Дело Быковской: губернатор названивал в ФАС, а медучреждениям навязывали дорогих поставщиков

В Кущевском райсуде предана гласности очередная порция свидетельских показаний в деле экс-министра здравоохранения Ростовской области Татьяны Быковской.
Были озвучены свидетельские показания замруководителя УФАС по Ростовской области Максима Благодарева. Антимонопольщик на допросе у следователя подтвердил показания своего коллеги – начальника отдела контроля закупок УФАС Тиграна Акопяна – о том, что представители правительства Ростовской области пытались вмешиваться в торги по определению исполнителя услуг по утилизации медицинских отходов. Однако Благодарев добавил важное уточнение: с его слов, инициатива по вмешательству исходила от самого губернатора Василия Голубева. Гособвинитель зачитала показания Благодарева.
— В первой половине сентября ему позвонил руководитель УФАС по Ростовской области Вадим Корнеев и сообщил, что ему звонил губернатор с просьбой провести встречу с представителями правительства Ростовской области на предмет обсуждения закупки по утилизации медицинских отходов. В связи с этим Корнеев поручил ему провести данную встречу, — поведала подробности прокурор.
Встреча состоялась в кабинете Благодарева. Немногочисленную «делегацию» правительства представлял начальник правового управления при губернаторе Ростовской области Евгений Осыченко. В ходе беседы представители правительства пытались убедить руководителей УФАС в том, что закупка услуги должна проводиться в форме конкурса. Максим Благодарев, по его собственным словам, отклонил просьбы областных чиновников и настоял, что это должен быть электронный аукцион.
Следующей порцией свидетельских показаний стали рассказы главных врачей ростовских медучреждений об их рабочих отношениях с Татьяной Быковской и о том, как изменилась их работа после того, как за утилизацию медотходов взялась компания «Центр 100 Ростов-на-Дону».
Были оглашены показания главных врачей ростовской городской больницы №4, родильного дома №5 и городской больницы №8. Свидетельства главврачей были похожи по своему содержанию. Они сдержанно охарактеризовали Быковскую как «волевого и жесткого руководителя». Все они признались, что расходы больниц на оплату услуг по утилизации медотходов существенно выросли после того, как этим занялся «Центр 100».
— Пришлось сократить расходы на осуществление текущего ремонта и выплаты заработной платы, — сообщил главврач роддома №5 Владимир Нечаюк.
Одним из факторов побед «Центра 100» на торгах было то обстоятельство, что компания обещала проводить «рекуперацию», извлечение полезных компонентов из медицинских отходов для повторного применения. При этом у ее конкурентов не было оборудования для этого. Главврачи сообщили следователю, что они в принципе не знают, что такое рекуперация и зачем она им нужна. Следователь поведал им, что, согласно контрактам, их медучреждения являются владельцами вторичного сырья, полученного из медотоходов в результате рекуперации. Тогда главврачи удивились еще больше. Медики не знали, зачем им нужно вторичное сырье и почему это было частью контрактов.
Из общего ряда показаний главврачей заметно выделялись свидетельства бывшего главного врача ГБУ РО «Перинатальный центр» Валерия Буштырева. Когда гособвинитель сообщила, что зачитает показания Буштырева, то Быковская нервно заерзала на скамье подсудимых.
Главврач перинатального центра охарактеризовал свои отношения с министром здравоохранения как плохие.
— Наши отношения испортились с 2009 года, когда Быковская стала указывать мне, у каких поставщиков – я помню «Алком-7» – мне закупать оборудование для ГБУ РО «ПЦ». При этом мне было известно, что «Алком-7» занимается поставкой оборудования по значительно завышенной стоимости, относительно рыночной – более чем в десять раз, — свидетельствовал Буштырев.
Бывший главврач перинатального центра также рассказал о том, как появилась в медицине Ростовской области компания «Центр 100». Еще весной 2017 года директор этой компании рекламировал свои услуги руководителям медучреждений на «дне организатора», проведенном во Дворце здоровья.
— В поддержку «Центра 100» тогда выступила министр здравоохранения Ростовской области и сообщила, что медицинские учреждения будут сотрудничать с данной организацией, — уточнил Валерий Буштырев.
Главврач ГБУ РО «ПЦ» не планировал сотрудничества с «Центром 100»: дело в том, что у перинатального центра был свой участок для утилизации медицинских отходов с необходимым оборудованием.
Но уже осенью 2018 года медицинская карьера Буштырева закончилась. За два года до этого было уменьшено финансирование, гарантированные объемы медицинских услуг, лечение женщин и новорожденных детей. Буштырев пытался через суд взыскать стоимость лечения недоношенных детей со страховых компаний. Однако, по оценке главврача, министр здравоохранения РО Быковская – пришедшая на этот пост с должности замдиректора областного фонда обязательного медстрахования – заняла сторону не перинатального центра, а «отстаивала интересы страховых компаний». Быковская издала приказ об увольнении Буштырева.
— Быковскую он может охарактеризовать как человека, который думает не о деле, а о корысти, как непатриота своей страны… В настоящее время, согласно официальной статистике, Ростовская область занимает первое место по младенческой смертности в ЮФО, — зачитала показания Буштырева гособвинитель.
Все время оглашения показаний Валерия Буштырева подсудимая Быковская сидела словно на иголках. После завершения оглашения был объявлен пятиминутный перерыв, и тогда подсудимая дала волю эмоциям. Полушепотом, но так, что было слышно всем присутствующим, она высказывала своим адвокатам все, что думает о главвраче перинатального центра. «…Сидел бы уже, молчал!», — было самое приличное высказывание экс-министра о бывшем коллеге.
Оглашения показаний и допросы свидетелей продолжатся на следующих судебных заседаниях.
Напомним, что в Кущевском районом суде Краснодарского края слушается уголовное дело экс-министра здравоохранения Ростовской области Татьяны Быковской и ее заместителя Станислава Беседовского. Они обвиняются по статье 286 уголовного кодекса: «Превышение должностных полномочий». Они были заподозрены в том, что создавали преимущества для компании «Центр 100 Ростов-на-Дону» на торгах по оказанию услуг по обращению с медицинскими отходами.