Интервью заместителя руководителя Ростовского УФАС России Сергея Владимировича Батурина журналу "Консультант по-ростовски"

Батурин Сергей Владимирович – заместитель руководителя Ростовского УФАС России – начальник отдела информационно-аналитического и взаимодействия в полномочным представителем Президента РФ.

 

Сергей Владимирович, насколько нам известно, Вы работаете в Ростовском УФАС России не так давно, расскажите о Вашем прошлом месте работы?

 

До прихода в Ростовское УФАС России я более 10 лет работал в системе налоговых органов Ростовской области и в одном из управлений Пенсионного фонда России в г. Ростове-на-Дону, специализируясь в основном на работе с неплательщиками налогов и сборов. Имея два высших образования – юридическое и экономическое, на постоянной основе представлял налоговые органы в судах, то есть занимался ежедневной юридической практикой.

 

Насколько отличается государственная служба в ФАС от налоговой инспекции?

 

Ростовское УФАС России кардинально отличается от структур, в которых мне приходилось работать. В первую очередь тем, что в антимонопольной службе не существует отдельного юридического отдела, который бы занимался юридической подготовкой документов или же представлением интересов Управления в судах. Здесь каждый специалист ведет дело на всех этапах самостоятельно, начиная от поступления жалобы, до защиты вынесенного УФАС решения в судах, вплоть до Президиума Высшего арбитражного суда РФ. Для того, что быть в состоянии проделать такую большую работу специалист должен быть универсален и высоко квалифицирован, а не иметь какую-либо узкую специализацию в определенной области.

 

Вы являетесь заместителем руководителя управления, одновременно возглавляя один из отделов. Расскажите о сфере Вашей деятельности поподробнее.

 

Возглавляемый мной отдел называется информационно-аналитический и взаимодействия с полномочным представителем Президента РФ. Отдел занимается сбором и обработкой аналитической информации о деятельности Управления и представлением ее в различные структуры – Центральный аппарат ФАС России, Прокуратуру области, Управление государственной статистики, аппарат полномочного представителя Президента РФ в ЮФО. Мы занимаемся составлением отчетов, аналитических записок по итогам работы. Кроме того, Ростовское УФАС, являясь центральным управлением в ЮФО, осуществляет сбор информации со всех территориальных антимонопольных органов в округе, так сказать курирует и представляет Южные управления перед ФАС России и аппаратом полномочного представителя Президента РФ в ЮФО.

 

Удалось ли Вам в полной мере применить богатый юридический опыт, работая в ФАС?

Разумеется. Для того чтобы эффективно решать организационные вопросы у нас существует практика кураторства заместителями руководителя других отделов. В сферу моих должностных обязанностей входит курирование отдела – контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, начальником которого является Ольга Сергеевна Бубельцова. В рамках такого курирования происходит рассмотрение дел о нарушении субъектами естественных монополий антимонопольного законодательства, председателем комиссий на которых я и выступаю, а также выношу постановления о наложении штрафов по итогам рассмотренных дел в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях.

 

Будучи председателем комиссии, часто ли Вам приходится принимать тяжелые решения, брать на себя ответственность? Ведь, на мой взгляд, совсем не просто определить кто прав, а кто виноват.

 

Не припомню таких случаев. Дело в том, что с момента поступления жалобы и возбуждения дела, в случае ее обоснованности, до момента вынесения решения, проходит, как правило, несколько месяцев. За это время у специалистов отдела – членов комиссии, и у меня, есть достаточно времени, чтобы полностью разобраться в деле, изучить судебную практику, работу других территориальных органов ФАС по схожим жалобам, провести 3-4 заседания комиссии с выслушиванием сторон по делу. Кроме того, мы часто запрашиваем дополнительные документы у органов местного самоуправления, Ростехнадзора, Службы по тарифам и тд., так что к моменту вынесения решения подходим во всеоружии.

 

Насколько я понимаю, отдел контроля за соблюдением антимонопольного законодательства выявляет нарушения в сфере ЖКХ?

 

Отчасти так. Отдел следит за соблюдением субъектами естественных монополий закона о защите конкуренции. Такими субъектами являются электросетевые компании, водоканалы, газоснабжающие и энергосбытовые предприятия, а также «Российские железные дороги», то есть, как правило, те компании, которые являются монополистами на рынке предоставления услуг, связанных с естественными природными ресурсами. Такими предприятиями в г. Ростове-на-Дону являются, например, ОАО ПО «Водоканал», ОАО «Донэнерго», ОАО «МРСК Юга – Ростовэнерго», ОАО «Лукойл ТТК» и другие.

 

Как мне кажется, эта сфера всегда являлась проблемной, ведь постоянно происходят прекращения подачи воды, света, тепла и тд. Насколько много поступает обращений в управление на субъекты естественных монополий?

 

Разумеется, определенная доля сообщений, о которых Вы упомянули, действительно существует. Однако в таких случаях важно выяснить, кто именно совершает отключение тепла или света – субъект естественных монополий (так сказать, производитель ресурса) или же управляющая компания. В последнем случае ФАС Вам не поможет, ведь жильцы сами выбирают свою управляющую компанию и, соответственно, могут поменять ее в случае подобных  правонарушений. Если же именно производитель энергоресурса злоупотребил своим доминирующим положением на рынке, тогда необходимо обращаться к нам.

 

Не так давно в прессе была опубликована информация о том, что «МРСК Юга – Ростовэнерго» было оштрафовано Ростовским УФАС России на сумму, превышающую 27 миллионов рублей. За какое нарушение предприятие понесет столь большой штраф и как вообще рассчитываются суммы штрафов?

 

Компания была оштрафована еще раньше, но оспорила наше постановление в суде. 3 июня Арбитражный суд Ростовской области оставил этот штраф в силе. Административный штраф на «Ростовэнерго» был наложен за злоупотребление доминирующим положением. В июле 2010 года ОАО «МРСК Юга» и Департамент координации строительства и перспективного развития г. Ростова-на-Дону заключили договор на присоединение канализационной насосной станции и коллекторов Департамента к электросетям. Однако на момент обращения Департамента в УФАС, то есть, спустя более 20 месяцев с момента заключения договора, работы по присоединению ДКСиПР к электросетям так и не были завершены. А это грубое нарушение Правил технологического присоединения к электросетям. В соответствии с законом срок проведения работ по присоединению не может превышать 1 год – для заявителей, суммарная присоединенная мощность энергопринимающих устройств которых не превышает 750 кВа.

 

Штрафы рассчитываются в соответствии с КоАП РФ. Размер штрафа «Ростовэнерго» напрямую зависел от годового оборота компании. Если бы предприятие было небольшим, то соответственно и штраф был бы куда скромнее.

 

Несмотря на решения и предписания ФАС нарушений совершается очень много. Что планируется делать в будущем, будут ли найдены более эффективные механизмы пресечения нарушений?

 

В соответствии с докладами руководителя ФАС России Игоря Юрьевича Артемьева на ежегодной Коллегии ФАС, а также с «дорожной картой» мероприятий по развитию конкуренции, антимонопольная служба, в силу неравного соотношения трудовых возможностей ведомства и массива заявлений, будет упрощать процедуру рассмотрения жалоб. Так, например, будет делаться ставка на выдачу предупреждений, то есть документа, указывающего на наличие нарушения и предлагающего устранить нарушение до возбуждения дела. Кроме того, большее внимание будет уделяться масштабным делам, влияющим на развитие конкуренции в целом, как, например, выигранное Ростовским УФАС России дело с ОАО «РЖД».

Напомню, что ОАО «РЖД», являясь субъектом естественной монополии, оказывало услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта по неутвержденным тарифам компании «Дон-Пригород», которое осуществляло на территории Ростовской области пассажирские перевозки в пригородном направлении.

Решение нашего управления по данному делу создало прецедент и легло в основу правоприменительной практики во всех субъектах Российской Федерации, а начальник отдела контроля за соблюдение антимонопольного законодательства Ольга Сергеевна Бубельцова была удостоена благодарственного письма от Центрального аппарата ФАС России.