• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Обзор состояния конкурентной среды на рынке услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в 2007 г.

1. Определение временного интервала исследования.
Определено заданием ФАС РФ – анализ проводится по состоянию на 01.01.2008г. с использованием данных по исследуемому рынку за 2007г.
 
2. Определение продуктовых границ товарного рынка.
Определено заданием ФАС РФ – услуги розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами осуществляют аптечные учреждения.
Указанному виду деятельности в ОКВЭД соответствует следующий код: 52.3 Розничная торговля фармацевтическими и медицинскими товарами, косметическими и парфюмерными товарами.
В соответствии с Федеральным законом от 22.06.1998 № 86-ФЗ «О лекарственных средствах», используемые в настоящем анализе понятия определяются следующим образом:
фармацевтическая деятельность - деятельность, осуществляемая организациями оптовой торговли и аптечными учреждениями в сфере обращения лекарственных средств, включающая оптовую и розничную торговлю лекарственными средствами, изготовление лекарственных средств;
лекарственные средства - вещества, применяемые для профилактики, диагностики, лечения болезни, предотвращения беременности, полученные из крови, плазмы крови, а также органов, тканей человека или животного, растений, минералов, методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся также вещества растительного, животного или синтетического происхождения, обладающие фармакологической активностью и предназначенные для производства и изготовления лекарственных средств (фармацевтические субстанции).
Согласно Правилам функционирования системы добровольной сертификации «Медконтроль», утвержденным Росздравнадзором 20.01.2005 года, под изделиями медицинского назначения (и медицинской техникой) понимаются - приборы, аппараты, инструменты, устройства, комплекты, комплексы, системы с программными средствами, оборудование, приспособления, перевязочные и шовные средства, стоматологические материалы, наборы реагентов, контрольные материалы и стандартные образцы, изделия из полимерных, резиновых и иных материалов, которые применяются в медицинских целях по отдельности или в сочетании между собой и которые предназначены для:
- профилактики, диагностики, лечения заболеваний, реабилитации, проведения медицинских процедур, исследований медицинского характера, замены или модификации частей тканей, органов и организма человека, восстановления или компенсации нарушенных или утраченных физиологических функций, контроля над зачатием;
- воздействия на организм человека таким образом, что их функциональное назначение не реализуется путем химического, фармакологического, иммунологического или метаболического взаимодействия с организмом человека.
В связи с тем, что услуги по розничной торговле лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами являются отдельным видом услуг, а данный вид деятельности подлежит обязательному лицензированию, по своим потребительским свойствам указанные услуги не могут быть заменены другими услугами и рассматриваются как отдельный (самостоятельный) товар.
 
3. Определение географических границ товарного рынка.
Определено заданием ФАС РФ – анализ в соответствии с методическими рекомендациями проводится в географических границах муниципальных районов, городских округов Ростовской области.
 
4. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на рынке.
Покупателями на данном рынке являются физические лица.
Продавцами на данном рынке являются юридические лица – аптечные учреждения, имеющие лицензию на осуществление фармацевтической деятельности (розничная торговля).
В соответствии с Федеральным законом от 22.06.1998 № 86-ФЗ «О лекарственных средствах», аптечное учреждение - организация, осуществляющая розничную торговлю лекарственными средствами, изготовление и отпуск лекарственных средств в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона. К аптечным учреждениям относятся: аптеки, аптеки учреждений здравоохранения, аптечные пункты, аптечные магазины, аптечные киоски.
В целях данного анализа «аптечная сеть» – 2 и более аптечных учреждения, принадлежащие одному или нескольким лицам, работающим под одним торговым наименованием, торговой маркой.
 
5. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке.
В состав Ростовской области входит 54 административно-территориальных образований.
В соответствии с действующим законодательством органами государственной власти и местного самоуправления Ростовской области не ведется учет лиц, осуществляющих деятельность по розничной реализации лекарственных средств, изделий медицинского назначения и сопутствующих товаров. Статистический учет выручки от реализации указанной продукции также отсутствует.
Из представленного Управлением Росздравнадзора по Ростовской области реестра хозяйствующих субъектов – обладателей лицензии на осуществление розничной торговли лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения по указанным адресам не значится около 30 % всех запрошенных организаций.
В связи с невозможностью получения данных по всем муниципальным образованиям, данный анализ охватывает 45 крупнейших муниципальных образований, что составляет 83,33 % всей территории субъекта.
Так же, следует отметить, что в ряде исследуемых муниципальных образований ряд субъектов так же не отражены.
Основные данные для расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке, а также рассчитываемые показатели определены методическими рекомендациями.
1. Количество аптечных учреждений в муниципальных образованиях: таблица № 1.
2. Количество аптечных сетей города, количество аптечных учреждений, входящих в них: таблица № 1.
3. Доля товарооборота каждой аптечной сети в общем товарообороте всех аптечных учреждений города: таблица № 2.
4. Доля товарооборота лекарственных средств и изделий медицинского назначения каждой аптечной сети в общем товарообороте лекарственных средств и изделий медицинского назначения всех аптечных учреждений города: таблица № 2.
5. Определение уровня концентрации товарного рынка: таблица № 2.
 
6. Определение барьеров входа на рынок.
 
1) Административные барьеры.
а) получение лицензии на осуществление фармацевтической деятельности.
б) государственное регулирование установления торговых надбавок: ценообразование и размер торговых надбавок определяются в соответствии с Постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области №11/1 от 30.10.2006г. «Об утверждении предельных торговых надбавок к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, за исключением торговых надбавок к ценам на лекарственные средства, которыми обеспечиваются отдельные категории граждан, имеющих право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг», в соответствии с которым установлены следующие лимиты (пределы) торговых надбавок:
  • лекарственные средства жизненно необходимые и важнейшие стоимостью:
до 300 рублей – 23 %
свыше 300 рублей – 15 %
  • лекарственные средства и изделия медицинского назначения, не включенные в список жизненно необходимых и важнейших , стоимостью:
до 300 рублей – от 15 % до 45 %
свыше 300 рублей – от 15 % до 30 %
  • этанол (спирт этиловый) – 30 %
 
2) Экономические барьеры.
К экономическим барьерам входа на рынок можно отнести следующие показатели:
  • высокая степень удовлетворенности спроса;
  • высокий уровень арендной платы;
  • относительно невысокая платежеспособность населения.
3) Другие барьеры.
Серьезным препятствием в развитии региональных аптечных учреждений (сетей) является усиливающаяся тенденция входа на региональный рынок крупных федеральных сетевых компаний (Москва, Санкт-Петербург). Указанные компании обладают существенными финансовыми ресурсами, что позволяет им осуществлять деятельность с крайне низким уровнем торговых надбавок. При этом они обладают опытными и высококвалифицированными кадрами, стратегически агрессивны в поведении на рынке, в связи с чем, способны оказывать существенное влияние на конъюнктуру всего регионального рынка.
 
7. Оценка состояния конкурентной среды на рынке.
Рынок услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами на территории рассмотренных муниципальных образований Ростовской области в 2007 году имел различные уровни концентрации.
Большое количество хозяйствующих субъектов, действующих на рассмотренных рынках свидетельствует, что рынки конкурентны. Кроме того, данный факт подтверждается и тем, что на них действуют как крупные сетевые компании, так и мелкие продавцы.
Тенденции, действующие на указанных рынках, позволяют предположить, что уровень конкуренции на них будет увеличиваться, что связано с постоянным увеличением количества аптечных учреждений, а также появлением крупных продавцов федерального масштаба.