Решение и Предписания по делу № 740/04 в отношении Ростовской городской Думы ч.1,3 ст.15 "О защите конкуренции"

Сфера деятельности: Контроль органов власти
Номер дела: 740/04
Дата публикации: 10 октября 2011, 15:18

 

Р Е Ш Е Н И Е

Резолютивная часть решения оглашена 10 октября 2011 г. 
В полном объеме решение изготовлено 20 октября 2011 г.
Комиссия Ростовского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе: Молчанов Е.Г.
Частников В.Л.  Шолохова В.Е.  Ратникова О.С.
рассмотрев дело № 740/04 от 08.06.2011 г. по признакам нарушения Ростовской-на-Дону городской Думой (344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Б.Садовая, 47) и Администрацией г. Ростова-на-Дону (344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Б.Садовая, 47) ч.ч. 1, 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»)

У С Т А Н О В И Л А:

Настоящее дело возбуждено на основании приказа Ростовского УФАС России № 341 от 08.06.2011 г. по результатам рассмотрения поступившего из Прокуратуры Ростовской области заявления ИП Кавун В.И., ИП Домахина С.А., ИП Артеменко В.П., ООО «Осирис», ООО «РЦ Похоронного обслуживания населения» (далее – заявители) о нарушении муниципальным унитарным предприятием специализированных коммунальных услуг г. Ростова-на-Дону (далее – МУП СКУ) требований антимонопольного законодательства. В заявлении, в частности, указывалось на то, что МУП СКУ чинит заявителям препятствия в доступе на территорию кладбищ; соглашается произвести захоронение в удобное для граждан время при условии отказа от похоронных принадлежностей, приобретенных у заявителей, и их приобретения в МУП СКУ; регистрирует могилы на сотрудников заявителей, которые оказывают для граждан посреднические услуги по оформлению в МУП СКУ заказа на захоронение, что в дальнейшем создает родственникам умершего препятствия по распоряжению местом захоронения.

Определением Ростовского УФАС России от 14.06.2011 г. рассмотрение настоящего дела было назначено на 20.07.2011 г. Определением Ростовского УФАС России от 20.07.2011 г. срок рассмотрения настоящего дела был продлен до 14.10.2011 г.

14.10.2011 г. Комиссия, рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон, пришла к следующим выводам:

В силу ст. 1 ФЗ «О защите конкуренции»  предметом настоящего закона является, в т.ч. предупреждение и пресечение случаев недопущения, ограничения, устранения конкуренции со стороны органов местного самоуправления; целью -  обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в РФ, защита конкуренции, создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

В силу ч. 1 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции» органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением случаев, установленных законом.

В силу ч. 3 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции» запрещается наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами органов местного самоуправления, за исключением случаев, установленных законом.

Как следует из материалов дела на территории г. Ростова-на-Дону действует Положение об оказании ритуальных услуг и содержании мест захоронения в городе Ростове-на-Дону, утв. решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 23.06.2006 г. № 148 (далее – Положение).

В соответствии с абз. 13, абз. 22 ст. 1, ч. 7 ст. 19 Положения администрация кладбища регистрирует установку надгробий и ведет книгу регистрации установок надгробий.

В соответствии с ч. 6 ст. 3 Положения захоронение умершего в существующую могилу производится по разрешению администрации кладбища.

В соответствии с ч. 7 ст. 3 Положения каждое захоронение регистрируется в книге установленной формы. Гражданам, произведшим захоронение, выдается удостоверение. Перерегистрация захоронения рассматривается специализированной службой по вопросам похоронного дела. Книга учета захоронений хранится в архиве МУП СКУ.

В соответствии с ч. 8 ст. 3 Положения каждая кремация регистрируется в книге установленной формы. Книга учета кремаций хранится в архиве МУП СКУ.

В соответствии с ч. 9 ст. 14, п. «а» ч. 3 ст. 18, ч.ч. 1, 2, 3, 6, 10 ст. 19, ч.ч. 1, 2, 5, ст. 20 Положения к полномочиям администрации кладбища относится согласование работ по установке, переделыванию, снятию надмогильных сооружений, а также полномочия по их сносу.

В соответствии с п. «г» ч. 3 ст. 18 Положения администрация кладбища согласовывает работы по посадке на территории кладбищ деревьев и древесно-кустарниковых растений.

В соответствии с п. «к» ч. 3 ст. 18 Положения запрещается на территории кладбища производить какие-либо работы, торговать цветами, предметами похоронного ритуала, материалами по благоустройству могил без разрешения администрации кладбища.

В соответствии с ч. 4 ст. 18 Положения возникающие имущественные и другие споры разрешаются администрацией кладбища или специализированной службой по вопросам похоронного дела.

В соответствии с ч. 2 ст. 21 Положения МУП СКУ утверждает схемы движения и стоянок транспортных средств на территории кладбища.

В соответствии с ч. 7 ст. 21 Положения лица ответственные за захоронение, исполнители работ по установке надгробного памятника обязаны извещать администрацию кладбища о необходимости использования автокрана при производстве работ по установке надгробных памятников.

В ответ на запрос Ростовского УФАС России в адрес Администрации г. Ростова-на-Дону, представлен ответ МУ «Департамент ЖКХ и энергетики», согласно которому функции «администрации кладбища» осуществляют руководители структурных подразделений МУП СКУ. Также МУП СКУ осуществляет функции по определению места, даты и времени проведения захоронений. На территории г. Ростова-на-Дону действует 8 кладбищ, из них: 2 кладбища (Северное и Ливенцовское) находятся в аренде у МУП СКУ и 6 (Братское, Еврейско-Татарское, Пролетарское, Александровское, Нижне-Гниловское, Верхне-Гниловское) принадлежат МУП СКУ на праве постоянного бессрочного пользования.

Вместе с тем, в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. В соответствии со ст. 25 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. В силу ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. Возможность передачи общественных кладбищ в ведение какого-либо хозяйствующего субъекта, в т.ч. наделенного статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела, действующим законодательством не предусмотрена.

Из изложенного следует, что функции по выделению земельных участков для захоронения, по определению даты и времени проведения захоронения, по регистрации захоронений, по контролю за соблюдением порядка выполнения на территории кладбищ каких-либо работ и прочие функции контрольно-распорядительного характера в сфере организации ритуальных услуг и содержании мест захоронений обязаны выполнять органы местного самоуправления, а территории самих кладбищ должны находиться в их ведении.

 В соответствии с ч. 1 ст. 41 Устава г. Ростова-на-Дону, Ростовская-на-Дону городская Дума принимает по вопросам своего ведения нормативные правовые акты в форме решений, устанавливающих правила, обязательные для исполнения на территории города.

В соответствии с п./п. 1.6.9 п. 1.6 ч. 1 ст. 46 Устава г. Ростова-на-Дону, к полномочиям Администрации г. Ростова-на-Дону в области коммунально-бытового обслуживания населения относится, в т.ч. ведение городскими кладбищами, обеспечение содержания в надлежащем состоянии иных мест захоронения, организация ритуальных услуг.

Таким образом:

- в действиях Ростовской-на-Дону городской Думы, выразившихся во включении в  абз. 13 и абз. 22 ст. 1; ч.ч. 6, 7, 8 ст. 3;  ч. 9 ст. 14; п.п. «а», «г», «к» ч. 3 ст. 18; ч. 4 ст. 18;  ч.ч. 1, 2, 3, 6, 7, 10 ст. 19; ч.ч. 1, 2, 5 ст. 20; ч.ч. 2, 7 ст. 21 Положения – положений, касающихся наделения МУП СКУ полномочиями по регистрации захоронений, кремаций, установок надгробий; по ведению книг учета захоронений, кремаций, установок надгробий; по даче разрешения на захоронение в существующую могилу; по контролю за соблюдением порядка выполнения на территории кладбища каких-либо работ: установка и демонтаж надгробных сооружений, торговля, посадка деревьев, использование автокрана; по сносу надмогильных сооружений; по разрешению имущественных споров; по утверждению схем движения и стоянок автотранспортных средств по территории кладбищ,

- в бездействии Администрации г. Ростова-на-Дону, выразившемся в неосуществлении функций органов местного самоуправления в сфере организации ритуальных услуг и содержании мест захоронений: по выделению земельных участков для захоронения, по определению даты и времени проведения захоронения, по регистрации захоронений, по контролю за соблюдением порядка захоронений, установки надгробных сооружений, выполнения иных работ на территории кладбищ, а также в действиях Администрации г. Ростова-на-Дону, выразившихся в передаче земель кладбищ г. Ростова-на-Дону в постоянное бессрочное пользование и аренду МУП СКУ,

содержится нарушение ч. 3 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции».

Кроме того, наделение МУП СКУ вышеперечисленными функциями (полномочиями) органа местного самоуправления и передача в его ведение территорий земель кладбищ, ущемляет интересы иных участников рынка ритуальных услуг, поскольку их деятельность на территории кладбищ ставится в зависимость от волеизъявления лица, состоящего с ними в конкурентных отношениях, что может привести к ограничению конкуренции на рынке ритуальных услуг, в связи с чем, вышеуказанные действия (бездействия) Ростовской-на-Дону городской Думы и Администрации г. Ростова-на-Дону также содержат нарушение ч. 1 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции».

Также в соответствии с ч. 3 ст. 8 Положения оформление заказа на похоронные услуги для умерших почетных граждан г. Ростова-на-Дону выполняют приемщики заказов МУП СКУ.

При этом следует иметь в виду положения ст. 49 ГК РФ, устанавливающей право коммерческих организаций иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.

Системный анализ норм Федерального закона от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» свидетельствует, что, устанавливая гарантии, связанные с погребением умерших, в частности возлагая обязанность по осуществлению погребения умерших на специализированные службы, закон не исключает возможности выполнения данной деятельности другими коммерческими организациями. Так, согласно ст. 9 указанного закона стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок. Вместе с тем в силу ст. 10 закона в случае, если погребение осуществлялось за счет средств лица, взявшего на себя обязанность по погребению умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению. Таким образом, указанным законом лицам, взявшим на себя обязанность по погребению умершего, предоставлено право выбора организации, осуществляющей услуги по погребению.

В этой связи, Ростовская-на-Дону городская Дума, включив в ч. 3 ст. 8 Положения – положения, согласно которым ритуальные услуги для почетных граждан г. Ростова-на-Дону вправе оказывать только МУП СКУ, необоснованно ограничивает право иных хозяйствующих субъектов оказывать данный вид услуг, что нарушает ч. 1 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции».

Относительно доводов заявителей о размещении органов ЗАГСа в помещении МУП СКУ, Комиссия отмечает следующее. Само по себе данное обстоятельство не ограничивает право граждан обратиться за приобретением ритуальных услуг к иному хозяйствующему субъекту. Доказательств обратного, в т.ч. того, что работники органов ЗАГСа понуждают заказывать ритуальные услуги именно в МУП СКУ, в материалы дела не представлены.

Руководствуясь  ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1 – 4 ст. 41, ч. 1 ст. 49 ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия,

Р Е Ш И Л А :

1. Признать Ростовскую-на-Дону городскую Думу и Администрацию г. Ростова-на-Дону нарушившими ч.ч. 1, 3 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать Ростовской-на-Дону городской Думе предписание об изменении акта, нарушающего антимонопольное законодательство, а именно:

- исключить из абз. 13 и абз. 22 ст. 1; ч.ч. 6, 7, 8 ст. 3;  ч. 9 ст. 14; п.п. «а», «г», «к» ч. 3 ст. 18; ч. 4 ст. 18;  ч.ч. 1, 2, 3, 6, 7, 10 ст. 19; ч.ч. 1, 2, 5 ст. 20; ч.ч. 2, 7 ст. 21 Положения - положения, касающиеся наделения МУП СКУ полномочиями по регистрации захоронений, кремаций, установок надгробий; по ведению книг учета захоронений, кремаций, установок надгробий; по даче разрешения на захоронение в существующую могилу; по контролю за соблюдением порядка выполнения на территории кладбища каких-либо работ: установка и демонтаж надгробных сооружений, торговля, посадка деревьев, использования автокрана; по сносу надмогильных сооружений; по разрешению имущественных споров; по утверждению схем движения и стоянок автотранспортных средств по территории кладбищ;

- закрепить функции по выделению земельных участков для захоронения, по определению даты и времени проведения захоронения, по регистрации захоронений, по контролю за соблюдением порядка выполнения на территории кладбищ каких-либо работ и прочие контрольно-распорядительные функции органов местного самоуправления в сфере организации ритуальных услуг и содержании мест захоронений за Администрацией г. Ростова-на-Дону;

- исключить из ч. 3 ст. 8 Положения – положения, согласно которым оформление заказа на похоронные услуги для умерших почетных граждан г. Ростова-на-Дону вправе осуществлять только МУП СКУ.

3. Выдать Администрации г. Ростова-на-Дону предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции:

- прекратить право постоянного бессрочного пользования и право аренды МУП СКУ в отношении территорий земель кладбищ г. Ростова-на-Дону;

- принять территории земель кладбищ г. Ростова-на-Дону в свое ведение;

- приступить к выполнению функций по выделению земельных участков для захоронения, по определению даты и времени проведения захоронения, по регистрации захоронений, по контролю за соблюдением порядка выполнения на территории кладбищ каких-либо работ и прочих контрольно-распорядительных функций органов местного самоуправления в сфере организации ритуальных услуг и содержании мест захоронений.
Председатель Комиссии: Е.Г. Молчанов
Члены Комиссии:  В.Л. Частников В.Е. Шолохова О.С. Ратникова                                      
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.
Примечание: за невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. 
 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 679/04

об изменении акта, нарушающего антимонопольное законодательство

 

10 октября 2011 г.                                                                                              г. Ростов-на-Дону      

 Комиссия Ростовского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:
Молчанов Е.Г.Частников В.Л.  Шолохова В.Е.  Ратникова О.С.
руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 4 ст. 41, ст. 50  Федерального  закона  от  26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»), на основании своего решения от 10.10.2011 г. по делу № 740/04 о нарушении Ростовской-на-Дону городской Думой (344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Б.Садовая, 47)  ч.ч. 1, 3 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Ростовской-на-Дону городской Думе в срок до 1 февраля 2012 г. прекратить нарушение ч.ч. 1, 3 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся во включении в  абз. 13 и абз. 22 ст. 1; ч.ч. 6, 7, 8 ст. 3;  ч. 9 ст. 14; п.п. «а», «г», «к» ч. 3 ст. 18; ч. 4 ст. 18;  ч.ч. 1, 2, 3, 6, 7, 10 ст. 19; ч.ч. 1, 2, 5 ст. 20; ч.ч. 2, 7 ст. 21 Положения об оказании ритуальных услуг и содержании мест захоронения в городе Ростове-на-Дону, утв. решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 23.06.2006 г. № 148 (далее – Положение № 148) – положений, касающихся наделения МУП СКУ полномочиями по регистрации захоронений, кремаций, установок надгробий; по ведению книг учета захоронений, кремаций, установок надгробий; по даче разрешения на захоронение в существующую могилу; по контролю за соблюдением порядка выполнения на территории кладбища каких-либо работ: установка и демонтаж надгробных сооружений, торговля, посадка деревьев, использование автокрана; по сносу надмогильных сооружений; по разрешению имущественных споров; по утверждению схем движения и стоянок автотранспортных средств по территории кладбищ; в ч. 3 ст. 8 Положения № 148 – положений, согласно которым оформление заказа на похоронные услуги для умерших почетных граждан г. Ростова-на-Дону вправе осуществлять только МУП СКУ, а именно:

1. Исключить из абз. 13 и абз. 22 ст. 1; ч.ч. 6, 7, 8 ст. 3;  ч. 9 ст. 14; п.п. «а», «г», «к» ч. 3 ст. 18; ч. 4 ст. 18;  ч.ч. 1, 2, 3, 6, 7, 10 ст. 19; ч.ч. 1, 2, 5 ст. 20; ч.ч. 2, 7 ст. 21 Положения № 148 - положения, касающиеся наделения МУП СКУ полномочиями по регистрации захоронений, кремаций, установок надгробий; по ведению книг учета захоронений, кремаций, установок надгробий; по даче разрешения на захоронение в существующую могилу; по контролю за соблюдением порядка выполнения на территории кладбища каких-либо работ: установка и демонтаж надгробных сооружений, торговля, посадка деревьев, использования автокрана; по сносу надмогильных сооружений; по разрешению имущественных споров; по утверждению схем движения и стоянок автотранспортных средств по территории кладбищ;

2. Закрепить функции по выделению земельных участков для захоронения, по определению даты и времени проведения захоронения, по регистрации захоронений, по контролю за соблюдением порядка выполнения на территории кладбищ каких-либо работ и прочие контрольно-распорядительные функции органов местного самоуправления в сфере организации ритуальных услуг и содержании мест захоронений за Администрацией г. Ростова-на-Дону;

3. Исключить из ч. 3 ст. 8 Положения № 148 – положения, согласно которым оформление заказа на похоронные услуги для умерших почетных граждан г. Ростова-на-Дону вправе осуществлять только МУП СКУ.

О выполнении настоящего предписания сообщить в Ростовское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения (с приложением подтверждающих документов).

Председатель Комиссии: Е.Г. Молчанов

Члены Комиссии:  В.Л. Частников В.Е. Шолохова О.С. Ратникова                                      

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

                                                                                                                                            

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 680/04

о прекращении нарушений антимонопольного законодательства и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции:

 

10 октября 2011 г.                                                                                              г. Ростов-на-Дону      

 

Комиссия Ростовского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе: Молчанов Е.Г. Частников В.Л.  Шолохова В.Е.  Ратникова О.С.
 руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 4 ст. 41, ст. 50  Федерального  закона  от  26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»), на основании своего решения от 10.10.2011 г. по делу № 740/04 о нарушении Администрацией г. Ростова-на-Дону (344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Б.Садовая, 47)  ч.ч. 1, 3 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Администрации г. Ростова-на-Дону в срок до 1 февраля 2012 г. прекратить нарушение ч.ч. 1, 3 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в неосуществлении функций органов местного самоуправления в сфере организации ритуальных услуг и содержании мест захоронений: по выделению земельных участков для захоронения, по определению даты и времени проведения захоронения, по регистрации захоронений, по контролю за соблюдением порядка захоронений, установки надгробных сооружений, выполнения иных работ на территории кладбищ, а также в передаче земель кладбищ г. Ростова-на-Дону в постоянное бессрочное пользование и аренду МУП СКУ, а именно:

1. Прекратить право постоянного бессрочного пользования и право аренды МУП СКУ в отношении территорий земель кладбищ г. Ростова-на-Дону.

2. Принять территории земель кладбищ г. Ростова-на-Дону в свое ведение.

3. Приступить к выполнению функций по выделению земельных участков для захоронения, по определению даты и времени проведения захоронения, по регистрации захоронений, по контролю за соблюдением порядка выполнения на территории кладбищ каких-либо работ и прочих контрольно-распорядительных функций органов местного самоуправления в сфере организации ритуальных услуг и содержании мест захоронений.

О выполнении настоящего предписания сообщить в Ростовское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения (с приложением подтверждающих документов).

Председатель Комиссии: Е.Г. Молчанов

Члены Комиссии:  В.Л. Частников В.Е. Шолохова О.С. Ратникова                                                                                                                                                                                   

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

                                                              

stdClass Object ( [vid] => 6452 [uid] => 29 [title] => Решение и Предписания по делу № 740/04 в отношении Ростовской городской Думы ч.1,3 ст.15 "О защите конкуренции" [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6452 [type] => solution [language] => ru [created] => 1345807508 [changed] => 1370529870 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370529870 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

Р Е Ш Е Н И Е

Резолютивная часть решения оглашена 10 октября 2011 г. 
В полном объеме решение изготовлено 20 октября 2011 г.
Комиссия Ростовского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе: Молчанов Е.Г.
Частников В.Л.  Шолохова В.Е.  Ратникова О.С.
рассмотрев дело № 740/04 от 08.06.2011 г. по признакам нарушения Ростовской-на-Дону городской Думой (344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Б.Садовая, 47) и Администрацией г. Ростова-на-Дону (344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Б.Садовая, 47) ч.ч. 1, 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»)

У С Т А Н О В И Л А:

Настоящее дело возбуждено на основании приказа Ростовского УФАС России № 341 от 08.06.2011 г. по результатам рассмотрения поступившего из Прокуратуры Ростовской области заявления ИП Кавун В.И., ИП Домахина С.А., ИП Артеменко В.П., ООО «Осирис», ООО «РЦ Похоронного обслуживания населения» (далее – заявители) о нарушении муниципальным унитарным предприятием специализированных коммунальных услуг г. Ростова-на-Дону (далее – МУП СКУ) требований антимонопольного законодательства. В заявлении, в частности, указывалось на то, что МУП СКУ чинит заявителям препятствия в доступе на территорию кладбищ; соглашается произвести захоронение в удобное для граждан время при условии отказа от похоронных принадлежностей, приобретенных у заявителей, и их приобретения в МУП СКУ; регистрирует могилы на сотрудников заявителей, которые оказывают для граждан посреднические услуги по оформлению в МУП СКУ заказа на захоронение, что в дальнейшем создает родственникам умершего препятствия по распоряжению местом захоронения.

Определением Ростовского УФАС России от 14.06.2011 г. рассмотрение настоящего дела было назначено на 20.07.2011 г. Определением Ростовского УФАС России от 20.07.2011 г. срок рассмотрения настоящего дела был продлен до 14.10.2011 г.

14.10.2011 г. Комиссия, рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон, пришла к следующим выводам:

В силу ст. 1 ФЗ «О защите конкуренции»  предметом настоящего закона является, в т.ч. предупреждение и пресечение случаев недопущения, ограничения, устранения конкуренции со стороны органов местного самоуправления; целью -  обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в РФ, защита конкуренции, создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

В силу ч. 1 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции» органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением случаев, установленных законом.

В силу ч. 3 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции» запрещается наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами органов местного самоуправления, за исключением случаев, установленных законом.

Как следует из материалов дела на территории г. Ростова-на-Дону действует Положение об оказании ритуальных услуг и содержании мест захоронения в городе Ростове-на-Дону, утв. решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 23.06.2006 г. № 148 (далее – Положение).

В соответствии с абз. 13, абз. 22 ст. 1, ч. 7 ст. 19 Положения администрация кладбища регистрирует установку надгробий и ведет книгу регистрации установок надгробий.

В соответствии с ч. 6 ст. 3 Положения захоронение умершего в существующую могилу производится по разрешению администрации кладбища.

В соответствии с ч. 7 ст. 3 Положения каждое захоронение регистрируется в книге установленной формы. Гражданам, произведшим захоронение, выдается удостоверение. Перерегистрация захоронения рассматривается специализированной службой по вопросам похоронного дела. Книга учета захоронений хранится в архиве МУП СКУ.

В соответствии с ч. 8 ст. 3 Положения каждая кремация регистрируется в книге установленной формы. Книга учета кремаций хранится в архиве МУП СКУ.

В соответствии с ч. 9 ст. 14, п. «а» ч. 3 ст. 18, ч.ч. 1, 2, 3, 6, 10 ст. 19, ч.ч. 1, 2, 5, ст. 20 Положения к полномочиям администрации кладбища относится согласование работ по установке, переделыванию, снятию надмогильных сооружений, а также полномочия по их сносу.

В соответствии с п. «г» ч. 3 ст. 18 Положения администрация кладбища согласовывает работы по посадке на территории кладбищ деревьев и древесно-кустарниковых растений.

В соответствии с п. «к» ч. 3 ст. 18 Положения запрещается на территории кладбища производить какие-либо работы, торговать цветами, предметами похоронного ритуала, материалами по благоустройству могил без разрешения администрации кладбища.

В соответствии с ч. 4 ст. 18 Положения возникающие имущественные и другие споры разрешаются администрацией кладбища или специализированной службой по вопросам похоронного дела.

В соответствии с ч. 2 ст. 21 Положения МУП СКУ утверждает схемы движения и стоянок транспортных средств на территории кладбища.

В соответствии с ч. 7 ст. 21 Положения лица ответственные за захоронение, исполнители работ по установке надгробного памятника обязаны извещать администрацию кладбища о необходимости использования автокрана при производстве работ по установке надгробных памятников.

В ответ на запрос Ростовского УФАС России в адрес Администрации г. Ростова-на-Дону, представлен ответ МУ «Департамент ЖКХ и энергетики», согласно которому функции «администрации кладбища» осуществляют руководители структурных подразделений МУП СКУ. Также МУП СКУ осуществляет функции по определению места, даты и времени проведения захоронений. На территории г. Ростова-на-Дону действует 8 кладбищ, из них: 2 кладбища (Северное и Ливенцовское) находятся в аренде у МУП СКУ и 6 (Братское, Еврейско-Татарское, Пролетарское, Александровское, Нижне-Гниловское, Верхне-Гниловское) принадлежат МУП СКУ на праве постоянного бессрочного пользования.

Вместе с тем, в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. В соответствии со ст. 25 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. В силу ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. Возможность передачи общественных кладбищ в ведение какого-либо хозяйствующего субъекта, в т.ч. наделенного статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела, действующим законодательством не предусмотрена.

Из изложенного следует, что функции по выделению земельных участков для захоронения, по определению даты и времени проведения захоронения, по регистрации захоронений, по контролю за соблюдением порядка выполнения на территории кладбищ каких-либо работ и прочие функции контрольно-распорядительного характера в сфере организации ритуальных услуг и содержании мест захоронений обязаны выполнять органы местного самоуправления, а территории самих кладбищ должны находиться в их ведении.

 В соответствии с ч. 1 ст. 41 Устава г. Ростова-на-Дону, Ростовская-на-Дону городская Дума принимает по вопросам своего ведения нормативные правовые акты в форме решений, устанавливающих правила, обязательные для исполнения на территории города.

В соответствии с п./п. 1.6.9 п. 1.6 ч. 1 ст. 46 Устава г. Ростова-на-Дону, к полномочиям Администрации г. Ростова-на-Дону в области коммунально-бытового обслуживания населения относится, в т.ч. ведение городскими кладбищами, обеспечение содержания в надлежащем состоянии иных мест захоронения, организация ритуальных услуг.

Таким образом:

- в действиях Ростовской-на-Дону городской Думы, выразившихся во включении в  абз. 13 и абз. 22 ст. 1; ч.ч. 6, 7, 8 ст. 3;  ч. 9 ст. 14; п.п. «а», «г», «к» ч. 3 ст. 18; ч. 4 ст. 18;  ч.ч. 1, 2, 3, 6, 7, 10 ст. 19; ч.ч. 1, 2, 5 ст. 20; ч.ч. 2, 7 ст. 21 Положения – положений, касающихся наделения МУП СКУ полномочиями по регистрации захоронений, кремаций, установок надгробий; по ведению книг учета захоронений, кремаций, установок надгробий; по даче разрешения на захоронение в существующую могилу; по контролю за соблюдением порядка выполнения на территории кладбища каких-либо работ: установка и демонтаж надгробных сооружений, торговля, посадка деревьев, использование автокрана; по сносу надмогильных сооружений; по разрешению имущественных споров; по утверждению схем движения и стоянок автотранспортных средств по территории кладбищ,

- в бездействии Администрации г. Ростова-на-Дону, выразившемся в неосуществлении функций органов местного самоуправления в сфере организации ритуальных услуг и содержании мест захоронений: по выделению земельных участков для захоронения, по определению даты и времени проведения захоронения, по регистрации захоронений, по контролю за соблюдением порядка захоронений, установки надгробных сооружений, выполнения иных работ на территории кладбищ, а также в действиях Администрации г. Ростова-на-Дону, выразившихся в передаче земель кладбищ г. Ростова-на-Дону в постоянное бессрочное пользование и аренду МУП СКУ,

содержится нарушение ч. 3 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции».

Кроме того, наделение МУП СКУ вышеперечисленными функциями (полномочиями) органа местного самоуправления и передача в его ведение территорий земель кладбищ, ущемляет интересы иных участников рынка ритуальных услуг, поскольку их деятельность на территории кладбищ ставится в зависимость от волеизъявления лица, состоящего с ними в конкурентных отношениях, что может привести к ограничению конкуренции на рынке ритуальных услуг, в связи с чем, вышеуказанные действия (бездействия) Ростовской-на-Дону городской Думы и Администрации г. Ростова-на-Дону также содержат нарушение ч. 1 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции».

Также в соответствии с ч. 3 ст. 8 Положения оформление заказа на похоронные услуги для умерших почетных граждан г. Ростова-на-Дону выполняют приемщики заказов МУП СКУ.

При этом следует иметь в виду положения ст. 49 ГК РФ, устанавливающей право коммерческих организаций иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.

Системный анализ норм Федерального закона от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» свидетельствует, что, устанавливая гарантии, связанные с погребением умерших, в частности возлагая обязанность по осуществлению погребения умерших на специализированные службы, закон не исключает возможности выполнения данной деятельности другими коммерческими организациями. Так, согласно ст. 9 указанного закона стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок. Вместе с тем в силу ст. 10 закона в случае, если погребение осуществлялось за счет средств лица, взявшего на себя обязанность по погребению умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению. Таким образом, указанным законом лицам, взявшим на себя обязанность по погребению умершего, предоставлено право выбора организации, осуществляющей услуги по погребению.

В этой связи, Ростовская-на-Дону городская Дума, включив в ч. 3 ст. 8 Положения – положения, согласно которым ритуальные услуги для почетных граждан г. Ростова-на-Дону вправе оказывать только МУП СКУ, необоснованно ограничивает право иных хозяйствующих субъектов оказывать данный вид услуг, что нарушает ч. 1 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции».

Относительно доводов заявителей о размещении органов ЗАГСа в помещении МУП СКУ, Комиссия отмечает следующее. Само по себе данное обстоятельство не ограничивает право граждан обратиться за приобретением ритуальных услуг к иному хозяйствующему субъекту. Доказательств обратного, в т.ч. того, что работники органов ЗАГСа понуждают заказывать ритуальные услуги именно в МУП СКУ, в материалы дела не представлены.

Руководствуясь  ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1 – 4 ст. 41, ч. 1 ст. 49 ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия,

Р Е Ш И Л А :

1. Признать Ростовскую-на-Дону городскую Думу и Администрацию г. Ростова-на-Дону нарушившими ч.ч. 1, 3 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать Ростовской-на-Дону городской Думе предписание об изменении акта, нарушающего антимонопольное законодательство, а именно:

- исключить из абз. 13 и абз. 22 ст. 1; ч.ч. 6, 7, 8 ст. 3;  ч. 9 ст. 14; п.п. «а», «г», «к» ч. 3 ст. 18; ч. 4 ст. 18;  ч.ч. 1, 2, 3, 6, 7, 10 ст. 19; ч.ч. 1, 2, 5 ст. 20; ч.ч. 2, 7 ст. 21 Положения - положения, касающиеся наделения МУП СКУ полномочиями по регистрации захоронений, кремаций, установок надгробий; по ведению книг учета захоронений, кремаций, установок надгробий; по даче разрешения на захоронение в существующую могилу; по контролю за соблюдением порядка выполнения на территории кладбища каких-либо работ: установка и демонтаж надгробных сооружений, торговля, посадка деревьев, использования автокрана; по сносу надмогильных сооружений; по разрешению имущественных споров; по утверждению схем движения и стоянок автотранспортных средств по территории кладбищ;

- закрепить функции по выделению земельных участков для захоронения, по определению даты и времени проведения захоронения, по регистрации захоронений, по контролю за соблюдением порядка выполнения на территории кладбищ каких-либо работ и прочие контрольно-распорядительные функции органов местного самоуправления в сфере организации ритуальных услуг и содержании мест захоронений за Администрацией г. Ростова-на-Дону;

- исключить из ч. 3 ст. 8 Положения – положения, согласно которым оформление заказа на похоронные услуги для умерших почетных граждан г. Ростова-на-Дону вправе осуществлять только МУП СКУ.

3. Выдать Администрации г. Ростова-на-Дону предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции:

- прекратить право постоянного бессрочного пользования и право аренды МУП СКУ в отношении территорий земель кладбищ г. Ростова-на-Дону;

- принять территории земель кладбищ г. Ростова-на-Дону в свое ведение;

- приступить к выполнению функций по выделению земельных участков для захоронения, по определению даты и времени проведения захоронения, по регистрации захоронений, по контролю за соблюдением порядка выполнения на территории кладбищ каких-либо работ и прочих контрольно-распорядительных функций органов местного самоуправления в сфере организации ритуальных услуг и содержании мест захоронений.
Председатель Комиссии: Е.Г. Молчанов
Члены Комиссии:  В.Л. Частников В.Е. Шолохова О.С. Ратникова                                      
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.
Примечание: за невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. 
 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 679/04

об изменении акта, нарушающего антимонопольное законодательство

 

10 октября 2011 г.                                                                                              г. Ростов-на-Дону      

 Комиссия Ростовского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:
Молчанов Е.Г.Частников В.Л.  Шолохова В.Е.  Ратникова О.С.
руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 4 ст. 41, ст. 50  Федерального  закона  от  26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»), на основании своего решения от 10.10.2011 г. по делу № 740/04 о нарушении Ростовской-на-Дону городской Думой (344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Б.Садовая, 47)  ч.ч. 1, 3 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Ростовской-на-Дону городской Думе в срок до 1 февраля 2012 г. прекратить нарушение ч.ч. 1, 3 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся во включении в  абз. 13 и абз. 22 ст. 1; ч.ч. 6, 7, 8 ст. 3;  ч. 9 ст. 14; п.п. «а», «г», «к» ч. 3 ст. 18; ч. 4 ст. 18;  ч.ч. 1, 2, 3, 6, 7, 10 ст. 19; ч.ч. 1, 2, 5 ст. 20; ч.ч. 2, 7 ст. 21 Положения об оказании ритуальных услуг и содержании мест захоронения в городе Ростове-на-Дону, утв. решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 23.06.2006 г. № 148 (далее – Положение № 148) – положений, касающихся наделения МУП СКУ полномочиями по регистрации захоронений, кремаций, установок надгробий; по ведению книг учета захоронений, кремаций, установок надгробий; по даче разрешения на захоронение в существующую могилу; по контролю за соблюдением порядка выполнения на территории кладбища каких-либо работ: установка и демонтаж надгробных сооружений, торговля, посадка деревьев, использование автокрана; по сносу надмогильных сооружений; по разрешению имущественных споров; по утверждению схем движения и стоянок автотранспортных средств по территории кладбищ; в ч. 3 ст. 8 Положения № 148 – положений, согласно которым оформление заказа на похоронные услуги для умерших почетных граждан г. Ростова-на-Дону вправе осуществлять только МУП СКУ, а именно:

1. Исключить из абз. 13 и абз. 22 ст. 1; ч.ч. 6, 7, 8 ст. 3;  ч. 9 ст. 14; п.п. «а», «г», «к» ч. 3 ст. 18; ч. 4 ст. 18;  ч.ч. 1, 2, 3, 6, 7, 10 ст. 19; ч.ч. 1, 2, 5 ст. 20; ч.ч. 2, 7 ст. 21 Положения № 148 - положения, касающиеся наделения МУП СКУ полномочиями по регистрации захоронений, кремаций, установок надгробий; по ведению книг учета захоронений, кремаций, установок надгробий; по даче разрешения на захоронение в существующую могилу; по контролю за соблюдением порядка выполнения на территории кладбища каких-либо работ: установка и демонтаж надгробных сооружений, торговля, посадка деревьев, использования автокрана; по сносу надмогильных сооружений; по разрешению имущественных споров; по утверждению схем движения и стоянок автотранспортных средств по территории кладбищ;

2. Закрепить функции по выделению земельных участков для захоронения, по определению даты и времени проведения захоронения, по регистрации захоронений, по контролю за соблюдением порядка выполнения на территории кладбищ каких-либо работ и прочие контрольно-распорядительные функции органов местного самоуправления в сфере организации ритуальных услуг и содержании мест захоронений за Администрацией г. Ростова-на-Дону;

3. Исключить из ч. 3 ст. 8 Положения № 148 – положения, согласно которым оформление заказа на похоронные услуги для умерших почетных граждан г. Ростова-на-Дону вправе осуществлять только МУП СКУ.

О выполнении настоящего предписания сообщить в Ростовское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения (с приложением подтверждающих документов).

Председатель Комиссии: Е.Г. Молчанов

Члены Комиссии:  В.Л. Частников В.Е. Шолохова О.С. Ратникова                                      

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

                                                                                                                                            

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 680/04

о прекращении нарушений антимонопольного законодательства и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции:

 

10 октября 2011 г.                                                                                              г. Ростов-на-Дону      

 

Комиссия Ростовского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе: Молчанов Е.Г. Частников В.Л.  Шолохова В.Е.  Ратникова О.С.
 руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 4 ст. 41, ст. 50  Федерального  закона  от  26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»), на основании своего решения от 10.10.2011 г. по делу № 740/04 о нарушении Администрацией г. Ростова-на-Дону (344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Б.Садовая, 47)  ч.ч. 1, 3 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Администрации г. Ростова-на-Дону в срок до 1 февраля 2012 г. прекратить нарушение ч.ч. 1, 3 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в неосуществлении функций органов местного самоуправления в сфере организации ритуальных услуг и содержании мест захоронений: по выделению земельных участков для захоронения, по определению даты и времени проведения захоронения, по регистрации захоронений, по контролю за соблюдением порядка захоронений, установки надгробных сооружений, выполнения иных работ на территории кладбищ, а также в передаче земель кладбищ г. Ростова-на-Дону в постоянное бессрочное пользование и аренду МУП СКУ, а именно:

1. Прекратить право постоянного бессрочного пользования и право аренды МУП СКУ в отношении территорий земель кладбищ г. Ростова-на-Дону.

2. Принять территории земель кладбищ г. Ростова-на-Дону в свое ведение.

3. Приступить к выполнению функций по выделению земельных участков для захоронения, по определению даты и времени проведения захоронения, по регистрации захоронений, по контролю за соблюдением порядка выполнения на территории кладбищ каких-либо работ и прочих контрольно-распорядительных функций органов местного самоуправления в сфере организации ритуальных услуг и содержании мест захоронений.

О выполнении настоящего предписания сообщить в Ростовское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения (с приложением подтверждающих документов).

Председатель Комиссии: Е.Г. Молчанов

Члены Комиссии:  В.Л. Частников В.Е. Шолохова О.С. Ратникова                                                                                                                                                                                   

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

                                                              

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

Р Е Ш Е Н И Е

Резолютивная часть решения оглашена 10 октября 2011 г. 
В полном объеме решение изготовлено 20 октября 2011 г.
Комиссия Ростовского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе: Молчанов Е.Г.
Частников В.Л.  Шолохова В.Е.  Ратникова О.С.
рассмотрев дело № 740/04 от 08.06.2011 г. по признакам нарушения Ростовской-на-Дону городской Думой (344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Б.Садовая, 47) и Администрацией г. Ростова-на-Дону (344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Б.Садовая, 47) ч.ч. 1, 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»)

У С Т А Н О В И Л А:

Настоящее дело возбуждено на основании приказа Ростовского УФАС России № 341 от 08.06.2011 г. по результатам рассмотрения поступившего из Прокуратуры Ростовской области заявления ИП Кавун В.И., ИП Домахина С.А., ИП Артеменко В.П., ООО «Осирис», ООО «РЦ Похоронного обслуживания населения» (далее – заявители) о нарушении муниципальным унитарным предприятием специализированных коммунальных услуг г. Ростова-на-Дону (далее – МУП СКУ) требований антимонопольного законодательства. В заявлении, в частности, указывалось на то, что МУП СКУ чинит заявителям препятствия в доступе на территорию кладбищ; соглашается произвести захоронение в удобное для граждан время при условии отказа от похоронных принадлежностей, приобретенных у заявителей, и их приобретения в МУП СКУ; регистрирует могилы на сотрудников заявителей, которые оказывают для граждан посреднические услуги по оформлению в МУП СКУ заказа на захоронение, что в дальнейшем создает родственникам умершего препятствия по распоряжению местом захоронения.

Определением Ростовского УФАС России от 14.06.2011 г. рассмотрение настоящего дела было назначено на 20.07.2011 г. Определением Ростовского УФАС России от 20.07.2011 г. срок рассмотрения настоящего дела был продлен до 14.10.2011 г.

14.10.2011 г. Комиссия, рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон, пришла к следующим выводам:

В силу ст. 1 ФЗ «О защите конкуренции»  предметом настоящего закона является, в т.ч. предупреждение и пресечение случаев недопущения, ограничения, устранения конкуренции со стороны органов местного самоуправления; целью -  обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в РФ, защита конкуренции, создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

В силу ч. 1 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции» органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением случаев, установленных законом.

В силу ч. 3 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции» запрещается наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами органов местного самоуправления, за исключением случаев, установленных законом.

Как следует из материалов дела на территории г. Ростова-на-Дону действует Положение об оказании ритуальных услуг и содержании мест захоронения в городе Ростове-на-Дону, утв. решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 23.06.2006 г. № 148 (далее – Положение).

В соответствии с абз. 13, абз. 22 ст. 1, ч. 7 ст. 19 Положения администрация кладбища регистрирует установку надгробий и ведет книгу регистрации установок надгробий.

В соответствии с ч. 6 ст. 3 Положения захоронение умершего в существующую могилу производится по разрешению администрации кладбища.

В соответствии с ч. 7 ст. 3 Положения каждое захоронение регистрируется в книге установленной формы. Гражданам, произведшим захоронение, выдается удостоверение. Перерегистрация захоронения рассматривается специализированной службой по вопросам похоронного дела. Книга учета захоронений хранится в архиве МУП СКУ.

В соответствии с ч. 8 ст. 3 Положения каждая кремация регистрируется в книге установленной формы. Книга учета кремаций хранится в архиве МУП СКУ.

В соответствии с ч. 9 ст. 14, п. «а» ч. 3 ст. 18, ч.ч. 1, 2, 3, 6, 10 ст. 19, ч.ч. 1, 2, 5, ст. 20 Положения к полномочиям администрации кладбища относится согласование работ по установке, переделыванию, снятию надмогильных сооружений, а также полномочия по их сносу.

В соответствии с п. «г» ч. 3 ст. 18 Положения администрация кладбища согласовывает работы по посадке на территории кладбищ деревьев и древесно-кустарниковых растений.

В соответствии с п. «к» ч. 3 ст. 18 Положения запрещается на территории кладбища производить какие-либо работы, торговать цветами, предметами похоронного ритуала, материалами по благоустройству могил без разрешения администрации кладбища.

В соответствии с ч. 4 ст. 18 Положения возникающие имущественные и другие споры разрешаются администрацией кладбища или специализированной службой по вопросам похоронного дела.

В соответствии с ч. 2 ст. 21 Положения МУП СКУ утверждает схемы движения и стоянок транспортных средств на территории кладбища.

В соответствии с ч. 7 ст. 21 Положения лица ответственные за захоронение, исполнители работ по установке надгробного памятника обязаны извещать администрацию кладбища о необходимости использования автокрана при производстве работ по установке надгробных памятников.

В ответ на запрос Ростовского УФАС России в адрес Администрации г. Ростова-на-Дону, представлен ответ МУ «Департамент ЖКХ и энергетики», согласно которому функции «администрации кладбища» осуществляют руководители структурных подразделений МУП СКУ. Также МУП СКУ осуществляет функции по определению места, даты и времени проведения захоронений. На территории г. Ростова-на-Дону действует 8 кладбищ, из них: 2 кладбища (Северное и Ливенцовское) находятся в аренде у МУП СКУ и 6 (Братское, Еврейско-Татарское, Пролетарское, Александровское, Нижне-Гниловское, Верхне-Гниловское) принадлежат МУП СКУ на праве постоянного бессрочного пользования.

Вместе с тем, в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. В соответствии со ст. 25 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. В силу ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. Возможность передачи общественных кладбищ в ведение какого-либо хозяйствующего субъекта, в т.ч. наделенного статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела, действующим законодательством не предусмотрена.

Из изложенного следует, что функции по выделению земельных участков для захоронения, по определению даты и времени проведения захоронения, по регистрации захоронений, по контролю за соблюдением порядка выполнения на территории кладбищ каких-либо работ и прочие функции контрольно-распорядительного характера в сфере организации ритуальных услуг и содержании мест захоронений обязаны выполнять органы местного самоуправления, а территории самих кладбищ должны находиться в их ведении.

 В соответствии с ч. 1 ст. 41 Устава г. Ростова-на-Дону, Ростовская-на-Дону городская Дума принимает по вопросам своего ведения нормативные правовые акты в форме решений, устанавливающих правила, обязательные для исполнения на территории города.

В соответствии с п./п. 1.6.9 п. 1.6 ч. 1 ст. 46 Устава г. Ростова-на-Дону, к полномочиям Администрации г. Ростова-на-Дону в области коммунально-бытового обслуживания населения относится, в т.ч. ведение городскими кладбищами, обеспечение содержания в надлежащем состоянии иных мест захоронения, организация ритуальных услуг.

Таким образом:

- в действиях Ростовской-на-Дону городской Думы, выразившихся во включении в  абз. 13 и абз. 22 ст. 1; ч.ч. 6, 7, 8 ст. 3;  ч. 9 ст. 14; п.п. «а», «г», «к» ч. 3 ст. 18; ч. 4 ст. 18;  ч.ч. 1, 2, 3, 6, 7, 10 ст. 19; ч.ч. 1, 2, 5 ст. 20; ч.ч. 2, 7 ст. 21 Положения – положений, касающихся наделения МУП СКУ полномочиями по регистрации захоронений, кремаций, установок надгробий; по ведению книг учета захоронений, кремаций, установок надгробий; по даче разрешения на захоронение в существующую могилу; по контролю за соблюдением порядка выполнения на территории кладбища каких-либо работ: установка и демонтаж надгробных сооружений, торговля, посадка деревьев, использование автокрана; по сносу надмогильных сооружений; по разрешению имущественных споров; по утверждению схем движения и стоянок автотранспортных средств по территории кладбищ,

- в бездействии Администрации г. Ростова-на-Дону, выразившемся в неосуществлении функций органов местного самоуправления в сфере организации ритуальных услуг и содержании мест захоронений: по выделению земельных участков для захоронения, по определению даты и времени проведения захоронения, по регистрации захоронений, по контролю за соблюдением порядка захоронений, установки надгробных сооружений, выполнения иных работ на территории кладбищ, а также в действиях Администрации г. Ростова-на-Дону, выразившихся в передаче земель кладбищ г. Ростова-на-Дону в постоянное бессрочное пользование и аренду МУП СКУ,

содержится нарушение ч. 3 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции».

Кроме того, наделение МУП СКУ вышеперечисленными функциями (полномочиями) органа местного самоуправления и передача в его ведение территорий земель кладбищ, ущемляет интересы иных участников рынка ритуальных услуг, поскольку их деятельность на территории кладбищ ставится в зависимость от волеизъявления лица, состоящего с ними в конкурентных отношениях, что может привести к ограничению конкуренции на рынке ритуальных услуг, в связи с чем, вышеуказанные действия (бездействия) Ростовской-на-Дону городской Думы и Администрации г. Ростова-на-Дону также содержат нарушение ч. 1 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции».

Также в соответствии с ч. 3 ст. 8 Положения оформление заказа на похоронные услуги для умерших почетных граждан г. Ростова-на-Дону выполняют приемщики заказов МУП СКУ.

При этом следует иметь в виду положения ст. 49 ГК РФ, устанавливающей право коммерческих организаций иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.

Системный анализ норм Федерального закона от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» свидетельствует, что, устанавливая гарантии, связанные с погребением умерших, в частности возлагая обязанность по осуществлению погребения умерших на специализированные службы, закон не исключает возможности выполнения данной деятельности другими коммерческими организациями. Так, согласно ст. 9 указанного закона стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок. Вместе с тем в силу ст. 10 закона в случае, если погребение осуществлялось за счет средств лица, взявшего на себя обязанность по погребению умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению. Таким образом, указанным законом лицам, взявшим на себя обязанность по погребению умершего, предоставлено право выбора организации, осуществляющей услуги по погребению.

В этой связи, Ростовская-на-Дону городская Дума, включив в ч. 3 ст. 8 Положения – положения, согласно которым ритуальные услуги для почетных граждан г. Ростова-на-Дону вправе оказывать только МУП СКУ, необоснованно ограничивает право иных хозяйствующих субъектов оказывать данный вид услуг, что нарушает ч. 1 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции».

Относительно доводов заявителей о размещении органов ЗАГСа в помещении МУП СКУ, Комиссия отмечает следующее. Само по себе данное обстоятельство не ограничивает право граждан обратиться за приобретением ритуальных услуг к иному хозяйствующему субъекту. Доказательств обратного, в т.ч. того, что работники органов ЗАГСа понуждают заказывать ритуальные услуги именно в МУП СКУ, в материалы дела не представлены.

Руководствуясь  ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1 – 4 ст. 41, ч. 1 ст. 49 ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия,

Р Е Ш И Л А :

1. Признать Ростовскую-на-Дону городскую Думу и Администрацию г. Ростова-на-Дону нарушившими ч.ч. 1, 3 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать Ростовской-на-Дону городской Думе предписание об изменении акта, нарушающего антимонопольное законодательство, а именно:

- исключить из абз. 13 и абз. 22 ст. 1; ч.ч. 6, 7, 8 ст. 3;  ч. 9 ст. 14; п.п. «а», «г», «к» ч. 3 ст. 18; ч. 4 ст. 18;  ч.ч. 1, 2, 3, 6, 7, 10 ст. 19; ч.ч. 1, 2, 5 ст. 20; ч.ч. 2, 7 ст. 21 Положения - положения, касающиеся наделения МУП СКУ полномочиями по регистрации захоронений, кремаций, установок надгробий; по ведению книг учета захоронений, кремаций, установок надгробий; по даче разрешения на захоронение в существующую могилу; по контролю за соблюдением порядка выполнения на территории кладбища каких-либо работ: установка и демонтаж надгробных сооружений, торговля, посадка деревьев, использования автокрана; по сносу надмогильных сооружений; по разрешению имущественных споров; по утверждению схем движения и стоянок автотранспортных средств по территории кладбищ;

- закрепить функции по выделению земельных участков для захоронения, по определению даты и времени проведения захоронения, по регистрации захоронений, по контролю за соблюдением порядка выполнения на территории кладбищ каких-либо работ и прочие контрольно-распорядительные функции органов местного самоуправления в сфере организации ритуальных услуг и содержании мест захоронений за Администрацией г. Ростова-на-Дону;

- исключить из ч. 3 ст. 8 Положения – положения, согласно которым оформление заказа на похоронные услуги для умерших почетных граждан г. Ростова-на-Дону вправе осуществлять только МУП СКУ.

3. Выдать Администрации г. Ростова-на-Дону предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции:

- прекратить право постоянного бессрочного пользования и право аренды МУП СКУ в отношении территорий земель кладбищ г. Ростова-на-Дону;

- принять территории земель кладбищ г. Ростова-на-Дону в свое ведение;

- приступить к выполнению функций по выделению земельных участков для захоронения, по определению даты и времени проведения захоронения, по регистрации захоронений, по контролю за соблюдением порядка выполнения на территории кладбищ каких-либо работ и прочих контрольно-распорядительных функций органов местного самоуправления в сфере организации ритуальных услуг и содержании мест захоронений.
Председатель Комиссии: Е.Г. Молчанов
Члены Комиссии:  В.Л. Частников В.Е. Шолохова О.С. Ратникова                                      
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.
Примечание: за невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. 
 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 679/04

об изменении акта, нарушающего антимонопольное законодательство

 

10 октября 2011 г.                                                                                              г. Ростов-на-Дону      

 Комиссия Ростовского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:
Молчанов Е.Г.Частников В.Л.  Шолохова В.Е.  Ратникова О.С.
руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 4 ст. 41, ст. 50  Федерального  закона  от  26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»), на основании своего решения от 10.10.2011 г. по делу № 740/04 о нарушении Ростовской-на-Дону городской Думой (344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Б.Садовая, 47)  ч.ч. 1, 3 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Ростовской-на-Дону городской Думе в срок до 1 февраля 2012 г. прекратить нарушение ч.ч. 1, 3 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся во включении в  абз. 13 и абз. 22 ст. 1; ч.ч. 6, 7, 8 ст. 3;  ч. 9 ст. 14; п.п. «а», «г», «к» ч. 3 ст. 18; ч. 4 ст. 18;  ч.ч. 1, 2, 3, 6, 7, 10 ст. 19; ч.ч. 1, 2, 5 ст. 20; ч.ч. 2, 7 ст. 21 Положения об оказании ритуальных услуг и содержании мест захоронения в городе Ростове-на-Дону, утв. решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 23.06.2006 г. № 148 (далее – Положение № 148) – положений, касающихся наделения МУП СКУ полномочиями по регистрации захоронений, кремаций, установок надгробий; по ведению книг учета захоронений, кремаций, установок надгробий; по даче разрешения на захоронение в существующую могилу; по контролю за соблюдением порядка выполнения на территории кладбища каких-либо работ: установка и демонтаж надгробных сооружений, торговля, посадка деревьев, использование автокрана; по сносу надмогильных сооружений; по разрешению имущественных споров; по утверждению схем движения и стоянок автотранспортных средств по территории кладбищ; в ч. 3 ст. 8 Положения № 148 – положений, согласно которым оформление заказа на похоронные услуги для умерших почетных граждан г. Ростова-на-Дону вправе осуществлять только МУП СКУ, а именно:

1. Исключить из абз. 13 и абз. 22 ст. 1; ч.ч. 6, 7, 8 ст. 3;  ч. 9 ст. 14; п.п. «а», «г», «к» ч. 3 ст. 18; ч. 4 ст. 18;  ч.ч. 1, 2, 3, 6, 7, 10 ст. 19; ч.ч. 1, 2, 5 ст. 20; ч.ч. 2, 7 ст. 21 Положения № 148 - положения, касающиеся наделения МУП СКУ полномочиями по регистрации захоронений, кремаций, установок надгробий; по ведению книг учета захоронений, кремаций, установок надгробий; по даче разрешения на захоронение в существующую могилу; по контролю за соблюдением порядка выполнения на территории кладбища каких-либо работ: установка и демонтаж надгробных сооружений, торговля, посадка деревьев, использования автокрана; по сносу надмогильных сооружений; по разрешению имущественных споров; по утверждению схем движения и стоянок автотранспортных средств по территории кладбищ;

2. Закрепить функции по выделению земельных участков для захоронения, по определению даты и времени проведения захоронения, по регистрации захоронений, по контролю за соблюдением порядка выполнения на территории кладбищ каких-либо работ и прочие контрольно-распорядительные функции органов местного самоуправления в сфере организации ритуальных услуг и содержании мест захоронений за Администрацией г. Ростова-на-Дону;

3. Исключить из ч. 3 ст. 8 Положения № 148 – положения, согласно которым оформление заказа на похоронные услуги для умерших почетных граждан г. Ростова-на-Дону вправе осуществлять только МУП СКУ.

О выполнении настоящего предписания сообщить в Ростовское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения (с приложением подтверждающих документов).

Председатель Комиссии: Е.Г. Молчанов

Члены Комиссии:  В.Л. Частников В.Е. Шолохова О.С. Ратникова                                      

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

                                                                                                                                            

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 680/04

о прекращении нарушений антимонопольного законодательства и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции:

 

10 октября 2011 г.                                                                                              г. Ростов-на-Дону      

 

Комиссия Ростовского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе: Молчанов Е.Г. Частников В.Л.  Шолохова В.Е.  Ратникова О.С.
 руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 4 ст. 41, ст. 50  Федерального  закона  от  26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»), на основании своего решения от 10.10.2011 г. по делу № 740/04 о нарушении Администрацией г. Ростова-на-Дону (344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Б.Садовая, 47)  ч.ч. 1, 3 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Администрации г. Ростова-на-Дону в срок до 1 февраля 2012 г. прекратить нарушение ч.ч. 1, 3 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в неосуществлении функций органов местного самоуправления в сфере организации ритуальных услуг и содержании мест захоронений: по выделению земельных участков для захоронения, по определению даты и времени проведения захоронения, по регистрации захоронений, по контролю за соблюдением порядка захоронений, установки надгробных сооружений, выполнения иных работ на территории кладбищ, а также в передаче земель кладбищ г. Ростова-на-Дону в постоянное бессрочное пользование и аренду МУП СКУ, а именно:

1. Прекратить право постоянного бессрочного пользования и право аренды МУП СКУ в отношении территорий земель кладбищ г. Ростова-на-Дону.

2. Принять территории земель кладбищ г. Ростова-на-Дону в свое ведение.

3. Приступить к выполнению функций по выделению земельных участков для захоронения, по определению даты и времени проведения захоронения, по регистрации захоронений, по контролю за соблюдением порядка выполнения на территории кладбищ каких-либо работ и прочих контрольно-распорядительных функций органов местного самоуправления в сфере организации ритуальных услуг и содержании мест захоронений.

О выполнении настоящего предписания сообщить в Ростовское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения (с приложением подтверждающих документов).

Председатель Комиссии: Е.Г. Молчанов

Члены Комиссии:  В.Л. Частников В.Е. Шолохова О.С. Ратникова                                                                                                                                                                                   

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

                                                              

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 740/04 [format] => [safe_value] => 740/04 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 12 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-10-10 11:18:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-10-20 11:18:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1345807508 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 29 [comment_count] => 0 [name] => to61-Sholokhova [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Ростовское УФАС России )