Решение по делу № 1353/04 в отношении Администрации г. Каменск-Шахтинский Ростовской области ч.1,2 ст.17 "О защите конкуренции"

Сфера деятельности: Контроль органов власти
Номер дела: 1353/04
Дата публикации: 1 декабря 2011, 09:19

Р Е Ш Е Н И Е

Резолютивная часть решения оглашена 30 ноября 2011 г.                                                                    
В полном объеме решение изготовлено 1 декабря 2011 г.
Комиссия Ростовского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:
Коренченко К.А.  Частников В.Л. Рабаев В.Р.  Ратникова О.С.
рассмотрев дело № 1353/04 от 15.09.2011 г. по признакам нарушения Администрацией г. Каменск-Шахтинский Ростовской области (347800, Ростовская обл., г. Каменск-Шахтинский, ул. Ленина, 74) ч.ч. 1, 2 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»)

У С Т А Н О В И Л А:

19.08.2011 г. в Ростовское УФАС России поступили заявления ООО «АВВА-транс» и ООО «Транс-Сервис» об ограничении Администрацией г. Каменск-Шахтинский (далее – администрация) доступа к участию в конкурсе на право осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории города. Как указывалось в заявлении, ООО «АВВА-транс» и ОООО «Транс-Сервис» на протяжении нескольких лет оказывают в г. Каменск-Шахтинский услуги по перевозке пассажиров автобусами особо малой вместимости (категории М2). Наряду с заявителями эти же услуги, но с использованием автобусов малой, средней и большой вместимости (категории М3), предоставляет ОАО «Каменское ПАТП». При проведении очередного конкурса на право заключения договора на осуществление пассажирских перевозок, администрацией было сокращено общее количество автобусов категории М2, увеличено количество автобусов категории М3, а все маршруты города были объединены в 3 лота. В результате, в один конкурсный лот (лот № 1) были одновременно включены маршруты, которые должны обслуживаться автобусами разной категорий (М2 и М3), в связи с чем, заявители лишились возможности принять участие в конкурсе, поскольку в их парке отсутствуют автобусы категории М3.

Указанные обстоятельства послужили поводом для возбуждения настоящего дела. Определением Ростовского УФАС России от 26.10.2011 г. рассмотрение дела было отложено, в связи с необходимостью получения дополнительных документов и информации.

В ответ на определение о возбуждении дела и определение об его отложении лица, участвующие в его рассмотрении, представили запрошенные документы и информацию.

Выступившие на заседании Комиссии представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы, изложенные в отзывах по настоящему делу. Представитель администрации представил в материалы дела копию постановления Администрации г. Каменск-Шахтинский от 30.09.2011 г. № 1393, согласно которому было отменено постановление Администрации г. Каменск-Шахтинский от 03.06.2011 г. в целях разработки новой конкурсной документации к конкурсу.

Комиссия, изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, администрацией ежегодно проводятся конкурсы на право заключения договоров на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом на территории г. Каменск-Шахтинский.

При проведении в 2010 г. вышеуказанного конкурса, заказ на осуществление пассажирских перевозок включал в себя 29 лотов, в каждый лот был включен один маршрут. Часть лотов должна была обслуживаться только автобусами категории М2, часть лотов – только автобусами категории М3 и 2 лота – автобусами разной категории (М2 и М3). В целом, для обслуживания всех лотов требовалось 45 автобусов категории М2 и 38 автобусов категории М3.

ООО «АВВА-транс» и ООО «Транс-Сервис» приняли участие и стали победителями конкурса по лотам, для обслуживания которых требовались автобусы категории М2.

ОАО «Каменское ПАТП» приняло участие и стало победителем конкурса по лотам, для обслуживания которых требовались автобусы категории М3.

01.06.2011 г. администрация на основании своего постановления от 03.06.2011 г. № 672 в газете «Каменские вести. Труд» разместила извещение о проведении нового конкурса на право осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории г. Каменск-Шахтинский.

Согласно извещению, на конкурс было выставлено 25 лотов. Как и прежде, каждому лоту соответствовал один маршрут, которые должны были обслуживаться либо автобусами категории М2 либо автобусами категории М3 (за исключением одного лота, для обслуживания которого требовались автобусы обоих категорий). В целом, для обслуживания всех лотов требовалось 18 автобусов категории М2 (в 2010 г. – 45) и 36 автобусов категории М3 (в 2010 г. – 38).

В связи с продажей акций ОАО «Каменское ПАТП» администрацией было принято постановление от 14.07.2011 г. № 918 о переносе сроков проведения конкурса.

06.08.2011 г. администрация на основании своего постановления от 05.08.2011 г. № 1065 в газете «Каменские вести. Труд» опубликовала извещение о внесении изменений в предмет конкурса.

Согласно изменениям, все маршруты города были объединены в 3 лота: в лот № 1 было включено 22 маршрута, в лот № 2 – 2 маршрута, в лот № 3 – 1 маршрут. При этом в лот № 1 были включены маршруты, которые должны обслуживаться одновременно автобусами разной категории (М2 и М3), лоты №№ 2, 3 предусматривали участие только автобусов категории М3. В результате, для того, чтобы принять участие в конкурсе по лоту № 1 перевозчик должен был иметь в наличии как автобусы категории М2 (в количестве 18 единиц) так и автобусы категории М3 (в количестве 36 единиц). 

Согласно протоколу заседания конкурсной комиссии № 1 от 08.09.2011 г. заявки на участие в конкурсе подало 5 перевозчиков: ОАО «Каменское ПАТП», ООО «АВВА-транс», ООО «Транс-Сервис», ООО «Экипаж» и МУП «Глубокинское ПАТП».

В последующем МУП «Глубокинское ПАТП» отозвало заявку на участие в конкурсе.

Согласно протоколу заседания конкурсной комиссии № 2 от 09.09.2011 г. всем перевозчикам было отказано в допуске к участию в конкурсе.

ОАО «Каменское ПАТП» было отказано по причине непредставления лицензионных карточек на автобусы категории М2.

ООО «АВВА-транс», ООО «Транс-Сервис», ООО «Экипаж» было отказано ввиду отсутствия у них подвижного состава категории М3.

В силу ст. 1 ФЗ «О защите конкуренции»  предметом настоящего закона является, в т.ч. предупреждение и пресечение случаев недопущения, ограничения, устранения конкуренции со стороны органов местного самоуправления; целью -  обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в РФ, защита конкуренции, создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

В силу ч.ч. 1, 2 ст. 17 ФЗ «О защите конкуренции» при проведении торгов, если организаторами (заказчиками) торгов являются органы местного самоуправления, запрещаются действия, которые приводят (могут) привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в т.ч. запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.

Объясняя причины включения 22 городских маршрутов в лот № 1, администрация сослалась на результаты пассажиропотока, проведенного с участием представителей   Каменского института (филиала) ГОУ ВПО Южно-Российский государственный технический университет (НПИ)» (далее – институт).

В тоже время в рамках рассмотрения дела перед институтом было поставлено 2 вопроса: о целесообразности объединения в один лот маршрутов, которые обслуживаются автобусами разной категории (М2 и М3); о целесообразности объединения в один лот 22 маршрутов.

Давая ответ на вопрос № 1, институт указал на обоснованность совмещения даже на одном маршруте автобусов разной категории. Отвечая на вопрос № 2, институт пришел к выводу о том, что ряд маршрутов ОАО «Каменское ПАТП» имеют низкий коэффициент использования вместимости и сменности, в то время как маршруты, обслуживаемые ООО «АВВА-трас» и ООО «Транс-Сервис», имеют достаточно высокие показатели, из чего следует различный уровень эффективности указанных маршрутов.

Таким образом, из пояснений института не следует вывод об обоснованности действий администрации по включению в один лот практически всей маршрутной сети г. Каменск-Шахтинский (22 маршрутов). В пояснениях института указывается на целесообразность объединения в один лот отдельных маршрутов, имеющих разные показатели эффективности их использования.

Объясняя причины, по которым результаты пассажиропотока не были учтены при первом объявлении конкурса (когда в каждый лот был включен один маршрут) администрация указала, что при первом объявлении конкурса (01.06.2011 г.) ей было известно о готовящейся продаже 100 % акций ОАО «Каменское ПАТП». На тот момент не было уверенности в том, что новый собственник продолжит свою деятельность на территории города, в связи с чем, было принято решение о выставлении на конкурс лотов, включающих в себя по одному маршруту. Указанное решение должно было оказать положительное влияние на всех желающих принять участие в конкурсе, в т.ч. на МУП «Глубокинское ПАТП». После продажи акций и продолжением новым владельцем основной деятельности (перевозка пассажиров) на территории города, были внесены изменения в предмет конкурса, которые уже учитывали результаты пассажиропотока.

Таким образом, из пояснений администрации следует, что внесение изменений в предмет конкурса было обусловлено обстоятельствами, связанными исключительно с деятельностью конкретного перевозчика – ОАО «Каменское ПАТП».

В тоже время, после внесенных изменений, иные перевозчики г. Каменск-Шахтинский (ООО «АВВА-транс» и ООО «Транс-Сервис») для того, чтобы принять участие в конкурсе по лоту № 1 (в участии в конкурсе по данному лоту заявители имели интерес, т.к. в этом лоте предусматривалось участие автобусов категории М2) должны были в течение одного месяца приобрести 36 (с учетом КТГ – 44) единиц автобусов категории М3.

Таким образом, при проведении конкурса администрацией учитывались интересы одного перевозчика, оказывающего услуги по перевозке пассажиров на территории г. Каменск-Шахтинский (ОАО «Каменское ПАТП»), и не учитывались интересы иных перевозчиков, действующих на этом же рынке (ООО «АВВА-транс», ООО «Транс-Сервис»), что ограничило конкуренцию между указанными перевозчиками за право работать на соответствующем рынке и создало дискриминационные (преимущественные) условия деятельности для отдельных из них.

Как следует из п. 8 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008г. № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», если антимонопольным органом доказано, что акты или действия органа местного самоуправления приводят или могут привести к ограничению конкуренции, указанный орган обязан указать конкретную норму федерального закона, на основании которой был принят соответствующий акт, осуществлено соответствующее действие.

В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.

В соответствии со ст.ст. 5, 6 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

Таким образом, органам местного самоуправления предоставлено право контролировать и ограничивать деятельность хозяйствующих субъектов, осуществляющих пассажирские перевозки.

В тоже время в соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных, в т.ч. Конституцией РФ и федеральными законами, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения.

Таким образом, самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения ограничена требованиями федеральных законов, к числу которых относится ФЗ «О защите конкуренции», ст. 17 которого запрещает при проведении торгов ограничивать конкуренцию и необоснованно препятствовать доступу к участию в них.

Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 2 ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольное законодательство основывается в т.ч. на положениях ГК РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.

Вместе с тем, учитывая то, что администрация не подтвердила обоснованность действий по включению фактически всей маршрутной сети города в один лот (лот №1); сформировала предмет конкурса без соблюдения баланса интересов всех перевозчиков; была осведомлена о наличии у заявителей подвижного состава только категории М2, в связи с чем, не могла не осознавать, что установленные ей условия допуска к участию в конкурсе (о приобретении значительного количества автобусов категории М3 за незначительный временный промежуток), существенным образом ограничит их возможность принять в нем участие – следует, что при внесении изменений в предмет конкурса ответчик вышел за пределы предоставленных ему прав в сфере организации транспортного обслуживания населения города.

Таким образом, в действиях администрации, выразившихся во включении 22 маршрутов  г. Каменск-Шахтинский в один лот содержится нарушение ч.ч. 1, 2 ст. 17 ФЗ «О защите конкуренции».

В тоже время в рамках рассмотрения дела было установлено, что Постановлением Администрации г. Каменск-Шахтинский от 01.11.2011 г. № 1665 принято решение о проведении нового конкурса на право осуществление перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории города. Данным постановлением утверждена конкурсная документация, в Приложении № 1 к которой указаны лоты, выставляемые на конкурс.

По мнению ООО «АВВА-транс» и ООО «Транс-Сервис», вышеуказанные лоты, как и прежде, сформированы исключительно в интересах ОАО «Каменское ПАТП», без учета интересов заявителей, в связи с чем, также нарушают требования антимонопольного законодательства.

В тоже время Комиссия считает доводы заявителей в данной части подлежащими отклонению ввиду следующего.

Согласно Приложению № 1 к конкурсной документации на конкурс выставлено 8 лотов.

Лоты №№ 7, 8 включают по 2 маршрута, каждый из которых должен обслуживаться автобусами категории М3.

В лот № 3 включено 5 маршрутов, 4 из которых должны обслуживаться автобусами категории М3, и 1 – автобусами категории М2 и М3.

В общей сложности для обслуживания лота № 7 требуется 6 автобусов категории М3, для обслуживания лота № 8 – 4 автобуса категории М3, для обслуживания лота № 3 – 9 автобусов категории М3 и 1 автобус категории М2.

В тоже время, по сравнению с 2010 г. в указанные маршруты изменений внесено не было (в части изменения категории обслуживаемых их автобусов). Перечисленные маршруты с 2010 г. в соответствии с результатами проведенного конкурса обслуживаются ОАО «Каменское ПАТП» автобусами категории М3. Таким образом, доводы заявителей, эксплуатирующих автобусы категории М2, о том, что при формировании данных лотов не были учтены их интересы - не состоятельны.

В лот № 1 включено 4 маршрута, 3 из которых должны обслуживаться автобусами категории М3 (в количестве 6 единиц) и 1 маршрут – автобусом категории М2 (в количестве 5 единиц). В данный лот объединены маршруты, обслуживаемые ОАО «Каменское ПАТП» (№№1, 12, 13) и маршрут, обслуживаемый ООО «АВВА-транс» (№ 1д).

В лот № 2 включено 3 маршрута, 2 из которых должны обслуживаться автобусами категории М3 (в количестве 6 единиц) и 1 маршрут – автобусами категории М2 (в количестве 4 единиц). В данный лот объединены маршруты, обслуживаемые ОАО «Каменское ПАТП» (№№2, 17) и маршрут, обслуживаемый ООО «Транс-Сервис» (№ 2д).

В лот № 4 включено 2 маршрута, один из которых должен обслуживаться автобусом категории М3 (в количестве 1 единицы) и 1 маршрут – автобусом категории М2 (в количестве 1 единицы). В данный лот объединены маршруты, обслуживаемые ОАО «Каменское ПАТП» (№ 8) и маршрут, обслуживаемый ООО «АВВА-транс» (№ 8а).

В лот № 5 включено 2 маршрута, один из которых должен обслуживаться автобусом категории М3 (в количестве 1 единицы) и 1 маршрут – автобусами категории М2 (в количестве 5 единиц). В данный лот объединены маршруты, обслуживаемые ОАО «Каменское ПАТП» (№ 10) и маршрут, обслуживаемый ООО «АВВА-транс» (№ 22).

В лот № 6 включено 5 маршрутов, 3 из которых должны обслуживаться автобусами категории М3 (в количестве 3 единиц) и 2 маршрута – автобусами категории М2 (в количестве 2 единиц). В данный лот объединены маршруты, обслуживаемые ОАО «Каменское ПАТП» (№№ 9, 14), маршрут, обслуживаемый ООО «АВВА-транс» (№№ 14д, 24д), маршрут, обслуживаемый ООО «Транс-Сервис» (№24). 

Распределение лотов вышеуказанным способом соответствует выводам института о низких показателях маршрутов, обслуживаемых ОАО «Каменское ПАТП», и высоких показателях маршрутов, обслуживаемых ООО «АВВА-транс» и ООО «Транс-Сервис», и как следствие, о целесообразности их объединения.

Кроме того, согласно объяснениям администрации такие маршруты как №№ 10, 12, 13, 14, 17 являются убыточными, но при этом социально важными, т.к. ими пользуются в основном льготные категории граждан. В этой связи объединение данных маршрутов в лотах №№ 1, 2, 4, 5, 6 с иными маршрутами направлено на обеспечение баланса между интересами перевозчиков и интересами города в целом.

Кроме того, как следует из вновь установленного распределения лотов, для того чтобы принять участие в отдельных из них (в которых предусмотрено участие автобусов категории М2) заявителям требуется от 1 до 6 единиц автобусов категории М3, что не создает для них неустранимых препятствий в реализации своего права на участие в конкурсе.

В силу ч. 3 ст. 10 ГК РФ в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

В тоже время, ООО «АВВА-транс» и ООО «Транс-Сервис» были осведомлены о намерении администрации произвести объединение маршрутов еще в августе 2011 г. (дата опубликования извещения о внесении изменений в предмет конкурса). Также заявителям были известны результаты проведенного пассажиропотока, на основании которых институт пришел к выводу о целесообразности объединения отдельных маршрутов. В этой связи, проявив должную предусмотрительность и разумность, заявители имели возможность предпринять своевременные меры, направленные на приобретение недостающего подвижного состава для участия в конкурсе.

Довод заявителей о необоснованном снижении администрацией на маршрутах города количества автобусов категории М2 также подлежит отклонению. Как следует из материалов дела, снижение количества автобусов указанной категории (по сравнению с 2010 г.) произошло на маршрутах № 1д (с 11 до 5 единиц), № 2д (с 12 до 4 единиц), № 22 (с 15 до 5 единиц).

В тоже время из пояснений администрации и приложенных к ним сводных таблиц технико-эксплуатационных показателей за 09.04.2008 г. и 16.12.2010 г. по г. Каменск-Шахтинский следует, что за период с 2008 г. по 2010 г. по указанным маршрутам произошло существенное снижение пассажиропотока, чем и было обусловлено снижение количества обслуживаемого их подвижного состава. То обстоятельство, что снижая на указанных маршрутах количество автобусов категории М2, администрация незначительно увеличила количество автобусов категории М3 на пересекающихся маршрутах (на маршруте № 1 с 2 до 4 единиц, на маршруте № 2 с 2 до 4 единиц) не свидетельствует о необоснованности таких действий. Указанные действия были осуществлены в целях равномерного перераспределения пассажиропотока, повышения эффективности использования всех маршрутов города.

Кроме того, в силу ч. 1 ст. 2 ГК РФ предпринимательская деятельность - это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли. Таким образом, действия администрации по изменению маршрутной сети города, обусловленные изменением пассажиропотока, необходимостью обеспечения баланса интересов между всеми перевозчиками и населения города в целом, являются для ООО «АВВА-транс» и ООО «Транс-Сервис» обычным предпринимательским риском, который заявители, будучи коммерческими организациями, несут всегда.

Руководствуясь  ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1 – 4 ст. 41, ст. 48, ч. 1 ст. 49 ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия,

Р Е Ш И Л А :

1. Признать Администрацию г. Каменск-Шахтинский нарушившей ч.ч. 1, 2 ст. 17 ФЗ «О защите конкуренции».

2. Прекратить рассмотрение дела № 1353/04, возбужденное в отношении Администрации г. Каменск-Шахтинский в связи с добровольным устранением нарушений антимонопольного законодательства.

Председатель Комиссии: К.А. Коренченко

Члены Комиссии: В.Л. Частников В.Р. Рабаев О.С. Ратникова                                      

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

 

stdClass Object ( [vid] => 6454 [uid] => 29 [title] => Решение по делу № 1353/04 в отношении Администрации г. Каменск-Шахтинский Ростовской области ч.1,2 ст.17 "О защите конкуренции" [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6454 [type] => solution [language] => ru [created] => 1346044944 [changed] => 1370529870 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370529870 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Р Е Ш Е Н И Е

Резолютивная часть решения оглашена 30 ноября 2011 г.                                                                    
В полном объеме решение изготовлено 1 декабря 2011 г.
Комиссия Ростовского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:
Коренченко К.А.  Частников В.Л. Рабаев В.Р.  Ратникова О.С.
рассмотрев дело № 1353/04 от 15.09.2011 г. по признакам нарушения Администрацией г. Каменск-Шахтинский Ростовской области (347800, Ростовская обл., г. Каменск-Шахтинский, ул. Ленина, 74) ч.ч. 1, 2 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»)

У С Т А Н О В И Л А:

19.08.2011 г. в Ростовское УФАС России поступили заявления ООО «АВВА-транс» и ООО «Транс-Сервис» об ограничении Администрацией г. Каменск-Шахтинский (далее – администрация) доступа к участию в конкурсе на право осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории города. Как указывалось в заявлении, ООО «АВВА-транс» и ОООО «Транс-Сервис» на протяжении нескольких лет оказывают в г. Каменск-Шахтинский услуги по перевозке пассажиров автобусами особо малой вместимости (категории М2). Наряду с заявителями эти же услуги, но с использованием автобусов малой, средней и большой вместимости (категории М3), предоставляет ОАО «Каменское ПАТП». При проведении очередного конкурса на право заключения договора на осуществление пассажирских перевозок, администрацией было сокращено общее количество автобусов категории М2, увеличено количество автобусов категории М3, а все маршруты города были объединены в 3 лота. В результате, в один конкурсный лот (лот № 1) были одновременно включены маршруты, которые должны обслуживаться автобусами разной категорий (М2 и М3), в связи с чем, заявители лишились возможности принять участие в конкурсе, поскольку в их парке отсутствуют автобусы категории М3.

Указанные обстоятельства послужили поводом для возбуждения настоящего дела. Определением Ростовского УФАС России от 26.10.2011 г. рассмотрение дела было отложено, в связи с необходимостью получения дополнительных документов и информации.

В ответ на определение о возбуждении дела и определение об его отложении лица, участвующие в его рассмотрении, представили запрошенные документы и информацию.

Выступившие на заседании Комиссии представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы, изложенные в отзывах по настоящему делу. Представитель администрации представил в материалы дела копию постановления Администрации г. Каменск-Шахтинский от 30.09.2011 г. № 1393, согласно которому было отменено постановление Администрации г. Каменск-Шахтинский от 03.06.2011 г. в целях разработки новой конкурсной документации к конкурсу.

Комиссия, изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, администрацией ежегодно проводятся конкурсы на право заключения договоров на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом на территории г. Каменск-Шахтинский.

При проведении в 2010 г. вышеуказанного конкурса, заказ на осуществление пассажирских перевозок включал в себя 29 лотов, в каждый лот был включен один маршрут. Часть лотов должна была обслуживаться только автобусами категории М2, часть лотов – только автобусами категории М3 и 2 лота – автобусами разной категории (М2 и М3). В целом, для обслуживания всех лотов требовалось 45 автобусов категории М2 и 38 автобусов категории М3.

ООО «АВВА-транс» и ООО «Транс-Сервис» приняли участие и стали победителями конкурса по лотам, для обслуживания которых требовались автобусы категории М2.

ОАО «Каменское ПАТП» приняло участие и стало победителем конкурса по лотам, для обслуживания которых требовались автобусы категории М3.

01.06.2011 г. администрация на основании своего постановления от 03.06.2011 г. № 672 в газете «Каменские вести. Труд» разместила извещение о проведении нового конкурса на право осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории г. Каменск-Шахтинский.

Согласно извещению, на конкурс было выставлено 25 лотов. Как и прежде, каждому лоту соответствовал один маршрут, которые должны были обслуживаться либо автобусами категории М2 либо автобусами категории М3 (за исключением одного лота, для обслуживания которого требовались автобусы обоих категорий). В целом, для обслуживания всех лотов требовалось 18 автобусов категории М2 (в 2010 г. – 45) и 36 автобусов категории М3 (в 2010 г. – 38).

В связи с продажей акций ОАО «Каменское ПАТП» администрацией было принято постановление от 14.07.2011 г. № 918 о переносе сроков проведения конкурса.

06.08.2011 г. администрация на основании своего постановления от 05.08.2011 г. № 1065 в газете «Каменские вести. Труд» опубликовала извещение о внесении изменений в предмет конкурса.

Согласно изменениям, все маршруты города были объединены в 3 лота: в лот № 1 было включено 22 маршрута, в лот № 2 – 2 маршрута, в лот № 3 – 1 маршрут. При этом в лот № 1 были включены маршруты, которые должны обслуживаться одновременно автобусами разной категории (М2 и М3), лоты №№ 2, 3 предусматривали участие только автобусов категории М3. В результате, для того, чтобы принять участие в конкурсе по лоту № 1 перевозчик должен был иметь в наличии как автобусы категории М2 (в количестве 18 единиц) так и автобусы категории М3 (в количестве 36 единиц). 

Согласно протоколу заседания конкурсной комиссии № 1 от 08.09.2011 г. заявки на участие в конкурсе подало 5 перевозчиков: ОАО «Каменское ПАТП», ООО «АВВА-транс», ООО «Транс-Сервис», ООО «Экипаж» и МУП «Глубокинское ПАТП».

В последующем МУП «Глубокинское ПАТП» отозвало заявку на участие в конкурсе.

Согласно протоколу заседания конкурсной комиссии № 2 от 09.09.2011 г. всем перевозчикам было отказано в допуске к участию в конкурсе.

ОАО «Каменское ПАТП» было отказано по причине непредставления лицензионных карточек на автобусы категории М2.

ООО «АВВА-транс», ООО «Транс-Сервис», ООО «Экипаж» было отказано ввиду отсутствия у них подвижного состава категории М3.

В силу ст. 1 ФЗ «О защите конкуренции»  предметом настоящего закона является, в т.ч. предупреждение и пресечение случаев недопущения, ограничения, устранения конкуренции со стороны органов местного самоуправления; целью -  обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в РФ, защита конкуренции, создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

В силу ч.ч. 1, 2 ст. 17 ФЗ «О защите конкуренции» при проведении торгов, если организаторами (заказчиками) торгов являются органы местного самоуправления, запрещаются действия, которые приводят (могут) привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в т.ч. запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.

Объясняя причины включения 22 городских маршрутов в лот № 1, администрация сослалась на результаты пассажиропотока, проведенного с участием представителей   Каменского института (филиала) ГОУ ВПО Южно-Российский государственный технический университет (НПИ)» (далее – институт).

В тоже время в рамках рассмотрения дела перед институтом было поставлено 2 вопроса: о целесообразности объединения в один лот маршрутов, которые обслуживаются автобусами разной категории (М2 и М3); о целесообразности объединения в один лот 22 маршрутов.

Давая ответ на вопрос № 1, институт указал на обоснованность совмещения даже на одном маршруте автобусов разной категории. Отвечая на вопрос № 2, институт пришел к выводу о том, что ряд маршрутов ОАО «Каменское ПАТП» имеют низкий коэффициент использования вместимости и сменности, в то время как маршруты, обслуживаемые ООО «АВВА-трас» и ООО «Транс-Сервис», имеют достаточно высокие показатели, из чего следует различный уровень эффективности указанных маршрутов.

Таким образом, из пояснений института не следует вывод об обоснованности действий администрации по включению в один лот практически всей маршрутной сети г. Каменск-Шахтинский (22 маршрутов). В пояснениях института указывается на целесообразность объединения в один лот отдельных маршрутов, имеющих разные показатели эффективности их использования.

Объясняя причины, по которым результаты пассажиропотока не были учтены при первом объявлении конкурса (когда в каждый лот был включен один маршрут) администрация указала, что при первом объявлении конкурса (01.06.2011 г.) ей было известно о готовящейся продаже 100 % акций ОАО «Каменское ПАТП». На тот момент не было уверенности в том, что новый собственник продолжит свою деятельность на территории города, в связи с чем, было принято решение о выставлении на конкурс лотов, включающих в себя по одному маршруту. Указанное решение должно было оказать положительное влияние на всех желающих принять участие в конкурсе, в т.ч. на МУП «Глубокинское ПАТП». После продажи акций и продолжением новым владельцем основной деятельности (перевозка пассажиров) на территории города, были внесены изменения в предмет конкурса, которые уже учитывали результаты пассажиропотока.

Таким образом, из пояснений администрации следует, что внесение изменений в предмет конкурса было обусловлено обстоятельствами, связанными исключительно с деятельностью конкретного перевозчика – ОАО «Каменское ПАТП».

В тоже время, после внесенных изменений, иные перевозчики г. Каменск-Шахтинский (ООО «АВВА-транс» и ООО «Транс-Сервис») для того, чтобы принять участие в конкурсе по лоту № 1 (в участии в конкурсе по данному лоту заявители имели интерес, т.к. в этом лоте предусматривалось участие автобусов категории М2) должны были в течение одного месяца приобрести 36 (с учетом КТГ – 44) единиц автобусов категории М3.

Таким образом, при проведении конкурса администрацией учитывались интересы одного перевозчика, оказывающего услуги по перевозке пассажиров на территории г. Каменск-Шахтинский (ОАО «Каменское ПАТП»), и не учитывались интересы иных перевозчиков, действующих на этом же рынке (ООО «АВВА-транс», ООО «Транс-Сервис»), что ограничило конкуренцию между указанными перевозчиками за право работать на соответствующем рынке и создало дискриминационные (преимущественные) условия деятельности для отдельных из них.

Как следует из п. 8 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008г. № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», если антимонопольным органом доказано, что акты или действия органа местного самоуправления приводят или могут привести к ограничению конкуренции, указанный орган обязан указать конкретную норму федерального закона, на основании которой был принят соответствующий акт, осуществлено соответствующее действие.

В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.

В соответствии со ст.ст. 5, 6 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

Таким образом, органам местного самоуправления предоставлено право контролировать и ограничивать деятельность хозяйствующих субъектов, осуществляющих пассажирские перевозки.

В тоже время в соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных, в т.ч. Конституцией РФ и федеральными законами, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения.

Таким образом, самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения ограничена требованиями федеральных законов, к числу которых относится ФЗ «О защите конкуренции», ст. 17 которого запрещает при проведении торгов ограничивать конкуренцию и необоснованно препятствовать доступу к участию в них.

Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 2 ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольное законодательство основывается в т.ч. на положениях ГК РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.

Вместе с тем, учитывая то, что администрация не подтвердила обоснованность действий по включению фактически всей маршрутной сети города в один лот (лот №1); сформировала предмет конкурса без соблюдения баланса интересов всех перевозчиков; была осведомлена о наличии у заявителей подвижного состава только категории М2, в связи с чем, не могла не осознавать, что установленные ей условия допуска к участию в конкурсе (о приобретении значительного количества автобусов категории М3 за незначительный временный промежуток), существенным образом ограничит их возможность принять в нем участие – следует, что при внесении изменений в предмет конкурса ответчик вышел за пределы предоставленных ему прав в сфере организации транспортного обслуживания населения города.

Таким образом, в действиях администрации, выразившихся во включении 22 маршрутов  г. Каменск-Шахтинский в один лот содержится нарушение ч.ч. 1, 2 ст. 17 ФЗ «О защите конкуренции».

В тоже время в рамках рассмотрения дела было установлено, что Постановлением Администрации г. Каменск-Шахтинский от 01.11.2011 г. № 1665 принято решение о проведении нового конкурса на право осуществление перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории города. Данным постановлением утверждена конкурсная документация, в Приложении № 1 к которой указаны лоты, выставляемые на конкурс.

По мнению ООО «АВВА-транс» и ООО «Транс-Сервис», вышеуказанные лоты, как и прежде, сформированы исключительно в интересах ОАО «Каменское ПАТП», без учета интересов заявителей, в связи с чем, также нарушают требования антимонопольного законодательства.

В тоже время Комиссия считает доводы заявителей в данной части подлежащими отклонению ввиду следующего.

Согласно Приложению № 1 к конкурсной документации на конкурс выставлено 8 лотов.

Лоты №№ 7, 8 включают по 2 маршрута, каждый из которых должен обслуживаться автобусами категории М3.

В лот № 3 включено 5 маршрутов, 4 из которых должны обслуживаться автобусами категории М3, и 1 – автобусами категории М2 и М3.

В общей сложности для обслуживания лота № 7 требуется 6 автобусов категории М3, для обслуживания лота № 8 – 4 автобуса категории М3, для обслуживания лота № 3 – 9 автобусов категории М3 и 1 автобус категории М2.

В тоже время, по сравнению с 2010 г. в указанные маршруты изменений внесено не было (в части изменения категории обслуживаемых их автобусов). Перечисленные маршруты с 2010 г. в соответствии с результатами проведенного конкурса обслуживаются ОАО «Каменское ПАТП» автобусами категории М3. Таким образом, доводы заявителей, эксплуатирующих автобусы категории М2, о том, что при формировании данных лотов не были учтены их интересы - не состоятельны.

В лот № 1 включено 4 маршрута, 3 из которых должны обслуживаться автобусами категории М3 (в количестве 6 единиц) и 1 маршрут – автобусом категории М2 (в количестве 5 единиц). В данный лот объединены маршруты, обслуживаемые ОАО «Каменское ПАТП» (№№1, 12, 13) и маршрут, обслуживаемый ООО «АВВА-транс» (№ 1д).

В лот № 2 включено 3 маршрута, 2 из которых должны обслуживаться автобусами категории М3 (в количестве 6 единиц) и 1 маршрут – автобусами категории М2 (в количестве 4 единиц). В данный лот объединены маршруты, обслуживаемые ОАО «Каменское ПАТП» (№№2, 17) и маршрут, обслуживаемый ООО «Транс-Сервис» (№ 2д).

В лот № 4 включено 2 маршрута, один из которых должен обслуживаться автобусом категории М3 (в количестве 1 единицы) и 1 маршрут – автобусом категории М2 (в количестве 1 единицы). В данный лот объединены маршруты, обслуживаемые ОАО «Каменское ПАТП» (№ 8) и маршрут, обслуживаемый ООО «АВВА-транс» (№ 8а).

В лот № 5 включено 2 маршрута, один из которых должен обслуживаться автобусом категории М3 (в количестве 1 единицы) и 1 маршрут – автобусами категории М2 (в количестве 5 единиц). В данный лот объединены маршруты, обслуживаемые ОАО «Каменское ПАТП» (№ 10) и маршрут, обслуживаемый ООО «АВВА-транс» (№ 22).

В лот № 6 включено 5 маршрутов, 3 из которых должны обслуживаться автобусами категории М3 (в количестве 3 единиц) и 2 маршрута – автобусами категории М2 (в количестве 2 единиц). В данный лот объединены маршруты, обслуживаемые ОАО «Каменское ПАТП» (№№ 9, 14), маршрут, обслуживаемый ООО «АВВА-транс» (№№ 14д, 24д), маршрут, обслуживаемый ООО «Транс-Сервис» (№24). 

Распределение лотов вышеуказанным способом соответствует выводам института о низких показателях маршрутов, обслуживаемых ОАО «Каменское ПАТП», и высоких показателях маршрутов, обслуживаемых ООО «АВВА-транс» и ООО «Транс-Сервис», и как следствие, о целесообразности их объединения.

Кроме того, согласно объяснениям администрации такие маршруты как №№ 10, 12, 13, 14, 17 являются убыточными, но при этом социально важными, т.к. ими пользуются в основном льготные категории граждан. В этой связи объединение данных маршрутов в лотах №№ 1, 2, 4, 5, 6 с иными маршрутами направлено на обеспечение баланса между интересами перевозчиков и интересами города в целом.

Кроме того, как следует из вновь установленного распределения лотов, для того чтобы принять участие в отдельных из них (в которых предусмотрено участие автобусов категории М2) заявителям требуется от 1 до 6 единиц автобусов категории М3, что не создает для них неустранимых препятствий в реализации своего права на участие в конкурсе.

В силу ч. 3 ст. 10 ГК РФ в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

В тоже время, ООО «АВВА-транс» и ООО «Транс-Сервис» были осведомлены о намерении администрации произвести объединение маршрутов еще в августе 2011 г. (дата опубликования извещения о внесении изменений в предмет конкурса). Также заявителям были известны результаты проведенного пассажиропотока, на основании которых институт пришел к выводу о целесообразности объединения отдельных маршрутов. В этой связи, проявив должную предусмотрительность и разумность, заявители имели возможность предпринять своевременные меры, направленные на приобретение недостающего подвижного состава для участия в конкурсе.

Довод заявителей о необоснованном снижении администрацией на маршрутах города количества автобусов категории М2 также подлежит отклонению. Как следует из материалов дела, снижение количества автобусов указанной категории (по сравнению с 2010 г.) произошло на маршрутах № 1д (с 11 до 5 единиц), № 2д (с 12 до 4 единиц), № 22 (с 15 до 5 единиц).

В тоже время из пояснений администрации и приложенных к ним сводных таблиц технико-эксплуатационных показателей за 09.04.2008 г. и 16.12.2010 г. по г. Каменск-Шахтинский следует, что за период с 2008 г. по 2010 г. по указанным маршрутам произошло существенное снижение пассажиропотока, чем и было обусловлено снижение количества обслуживаемого их подвижного состава. То обстоятельство, что снижая на указанных маршрутах количество автобусов категории М2, администрация незначительно увеличила количество автобусов категории М3 на пересекающихся маршрутах (на маршруте № 1 с 2 до 4 единиц, на маршруте № 2 с 2 до 4 единиц) не свидетельствует о необоснованности таких действий. Указанные действия были осуществлены в целях равномерного перераспределения пассажиропотока, повышения эффективности использования всех маршрутов города.

Кроме того, в силу ч. 1 ст. 2 ГК РФ предпринимательская деятельность - это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли. Таким образом, действия администрации по изменению маршрутной сети города, обусловленные изменением пассажиропотока, необходимостью обеспечения баланса интересов между всеми перевозчиками и населения города в целом, являются для ООО «АВВА-транс» и ООО «Транс-Сервис» обычным предпринимательским риском, который заявители, будучи коммерческими организациями, несут всегда.

Руководствуясь  ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1 – 4 ст. 41, ст. 48, ч. 1 ст. 49 ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия,

Р Е Ш И Л А :

1. Признать Администрацию г. Каменск-Шахтинский нарушившей ч.ч. 1, 2 ст. 17 ФЗ «О защите конкуренции».

2. Прекратить рассмотрение дела № 1353/04, возбужденное в отношении Администрации г. Каменск-Шахтинский в связи с добровольным устранением нарушений антимонопольного законодательства.

Председатель Комиссии: К.А. Коренченко

Члены Комиссии: В.Л. Частников В.Р. Рабаев О.С. Ратникова                                      

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Р Е Ш Е Н И Е

Резолютивная часть решения оглашена 30 ноября 2011 г.                                                                    
В полном объеме решение изготовлено 1 декабря 2011 г.
Комиссия Ростовского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:
Коренченко К.А.  Частников В.Л. Рабаев В.Р.  Ратникова О.С.
рассмотрев дело № 1353/04 от 15.09.2011 г. по признакам нарушения Администрацией г. Каменск-Шахтинский Ростовской области (347800, Ростовская обл., г. Каменск-Шахтинский, ул. Ленина, 74) ч.ч. 1, 2 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»)

У С Т А Н О В И Л А:

19.08.2011 г. в Ростовское УФАС России поступили заявления ООО «АВВА-транс» и ООО «Транс-Сервис» об ограничении Администрацией г. Каменск-Шахтинский (далее – администрация) доступа к участию в конкурсе на право осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории города. Как указывалось в заявлении, ООО «АВВА-транс» и ОООО «Транс-Сервис» на протяжении нескольких лет оказывают в г. Каменск-Шахтинский услуги по перевозке пассажиров автобусами особо малой вместимости (категории М2). Наряду с заявителями эти же услуги, но с использованием автобусов малой, средней и большой вместимости (категории М3), предоставляет ОАО «Каменское ПАТП». При проведении очередного конкурса на право заключения договора на осуществление пассажирских перевозок, администрацией было сокращено общее количество автобусов категории М2, увеличено количество автобусов категории М3, а все маршруты города были объединены в 3 лота. В результате, в один конкурсный лот (лот № 1) были одновременно включены маршруты, которые должны обслуживаться автобусами разной категорий (М2 и М3), в связи с чем, заявители лишились возможности принять участие в конкурсе, поскольку в их парке отсутствуют автобусы категории М3.

Указанные обстоятельства послужили поводом для возбуждения настоящего дела. Определением Ростовского УФАС России от 26.10.2011 г. рассмотрение дела было отложено, в связи с необходимостью получения дополнительных документов и информации.

В ответ на определение о возбуждении дела и определение об его отложении лица, участвующие в его рассмотрении, представили запрошенные документы и информацию.

Выступившие на заседании Комиссии представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы, изложенные в отзывах по настоящему делу. Представитель администрации представил в материалы дела копию постановления Администрации г. Каменск-Шахтинский от 30.09.2011 г. № 1393, согласно которому было отменено постановление Администрации г. Каменск-Шахтинский от 03.06.2011 г. в целях разработки новой конкурсной документации к конкурсу.

Комиссия, изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, администрацией ежегодно проводятся конкурсы на право заключения договоров на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом на территории г. Каменск-Шахтинский.

При проведении в 2010 г. вышеуказанного конкурса, заказ на осуществление пассажирских перевозок включал в себя 29 лотов, в каждый лот был включен один маршрут. Часть лотов должна была обслуживаться только автобусами категории М2, часть лотов – только автобусами категории М3 и 2 лота – автобусами разной категории (М2 и М3). В целом, для обслуживания всех лотов требовалось 45 автобусов категории М2 и 38 автобусов категории М3.

ООО «АВВА-транс» и ООО «Транс-Сервис» приняли участие и стали победителями конкурса по лотам, для обслуживания которых требовались автобусы категории М2.

ОАО «Каменское ПАТП» приняло участие и стало победителем конкурса по лотам, для обслуживания которых требовались автобусы категории М3.

01.06.2011 г. администрация на основании своего постановления от 03.06.2011 г. № 672 в газете «Каменские вести. Труд» разместила извещение о проведении нового конкурса на право осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории г. Каменск-Шахтинский.

Согласно извещению, на конкурс было выставлено 25 лотов. Как и прежде, каждому лоту соответствовал один маршрут, которые должны были обслуживаться либо автобусами категории М2 либо автобусами категории М3 (за исключением одного лота, для обслуживания которого требовались автобусы обоих категорий). В целом, для обслуживания всех лотов требовалось 18 автобусов категории М2 (в 2010 г. – 45) и 36 автобусов категории М3 (в 2010 г. – 38).

В связи с продажей акций ОАО «Каменское ПАТП» администрацией было принято постановление от 14.07.2011 г. № 918 о переносе сроков проведения конкурса.

06.08.2011 г. администрация на основании своего постановления от 05.08.2011 г. № 1065 в газете «Каменские вести. Труд» опубликовала извещение о внесении изменений в предмет конкурса.

Согласно изменениям, все маршруты города были объединены в 3 лота: в лот № 1 было включено 22 маршрута, в лот № 2 – 2 маршрута, в лот № 3 – 1 маршрут. При этом в лот № 1 были включены маршруты, которые должны обслуживаться одновременно автобусами разной категории (М2 и М3), лоты №№ 2, 3 предусматривали участие только автобусов категории М3. В результате, для того, чтобы принять участие в конкурсе по лоту № 1 перевозчик должен был иметь в наличии как автобусы категории М2 (в количестве 18 единиц) так и автобусы категории М3 (в количестве 36 единиц). 

Согласно протоколу заседания конкурсной комиссии № 1 от 08.09.2011 г. заявки на участие в конкурсе подало 5 перевозчиков: ОАО «Каменское ПАТП», ООО «АВВА-транс», ООО «Транс-Сервис», ООО «Экипаж» и МУП «Глубокинское ПАТП».

В последующем МУП «Глубокинское ПАТП» отозвало заявку на участие в конкурсе.

Согласно протоколу заседания конкурсной комиссии № 2 от 09.09.2011 г. всем перевозчикам было отказано в допуске к участию в конкурсе.

ОАО «Каменское ПАТП» было отказано по причине непредставления лицензионных карточек на автобусы категории М2.

ООО «АВВА-транс», ООО «Транс-Сервис», ООО «Экипаж» было отказано ввиду отсутствия у них подвижного состава категории М3.

В силу ст. 1 ФЗ «О защите конкуренции»  предметом настоящего закона является, в т.ч. предупреждение и пресечение случаев недопущения, ограничения, устранения конкуренции со стороны органов местного самоуправления; целью -  обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в РФ, защита конкуренции, создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

В силу ч.ч. 1, 2 ст. 17 ФЗ «О защите конкуренции» при проведении торгов, если организаторами (заказчиками) торгов являются органы местного самоуправления, запрещаются действия, которые приводят (могут) привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в т.ч. запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.

Объясняя причины включения 22 городских маршрутов в лот № 1, администрация сослалась на результаты пассажиропотока, проведенного с участием представителей   Каменского института (филиала) ГОУ ВПО Южно-Российский государственный технический университет (НПИ)» (далее – институт).

В тоже время в рамках рассмотрения дела перед институтом было поставлено 2 вопроса: о целесообразности объединения в один лот маршрутов, которые обслуживаются автобусами разной категории (М2 и М3); о целесообразности объединения в один лот 22 маршрутов.

Давая ответ на вопрос № 1, институт указал на обоснованность совмещения даже на одном маршруте автобусов разной категории. Отвечая на вопрос № 2, институт пришел к выводу о том, что ряд маршрутов ОАО «Каменское ПАТП» имеют низкий коэффициент использования вместимости и сменности, в то время как маршруты, обслуживаемые ООО «АВВА-трас» и ООО «Транс-Сервис», имеют достаточно высокие показатели, из чего следует различный уровень эффективности указанных маршрутов.

Таким образом, из пояснений института не следует вывод об обоснованности действий администрации по включению в один лот практически всей маршрутной сети г. Каменск-Шахтинский (22 маршрутов). В пояснениях института указывается на целесообразность объединения в один лот отдельных маршрутов, имеющих разные показатели эффективности их использования.

Объясняя причины, по которым результаты пассажиропотока не были учтены при первом объявлении конкурса (когда в каждый лот был включен один маршрут) администрация указала, что при первом объявлении конкурса (01.06.2011 г.) ей было известно о готовящейся продаже 100 % акций ОАО «Каменское ПАТП». На тот момент не было уверенности в том, что новый собственник продолжит свою деятельность на территории города, в связи с чем, было принято решение о выставлении на конкурс лотов, включающих в себя по одному маршруту. Указанное решение должно было оказать положительное влияние на всех желающих принять участие в конкурсе, в т.ч. на МУП «Глубокинское ПАТП». После продажи акций и продолжением новым владельцем основной деятельности (перевозка пассажиров) на территории города, были внесены изменения в предмет конкурса, которые уже учитывали результаты пассажиропотока.

Таким образом, из пояснений администрации следует, что внесение изменений в предмет конкурса было обусловлено обстоятельствами, связанными исключительно с деятельностью конкретного перевозчика – ОАО «Каменское ПАТП».

В тоже время, после внесенных изменений, иные перевозчики г. Каменск-Шахтинский (ООО «АВВА-транс» и ООО «Транс-Сервис») для того, чтобы принять участие в конкурсе по лоту № 1 (в участии в конкурсе по данному лоту заявители имели интерес, т.к. в этом лоте предусматривалось участие автобусов категории М2) должны были в течение одного месяца приобрести 36 (с учетом КТГ – 44) единиц автобусов категории М3.

Таким образом, при проведении конкурса администрацией учитывались интересы одного перевозчика, оказывающего услуги по перевозке пассажиров на территории г. Каменск-Шахтинский (ОАО «Каменское ПАТП»), и не учитывались интересы иных перевозчиков, действующих на этом же рынке (ООО «АВВА-транс», ООО «Транс-Сервис»), что ограничило конкуренцию между указанными перевозчиками за право работать на соответствующем рынке и создало дискриминационные (преимущественные) условия деятельности для отдельных из них.

Как следует из п. 8 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008г. № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», если антимонопольным органом доказано, что акты или действия органа местного самоуправления приводят или могут привести к ограничению конкуренции, указанный орган обязан указать конкретную норму федерального закона, на основании которой был принят соответствующий акт, осуществлено соответствующее действие.

В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.

В соответствии со ст.ст. 5, 6 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

Таким образом, органам местного самоуправления предоставлено право контролировать и ограничивать деятельность хозяйствующих субъектов, осуществляющих пассажирские перевозки.

В тоже время в соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных, в т.ч. Конституцией РФ и федеральными законами, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения.

Таким образом, самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения ограничена требованиями федеральных законов, к числу которых относится ФЗ «О защите конкуренции», ст. 17 которого запрещает при проведении торгов ограничивать конкуренцию и необоснованно препятствовать доступу к участию в них.

Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 2 ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольное законодательство основывается в т.ч. на положениях ГК РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.

Вместе с тем, учитывая то, что администрация не подтвердила обоснованность действий по включению фактически всей маршрутной сети города в один лот (лот №1); сформировала предмет конкурса без соблюдения баланса интересов всех перевозчиков; была осведомлена о наличии у заявителей подвижного состава только категории М2, в связи с чем, не могла не осознавать, что установленные ей условия допуска к участию в конкурсе (о приобретении значительного количества автобусов категории М3 за незначительный временный промежуток), существенным образом ограничит их возможность принять в нем участие – следует, что при внесении изменений в предмет конкурса ответчик вышел за пределы предоставленных ему прав в сфере организации транспортного обслуживания населения города.

Таким образом, в действиях администрации, выразившихся во включении 22 маршрутов  г. Каменск-Шахтинский в один лот содержится нарушение ч.ч. 1, 2 ст. 17 ФЗ «О защите конкуренции».

В тоже время в рамках рассмотрения дела было установлено, что Постановлением Администрации г. Каменск-Шахтинский от 01.11.2011 г. № 1665 принято решение о проведении нового конкурса на право осуществление перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории города. Данным постановлением утверждена конкурсная документация, в Приложении № 1 к которой указаны лоты, выставляемые на конкурс.

По мнению ООО «АВВА-транс» и ООО «Транс-Сервис», вышеуказанные лоты, как и прежде, сформированы исключительно в интересах ОАО «Каменское ПАТП», без учета интересов заявителей, в связи с чем, также нарушают требования антимонопольного законодательства.

В тоже время Комиссия считает доводы заявителей в данной части подлежащими отклонению ввиду следующего.

Согласно Приложению № 1 к конкурсной документации на конкурс выставлено 8 лотов.

Лоты №№ 7, 8 включают по 2 маршрута, каждый из которых должен обслуживаться автобусами категории М3.

В лот № 3 включено 5 маршрутов, 4 из которых должны обслуживаться автобусами категории М3, и 1 – автобусами категории М2 и М3.

В общей сложности для обслуживания лота № 7 требуется 6 автобусов категории М3, для обслуживания лота № 8 – 4 автобуса категории М3, для обслуживания лота № 3 – 9 автобусов категории М3 и 1 автобус категории М2.

В тоже время, по сравнению с 2010 г. в указанные маршруты изменений внесено не было (в части изменения категории обслуживаемых их автобусов). Перечисленные маршруты с 2010 г. в соответствии с результатами проведенного конкурса обслуживаются ОАО «Каменское ПАТП» автобусами категории М3. Таким образом, доводы заявителей, эксплуатирующих автобусы категории М2, о том, что при формировании данных лотов не были учтены их интересы - не состоятельны.

В лот № 1 включено 4 маршрута, 3 из которых должны обслуживаться автобусами категории М3 (в количестве 6 единиц) и 1 маршрут – автобусом категории М2 (в количестве 5 единиц). В данный лот объединены маршруты, обслуживаемые ОАО «Каменское ПАТП» (№№1, 12, 13) и маршрут, обслуживаемый ООО «АВВА-транс» (№ 1д).

В лот № 2 включено 3 маршрута, 2 из которых должны обслуживаться автобусами категории М3 (в количестве 6 единиц) и 1 маршрут – автобусами категории М2 (в количестве 4 единиц). В данный лот объединены маршруты, обслуживаемые ОАО «Каменское ПАТП» (№№2, 17) и маршрут, обслуживаемый ООО «Транс-Сервис» (№ 2д).

В лот № 4 включено 2 маршрута, один из которых должен обслуживаться автобусом категории М3 (в количестве 1 единицы) и 1 маршрут – автобусом категории М2 (в количестве 1 единицы). В данный лот объединены маршруты, обслуживаемые ОАО «Каменское ПАТП» (№ 8) и маршрут, обслуживаемый ООО «АВВА-транс» (№ 8а).

В лот № 5 включено 2 маршрута, один из которых должен обслуживаться автобусом категории М3 (в количестве 1 единицы) и 1 маршрут – автобусами категории М2 (в количестве 5 единиц). В данный лот объединены маршруты, обслуживаемые ОАО «Каменское ПАТП» (№ 10) и маршрут, обслуживаемый ООО «АВВА-транс» (№ 22).

В лот № 6 включено 5 маршрутов, 3 из которых должны обслуживаться автобусами категории М3 (в количестве 3 единиц) и 2 маршрута – автобусами категории М2 (в количестве 2 единиц). В данный лот объединены маршруты, обслуживаемые ОАО «Каменское ПАТП» (№№ 9, 14), маршрут, обслуживаемый ООО «АВВА-транс» (№№ 14д, 24д), маршрут, обслуживаемый ООО «Транс-Сервис» (№24). 

Распределение лотов вышеуказанным способом соответствует выводам института о низких показателях маршрутов, обслуживаемых ОАО «Каменское ПАТП», и высоких показателях маршрутов, обслуживаемых ООО «АВВА-транс» и ООО «Транс-Сервис», и как следствие, о целесообразности их объединения.

Кроме того, согласно объяснениям администрации такие маршруты как №№ 10, 12, 13, 14, 17 являются убыточными, но при этом социально важными, т.к. ими пользуются в основном льготные категории граждан. В этой связи объединение данных маршрутов в лотах №№ 1, 2, 4, 5, 6 с иными маршрутами направлено на обеспечение баланса между интересами перевозчиков и интересами города в целом.

Кроме того, как следует из вновь установленного распределения лотов, для того чтобы принять участие в отдельных из них (в которых предусмотрено участие автобусов категории М2) заявителям требуется от 1 до 6 единиц автобусов категории М3, что не создает для них неустранимых препятствий в реализации своего права на участие в конкурсе.

В силу ч. 3 ст. 10 ГК РФ в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

В тоже время, ООО «АВВА-транс» и ООО «Транс-Сервис» были осведомлены о намерении администрации произвести объединение маршрутов еще в августе 2011 г. (дата опубликования извещения о внесении изменений в предмет конкурса). Также заявителям были известны результаты проведенного пассажиропотока, на основании которых институт пришел к выводу о целесообразности объединения отдельных маршрутов. В этой связи, проявив должную предусмотрительность и разумность, заявители имели возможность предпринять своевременные меры, направленные на приобретение недостающего подвижного состава для участия в конкурсе.

Довод заявителей о необоснованном снижении администрацией на маршрутах города количества автобусов категории М2 также подлежит отклонению. Как следует из материалов дела, снижение количества автобусов указанной категории (по сравнению с 2010 г.) произошло на маршрутах № 1д (с 11 до 5 единиц), № 2д (с 12 до 4 единиц), № 22 (с 15 до 5 единиц).

В тоже время из пояснений администрации и приложенных к ним сводных таблиц технико-эксплуатационных показателей за 09.04.2008 г. и 16.12.2010 г. по г. Каменск-Шахтинский следует, что за период с 2008 г. по 2010 г. по указанным маршрутам произошло существенное снижение пассажиропотока, чем и было обусловлено снижение количества обслуживаемого их подвижного состава. То обстоятельство, что снижая на указанных маршрутах количество автобусов категории М2, администрация незначительно увеличила количество автобусов категории М3 на пересекающихся маршрутах (на маршруте № 1 с 2 до 4 единиц, на маршруте № 2 с 2 до 4 единиц) не свидетельствует о необоснованности таких действий. Указанные действия были осуществлены в целях равномерного перераспределения пассажиропотока, повышения эффективности использования всех маршрутов города.

Кроме того, в силу ч. 1 ст. 2 ГК РФ предпринимательская деятельность - это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли. Таким образом, действия администрации по изменению маршрутной сети города, обусловленные изменением пассажиропотока, необходимостью обеспечения баланса интересов между всеми перевозчиками и населения города в целом, являются для ООО «АВВА-транс» и ООО «Транс-Сервис» обычным предпринимательским риском, который заявители, будучи коммерческими организациями, несут всегда.

Руководствуясь  ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1 – 4 ст. 41, ст. 48, ч. 1 ст. 49 ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия,

Р Е Ш И Л А :

1. Признать Администрацию г. Каменск-Шахтинский нарушившей ч.ч. 1, 2 ст. 17 ФЗ «О защите конкуренции».

2. Прекратить рассмотрение дела № 1353/04, возбужденное в отношении Администрации г. Каменск-Шахтинский в связи с добровольным устранением нарушений антимонопольного законодательства.

Председатель Комиссии: К.А. Коренченко

Члены Комиссии: В.Л. Частников В.Р. Рабаев О.С. Ратникова                                      

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 1353/04 [format] => [safe_value] => 1353/04 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 12 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-12-01 05:19:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-11-30 05:19:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1346044944 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 29 [comment_count] => 0 [name] => to61-Sholokhova [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Ростовское УФАС России )