Ростовским УФАС России выдано предписание об аннулировании электронного аукциона на реконструкцию мостового перехода на автодороге в Егорлыкском районе

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Указом Президента РФ от 21.12.2017 N 618 определены цели совершенствования государственной политики по развитию конкуренции, в том числе, по обеспечению равных условий и свободы экономической деятельности на территории Российской Федерации; обеспечению прозрачности закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд.

Приоритетным направлением деятельности Ростовского УФАС России является активное содействие развитию конкуренции, в том числе, принятие мер по пресечению действий Заказчиков по созданию дополнительных сложностей для участников закупки.

Ростовским УФАС на протяжении нескольких лет неоднократно отменялись закупки, в которых Заказчиками использовались усложненные документации. Это выражалось в применении в инструкциях по заполнению заявок различных значений к одним и тем же знакам препинания, использованию в Технических заданиях математических знаков, речевых оборотов, форм изложения, препятствующих восприятию участниками требований к техническим характеристикам используемых товаров.

Заказчиками при формировании документаций используются «инструкции» по заполнению заявок, через которые требования к характеристикам товаров, используемых при выполнении работ, поставлены в прямую зависимость от формы их изложения.

Например, при выделении значений или наименований показателей товаров «курсивом», на них распространяются только некоторые положения Инструкции, которые не действуют на аналогичные требования к товарам, описанным обычным шрифтом. Противоречиво и неоднозначно используются различные способы применения знаков пунктуации, предлогов, союзов, математических знаков и формул при описании в заявках тех или иных значений показателей.

Выявленные нарушения Закона, создают условия для указания участниками в заявках неверных характеристик и, соответственно, отклонения заявок аукционной комиссией.

В последнее время участились случаи усложнения документаций. Так, только в период с 1 по 5 апреля 2019 года по итогам проведения внеплановых проверок, выданы предписания об аннулировании 5 закупок различных Заказчиков, в действиях которых при формировании инструкции по заполнению заявок установлены указанные выше нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», противоречащие основополагающим принципам государственной политики по развитию конкуренции.

Так, 05.04.2019 года Ростовским УФАС аннулирован электронный аукцион на реконструкцию мостового перехода в Егорлыкском районе, проводимый Министерством транспорта Ростовской области.

При наличии проектной документации на строительные работы, имеющей положительное заключение государственной экспертизы, содержащей перечень работ, а также товаров, используемых при выполнении работ, Заказчиком дополнительно разработаны подробные требования к используемым товарам, которые изложены в отдельном разделе документации, в связи с чем, для составления заявки участнику необходимо применить усложненную и запутанную инструкцию, составленную Заказчиком на 6 листах, для выбора нужной характеристики товара.

Ростовское УФАС неоднократно отменяло закупки за подобные нарушения, применяло меры административного воздействия. Однако Заказчики продолжают использовать при осуществлении закупок громоздкие и запутанные инструкции.

Правовая позиция Управления подтверждается сложившейся судебной практикой, в том числе, постановлениями АС СКО от 20.04.2017 года по делу №А53-19097/2016, Арбитражного суда Северо-Западного округа от 04.08.2018 года по делу №А56-55064/2015, Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25.08.2018 года по делу N А17-7435/2015.

Использование усложненных документаций имеет своими последствиями не только вред, причиняемый бюджету в виде заключения контрактов по стартовым ценам, но также увеличение или срыв сроков поставки закупаемых товаров, сроков выполнения работ и оказания услуг, создает препятствия для полного и своевременного освоения бюджетных средств.

Более опасно для экономики региона и государства в целом формирование у хозяйствующих субъектов мнения о сложности, а порой и бесперспективности участия в процедурах закупки, и соответствующее снижение уровня конкуренции в данной сфере.