Решение Ростовского УФАС России признано законным

В июне 2009 года в Ростовское УФАС России поступило обращение товарищества собственников жилья (далее - ТСЖ) о действиях ООО «Ростоврегионгаз», выразившихся во включении в договор поставки газа условия о применении оптовой цены при расчетах за потребленный ТСЖ природный газ. Более того, ООО «Ростоврегионгаз» отказалось от изменения соответствующего условия договора в части расчетов с ТСЖ по тарифам, применяемым для населения.

 При этом газ, приобретаемый ТСЖ в рамках договора, используется исключительно для оказания коммунальных услуг населению, проживающему в многоквартирном жилом доме.
 
В обоснование правомерности своих действий ООО «Ростоврегионгаз» указало, что поставка газа производится на крышную котельную дома для централизованной выработки тепла и горячего водоснабжения, поэтому применение к данным объемам розничных цен на газ не представляется возможным.
 
Кроме того, в подтверждение своей позиции поставщик газа ссылался на письмо Федеральной службы по тарифам от 30.12.2008 года, в соответствие с которым «…плата за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа, а также тариф на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, установленные для группы «население», не могут применяться к тем объемам газа, которые потреблены для централизованного отопления, включая потребление газа крышными и иными котельными; к этим объемам применяются соответствующие тарифы, установленные для других групп потребителей».
 
Оценивая действия ООО «Ростоврегионгаз» на соответствие антимонопольному законодательству, Ростовское УФАС России учитывало, что ТСЖ, заключая договор с газоснабжающей организацией с целью оказания коммунальных услуг жителям многоквартирного жилого дома, не действует как хозяйствующий субъект с самостоятельными экономическими интересами.
 
Соответствующие обязательства ТСЖ перед организациями, непосредственно оказывающими услуги, не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами – членами ТСЖ, в связи с чем, при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам), ТСЖ обязано оплачивать такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц.
 
Ростовское УФАС России признало ООО «Ростоврегионгаз» нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», которым запрещается нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
 
Указанное решение антимонопольного органа ООО «Ростоврегионгаз» обжаловало в Арбитражный суд Ростовской области.
 
Федеральная служба по тарифам, привлеченная судом к участию в деле, в своих пояснениях сообщила, что к объемам газа, которые потреблены для центрального отопления, включая потребление газа крышными и иными котельными, не могут применяться тарифы, установленные для группы «население». 
 
Такая позиция Федеральной службы по тарифам, по мнению Ростовского УФАС России, противоречит положениям Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлениям Правительства.
 
По мнению антимонопольного органа, поставка газа в крышную котельную для приготовления горячей воды и производства тепловой энергии для отопления многоквартирного жилого дома должно рассматриваться как предоставление коммунальной услуги и оплачиваться по тарифу, установленному для населения.
 
С данной позицией антимонопольного органа согласился арбитражный суд.
 
28 октября 2009 года Арбитражный суд Ростовской области отказал в удовлетворении заявленных ООО «Ростоврегионгаз» требований о признании незаконным соответствующего решения Ростовского УФАС России.