Анализ рынка молока сырого (2007 – 2008 г.г.)

Товаром на данном рынке является молоко сырое коровье.
Продавцами на данном рынке выступают сельскохозяйственные производители, покупателями молочные заводы.
Основными производителями сырого молока в Ростовской области являются личные подсобные хозяйства населения – 79,1% от общего объема надоя в 2008г., второе место занимают сельскохозяйственные организации – 12,3%, на третьем месте крестьянские и фермерские хозяйства – 8,6%.
В качестве покупателей на территории Ростовской области действует 17 предприятий. Закупку сырого молока на территории Ростовской области так же производят предприятия Краснодарского и Ставропольского краев, Волгоградской и Воронежской областей.
Хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение на рынке сырого молока в Ростовской области отсутствуют. Наибольшую долю в объеме закупки молока сырого на территории Ростовской области имеет ОАО «Кагальницкий молокозавод» - 27,1% по итогам 2007г. и 31,1% по итогам первого полугодия 2008г.
По результатам 2007г. коэффициент рыночной концентрации CR-3 составил 53,54%, индекс Герфиндалья-Гершмана – 1373 пункта. По результатам первого полугодия 2008г. коэффициент рыночной концентрации CR-3 составил 62,49%, индекс Герфиндалья-Гершмана – 1655 пунктов. Рынок сырого молока является умеренно концентрированным.
Рынок молока сырого напрямую связан с оптовым рынком готовой молочной продукции. Ряд проблем функционирования рынка сырого молока вызван трудностями сбыта готовой молочной продукции:
- высоким уровнем удовлетворения спроса за счет ввоза готовой молочной продукции из других регионов (Краснодарского и Ставропольского краев, Воронежской и Волгоградской областей и т. д.);
- невыгодными условиями договоров, устанавливаемыми торговыми сетями (требование предоставления различных бонусов, отсрочки платежа за поставленную продукцию и т. д.);
- проблемами логистики (отсутствием специализированных терминалов, осуществляющих накопление, хранение и распределение продукции различных молокозаводов по предприятиям розничной торговли).
Кроме того барьерами входа на рынок сырого молока являются:
1.Сезонные колебания объемов производства сырого молока. В осенне-зимний период наблюдается дефицит сырого молока и рост цен на него. В весенне-летний период объем производится избыточное количество молока и происходит падение цен на него.
2.Высокая стоимость кредитных ресурсов на создание, развитие и модернизацию производства.