В Ростовской области полисы ОСАГО в июне начнет выдавать единый агент Российского союза автостраховщиков

Однако, полагают эксперты, гарантии от навязывания дополнительных услуг это не даст

Как ожидается, с 7 июня полисы обязательной автогражданской ответственности (ОСАГО), с которыми, как знают наверняка те жители Ростовской области, которым в последнее время приходилось обращаться за их приобретением, в донском регионе, а также в Краснодарском крае и Волгоградской области, начнут выдавать единая агентская структура.

Страховщика определит номер ПТС

 

- Система агентов вводится для устранения проблемы доступности полисов ОСАГО в ряде регионов, в первую очередь речь идет о Южном федеральном округе, где в наибольшей степени активны «автоюристы», - заявили «Комсомольской правде — Ростов-на-Дону» в Российском союзе автостраховщиков (РСА) со ссылкой на президента этой структуры Игоря Юргенса.

Речь идет о том, что между всеми страховыми организациями, входящими в этот союз (а таковых 81), будут заключены агентские договоры, и каждая из них приступит к продаже полисов любой из этих дружественныхстраховых организаций. При этом число полисов от конкретной компании, представленных в «общий котел» для проблемных регионов (т. е. для Ростова, Краснодара и Волгограда), будет рассчитываться исходя из ее доли на рынке автогражданки, и с учетом того, какое число договоров она заключает в конкретном субъекте федерации.

В принципе, особо ничего не изменится, полагает ряд опрошенных «КП» экспертов в сфере страхования. Но таким образом с этого рынке будут удалены сегодняшние посредники-частники — агенты, а также автоюристы, часть из которых РСА предпочитает писать в кавычках, подразумевая их нечестность.

- Однако их место займут сами крупные страховщики, - объясняет эксперт Сергей Тихонов. - И у водителя появится нехитрый совсем выбор: либо идешь своими ногами в офис той компании, в которой бы ты хотел застраховать свою машину, либо — в офис любой другой, где тебе предложат оформить полис в соответствии с тремя последними цифрами паспорта транспортного средства (ПТС). То есть автовладельцам как бы назначается случайным образом «свой» страховщик. Список их будет меняться, по последним данным, ежемесячно. В переводе на доступный язык это означает следующее: пришел ты в компанию «Х» за полисом, а тебе сообщают, сверив данные ПТС, что полис выдадут от компании «Y». Не хочешь эту организацию — пиши заявление. В любом случае, платить придется, по всей видимости, больше, чем по номиналу полиса, поскольку будет взиматься агентский сбор.

А что будет с навязыванием допуслуг?

Руководитель РСА Игорь Юргенс убеждает, что навязывания не будет, выбор у автомобилиста останется, но если у той компании, где он бы хотел оформить ОСАГО, его не устроили сроки, очередь, то — пожалуйста, есть агент.

- При том система урегулирования убытков будет действовать также, как и сейчас для тех компаний, у которых есть филиалы не во всех регионах РФ – через институт представительства, - объясняет Юргенс. - То есть урегулирование страховых случаев будет происходить через одного из крупных страховщиков, который, произведя расчет по единой методике расчета ущерба, обязательной к применению для всех компаний, оценит убыток и обеспечит ремонт транспортного средства или выплату страхового возмещения.

С этой точкой зрения, впрочем, согласны не все. К примеру, ростовские автолюбители задают логичный вопрос: а что будет с навязыванием допуслуг в виде страхования жизни и т. д.?

Федеральная антимонопольная служба, как сообщают СМИ, тоже далеко не всем довольна в новой схеме — прежде всего, определением поставщика услуг по номеру ПТС: с чего это, спрашивается, человек лишен возможности выбирать самостоятельно? Плюс антимонопольщики, по словам зампреда ЦБ РФ Владимира Чистюхина, усмотрело в системе агентских продаж недостатки, которые могут говорить о сговоре компаний.

Напомним, к слову, что в начале марта этого года Ростовское управление ФАС России возбудило дело в отношении шести крупных игроков на рынке автострахования, усмотрев в их деятельности признаки сговора при реализации ОСАГО. И произошло это на основании многочисленных жалоб от водителей, сообщавших о навязывании «допов», а в случае несогласия с ними, людям попросту отказывали в продаже полисов, ссылаясь то на неработающую систему Единой базы данных, то на перебои с Интернетом, то на отсутствие самих бланков.

Сегодня проблемы с получением ОСАГО в Ростове-на-Дону остаются

Чем все закончится — пока еще не ясно. Однако в декабре 2016-го Верховный суд России признал законным возбуждение ростовским УФАС аналогичного дела, подтвердив правомерность наложенного на страховщиков штрафа почти суммарно почти на 50 млн рублей.

А проблемы с получением полиса ОСАГО, кстати, в Ростове-на-Дону остаются и сегодня — за три недели до запуска новой системы.

- Попыталась оформить ОСАГО на сайте одной из крупнейших федеральных страховых компаний, ввела все данные, система меня «нашла» - т. е. все сведения о моем водительском стаже, предыдущих страховках, данные самого автомобиля, - рассказала «КП» - Ростов-на-Дону» читательница Ольга Г. - Даже подсчитали сумму страховки. Но когда нажала кнопку «оплатить», появилось сообщение «идет проверка». Звонок в московский офис ничего не дал: заявили, что, мол, сайт находится на реконструкции, поэтому приходите в наш ростовский офис пешком.

К слову, эта организация, как следует из открытой информации на портале РСА, является ее агентом (всего таковых в стране десять, непосредственно в Ростовской области действуют девять из них — в качестве филиалов). Другими словами, и она тоже будет участвовать в новой системе распределения полисов в ближайшем будущем.

Так что — посмотрим, чем закончится внедрение агентской системы.