Выступление заместителя руководителя Ростовского УФАС России А.Б. Артахова в итоговой программе на "ЮР РБК"

Сфера деятельности: Контроль госзакупок
Антон Артахов: Электронные аукционы устранят возможность координации действий участников между собой и позволят сэкономить миллиарды рублей
 
Проведение госзакупок, призванное при максимальной экономии бюджетных средств найти добросовестного исполнителя госзаказа, который бы предоставил максимально качественный продукт или услугу, зачастую является сферой злоупотреблений и нарушений. Участники госзакупок часто идут на сговор, чтобы получить госзаказ, минимально снизив цену контракта. Проведение госзакупок посредством электронных торгов должно исключить исключить основу для злоупотреблений. Понемногу начинающееся применение электронных аукционов показало, что снижение начальной цены госконтрактов составляет в среднем 20%, в то время как в ходе традиционных госторгов, цена контрактов снижается максимум на 1,5%. По мнению замруководителя УФАС по РО Антона Артахова, переход на проведение гозакупок в форме электронных аукционов должно устранить возможность координации действий участников между собой и повлечет экономию миллиардов рублей. видео

 

Многие считают, что введение электронных аукционов при госзакупках позволит избежать многих бед, которые преследовали нас до этого. Так ли это?
 
Идеология законодательства и введение электронных аукционов сводится к устранению выявленных проблем в ходе применения предыдущих способов госзакупок, т.е. обычных аукционов. Первая проблема - это сговоры на торгах как между участниками торгов, так и между заказчиками и участниками. Вторая — это низкая экономия бюджетных средств. Электронные аукционы должны устранить сговоры и повысить экономию в силу того, что и участники и заказчик не будут знать, кто еще участвует в аукционе, сколько всего участников. Когда заказчик будет рассматривать заявки, он не будет знать, чьи это заявки. Именно это должно позволить устранить возможность координации действий участников между собой.
 
Сейчас мы сталкиваемся с ситуациями, когда до 30 претендентов, пришедших на аукцион для снижения цены контракта, в итоге отказываются это делать, выходит победитель, который снижает цену на 0,5%, максимум - на 1,5%, а остальные идут домой непонятно почему. На мой взгляд иной причины, чем сговор, здесь быть не может, и поэтому надеемся, что электронные аукционы позволят избежать этой проблемы и повысить экономию. Например, в сфере монтажа пожарной сигнализации, если аукцион проходит честно, то экономия может достичь 50-70% от начальной цены контракта. Средняя экономия на проводившихся в прошлом году электронных аукционах составила 20%.
 
Соответственно, если мы сможем перевести большой объем закупок в эту сферу, мы сможем увеличить экономию бюджетных средств с нынешних 5% до 20%, а в абсолютном выражении это будет исчисляться миллиардами рублей только для Ростовской области.
 
Как часто происходят сговоры?
 
Достаточно часто, поскольку если в аукционе участвует мало претендентов, то им легче договориться, нежели снижать цену. В прошлом году мы рассмотрели 6 дел по факту сговора на аукционах. В двух случаях суд подтвердил наши выводы о том, что участники разделили лоты между собой.
 
Растет ли число людей, обращающихся с жалобами на результаты торгов?
 
Рост мы отмечаем в разы, потому что предприниматели не боятся защищать свои права и, более того, видят антимонопольную службу, и другие контролирующие органы (например, министерство экономики), как эффективную форму защиты своих прав. Если по итогам 2006 г. мы отмечали, что у нас было 132 жалобы, то в 2009 г. количество жалоб составило 1061, в первом квартале этого года уже 212 жалоб. Большинство жалоб оказываются необоснованными, это значит, что реальных нарушений не так много, растет качество госзаказов и, соответственно, результат.
 
Какие нарушения чаще всего вы фиксируете?
 
На протяжении многих лет это одни и те же нарушения: либо установление незаконных требований к документации участников, либо на стадии рассмотрения заявок члены комиссии по каким-то соображениям, умышленно, либо незаконно отклоняют, либо допускают к участию в торгах. В качестве причин нарушений можно назвать непонимание идеологии закона. Люди участвующие в закупках не понимают в чем суть, а она состоит в "разумной экономии". Это не значит, что нужно купить как можно дешевле и непонятно что. Задача в том, чтобы заказчик четко определил параметры товара или услуги, которые ему нужны, чтобы при этом была конкуренция, в результате которой кто-либо выиграл.
 
Очень часто говорят о демпинге в ходе торгов. В чем он проявляется?
 
Это немного неправильное понятие, поскольку, если мы говорим о демпинге, то причина в том, что заказчик не определил однозначно и правильно те условия, которые должен исполнять поставщик, качество товара или услуги. В результате поставщик находит лазейки, чтобы поставить товар худшего качества, либо выполнить работу хуже. Возникает ситуация занижения цены, которая ведет в итоге к плохим результатам в выполнении работ или поставке товара.
 
Какие санкции применяются к нарушителям?

В основном это штрафные санкции к заказчикам и членам комиссии. Штрафные санкции довольно высокие, исчисляются десятками тысяч рублей на одного члена комиссии или должностное лицо — заказчика. Но имеются и случаи, когда мы применяем штрафные санкции к участникам торгов, например за предоставление недостоверных сведений. Эти штрафы составляют 100 тысяч рублей на одно юридическое лицо и 10 тысяч рублей на должностное лицо. Но такие случаи редки. Объем наложенных штрафов в 2009 г. составил более 3,5 млн руб., в этом году только за первый квартал - уже более 2 млн руб. Т.е. мы отмечаем халатное отношение заказчиков к исполнению своих обязанностей в сфере госзаказа и хотим, чтобы они понимали всю ответственность всю сложность этой работы. Цель их работы — достичь вот этой "разумной экономии", а не просто рассмотреть заявки, отсидеть заседание комиссии и подписать протокол.