Интервью начальника отдела контроля за соблюдением антимонопольного законодательства Бубельцовой О.С. журналу "Консультант по-ростовски"

  1. Чем занимается Ваш отдел? Ведь для обывателя, исходя из названия ведомства – Федеральная антимонопольная служба, следует, что ваша работа и так всецело сосредоточена на монополистах.

Это не совсем верно. Управление антимонопольной службы занимается контролем за соблюдением целого ряда законов в различных сферах: например, государственный заказ, реклама, торговля. Надзор за монополистами лишь часть наших функций, но именно на субъектах естественных монополий и специализируется отдел, который я возглавляю.

  1. Расшифруйте понятие субъект естественной монополии.

Это компания, которой нет альтернативы на рынке добычи и сбыта ресурсов, чаще природного происхождения. Например, газ, нефть, вода, тепло, передача электроэнергии, к естественным монополистам также относятся и Российские железные дороги. То есть у граждан или юридических лиц нет возможности выбора такой компании, а приходится пользоваться услугами единственного поставщика. Поскольку конкуренции здесь нет, то все эти предприятия – «Газпром межрегионгаз», «Лукойл-ТТК», МРСК-Юга и т.д., могут нарушать антимонопольное законодательство, если злоупотребят, как мы говорим, своим доминирующим положением на рынке. Для того чтобы их действия контролировались и пресекались какие-либо злоупотребления и работает наш отдел. Мы рассматриваем заявления граждан, предпринимателей, компаний на действия субъектов естественных монополий, выдаем предупреждения, предписания о прекращении нарушения, а в случае признания монополиста нарушившим закон, привлекаем его к административной ответственности в виде штрафа.

  1. Какого рода нарушения происходят чаще всего?


Нарушения с которыми мы сталкиваемся, как правило, типичны. Это затягивание сроков технологического присоединения объектов строительства к ресурсам: электричество, газ, вода, тепло. Попытки заставить граждан самостоятельно согласовывать с различными инстанциями документы по такому тех.присоединению. Включение в договоры энергоснабжения невыгодных для граждан пунктов, противоречащих нормам законодательства. А также отключение света, тепла, воды, газа без надлежащего уведомления и объективных на то причин, затягивание нормативно установленных сроков таких отключений.

 

  1. Вы не могли бы обозначить несколько антимонопольных норм, чтобы читатели смогли оценить, не нарушали ли энергосбытовые или сетевые организации и их прав.   

Конечно. Если описать это тезисно, то холодную воду и тепло отключать вообще запрещено, при любых обстоятельствах кроме аварии и то, лишь на один день для ее устранения. Горячая вода может быть отключена профилактически на 14 дней в году – для промывки труб перед отопительным сезоном.

  1. Многие считают, что тарифы на электроэнергию, другие ресурсы завышены. Как выяснить, нет ли в этом вины монополиста, и куда следует обращаться?

Тарифообразование регулируется Федеральной службой по тарифам, а конкретно у нас - Региональной службой по тарифам Ростовской области (РСТ). Именно туда вы можете направить жалобы, если считаете тариф, скажем на электроэнергию, завышенным. РСТ также определяется сумма платы за технологическое присоединение к коммуникациям, если это не подключение к электричеству. Здесь сумма фиксированная – 550 рублей, а срок проведения работ – полгода. Однако вы должны понимать, что эти условия действительны для тех лиц, которые рассчитывают на присоединяемую мощность не более 15кВт (этого вполне достаточно для частного жилого дома), а также вблизи вашего строения должен находиться объект сетевой организации: в городе не дальше 300м, в сельской местности не далее 500м. По нашему опыту отмечу, что разв8етвленность существующих электросетей удовлетворяет этим условиям. Сейчас уже трудно найти район, где точка подключения будет дальше обозначенных расстояний. Во всех иных случаях процедура присоединения к электросети осуществляется монополистом после согласования с РСТ.  

  1. Суммы за присоединение к другим ресурсам отличаются от электричества?

 

Да,  в законах не прописаны фиксированные суммы оплаты за проведение газа и тепла, а также сроки выполнения работ. Они определяются монополистом исходя из инвестиционной программы. Если вы желаете провести на дачу газ, то необходимо обратиться в соответствующую компанию с заявлением. Если ваше строение находится в утвержденной инвестиционной программе, согласованной с РСТ, то вам сообщат уже установленную сумму за это тех.присоединение. Цена будет выше, чем при подключении к электросетям.

 

Если же ваше строение не входит в инвестиционную программу, то  обязательства по сооружению необходимых для подключения объектов инженерно-технической инфраструктуры в рамках договора о подключении могут быть исполнены заказчиком самостоятельно.

 

В этом случае монополист выполняет работы по фактическому присоединению сооруженных вами объектов к существующим сетям, а плата за подключение не взымается.

 

Помните, что в любом случае субъект естественной монополии обязан в 14-дневный срок рассмотреть ваше заявление и уведомить о возможности проведения работ.

 

  1. Если срок подключения к электросети всего полгода, возникает вопрос,  почему эти сроки систематически нарушаются?

 

Чаще всего это происходит потому, что монополисты включают в инвестиционную программу районы для осуществления работ по прокладке сетей, труб, однако никаких работ непосредственно до момента обращения граждан не проводят. Происходит все как в поговорке, пока гром не грянет…  Другой проблемой становится установка опор электропередач ведь прежде чем их установить необходимо взять в аренду или выкупить этот участок земли для установки у муниципалитета. Часто местные власти не спешат с оформлением документов на размещение сетевых объектов. Сами монополисты могли бы обратиться к нам с жалобой на действия органов власти, которые затягивают сроки согласования, но портить отношения с муниципалитетом никто не хочет.  

 

  1. Вы можете привести пример одного из наиболее громких дел этого года?

Считаю важными дела, возбужденные как раз в отношении Региональной службы по тарифам. К нам обратилась компания «Лукойл-ТТК» сообщив, что РСТ с 2009 года никак не может согласовать тариф на горячую воду.

В Ростове-на-Дону горячей водой дома снабжают два предприятия: «Лукойл-ТТК» и Теплокоммунэнерго. Но в 2009 году закон, регламентирующий процедуру расчета тарифа на горячую воду изменился, и в нем вообще отсутствует методика расчета. Получается, что до 2009 года тариф для этих компаний действовал, а после вступления закона перестал, а новый согласовать невозможно, хотя по сути ничего не изменилось! Компании все эти годы самостоятельно высчитывали тариф, выставляя счета гражданам. Мы посчитали, что такое бездействие РСТ по меньшей мере противоречит здравому смыслу и предписали  рассчитать тариф для поставщиков горячей воды по старому закону.      

  1. Не так давно ФАС России представлена Стратегия развития антимонопольного регулирования до 2024 года. Есть в ней что-нибудь касающееся нашей темы? Ждать ли нам изменений в законодательстве?

Да, в стратегии развития антимонопольного регулирования большое место отведено естественным монополиям. Для формирования эффективных механизмов тарифообразования ФАС России предполагает заняться реформированием основных институтов, которые регулируют их деятельность. Результатом должно стать снижение цен на услуги субъектов естественных монополий, а также повышение прозрачности осуществляемых ими закупок.

Уменьшение размера тарифов предполагается за счет упразднения Федерального закона «О естественных монополиях» и введения в Федеральный закон «О защите конкуренции» положения, предусматривающего особенности государственного регулирования деятельности таких монополий, а также за счет осуществления ценообразования в сфере теплоснабжения на основе тарифов, рассчитанных для эталонных (наиболее дешевых) источников тепловой энергии, тепловых сетей.

Действующая система государственного регулирования субъектов естественных монополий, в том числе через установление тарифов методами индексации и экономически обоснованных затрат, не стимулирует в должной мере монополистов сокращать затраты, повышать эффективность инвестиций.

Также в Стратегии приводится другое актуальное направление - переход от индивидуальной защиты интересов физического лица к защите интересов неопределенного круга лиц в случае нарушения их прав хозяйствующим субъектом, злоупотребляющим доминирующим положением. Таким образом, речь идет о подаче коллективных исков, что сделает в том числе нашу работу более эффективной и концентрированной, ведь заявления граждан по однотипным правонарушениям будут объединяться в одно дело, а не рассматриваться по отдельности.