочная для строительства по предварительному согласованию здания офиса.
Впоследствии, Борисов Ю.В. уточнил предмет заявления, указав земельный участок площадью 24 сотки по улице 1-ая Песочная.
6 декабря 2008 года в газете «Таганрогская правда» №346 администрацией опубликована информация о предполагаемом использовании земельного участка площадью 1000 кв.м. по адресу: пер.Южный, 29 - для размещения офисных помещений.
В газете «Таганрогская правда» от 30.01.2009 г. - 05.02.2009 г. администрация информировала об уточнении редакции объявления от 06.12.2008 г., указав площадь земельного участка 2231 кв.м.
После первой публикации предприниматель Кириченко О.А. обратилась в администрацию с заявкой на предоставлением вышеуказанного земельного участка в аренду.
После изменения редакции объявления 9 февраля 2009 г. Кириченко О.А. также уточнила поданную заявку. Письмом от 25.05.2009 г. №929 комитет по архитектуре и градостроительству администрации ответил Кириченко О.В., что указанный земельный участок будет предоставлен посредством предварительного согласования места размещения тому лицу, которое выступило с инициативой по его формированию, провело землеустроительные работы и будет использовать в дальнейшем для строительства и эксплуатации соответствующего объекта в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 30, статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Постановлением администрации от 30.06.2009 г. №3049 в редакции постановления от 29.07.2009 г. №3394 утврежден акт выбора и схема расположения земельного участка по адресу: пер.Южный, 29 площадью 2231 кв.м. для размещения офисных помещений и предварительно согласовано место размещения объекта Борисову Юрию Викторовичу на период проведения проектно-изыскательских работ. Борисову Ю.В. предложено обратиться в территориальный отдел №20 Управления Роснедвижимости по ростовской области для постановки на кадастровый учет земельного участка, разработать проектно- сметную документацию на строительство офисных помещений в организации, имеющей лицензию на данный вид работ и предоставить в комитет по архитектуре и градостроительству полный пакет документов, необходимых для получения разрешения на строительство.
На основании постановления администрации от 02.11.2009 г. №5274 от 02.11.2009 г. «О предоставлении в аренду Борисову Ю.В. земельного участка, находящегося по адресу: Ростовская область, г.Таганрг, пер.Южный, 29» между Комитетом по управлению имуществом г.Таганрога (арендодатель) и Борисовым Ю.В. (арендатор) подписан договора аренды №09-641 от 13.11.2009 г. земельного участка из земель населенных пунктом с кадастровым номером 61:58:0003499:1, находящегося по адресу: Ростовская область, г.Таганрог, пер.Южный, 29, для размещения офисных помещений, в границах,  указанных в кадастровом паспорте земельного участка, общей площадью 2231 кв.м.
По результатам выяснения указанных обстоятельств на основании заявления Кириченко О.А. решением управления от 28.04.2010 г. № 4011/04 администрация признана нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), поскольку администрация не провела торги по предоставлению земельного участка при наличии двух заявок, чем нарушила права Кириченко О.А.
На основании части 6 статьи 23 Закона о защите конкуренции управление обратилось в арбитражный суд с настоящими требования.
Заявленные требования подведомственны арбитражному суду на основании статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в силу норм, закрепленных в пункте 6 статьи 23 Закона о защите конкуренции.
В силу пункта 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется следующим образом: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) проведение работ по формированию земельного участка; 3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 Кодекса; 4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Кодекса.
Согласно статье 31 Кодекса заинтересованное лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением, в котором указывается назначение объекта, предполагаемое место размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. Орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. Орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка или об отказе в размещении объекта.
В силу пункта 3 статьи 31 Кодекса орган местного самоуправления информирует население о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства. По смыслу этой нормы такая информация направлена не только на защиту интересов населения, но и на выявление наличия потенциальных претендентов на данный земельный участок.
При наличии нескольких заявок право на заключение договора аренды на земельный участок выставляется на торги. Проведение торгов в этом случае не противоречит статьям 3D и 31 Кодекса, которые не содержат запрета на их проведение при "наличии нескольких заявок до принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта. Проведение торгов соответствует принципу земельного законодательства, закрепленному в подпункте 11 пункта 1 статьи 1 Кодекса, предусматривающему сочетание интересов общества и законных интересов граждан.
Согласно этому принципу регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком. В противном случае у заинтересованных лиц появляется возможность получить (предоставить) земельный участок, пользующийся повышенным спросом, без проведения торгов. Между тем целью проведения торгов является привлечение всех заинтересованных лиц и обеспечение им равных возможностей на приобретение земельного участка, а также получение органом местного самоуправления максимальной цены за объект торгов.
Соответствующая позиция подтверждается сложившейся судебной практикой (см. постановления ФАС СКО от 17.12.2009 г. по делу №А53-8516/2009, ФАС СКО от 24.11.2009 г. № А32-383/2009, ФАС СКО от 22 января 2008 г. № Ф08-8615/07, постановление ФАС СКО от 16 января 2008 г. № Ф08-8480/07/1. постановление ФАС Уральского округа от 25.05.2009 г. №Ф09-3358/07-С1)Материалами дела подтверждается, что на спорный земельный участок, расположенный по адресу г. Таганрог, пер. Южный, 29, претендуют Борисов Ю.В. и предприниматель Кириченко О.А. Участок предоставлен в аренду Борисову Ю.В., а заявление предпринимателя Кириченко О.А. органом местного управления не рассмотрено. Поскольку как Борисов Ю.В., так и предприниматель Кириченко О.А. обратились с заявлениями о предоставлении земельного участка до принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, суд полагает, что предоставление участка должно производиться на торгах.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, если полагают, что оспариваемые акты не соответствуют закону или иному правовому акту и нарушают их права и законные интересы.
Ввиду того, что постановление администрации от 30.06.2009 г. в редакции постановления от 29.07.2009 г. №3394, а также постановление администрации от 02.11.2009 г. №5273 противоречат земельному законодательству (статьям 1, 30 и 31 Земельного кодекса Российской Федерации) и нарушают права и законные интересы предпринимателя Кириченко О.А., данные ненормативные акты подлежат признанию недействительными.
Заключенный с нарушением норм земельного законодательства на основании незаконных постановлений администрации договор аренды спорного земельного участка №09-641 от 13.11.2009 г. также подлежит признанию недействительным в силу его ничтожности на основании статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При этом суд рассматривает требования о недействительности договора аренды по правилам искового производства, принимая во внимание привлеченность к участию в деле в качестве заинтересованных лиц сторон договора аренды как надлежащих ответчиков по иску о признании недействительным договора, что не нарушает их процессуальные права.
Доводы предпринимателя Кириченко О.А. о том, что пункт 1 постановления администрации №3049 от 30.06.2009 г. в части утверждения акта выбора и схемы расположения земельного участка для размещения офисных помещений, пункты 2.1, 3 указанного постановления, а также постановление администрации №3394 от 29.07.2009 г. его права не нарушают, отклоняются судом ввиду того, что процедура предоставления земельного участка в аренду включает в себя утверждение акта выбора земельного участка, который составлен и утвержден применительно к заявке Борисова Ю.В. без проведения торгов до принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, что является нарушением земельного законодательства и нарушает права и законные интересы Кириченко О.А.
В порядке статьи ПО Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на администрацию, освобожденную от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями ПО, 167-176, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
 
РЕШИЛ:
 
Признать недействительными постановление Администрации г. Таганрога от 30.06.2009г. № 3049 «О предварительном согласовании места размещения объекта для проведения проектно-изыскательских работ для размещения офисных помещений по адресу: пер. Южный, 29» (редакции Постановления Администрации г.Таганрога от 29.07.2009г. № 3394), постановление Администрации г.Таганрога от 02.11.2009г. № 5273 «О предоставлении в аренду гр. Борисову Юрию Викторовичу земельного участка, находящегося по адресу: Ростовская область, г. Таганрог, пер. Южный, 29».
Признать недействительным договор аренды № 09-641 от 13.11.2009г. находящегося в государственной собственности земельного участка.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу через суд, вынесший решение.
 
Судья Н.А. Жигало
stdClass Object ( [vid] => 5493 [uid] => 1 [title] => Решение Арбитражного суда Ростовской области от 04.08.2010 г. по делу № А53-9083/2010 (Администрация г. Таганрога) [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 5493 [type] => solution [language] => ru [created] => 1320771109 [changed] => 1370529870 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370529870 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>
Резолютивная часть решения объявлена 28 июля 2010г.
Полный текст решения изготовлен 4 августа 2010г.
 
Арбитражный суд Ростовской области в составе судьи Жигало Н.А.
при ведении протокола судебного заседания судьей Жигало Н.А.
при участии:
от заявителя - УФАС по РО - представитель Ратникова Ольга Сергеевна, доверенность от 06.05.2010г. №70,
от Администрации г. Таганрога - представитель Калинина Елена Георгиевна, доверенность № 421 от 28.01.2010г.,
от КУИ г.Таганрога - представитель Аскольский Сергей Васильевич, доверенность № 618 от 28.01.2010г.,
Борисова Юрия Викторович,
от Кириченко О.А. - представитель Кириченко Александр Владимирович, доверенность от 26.07.2010 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело № А53-9083/2010
по заявлению Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области заинтересованные лица - Администрация г. Таганрога, Комитет по управлению имуществом г. Таганрога, Борисов Ю.В., Кириченко О.А.
о признании недействительными постановлений Администрации г. Таганрога и договора аренды,
 
установил:
 
Управление Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области обратилось в Арбитражный суд Ростовской области (далее - управление) с заявлением о признании недействительными постановления Администрации г. Таганрога от 30.06.2009г. № 3049 «О предварительном согласовании места размещения объекта для проведения проектно-изыскательских работ для размещения офисных помещений по адресу: пер. Южный, 29» (в редакции Постановления Администрации г.Таганрога от 29.07.2009г. № 3394), постановления Администрации г.Таганрога от 02.11.2009г. № 5273 «О предоставлении в аренду гр. Борисову Юрию Викторовичу земельного участка, находящегося по адресу: Ростовская область, г.Таганрог, пер. Южный, 29»; о признании недействительным договора аренды № 09-641 от 13.11.2009г.
Заявленные требования мотивированы тем, что оспариваемые постановления вынесены с нарушением действующего земельного законодательства и части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
В отзыве Администрация г.Таганрога (далее - администрация) возражала против удовлетворения иска, полагая, что ею была соблюдена законодательно предусмотренная процедура предоставления Борисову Ю.В. земельного участка под строительство с предварительном согласованием места размещения объекта.
В отзыве КУИ г. Таганрога возражал против удовлетворения иска.
В отзыве Борисов Ю.В. также возражал против удовлетворения заявленных требований.
В отзыве Кириченко О.А. поддержала заявленные требования, указав в дополнениях, что пункт 1 постановления администрации №3049 от 30.06.2009 г. в части утверждения акта выбора и схемы расположения земельного участка для размещения офисных помещений, пункты 2.1, 3 указанного постановления, а также постановление администрации №3394 от 29.07.2009 г. его права не нарушают.
В судебном заседании представители участвующих в деле лиц поддержали доводы, приведенные в заявлении и отзывах на заявление.
Изучив материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд установил следующее.
19 ноября Борисов Ю.В. обратился в администрацию с заявлением о предоставлении в пользование земельного участка площадью 10 (десять) соток по улице 2-ая Песочная для строительства по предварительному согласованию здания офиса.
Впоследствии, Борисов Ю.В. уточнил предмет заявления, указав земельный участок площадью 24 сотки по улице 1-ая Песочная.
6 декабря 2008 года в газете «Таганрогская правда» №346 администрацией опубликована информация о предполагаемом использовании земельного участка площадью 1000 кв.м. по адресу: пер.Южный, 29 - для размещения офисных помещений.
В газете «Таганрогская правда» от 30.01.2009 г. - 05.02.2009 г. администрация информировала об уточнении редакции объявления от 06.12.2008 г., указав площадь земельного участка 2231 кв.м.
После первой публикации предприниматель Кириченко О.А. обратилась в администрацию с заявкой на предоставлением вышеуказанного земельного участка в аренду.
После изменения редакции объявления 9 февраля 2009 г. Кириченко О.А. также уточнила поданную заявку. Письмом от 25.05.2009 г. №929 комитет по архитектуре и градостроительству администрации ответил Кириченко О.В., что указанный земельный участок будет предоставлен посредством предварительного согласования места размещения тому лицу, которое выступило с инициативой по его формированию, провело землеустроительные работы и будет использовать в дальнейшем для строительства и эксплуатации соответствующего объекта в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 30, статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Постановлением администрации от 30.06.2009 г. №3049 в редакции постановления от 29.07.2009 г. №3394 утврежден акт выбора и схема расположения земельного участка по адресу: пер.Южный, 29 площадью 2231 кв.м. для размещения офисных помещений и предварительно согласовано место размещения объекта Борисову Юрию Викторовичу на период проведения проектно-изыскательских работ. Борисову Ю.В. предложено обратиться в территориальный отдел №20 Управления Роснедвижимости по ростовской области для постановки на кадастровый учет земельного участка, разработать проектно- сметную документацию на строительство офисных помещений в организации, имеющей лицензию на данный вид работ и предоставить в комитет по архитектуре и градостроительству полный пакет документов, необходимых для получения разрешения на строительство.
На основании постановления администрации от 02.11.2009 г. №5274 от 02.11.2009 г. «О предоставлении в аренду Борисову Ю.В. земельного участка, находящегося по адресу: Ростовская область, г.Таганрг, пер.Южный, 29» между Комитетом по управлению имуществом г.Таганрога (арендодатель) и Борисовым Ю.В. (арендатор) подписан договора аренды №09-641 от 13.11.2009 г. земельного участка из земель населенных пунктом с кадастровым номером 61:58:0003499:1, находящегося по адресу: Ростовская область, г.Таганрог, пер.Южный, 29, для размещения офисных помещений, в границах,  указанных в кадастровом паспорте земельного участка, общей площадью 2231 кв.м.
По результатам выяснения указанных обстоятельств на основании заявления Кириченко О.А. решением управления от 28.04.2010 г. № 4011/04 администрация признана нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), поскольку администрация не провела торги по предоставлению земельного участка при наличии двух заявок, чем нарушила права Кириченко О.А.
На основании части 6 статьи 23 Закона о защите конкуренции управление обратилось в арбитражный суд с настоящими требования.
Заявленные требования подведомственны арбитражному суду на основании статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в силу норм, закрепленных в пункте 6 статьи 23 Закона о защите конкуренции.
В силу пункта 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется следующим образом: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) проведение работ по формированию земельного участка; 3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 Кодекса; 4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Кодекса.
Согласно статье 31 Кодекса заинтересованное лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением, в котором указывается назначение объекта, предполагаемое место размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. Орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. Орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка или об отказе в размещении объекта.
В силу пункта 3 статьи 31 Кодекса орган местного самоуправления информирует население о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства. По смыслу этой нормы такая информация направлена не только на защиту интересов населения, но и на выявление наличия потенциальных претендентов на данный земельный участок.
При наличии нескольких заявок право на заключение договора аренды на земельный участок выставляется на торги. Проведение торгов в этом случае не противоречит статьям 3D и 31 Кодекса, которые не содержат запрета на их проведение при "наличии нескольких заявок до принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта. Проведение торгов соответствует принципу земельного законодательства, закрепленному в подпункте 11 пункта 1 статьи 1 Кодекса, предусматривающему сочетание интересов общества и законных интересов граждан.
Согласно этому принципу регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком. В противном случае у заинтересованных лиц появляется возможность получить (предоставить) земельный участок, пользующийся повышенным спросом, без проведения торгов. Между тем целью проведения торгов является привлечение всех заинтересованных лиц и обеспечение им равных возможностей на приобретение земельного участка, а также получение органом местного самоуправления максимальной цены за объект торгов.
Соответствующая позиция подтверждается сложившейся судебной практикой (см. постановления ФАС СКО от 17.12.2009 г. по делу №А53-8516/2009, ФАС СКО от 24.11.2009 г. № А32-383/2009, ФАС СКО от 22 января 2008 г. № Ф08-8615/07, постановление ФАС СКО от 16 января 2008 г. № Ф08-8480/07/1. постановление ФАС Уральского округа от 25.05.2009 г. №Ф09-3358/07-С1)Материалами дела подтверждается, что на спорный земельный участок, расположенный по адресу г. Таганрог, пер. Южный, 29, претендуют Борисов Ю.В. и предприниматель Кириченко О.А. Участок предоставлен в аренду Борисову Ю.В., а заявление предпринимателя Кириченко О.А. органом местного управления не рассмотрено. Поскольку как Борисов Ю.В., так и предприниматель Кириченко О.А. обратились с заявлениями о предоставлении земельного участка до принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, суд полагает, что предоставление участка должно производиться на торгах.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, если полагают, что оспариваемые акты не соответствуют закону или иному правовому акту и нарушают их права и законные интересы.
Ввиду того, что постановление администрации от 30.06.2009 г. в редакции постановления от 29.07.2009 г. №3394, а также постановление администрации от 02.11.2009 г. №5273 противоречат земельному законодательству (статьям 1, 30 и 31 Земельного кодекса Российской Федерации) и нарушают права и законные интересы предпринимателя Кириченко О.А., данные ненормативные акты подлежат признанию недействительными.
Заключенный с нарушением норм земельного законодательства на основании незаконных постановлений администрации договор аренды спорного земельного участка №09-641 от 13.11.2009 г. также подлежит признанию недействительным в силу его ничтожности на основании статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При этом суд рассматривает требования о недействительности договора аренды по правилам искового производства, принимая во внимание привлеченность к участию в деле в качестве заинтересованных лиц сторон договора аренды как надлежащих ответчиков по иску о признании недействительным договора, что не нарушает их процессуальные права.
Доводы предпринимателя Кириченко О.А. о том, что пункт 1 постановления администрации №3049 от 30.06.2009 г. в части утверждения акта выбора и схемы расположения земельного участка для размещения офисных помещений, пункты 2.1, 3 указанного постановления, а также постановление администрации №3394 от 29.07.2009 г. его права не нарушают, отклоняются судом ввиду того, что процедура предоставления земельного участка в аренду включает в себя утверждение акта выбора земельного участка, который составлен и утвержден применительно к заявке Борисова Ю.В. без проведения торгов до принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, что является нарушением земельного законодательства и нарушает права и законные интересы Кириченко О.А.
В порядке статьи ПО Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на администрацию, освобожденную от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями ПО, 167-176, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
 
РЕШИЛ:
 
Признать недействительными постановление Администрации г. Таганрога от 30.06.2009г. № 3049 «О предварительном согласовании места размещения объекта для проведения проектно-изыскательских работ для размещения офисных помещений по адресу: пер. Южный, 29» (редакции Постановления Администрации г.Таганрога от 29.07.2009г. № 3394), постановление Администрации г.Таганрога от 02.11.2009г. № 5273 «О предоставлении в аренду гр. Борисову Юрию Викторовичу земельного участка, находящегося по адресу: Ростовская область, г. Таганрог, пер. Южный, 29».
Признать недействительным договор аренды № 09-641 от 13.11.2009г. находящегося в государственной собственности земельного участка.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу через суд, вынесший решение.
 
Судья Н.А. Жигало
[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>
Резолютивная часть решения объявлена 28 июля 2010г.
Полный текст решения изготовлен 4 августа 2010г.
 
Арбитражный суд Ростовской области в составе судьи Жигало Н.А.
при ведении протокола судебного заседания судьей Жигало Н.А.
при участии:
от заявителя - УФАС по РО - представитель Ратникова Ольга Сергеевна, доверенность от 06.05.2010г. №70,
от Администрации г. Таганрога - представитель Калинина Елена Георгиевна, доверенность № 421 от 28.01.2010г.,
от КУИ г.Таганрога - представитель Аскольский Сергей Васильевич, доверенность № 618 от 28.01.2010г.,
Борисова Юрия Викторович,
от Кириченко О.А. - представитель Кириченко Александр Владимирович, доверенность от 26.07.2010 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело № А53-9083/2010
по заявлению Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области заинтересованные лица - Администрация г. Таганрога, Комитет по управлению имуществом г. Таганрога, Борисов Ю.В., Кириченко О.А.
о признании недействительными постановлений Администрации г. Таганрога и договора аренды,
 
установил:
 
Управление Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области обратилось в Арбитражный суд Ростовской области (далее - управление) с заявлением о признании недействительными постановления Администрации г. Таганрога от 30.06.2009г. № 3049 «О предварительном согласовании места размещения объекта для проведения проектно-изыскательских работ для размещения офисных помещений по адресу: пер. Южный, 29» (в редакции Постановления Администрации г.Таганрога от 29.07.2009г. № 3394), постановления Администрации г.Таганрога от 02.11.2009г. № 5273 «О предоставлении в аренду гр. Борисову Юрию Викторовичу земельного участка, находящегося по адресу: Ростовская область, г.Таганрог, пер. Южный, 29»; о признании недействительным договора аренды № 09-641 от 13.11.2009г.
Заявленные требования мотивированы тем, что оспариваемые постановления вынесены с нарушением действующего земельного законодательства и части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
В отзыве Администрация г.Таганрога (далее - администрация) возражала против удовлетворения иска, полагая, что ею была соблюдена законодательно предусмотренная процедура предоставления Борисову Ю.В. земельного участка под строительство с предварительном согласованием места размещения объекта.
В отзыве КУИ г. Таганрога возражал против удовлетворения иска.
В отзыве Борисов Ю.В. также возражал против удовлетворения заявленных требований.
В отзыве Кириченко О.А. поддержала заявленные требования, указав в дополнениях, что пункт 1 постановления администрации №3049 от 30.06.2009 г. в части утверждения акта выбора и схемы расположения земельного участка для размещения офисных помещений, пункты 2.1, 3 указанного постановления, а также постановление администрации №3394 от 29.07.2009 г. его права не нарушают.
В судебном заседании представители участвующих в деле лиц поддержали доводы, приведенные в заявлении и отзывах на заявление.
Изучив материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд установил следующее.
19 ноября Борисов Ю.В. обратился в администрацию с заявлением о предоставлении в пользование земельного участка площадью 10 (десять) соток по улице 2-ая Песочная для строительства по предварительному согласованию здания офиса.
Впоследствии, Борисов Ю.В. уточнил предмет заявления, указав земельный участок площадью 24 сотки по улице 1-ая Песочная.
6 декабря 2008 года в газете «Таганрогская правда» №346 администрацией опубликована информация о предполагаемом использовании земельного участка площадью 1000 кв.м. по адресу: пер.Южный, 29 - для размещения офисных помещений.
В газете «Таганрогская правда» от 30.01.2009 г. - 05.02.2009 г. администрация информировала об уточнении редакции объявления от 06.12.2008 г., указав площадь земельного участка 2231 кв.м.
После первой публикации предприниматель Кириченко О.А. обратилась в администрацию с заявкой на предоставлением вышеуказанного земельного участка в аренду.
После изменения редакции объявления 9 февраля 2009 г. Кириченко О.А. также уточнила поданную заявку. Письмом от 25.05.2009 г. №929 комитет по архитектуре и градостроительству администрации ответил Кириченко О.В., что указанный земельный участок будет предоставлен посредством предварительного согласования места размещения тому лицу, которое выступило с инициативой по его формированию, провело землеустроительные работы и будет использовать в дальнейшем для строительства и эксплуатации соответствующего объекта в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 30, статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Постановлением администрации от 30.06.2009 г. №3049 в редакции постановления от 29.07.2009 г. №3394 утврежден акт выбора и схема расположения земельного участка по адресу: пер.Южный, 29 площадью 2231 кв.м. для размещения офисных помещений и предварительно согласовано место размещения объекта Борисову Юрию Викторовичу на период проведения проектно-изыскательских работ. Борисову Ю.В. предложено обратиться в территориальный отдел №20 Управления Роснедвижимости по ростовской области для постановки на кадастровый учет земельного участка, разработать проектно- сметную документацию на строительство офисных помещений в организации, имеющей лицензию на данный вид работ и предоставить в комитет по архитектуре и градостроительству полный пакет документов, необходимых для получения разрешения на строительство.
На основании постановления администрации от 02.11.2009 г. №5274 от 02.11.2009 г. «О предоставлении в аренду Борисову Ю.В. земельного участка, находящегося по адресу: Ростовская область, г.Таганрг, пер.Южный, 29» между Комитетом по управлению имуществом г.Таганрога (арендодатель) и Борисовым Ю.В. (арендатор) подписан договора аренды №09-641 от 13.11.2009 г. земельного участка из земель населенных пунктом с кадастровым номером 61:58:0003499:1, находящегося по адресу: Ростовская область, г.Таганрог, пер.Южный, 29, для размещения офисных помещений, в границах,  указанных в кадастровом паспорте земельного участка, общей площадью 2231 кв.м.
По результатам выяснения указанных обстоятельств на основании заявления Кириченко О.А. решением управления от 28.04.2010 г. № 4011/04 администрация признана нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), поскольку администрация не провела торги по предоставлению земельного участка при наличии двух заявок, чем нарушила права Кириченко О.А.
На основании части 6 статьи 23 Закона о защите конкуренции управление обратилось в арбитражный суд с настоящими требования.
Заявленные требования подведомственны арбитражному суду на основании статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в силу норм, закрепленных в пункте 6 статьи 23 Закона о защите конкуренции.
В силу пункта 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется следующим образом: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) проведение работ по формированию земельного участка; 3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 Кодекса; 4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Кодекса.
Согласно статье 31 Кодекса заинтересованное лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением, в котором указывается назначение объекта, предполагаемое место размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. Орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. Орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка или об отказе в размещении объекта.
В силу пункта 3 статьи 31 Кодекса орган местного самоуправления информирует население о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства. По смыслу этой нормы такая информация направлена не только на защиту интересов населения, но и на выявление наличия потенциальных претендентов на данный земельный участок.
При наличии нескольких заявок право на заключение договора аренды на земельный участок выставляется на торги. Проведение торгов в этом случае не противоречит статьям 3D и 31 Кодекса, которые не содержат запрета на их проведение при "наличии нескольких заявок до принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта. Проведение торгов соответствует принципу земельного законодательства, закрепленному в подпункте 11 пункта 1 статьи 1 Кодекса, предусматривающему сочетание интересов общества и законных интересов граждан.
Согласно этому принципу регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком. В противном случае у заинтересованных лиц появляется возможность получить (предоставить) земельный участок, пользующийся повышенным спросом, без проведения торгов. Между тем целью проведения торгов является привлечение всех заинтересованных лиц и обеспечение им равных возможностей на приобретение земельного участка, а также получение органом местного самоуправления максимальной цены за объект торгов.
Соответствующая позиция подтверждается сложившейся судебной практикой (см. постановления ФАС СКО от 17.12.2009 г. по делу №А53-8516/2009, ФАС СКО от 24.11.2009 г. № А32-383/2009, ФАС СКО от 22 января 2008 г. № Ф08-8615/07, постановление ФАС СКО от 16 января 2008 г. № Ф08-8480/07/1. постановление ФАС Уральского округа от 25.05.2009 г. №Ф09-3358/07-С1)Материалами дела подтверждается, что на спорный земельный участок, расположенный по адресу г. Таганрог, пер. Южный, 29, претендуют Борисов Ю.В. и предприниматель Кириченко О.А. Участок предоставлен в аренду Борисову Ю.В., а заявление предпринимателя Кириченко О.А. органом местного управления не рассмотрено. Поскольку как Борисов Ю.В., так и предприниматель Кириченко О.А. обратились с заявлениями о предоставлении земельного участка до принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, суд полагает, что предоставление участка должно производиться на торгах.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, если полагают, что оспариваемые акты не соответствуют закону или иному правовому акту и нарушают их права и законные интересы.
Ввиду того, что постановление администрации от 30.06.2009 г. в редакции постановления от 29.07.2009 г. №3394, а также постановление администрации от 02.11.2009 г. №5273 противоречат земельному законодательству (статьям 1, 30 и 31 Земельного кодекса Российской Федерации) и нарушают права и законные интересы предпринимателя Кириченко О.А., данные ненормативные акты подлежат признанию недействительными.
Заключенный с нарушением норм земельного законодательства на основании незаконных постановлений администрации договор аренды спорного земельного участка №09-641 от 13.11.2009 г. также подлежит признанию недействительным в силу его ничтожности на основании статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При этом суд рассматривает требования о недействительности договора аренды по правилам искового производства, принимая во внимание привлеченность к участию в деле в качестве заинтересованных лиц сторон договора аренды как надлежащих ответчиков по иску о признании недействительным договора, что не нарушает их процессуальные права.
Доводы предпринимателя Кириченко О.А. о том, что пункт 1 постановления администрации №3049 от 30.06.2009 г. в части утверждения акта выбора и схемы расположения земельного участка для размещения офисных помещений, пункты 2.1, 3 указанного постановления, а также постановление администрации №3394 от 29.07.2009 г. его права не нарушают, отклоняются судом ввиду того, что процедура предоставления земельного участка в аренду включает в себя утверждение акта выбора земельного участка, который составлен и утвержден применительно к заявке Борисова Ю.В. без проведения торгов до принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, что является нарушением земельного законодательства и нарушает права и законные интересы Кириченко О.А.
В порядке статьи ПО Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на администрацию, освобожденную от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями ПО, 167-176, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
 
РЕШИЛ:
 
Признать недействительными постановление Администрации г. Таганрога от 30.06.2009г. № 3049 «О предварительном согласовании места размещения объекта для проведения проектно-изыскательских работ для размещения офисных помещений по адресу: пер. Южный, 29» (редакции Постановления Администрации г.Таганрога от 29.07.2009г. № 3394), постановление Администрации г.Таганрога от 02.11.2009г. № 5273 «О предоставлении в аренду гр. Борисову Юрию Викторовичу земельного участка, находящегося по адресу: Ростовская область, г. Таганрог, пер. Южный, 29».
Признать недействительным договор аренды № 09-641 от 13.11.2009г. находящегося в государственной собственности земельного участка.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу через суд, вынесший решение.
 
Судья Н.А. Жигало
[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => [format] => full_html [safe_value] => ) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 13 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 13 [vid] => 3 [name] => Судебные решения [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 13 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 12 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-08-16 11:58:17 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-08-16 11:58:17 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1320771109 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Ростовское УФАС России )