Недобросовестная конкуренция при участии в реализации национальных проектов

Законодательство о контрактной системе последовательно реформируется. Вводятся дополнительные инструменты, направленные на ограничение возможности допуска к выполнению контрактов на строительство зданий лиц, не имеющих опыта выполнения аналогичных работ.

В частности, нормативными правовыми актами Правительства РФ установлено условие о наличии у подрядчиков, претендующих на заключение муниципальных контрактов на строительство объектов, стоимость которых превышает 100 млн. рублей, специальной правоспособности. Соответствующая правоспособность возникает у участника, имеющего опыт успешного выполнения аналогичных работ на сумму не менее 40% от начальной цены контракта. Такие решения направлены на минимизацию рисков, возникающих при заключении контрактов с лицами, ранее не участвовавшими в выполнении подобных работ и как следствие не способных с достаточной точностью рассчитать силы и средства необходимые для их выполнения.

Наличие права участвовать в закупке проверяется на этапе рассмотрения заявок. В случае неподтверждения необходимого опыта хозяйствующий субъект исключается из числа участников, претендующих на заключение контракта.

Однако, в стремлении заключить контракт на выполнение крупного заказа, хозяйствующие субъекты предпринимают недобросовестные действия, выражающиеся в представлении недостоверных документов, с целью подтвердить на самом деле отсутствующий опыт.

В целях реализации национального проекта "Демография" МКУ "Управление капитального строительства города Ростова-на-Дону" размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по объекту «Строительство детского дошкольного учреждения на 140 мест в VI микрорайоне жилого района «Левенцовский». Начальная (максимальная) цена контракта составила 240 776 540,00 рублей.

К участникам закупки установлено требование о наличии у них опыта работ по строительству на сумму не менее 40 процентов начальной (максимальной) цены контракта, то есть не менее 96 310 616 рублей.

На участие в аукционе подано 2 заявки: ООО "ОРИС", ООО "МБ-СТРОЙ".

ООО "ОРИС" в качестве документов, подтверждающих необходимый опыт предоставлен договор подряда о выполнении работ по капитальному ремонту на объекте, стоимостью 97 072 387 рублей, акты формы КС-2 и КС-3.

Сомнения в достоверности указанного договора возникли в связи с тем, что ранее при участии закупках общество подтверждало опыт выполнения работ аналогичным договором у которого совпадал предмет договора и сроки выполнения, но отличалась цена контракта, которая не превышала 90 млн. рублей.

При проверке обстоятельств исполнения контракта Ростовское УФАС России установило совокупность доказательств, свидетельствующих, что договор, представленный ООО «Орис» является фиктивным: отсутствовали расчеты между сторонами договора, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, содержит информацию о другом лице и т.д.

Следовательно, общество получило преимущество перед вторым участником аукциона, введя в заблуждение комиссию заказчика, по результатам аукциона необоснованно стало победителем аукциона, по итогам которого с ним заключен контракт о выполнении работ стоимостью 217 902 768 рублей 70 копеек.

Указанные действия в соответствии с антимонопольным законодательством признаются недобросовестной конкуренцией (п.9 ст.4, ст.14.8 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»).

ООО «Орис» выдано предписание о перечислении в доход федерального бюджета дохода, полученного в результате нарушения антимонопольного законодательства.

Не согласившись с решением Ростовского УФАС России, ООО «Орис» оспорило его в судебном порядке (дело № А53-15976/2021).

Суды согласились с позицией антимонопольного органа.