Позиция Ростовского УФАС России о недопустимости использования усложнённых инструкций вновь поддержана судами

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Нарушения, допускаемые при осуществлении закупок

для государственных и муниципальных нужд

22 мая Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд оставил в силе решение суда первой инстанции, поддержав позицию Ростовского УФАС России в отношении заказчика, использовавшего усложнённую инструкцию по заполнению заявки на участие в закупке оборудования для котельных нужд.

Нарушение было выявлено после того, как один из участников, заявка которого была отклонена, обратился в антимонопольный орган с жалобой. Ростовское УФАС России установило, что инструкция по заполнению заявки, подготовленная заказчиком к аукциону, действительно является усложненной и выдало предписание об аннулировании закупки.

Принятое решение и выданное предписание государственный заказчик обжаловал в судебном порядке. Арбитражный суд Ростовской области, а теперь и Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд (дело А53-40566/2019) отказали в удовлетворении жалобы.

В постановлении по делу суд апелляционной инстанции согласился с выводами Ростовского УФАС России о том, что из положений инструкции невозможно однозначно определить, какой товар желает получить заказчик. Инструкция усложняла процесс подготовки заявки, поскольку устанавливала различные требования к изложению в заявке конкретных числовых показателей, из которых невозможно было понять, какие именно значения будут соответствовать потребностям заказчика.

Таким образом, судебные инстанции поддержали позицию антимонопольного органа и пришли к выводу, что заказчик использовал усложнённую инструкцию для создания дополнительных препятствий участникам закупки, требуя предугадать собственную потребность в том или ином значении показателей.

Несмотря на однозначную правовую позицию Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области, подтверждённую обширной судебной практикой, неоднократные разъяснения антимонопольного органа о недопустимости таких нарушений, а также случаи привлечения ответственных должностных лиц к административной ответственности за утверждение подобных инструкций, даже те заказчики, которые уже были привлечены к ответственности, продолжают допускать подобные нарушения.