• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Интервью заместителя руководителя Ростовского УФАС России Благодарева Максима Александровича журналу "Консультант по-ростовски"

Федеральный закон N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в основной своей части вступает в силу с 1 января будущего года. Предполагалось, что новая система организации госзакупок, которая сменит существующую (Федеральный закон № 94-ФЗ), станет более гибкой, эффективной и открытой для общественного контроля. О том, какие изменения ожидают в 2014 году государственных и муниципальных заказчиков, а также какие нарушения закона тревожат антимонопольное ведомство сейчас «Консультанту по-ростовски» рассказал заместитель руководителя Ростовского УФАС России Максим Александрович Благодарев.

 

- Максим Александрович, Федеральный закон №-94 прекратит существование через несколько месяцев, но работа по нему продолжается. Расскажите, какие нарушения остаются наиболее типичными при проведении торгов?

- Несомненно,  рассказывая о новом законе, мы не можем избежать комментариев старого. В первую очередь потому, что большинство положений закона о размещении заказов продолжат свое действие в рамках закона о контрактной системе, соответственно и те вопросы, которые возникают сейчас, будут актуальны в следующем году. Показатели же работы Управления дают возможность оценить результативность, эффективность и состояние законности в сфере закупок. Назову лишь часть цифр, характеризующих работу Ростовского УФАС России за 9 месяцев 2013 года.

Так Управлением в 2013 году рассмотрена 1361 жалоба; из них обоснованных 587 жалоб, и в 630 случаях были выявлены нарушения законодательства, влекущие выдачу предписаний различного рода, как об отмене торгов в целом, так и о пересмотре их результатов.

В рамках административного производства Ростовским УФАС России рассмотрено 1539 дел, сумма наложенных штрафов составила 21,1 млн.рублей.

Зачастую нарушения, выявляемые у заказчиков, являются «типовыми». К ним можно отнести:

- сокращение сроков подачи заявок на участие в торгах (когда заказчики включают в срок подачи заявок дни публикации извещения и окончания срока подачи заявок);

- неразмещение документации о торгах в полном объеме;

- отсутствие ответственности заказчика за просрочку оплаты, в связи с непоступлением на его счет бюджетного финансирования (ч.5 ст.34 Закона № 44-ФЗ).

- установление противоречивых требований к товарам, когда соблюдение одного из требований может привести к нарушению другого;

- искажение названия предмета закупок (использование латинских букв, ошибки в ключевых словах).

 

- Вы не могли бы остановиться поподробнее на некоторых из таких типовых нарушений?

- ФАС России совместно с общественными организациями осуществляет мониторинг информации о торгах, размещенной на официальном сайте на предмет наличия в ней признаков сокрытия информации от участников. Результатом такого мониторинга для Ростовской области стало более полусотни выявленных нарушений. Среди них: и замена в словах букв кириллицы на аналогичные по написанию буквы латинского алфавита, и ошибки в ключевых словах наименования торгов («лекарТСВенные», «меДЦинское обАрудование»). Перечисленные нарушения исключают данные заказы из поиска по ключевым словам и приводят к тому, что в подобных процедурах, участвуют, как правило, 1-2 поставщика.

Кроме того, несмотря на неоднократно высказываемую Ростовским УФАС России позицию о недопустимости указания по одной и той же характеристике товара различных требований, в ходе проверок мы продолжаем сталкиваться с такими нарушениями заказчиков.

Например, заказчиком проводится аукцион на строительство здания, по существующему проекту, прошедшему государственную экспертизу, где проектировщик точно определил характеристики товаров, влияющие на безопасность и качество строящегося объекта. Толщина стенки используемых труб (2,8 мм и 3,2 мм). Однако заказчик, формируя документацию об аукционе, устанавливает свои требования к тем же показателям. В частности указывая, что толщина стенки первой трубы должны быть не менее 2,8 мм, второй трубы - менее 3,3 мм. Такой подход к составлению документации может говорить либо о том, что заказчик не знаком с имеющимся у него проектом строительства, либо создает так называемые «ловушки», используемые для отклонения участников.

Может показаться, что мы придираемся к заказчикам, отменяя по таким основаниям торги. Однако, подобные на первый взгляд «мелочи» создают неопределенность в требованиях, что, как правило, приводит к отклонению большинства участников. В итоге на торги выходят единицы, и контракт заключается с минимальной экономией бюджетных средств. Это либо 0,5, либо 1 процент от начальной цены контракта.

 

- Приведите примеры наиболее серьезных правонарушений, выявленных антимонопольным ведомством при проведении торгов?

- В последнее время нам удалось раскрыть целый ряд сговоров между поставщиками, направленных на поддержание начальной цены торгов.

С введением электронных аукционов, и как следствие конфиденциальности участия в них, в нашем обиходе появилось новое слово – «таран». Так мы прозвали один видов антиконкурентного поведения участников размещения заказов, который заключается в следующем. Два участника антиконкурентного соглашения во время проведения аукционов, изображая активную торговлю между собой, резко опускают цену. При этом добросовестные участники торгов теряют интерес к аукциону. Третий участник картеля на последних секундах аукциона делает ставку, незначительно ниже ставки добросовестного участника или начальной цены контракта. Далее участники картеля, занявшие первое и второе место, отказываются от подписания контракта или же у них обнаруживаются ошибки в документации и они отстраняются от участия в аукционе. Таким образом, контракт заключается с третьим участником картеля, который незначительно отклонился от начальной цены.

Подобный сговор был выявлен на торгах по ремонту городской больницы г. Зверево. Как выяснилось при рассмотрении дела, в ходе аукциона двумя организациями были предложены демпинговые цены исполнения контракта. При начальной цене в 72 миллиона они предложили 26 млн и 26,5 млн соответственно. Однако в дальнейшем заявки этих участников были отклонены как несоответствующие требованиям документации об аукционе, и в итоге контракт получила третья компания, предложившая 69 миллионов.

К сожалению УФАС продолжает сталкиваться и с давно известной формой сговора, когда на аукцион заявляется большое количество участников, однако предложения о цене делает только один. Ярким примером такого поведения является аукцион на ремонт ростовских дорог, на участие в котором было подано 11 заявок, а предложение о снижении цены поступило только от одного участника. Победителем по итогам аукциона признана организация с договором в 27 870 249 рублей. Снижение цены составило 0,5 %, что позволило сэкономить всего 140 тысяч рублей.

 

- К каким же изменениям нужно готовиться госзаказчикам в связи с переходом к Федеральной контрактной системе?

- Как я уже сказал, в большей своей части закон о контрактной системе содержит основные положения Федерального закона № 94-ФЗ, с которым мы работаем последние годы. Вместе с тем, круг отношений регулируемых Федеральной контрактной системой будет намного шире, чем в настоящий момент.

ФЗ №-94 регламентирует только непосредственное размещение заказа, которое начинается с момента размещения информации на официальном сайте zakupki.gov.ru и завершается в момент заключения государственного контракта. В новом же законе данная процедура станет лишь одним из этапов отношений, которые им регулируются, а закупка считается завершенной только после исполнения контракта.

В целом, можно говорить о первых шагах в направлении создания контрактного кодекса, который определит порядок закупочной деятельности заказчика, начиная с этапа планирования закупки до момента приемки товара.

- Появятся ли дополнительные способы закупок?

- Да, Федеральная контрактная система существенно расширит перечень способов закупок.

К привычным нам конкурсу, аукциону и запросу котировок добавятся конкурс с ограниченным участием и двухэтапный конкурс. Двухэтапный конкурс позволяет провести предквалификационный отбор участников и уточнить отдельные характеристики объекта закупок. Так, например, будет проводиться конкурс на научные и творческие работы, поставку инновационной продукции.

Конкурс с ограниченным участием также представляет собой предварительный отбор среди участников при определении подрядчиков, которые будут выполнять технологически сложные работы. Список таких работ будет утвержден отдельным подзаконным актом Правительства РФ.

Еще одним совершенно новым способом определения поставщика станет запрос предложений. Форма его проведения схожа с конкурсом, но гораздо проще, а само использование такого вида закупок ограничено. Запрос предложений может быть использован лишь в девяти случаях, предусмотренных законом. Например, при закупке лекарственных препаратов, которые срочно необходимы для назначения конкретному пациенту по решению врачебной комиссии, а также в случае признания двух конкурсов подряд несостоявшимися.

В новом законе ужесточаются и требования к специалистам, которые будут работать в сфере закупок. Для того чтобы сократить количество ошибок при разработке документации к торгам из-за низкой квалификации своих работников, государственный заказчик будет обязан либо создать собственную контрактную службу, либо назначить контрактного управляющего, при этом заказчик обязан проводить профессиональную переподготовку должностных лиц, занятых в сфере закупок. Данные работники должны иметь высшее или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

 

- Изменятся ли требования к порядку проведения аукционов?

- В части требований к проведению аукционов в электронной форме ничего по сути не меняется. Лишь уточнены некоторые положения Федерального закона № 94-ФЗ так, чтобы они трактовались однозначно, например требования к содержанию первой части заявки участника аукциона. А вот условия для запроса котировок будут иными. Изменится способ определения предельного размера средств, которые заказчик может расходовать во время запроса котировок.

Если сейчас нет ограничений по количеству запросов котировок, главное, чтобы заказчиком не закупались одноименные товары на сумму не более 500 тысяч рублей в течение одного квартала, то ФЗ-44 предусматривает ограничение по объему. При этом начальная цена контракта не должна превышать 500 тысяч рублей и совокупный годовой объем закупок по запросу котировок не должен превышать 10% от объема средств, предусмотренных на все закупки.

Ограничения коснутся и тех заказчиков, кто предпочитает размещать заказы у единственного поставщика. В закон введена норма, регламентирующая объем закупок, - он не должен будет превышать 5% от всего годового объема закупок. Также закон обязывает заказчиков при закупке у единственного поставщика обосновывать максимальную начальную цену контракта, как при проведении конкурентных процедур, в некоторых случаях не позднее чем за 5 дней до даты заключения контракта размещать в единой информационной системе извещение об осуществлении такой закупки. Для заключения контракта заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете невозможность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта. Сам контракт также должен содержать расчет и обоснование цены контракта, к которым также установлены новые требования.

 

- Есть ли в законе другие существенные нововведения, которые стоит отметить?

- Я бы назвал таковым создание реестра банковских гарантий. С введением реестра должен исчезнуть такой вид нарушений, появившийся после отмены договора поручительства, как представление подложных банковских гарантий. Десятками выявлялись случаи, когда поставщики представляют банковские гарантии, которые, на самом деле банками не выдавались. Обезопасить себя от такого обмана, возможно путем запроса в соответствующий банк о факте выдачи банковской гарантии. Если банк не подтверждает выдачу такой гарантии, заказчик обязан отказаться от заключения контракта и направить в УФАС сведения о таком поставщике, включения их в реестр недобросовестных поставщиков. Однако не всегда заказчики направляли запрос в банки, срок ответов на такие запросы не ограничен и ответ может прийти после заключения контракта.

С 1 января 2014 года проверка таких гарантий упростится, заказчику будет необходимо лишь обратиться к «Реестру гарантий», и в случае отсутствия там информации о предоставленной ему гарантии – отказаться от заключения контракта. Таким образом, минимизируются риски, связанные с недобросовестностью участников. Данный реестр также позволит участникам размещения заказа не попасться на удочку мошенников, как это зачастую бывало.

Еще одним нововведением станет внесение в реестр недобросовестных поставщиков информации не только о юридическом лице, но и о его учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа. Все мы знаем ситуацию, когда фирма, включенная в реестр, закрывалась, а на следующий день появлялась новая по тому же адресу с теми же «специалистами», результатом работы которых стало попадание в реестр недобросовестных поставщиков, но с новым ИНН и названием, что позволяло ей снова участвовать в торгах, срывать заключение контракта, нарушать условия контракта. Теперь же, такая процедура значительно усложнится, для того чтобы снова иметь возможность претендовать на муниципальные и государственные контракты, компании необходимо будет сменить не только свой ИНН, но и поменять, директора и учредителей. Введение такой нормы повысит ответственность участников за свои действия при заключении контрактов и их исполнении.

 

- Как Вы в целом оцениваете новый Федеральный закон? Что ожидаете от него?

- В целом ФЗ-44 сохранил направленность действующего законодательства на повышение эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений. С первого января начнется формирование практики его применения. Особо важно отметить, что практика применения закона формируется не одним органом, будь то орган контроля, надзора или государственный заказчик. Практика формируется общими усилиями. Только от совместной работы надзорных органов, заказчиков и поставщиков будет зависеть, насколько эффективным станет новый закон.

Все участники процесса должны быть заинтересованы в максимальном достижении результата, выработке единых подходов к толкованию закона. Только такое поведение позволит нашему региону продолжать развитие. Ведь ни для кого не секрет, что, несмотря на всю свою процедурность и формальность, закон в разных субъектах трактуется по-разному. Следовательно, наша общая задача, сделать так, чтобы применительная практика Ростовской области стала лучшей в стране. А достижение такого результата возможно только при неукоснительном соблюдении норм закона, открытом диалоге всех заинтересованных сторон.