Требования к закупаемым товарам должны обеспечивать равный доступ к закупке всем участникам рынка

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Нарушения, допускаемые при осуществлении закупок

для государственных и муниципальных нужд

Управление Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области подтверждает свою позицию относительно запрета установления требований к показателям товара, которые могут быть получены в результате проведения испытаний.

Федеральный закон «О контрактной системе…» прямо запрещает включение в документацию о закупке требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в закупке. Такими требованиями могут быть параметры химического состава, физических свойств товаров, получаемых по итогам лабораторных испытаний, производственных мощностей участника закупки и прочие.

Игнорирование данного правового положения означало бы, что участник закупки уже на момент подачи заявки обязан иметь товар в наличии, что возлагает на него дополнительные материальные затраты и необоснованные риски, поскольку участие в закупке не означает автоматической победы в ней. В данном случае преимущество получают те участники рынка, которые имеют товар в наличии, а также специальные лаборатории для проведения испытаний.

Судебная практика исходит из того, что закон «О контрактной системе…» не содержит норм, которые обязывали бы участника закупки иметь в наличии товар на момент подачи заявки, а также норм, обязывающих участников закупки подробно описывать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав, компоненты товара, показатели технологии производства, испытания товара, а также показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства. Подобные выводы содержатся в Решении Верховного Суда РФ от 09.02.2017 г. по делу № АКПИ16-1287.

Ростовское УФАС России неоднократно указывало государственным и муниципальным заказчикам на недопустимость подобных действий, но такие нарушения все еще имеют место. Так, например, в ходе контрольных мероприятий, проведённых на прошлой неделе, выявлено, что в одной из закупок заказчик установил требование о необходимости конкретного указания значения силы светового потока в люменах. Однако, согласно ГОСТ Р 54350-2015. «Национальный стандарт Российской Федерации. Приборы осветительные. Светотехнические требования и методы испытаний» данный показатель определяется только посредством испытания. Заказчику выдано предписание о внесении изменений в техническое задание.