Автогражданку снимут с ручника

"Рулить" будет рынок.

Обязательное страхование автогражданской ответственности собираются передать на волю рынка. Страховые компании смогут сами определять стоимость полиса и не ориентироваться на указания Центробанка РФ, как сейчас. Сам регулятор планирует таким образом решить структурные проблемы отрасли, которых за десять лет скопилось немало.

Для страховщиков вероятность либерализации тарифа ОСАГО - очередной проблеск света в конце проблемного тоннеля. Не секрет, что долгое время этот вид страхования был убыточным. С 2003 года тарифы на автогражданку не менялись. Как в стоячей воде, начали "цвести" проблемы, структурный кризис давал о себе знать. В октябре 2014 года Центробанк "подвинулся" - тарифы выросли на 23-30%. Спустя полгода, в апреле 2015 года, ставка поднялась еще на 40%. Базовый тариф для частных легковушек после этого составил 3 432 - 4 118 рублей, а средняя стоимость полиса с учетом всех коэффициентов перевалила за 5 000 рублей.

Все это привело к тому, что сфера "зашевелилась". Несмотря на то, что многие автовладельцы из-за подорожания полисов почти в два раза предпочли от них отвернуться, премии автостраховщиков за 9 месяцев 2015 года выросли на 46% - до 156 миллиардов рублей. Это при том, что количество проданных полисов снизилось почти на 2,5 миллиона штук.

Страховщики ликуют - впервые за долгое время появилась надежда на то, что ОСАГО из "падчерицы" превратится в любимого ребенка. Однако праздник может оказаться недолгим. По словам главы Российского союза автостраховщиков Игоря Юргенса, рост премий почти достиг своего предела, а выплаты только набирают обороты. Не стоит забывать, что лимиты компенсаций с октября 2015 года за вред имуществу поднялись с 120 000 до 400 000 рублей, жизни и здоровью - с 160 000 до 500 000 рублей.

"Прирост выплат оказался выше, чем темп прироста средней премии (77% против 66%). При существующей ситуации проблемы в ОСАГО будут только нарастать", - комментирует директор Екатеринбургского филиала ОА "СОГАЗ" Мария Путилова. По ее словам, уже к концу следующего года ОСАГО снова может стать убыточным видом страхования.

На подмогу мог бы прийти свободный тариф, однако скорой "рыночной" помощи ждать не стоит. По прикидкам специалистов, на разработку "дорожной карты" может уйти не менее трех лет.

Сегодня же страховщики красочно описывают перспективы и с нетерпением ждут освобождения ОСАГО от уз Центробанка. "Для страховых компаний будет больше плюсов, чем минусов", - отмечает замглавы Управления андеррайтинга по автострахованию ГСК "Югория" Дмитрий Лунгу. По его словам, все затраты компании смогут регулировать тарифами. Вероятнее всего, туго придется неаккуратным автовладельцам и лихачам. "Для виновников аварий свободная тарификация станет хорошим стимулом изменить манеру вождения и соблюдать ПДД", - считает Мария Путилова.

Представители компаний в голос утверждают, что возможность индивидуального подхода позволит назначать справедливую ставку каждому страхователю в зависимости от его опыта вождения и страховой истории. "В итоге для стабильно безаварийных водителей полис ОСАГО останется адекватно недорогим", - отмечает М.Путилова. Сегодня, кстати, страховщики, как правило, придерживают скидки для аккуратных клиентов.

Рост тарифов предрекают для такси, маршруток, автомобилей служб доставки из-за высокой аварийности. Снижение может затронуть владельцев иномарок, новых и мощных авто.

Более гибко формировать тарифы заставит и невидимая рука рынка. Председатель Союза страховщиков Уральского региона "Белый соболь" Олег Цыпулин считает, что компаниям в любом случае придется учитывать возросшую конкуренцию и заламывать цены никто не будет. По этой причине, вероятно, снизятся тарифы для так называемых прибыльных регионов, где предложение на рынке страхования традиционно велико. Обратная картина может наблюдаться в убыточных территориях, отмечает Дмитрий Лунгу.

Однако заявляя, что вместе со свободным тарифом в отрасль придет здоровая конкуренция, участники рынка несколько лукавят. Одной из первых реакций общественности на сообщение Центробанка стали предположения о возможном сговоре крупных игроков и быстром росте цен на полисы.

Эти опасения не беспочвенны. 7 декабря 2015 года Верховный суд признал правомерным решение Ростовского УФАС о сговоре 14 страховых компаний. Дело было возбуждено в феврале 2014 года после многочисленных жалоб на трудности при заключении договоров ОСАГО.

"Страховые компании, имеющие разветвленную филиальную и агентскую сеть, осуществляли единообразные, синхронные действия. Ростовское УФАС России на основе анализа поведения страховых компаний доказало наличие между ними устного соглашения, которое не может быть документально подтверждено", - пояснили в пресс-службе ФАС России.

Теперь "Ингосстрах", "Росгосстрах", "УралСиб", "Северная казна", "СК "Согласие", "ГУТА-Страхование", "Альфастрахование", СОАО "ВСК" и другие разделят 48-миллионый штраф.

Противников либерализации тарифов ОСАГО не так много. Большинство собеседников "Уралинформбюро" признают, что эта сфера страхования "дозрела" до рынка. Председатель Свердловской общественной организации "Независимая ассоциация содействия автомобилистам" Василий Белопашенцев отмечает, что другими способами решить проблемы автострахования вряд ли удастся.

"Тарифы все-таки должны быть отрегулированы рынком и самими страховыми компаниями. Если компания заинтересована в привлечении дополнительных клиентов, она снизит тарифы. Однако ФАС не должна спускать глаз со страховщиков, чтобы крайними не остались автовладельцы", - считает он.

 

Интерфакс

Число жалоб на рынке страховых услуг в Ростовской области резко упало – УФАС

Ростов-на-Дону. 22 декабря. ИНТЕРФАКС-ЮГ - Число жалоб на рынке страховых услуг в Ростовской области резко сократилос, сообщила заместитель руководителя УФАС по Ростовской области - начальник отдела изучения и контроля товарных рынков Наталья Кожемяко на пресс-конференции во вторник в пресс-центре агентства "Интерфакс-Юг" в Ростове-на-Дону.

Вместе с тем, по ее словам, жалобы на действия страховщиков при заключении договоров ОСАГО - хоть и в незначительных количествах, однако, продолжают поступать.

"Если речь идет о доминирующей страховой компании на рынке ОСАГО, которой является "Россгосстрах", мы направляем (в адрес СК - ИФ) предупреждение. Надо сказать, компания исполняет предупреждения. Если по каким-то причинам не хотели они заключать договор ОСАГО с физическим лицом, переносили сроки, то - заключают. Если к нам обратился гражданин, которому вместе с договором ОСАГО был вручен другой дополнительный полис страхования, либо проведен техосмотр, который не был нужен, - возвращаются деньги за навязанные дополнительные услуги", - отметила Н. Кожемяко.

Кроме того в случае, если жалоба поступила на действия страховой компании, не являющейся монополистом, УФАС предлагает в добровольном порядке устранить претензию застрахованного лица, добавила она.

"Надо сказать, что страховщики шли навстречу и исполняли просьбу", - отметила замглавы управления.

Она также подчеркнула, что наиболее негативное положение на рынке ОСАГО в регионе наблюдалось в 2013-2014 годах.

"Все наши решения - а было 6 дел - отстояли судебную проверку, в том числе, в Верховном суде РФ. Последнее дело для нас - знаковое, и мы считаем это дело прецедентным - это дело в отношении 14 страховых компаний, которые заключили антикорнкурентные соглашения, в результате которых контрагентам - физическим лицам отказывали в заключении договоров ОСАГО без приобретения иного вида добровольного страхования", - сказала Н.Кожемяко.

По ее словам, страховщикам было выдано предписание о прекращении нарушения. Более того компании были оштрафованы суммарно на 47 млн рублей, свыше 17 млн рублей из этой суммы уже оплачено.

Отпускные цены на бензин в Ростовской области в 2015г выросли на 1-2% - УФАС

Отпускные цены на бензин в Ростовской области в 2015 году выросли на 1-2%, сообщил заместитель начальника отдела изучения и контроля товарных рынков УФАС Петр Воронцов на пресс-конференции во вторник в пресс-центре агентства "Интерфакс-Юг" в Ростове-на-Дону.

"В 2015 году динамика перерабатывающих заводов была высокая, цены увеличились за год порядка на 16-17%, но с учетом изменения мировых цен на нефть, отпускные цены заводов к декабрю снизились до уровня начала года- мы имеем итоговую инфляцию порядка 1-2%", - сказал П.Воронцов.

Вместе с тем, по его словам, розничная цена на бензин с начала года выросла примерно на 7-8%.

"По данным на 15 декабря инфляция составила 11,7%, в Ростовской области цена на бензин выросла на 7,8%, на дизельное топливо - на 3,07%", - уточнил замруководителя отдела.

При этом П.Воронцов отметил, что "прямой связи между мировыми ценами на нефть и стоимостью бензина быть не может".

"Более 60% стоимости 1 литра топлива составляют налоги. То есть прямой связи между мировыми ценами на нефть и стоимостью бензина, быть не может. Вместе с тем можно отметить позитивную для потребителей тенденцию: начиная с ноября 2015 года идет снижение цен на бензин и дизельное топливо. Мы видим позитивную коррекцию по цене", - резюмировал П.Воронцов.

По его словам, ростовское УФАС России - помимо мониторинга за ценами на нефтепродукты - ведет работу по пресечению возможных нарушений антимонопольного законодательства, в частности - по стимулированию развития биржевой торговли, "поскольку биржа - более объективный инструмент рыночного регулирования цен, с которым выступает антимонопольная служба".

"В настоящее время порядка 20% всех объемов реализуется на бирже, соответственно, появляется индикатор, который позволяет отслеживать цены", - добавил П.Воронцов.

Он также подчеркнул, что по сравнению с 2008-2009 годами, когда цены на мировом рынке значительно снижались, в России отмечалась обратно пропорциональная ситуация, и на внутреннем рынке сохранялись достаточно высокие цены. В настоящее время, напротив, цены корректируются с учетом ситуации на мировых рынках.

"Ростовдонавтовокзал" незаконно взимал плату за раннее приобретение билетов - УФАС

ООО "Ростовдонавтовокзал" незаконно взимало плату за ранее приобретение билетов по междугороднему маршруту, сообщил П.Воронцов.

"Сложилась такая практика: при приобретении билета на автобусный междугородний маршрут за несколько дней до поездки многие автовокзалы взимают плату в размере дополнительных 40-50 рублей. С учетом действующего законодательства антимонопольный орган должен выдать предупреждение, одно уже было, касалось маршрута Ростов-на-Дону - Красный Сулин в отношении "Ростовдонавтовокзал". С автовокзалом мы наши общий язык, предписание (управления ФАС об устранении нарушений - ИФ) - исполнено. В настоящее время дополнительная плата не взимается. Поскольку мы увидели, что в целом практика достаточно распространенная, в настоящее время проводятся проверки и по другим маршрутам", - сказал П.Воронцов.

Он также сообщил, что в текущем году было выявлено еще одно крупное нарушение - в отношении ОАО "Чистый город", которое увеличило плату за услуг по сбору, транспортировке и размещению твердых бытовых отходов для многоквартирных домов Ростова-на-Дону более чем на 40% - с 2,2 рубля до 3,14 рубля за 1 квадратный метр.

"Предприятие обосновывало рост цен генеральной схемой очистки территории Ростова-на-Дону, принятой в 2014 году. В соответствии с генеральной схемой, норматив накопления отходов на 1 человека в год был увеличен с 245 до 250 кг. "Чистый город" воспользовался изменением норматива, применив его к своим объемам, и поднял плату на 40%", - сказал П.Воронцов.

По его словам, комиссия ростовского УФАС в ходе проверки установила, что данный норматив не соответствует тем объемам мусора, вывоз которого осуществляет фактически "Чистый город".

"Таким образом, повышение тарифа является экономически необоснованным. Ростовское УФАС вынесло решение и предписание о пересчете тарифа с учетом фактически оказанных услуг. Компания не согласилась с данными решением и предписанием и обжалует их в суде", - сообщил он.

В настоящее время ведется работа по привлечению ОАО к административной ответственности.

УФАС оспаривает в апелляционном суде отмену штрафа в отношении операционной "дочки" "Магнита"

Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Ростовской области оспаривает в апелляционном суде решение арбитражного суда Краснодарского края, отменившего штраф в размере 2,5 млн рублей, наложенный УФАС на операционную "дочку" "Магнита" - ЗАО "Тандер" в связи с нарушением закона "О торговле".

Как сообщил заместитель начальника отдела изучения и контроля товарных рынков УФАС Мурсал Исмаилов, арбитражный суд отменил решение о штрафе, сославшись на нарушение процессуальных норм. По мнению суда, ростовское УФАС не могло привлечь к ответственности торговую сеть, которая зарегистрирована в Краснодарском крае.

"Мы с этим не согласны. Более того, этот вопрос поднимался, когда компания оспаривала в судах решение УФАС, признавшего компанию нарушителем антимонопольного законодательства. Суды сказали, что ростовское УФАС имеет полномочия рассматривать данный спор, но почему-то Краснодарский краевой суд поддержал ЗАО "Тандер", будем надеяться на позицию апелляционного суда", - сказал М.Исмаилов.

По его словам управление уже подало жалобу в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд, рассмотрение дела состоится в январе 2016 года.

М.Исмаилов также сообщил, что за данное нарушение должностное лицо - начальник отдела компании - также было привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 30 тыс. рублей. ЗАО "Тандер" попыталось оспорить и этот штраф в судах общей юрисдикции. "Кировский районный суд и Ростовский областной суд нас поддержали", - сказал он.

Как сообщалось ранее, в сентябре 2014 года комиссия ростовского УФАС установила, что ЗАО "Тандер" отказало ООО ПКФ "Маяк" (Зерноградский район, Ростовская область) в повышении закупочной цены чечевицы с 21,6 рубля до 29,5 рубля за 1 кг, а затем прекратило реализацию продукции данного поставщика. При этом цена чечевицы на полках магазинов торговой сети "Магнит" (MOEX: MGNT) существенно превышала цену закупки: наценка на товар превышала 135%. Необоснованным отказом в согласовании новой цены и прекращением поставки без объективных на то причин торговая сеть навязала ООО ПКФ "Маяк" невыгодные для него условия.

Комиссия ростовского УФАС признала ЗАО "Тандер" нарушителем п.2 ч.1 ст.13 ФЗ N381 "Об основах государственного регулирования торговой деятельности". Было выдано предписание об устранении нарушения. ЗАО "Тандер" обжаловало решение и предписание УФАС в судебном порядке. Арбитражный суд встал на сторону компании и отменил решение УФАС. Однако Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд, а вслед за ним и Арбитражный суд Северо-Кавказского округа поддержали позицию УФАС.

За данное нарушение "Тандер" был привлечен к административной ответственность в виде штрафа в размере 2,5 млн рублей, должностное лицо компании - 30 тыс. рублей.

"Магнит" - крупнейший в России ритейлер по объему продаж и количеству магазинов. Штаб-квартира компании расположена в Краснодаре. На конец августа сеть "Магнита" объединяла 11,17 тыс. магазинов (в том числе 9,127 тыс. магазинов "у дома"). Выручка ритейлера за 8 месяцев 2015 года составила 614,5 млрд рублей (рост на 28% по сравнению с прошлогодним показателем).

Собственная логистическая система ритейлера объединяет 29 распределительных центров (по данным на конец июня), автоматизированную систему управления запасами и автопарк, состоящий из 5,926 тыс. автомобилей.