Решение от 13.03.2012 г. по делу № 150/04 в отношении ООО «ХКФ Банк»

Номер дела: 150/04
Дата публикации: 15 марта 2012, 17:37

РЕШЕНИЕ

13.03.2012 г. г. Ростов-на-Дону

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель Комиссии: Молчанов Е.Г. – заместитель руководителя;
Члены Комиссии: Ширинская В.В. – ведущий специалист - эксперт отдела контроля органов власти
Скутнева К.В. – специалист – эксперт отдела контроля органов власти,

рассмотрев дело № 150/04 от 14.02.2012 г. по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы банковской услуги (вклада), предоставляемой Обществом с ограниченной ответственностью «Хоум Кредит энд Финанс Банк» (далее - ООО «ХКФ Банк»), распространяемой в г. Ростове-на-Дону, по адресу: пр. Ворошиловский (пересечение с ул. Текучева), в которой иные условия предоставления банковской услуги указаны мелким нечитаемым шрифтом, что указывает на признаки нарушения п.2 ч.2 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе»),
в присутствии представителя ООО «ХКФ Банк» по доверенности,

УСТАНОВИЛА:

19.12.2011 г. в результате проводимого специалистами Ростовского УФАС России наблюдения за соблюдением обязательных требований законодательства Российской Федерации о рекламе в г. Ростове-на-Дону по адресу: пр. Ворошиловский (пересечение с ул. Текучева), был выявлен телеэкран с рекламным роликом следующего содержания: «Вклад даже маленьким большой… Вклад 10% годовых от 30 000 рублей. Банк Хоум Кредит (863) 206 76 16 272 272 53 06… и еще больше вклад 12% годовых», следующий кадр: в последние 4 секунды демонстрации ролика на белом экране появляется 20 строк текста, выполненного мелким размытым шрифтом.
Была произведена видеосъемка рекламы, составлен акт № 251.
В силу ч. 2 ст. 28 ФЗ «О рекламе», реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
Принимая во внимание, что условия размещения вышеназванной рекламы, такие как: ограниченное время считывания информации (4 секунды); размытость шрифта, которым написаны существенные условия предоставления кредитов; высота расположения этих сведений (не менее 5 м) свидетельствует о том, что даже при приближении потребителя к рекламной конструкции на максимально близкое расстояние потребитель лишен возможности ознакомиться с текстом данной рекламы (условиями, влияющими на стоимость вклада (10% годовых, 12% годовых)), что содержит в себе признаки нарушения п. 2 ч. 2 ст. 28 ФЗ «О рекламе».
В соответствии с ч.6 ст.38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований ч.2 ст.28 ФЗ «О рекламе» несет рекламодатель.
В ходе рассмотрения материалов Ростовским УФАС России было установлено, что, рекламодателем указанной рекламы является ООО «ХКФ Банк» (юр. адрес: 125040, г. Москва, улица Правды, д. 8, кор.1, фактический адрес: 125040, г. Москва, улица Правды, д. 8, кор. 1, Основной офис «Центральный»).
При этом, на официальном сайте ООО «ХКФ Банк» имеется список региональных офисов обслуживания, расположенных в том числе в Ростовской области, таким образом вышеуказанная реклама может распространяться на территории нескольких субъектов РФ.
На основании изложенного и в соответствии с п. 5 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Ростовское УФАС России письмом от 22.12.2011 г. (Исх. № 15661/04) просило ФАС России наделить полномочиями по возбуждению и рассмотрению дела в отношении ООО «ХКФ Банк» по признакам нарушения ч.2 ст. 28 ФЗ «О рекламе» Ростовское УФАС России.
Рассмотрев ходатайство Ростовского УФАС России ФАС России на основании п.6 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе наделила Ростовское УФАС России полномочиями на возбуждение и рассмотрение дела по признакам нарушения ч. 2 ст. 28 ФЗ «О рекламе» в отношении ООО «ХКФ Банк» (письмо от 25.01.2012 г. Исх. № АК\1826, наш Вх. № 15661/04 от 22.12.2011 г.).
На основании данных фактов 14.02.2012 г. было возбуждено настоящее дело.
07.03.2012 г. (Вх. № 3152) в Ростовское УФАС России поступили письменные объяснения ООО «ХКФ Банк», в которых сообщается следующее.
Рекламный ролик, транслируемый в период с 01.12.2011 г. по 31.12.2011 г. содержал следующую информацию: «Вклад «Только плюсы». Принимается в рублях РФ. Срок – 24 месяца. Ставка – 12%. Проценты выплачиваются в конце срока вклада. Первоначальный взнос – от 30 000 руб. Дополнительный взнос – от 3 000 руб. Частичное снятие не допускается. При досрочном востребовании вклада (целиком или его части с нарушением условий договора) проценты рассчитываются за фактическое время хранения вклада. При этом при востребовании или его части до истечении 90-го дня – по ставке вклада «до востребования», от 91-го до 180-го – по ставке 4, 5 годовых, от 181-го до 365-го дня – по ставке 7% годовых, 366-го до 540-го дня по ставке 10% годовых, по истечении 540-ка дней – по ставке 11% годовых. Одновременно с открытием вклада Банк открывает вкладчику счет до востребования. Допускается пролонгация договора при условии, что на момент пролонгации Банком предлагается данный вид вклада или вклад с аналогичными существенными условиями. Банк взимает вознаграждение за операции по счетам, открываемым вкладчику, в соответствии с «Тарифами ООО «ХКФ Банк» по расчетно-кассовому обслуживанию счетов физических лиц», «Тарифами ООО «ХКФ Банк» по Договору о ведении банковского счета и Тарифным планом (Пакет услуг)». Условия действительны с 11.10.2011 г. Свидетельство № 170 Гос. корпорации «Агентство по страхованию вкладов» о включении Банка в реестр банков-участников системы обязательного страхования вкладов от 11.11.2004 г. ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк». Лицензия № 316 Банка России от 13.10.2011 г. (бессрочная). ОГРН – 1027700280937».
При этом, в письменном объяснении ООО «ХКФ Банк» указывает, что вышеназванная реклама не противоречит требованиям ФЗ «О рекламе», поскольку указанная информация раскрывает все условия оказываемых банком услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 28 ФЗ «О рекламе».
Кроме того, при размещении рекламного материала банком была осуществлена проверка возможности прочтения вышеизложенного текста, которая выявила возможность его прочтения без применения специальных средств.
13.03.2012 г. на заседании Комиссии Ростовского УФАС России представитель ООО «ХКФ Банк» поддержала позицию, изложенную ранее в письменном объяснении, пояснив следующее.
Рекламный ролик ООО «ХКФ Банк», транслируемый на телеэкранах г. Ростова-на-Дону был направлен на привлечение внимания потребителей к финансовой услуге (вкладу) и содержал необходимые условия вклада.
Комиссия Ростовского УФАС России, выслушав представителя Банка, изучив материалы настоящего дела, пришла к следующим выводам.
Довод ООО «ХКФ Банк» о том, что рассматриваемая реклама не противоречит требованиям ФЗ «О рекламе» не может быть принят Комиссией во внимание в связи со следующим.
Согласно п. 1 ст. 3 ФЗ «О рекламе» рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с п. 1 ст. 5 ФЗ «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
В силу п.2 ч. 2 ст. 28 ФЗ «О рекламе» реклама банковских, страховых или иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которые понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
Как следует из материалов настоящего дела, на телеэкране, расположенном в г. Ростове-на-Дону на пересечении улиц (пр. Ворошиловского и ул. Текучева), транслировалась реклама ООО «ХКФ Банк» в виде рекламного ролика следующего содержания: видеоряд, состоящий из последовательно сменяющихся кадров:
1.Первый кадр: на телеэкране расположена надпись крупным шрифтом «Вклад даже маленьким большой… Вклад 10% годовых от 30 000 рублей. Банк Хоум Кредит (863) 206 76 16 272 272 53 06…», сменяющаяся надписью «… и еще больше вклад 12% годовых».
2.Второй кадр: На белом фоне отображается 20 строк текста, выполненного мелким, размытым шрифтом черного цвета (хронометраж кадра составляет 4 секунды).
В ходе визуального анализа информации, содержащейся в рекламном ролике, антимонопольным органом было установлено, что вначале на экране появляется яркий выполненный крупным шрифтом текст следующего содержания: «Вклад даже маленьким большой… Вклад 10% годовых от 30 000 рублей. Банк Хоум Кредит (863) 206 76 16 272 272 53 06… и еще больше вклад 12% годовых», концентрирующий внимание потребителя рекламы на наименовании Банка и процентной ставке по вкладу, затем на экране появляются остальные условия предоставления вклада (20 строк текста), выполненные мелким по сравнению с основным рекламным текстом шрифтом, и демонстрируется на экране 4 секунды.
При оценки восприятия потребителем текста рекламы учитываются в совокупности и взаимной связи ряд объективных признаков распространения рекламных материалов: место размещения рекламной конструкции (пешеходная зона, перекресток, над проезжей частью дороги и т. п.), расположение текста рекламы (вертикально, горизонтально) на рекламном носителе, шрифт текста рекламы, цвет и фон шрифта (с точки зрения простоты визуального восприятия), и его сочетание с текстом рекламы.
В рассматриваемом случае спорная реклама является наружной, предназначена для импульсивного восприятия информации потребителями, что предполагает необходимость наличия возможности относительно быстрого и четкого прочтения предлагаемой информации, а также ее понимания и уяснения без совершения действий, направленных на специальное, длительное сосредоточение внимания.
Принимая во внимание, что спорная наружная реклама размещена с помощью рекламной конструкции (телеэкран), расположенного на пересечении улиц (пр. Ворошиловского и ул. Текучева) около проезжей части основными потребителями вышеназванной рекламы необходимо рассматривать водителей и пассажиров транспортных средств.
В свою очередь, возможность восприятия данной рекламы потребителями, ограничена скоростью движущихся транспортных средств, а также частотой смены кадра содержащего условия предоставления финансовой услуги (вклада) (4 секунды).
В связи с изложенным, использованный ООО «ХКФ Банк» способ подачи информации (использование значительно различающихся шрифтов) в сочетании с особенностями размещения рекламы (высота расположения телеэкрана - не менее 5 м) и ее характера (наружная реклама) делает визуальное восприятие потребителем условий предоставление вклада невозможным.
Совокупность обстоятельств размещения вышеназванной рекламы, таких как: месторасположение рекламной конструкции (на пересечении улиц, около проезжей части); ограниченное время считывания информации; скорость смены информации об условиях предоставления вклада (хронометраж кадра с условиями вклада 4 сек.), размер шрифта, которым написаны существенные условия предоставления вклада; свидетельствует о том, что при приближении потребителя к рекламной конструкции на максимально близкое расстояние визуальный прием подачи информации, использованный рекламодателем, не позволяет потребителям воспринять полный текст рекламы, делая доступным только основной текст: «Вклад даже маленьким большой… Вклад 10% годовых от 30 000 рублей. Банк Хоум Кредит (863) 206 76 16 272 272 53 06… и еще больше вклад 12% годовых».
Таким образом, в распространяемой на телеэкране рекламе ООО «ХКФ Банк» было доступно отражено только привлекательное для потенциального потребителя рекламы условие (вклад 10% годовых от 30 000 рублей… и еще больше вклад 12 % годовых). Фактически условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, способной обмануть их ожидания, сформированные рекламой, присутствовали, однако, форма представления сведений такова, что они не воспринимаются потребителями. В спорной рекламе условия вклада (20 строк текста, выполненного мелким шрифтом черного цвета) демонстрируется в течение 4 секунд. За данный отрезок времени потребитель с нормальным зрением и средней скоростью чтения не может ее воспринять. Недостаточная информированность потребителей обо всех условиях влияющих на размер ставки по вкладу может привести к искаженному представлению о понесенных в будущем реальных расходах.
Тот факт, что прочитать существенные условия, появляющиеся в ролике за короткое время невозможно, очевидно усматривается при визуальном просмотре видеоролика.
Таким образом, все вышеперечисленные параметры делают информацию об условиях предоставления банковского вклада нечитаемой.
При таких обстоятельствах, Комиссия Ростовского УФАС России, приходит к выводу, что формальное присутствие в рекламе банковского вклада условий, напечатанных мелким, нечитаемым шрифтом, не позволяла потребителям прочесть информацию об условиях вклада, не может рассматриваться как их наличие, поскольку потребитель вводился в заблуждение в отношении условий предлагаемой услуги и возможностей ее получения.
В силу ч. 6 ст. 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований п.2 ч.2 ст. 28 ФЗ «О рекламе» несет рекламодатель.
В данном случае рекламодателем является ООО «ХКФ Банк» - как лицо определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы.
В настоящее время указанная выше реклама не распространяется, что свидетельствует об отсутствии у Комиссии Ростовского УФАС России оснований для выдачи ООО «ХКФ Банк» предписания о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.
Руководствуясь п.2 ч.1 ст.33, ч.1 ст.36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с п.п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1.Признать ненадлежащей рекламу ООО «ХКФ Банк» следующего содержания: «Вклад даже маленьким большой… Вклад 10% годовых от 30 000 рублей. Банк Хоум Кредит (863) 206 76 16 272 272 53 06… и еще больше вклад 12% годовых», транслируемую в период с 01.12.2011 г. по 31.12.2011г. на телеэкране, расположенном по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. Ворошиловский (пересечение с ул. Текучева), поскольку в ней нарушены требования п.2 ч.2 ст.28 ФЗ «О рекламе».
2.Не выдавать ООО «ХКФ Банк» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе в связи с прекращением распространения данной рекламы.
3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ростовского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 14.03.2012 г.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии Молчанов Е.Г.
Члены Комиссии: Ширинская В.В., Скутнева К.В.

stdClass Object ( [vid] => 6000 [uid] => 5 [title] => Решение от 13.03.2012 г. по делу № 150/04 в отношении ООО «ХКФ Банк» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6000 [type] => solution [language] => ru [created] => 1331818736 [changed] => 1370529870 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370529870 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

13.03.2012 г. г. Ростов-на-Дону

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель Комиссии: Молчанов Е.Г. – заместитель руководителя;
Члены Комиссии: Ширинская В.В. – ведущий специалист - эксперт отдела контроля органов власти
Скутнева К.В. – специалист – эксперт отдела контроля органов власти,

рассмотрев дело № 150/04 от 14.02.2012 г. по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы банковской услуги (вклада), предоставляемой Обществом с ограниченной ответственностью «Хоум Кредит энд Финанс Банк» (далее - ООО «ХКФ Банк»), распространяемой в г. Ростове-на-Дону, по адресу: пр. Ворошиловский (пересечение с ул. Текучева), в которой иные условия предоставления банковской услуги указаны мелким нечитаемым шрифтом, что указывает на признаки нарушения п.2 ч.2 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе»),
в присутствии представителя ООО «ХКФ Банк» по доверенности,

УСТАНОВИЛА:

19.12.2011 г. в результате проводимого специалистами Ростовского УФАС России наблюдения за соблюдением обязательных требований законодательства Российской Федерации о рекламе в г. Ростове-на-Дону по адресу: пр. Ворошиловский (пересечение с ул. Текучева), был выявлен телеэкран с рекламным роликом следующего содержания: «Вклад даже маленьким большой… Вклад 10% годовых от 30 000 рублей. Банк Хоум Кредит (863) 206 76 16 272 272 53 06… и еще больше вклад 12% годовых», следующий кадр: в последние 4 секунды демонстрации ролика на белом экране появляется 20 строк текста, выполненного мелким размытым шрифтом.
Была произведена видеосъемка рекламы, составлен акт № 251.
В силу ч. 2 ст. 28 ФЗ «О рекламе», реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
Принимая во внимание, что условия размещения вышеназванной рекламы, такие как: ограниченное время считывания информации (4 секунды); размытость шрифта, которым написаны существенные условия предоставления кредитов; высота расположения этих сведений (не менее 5 м) свидетельствует о том, что даже при приближении потребителя к рекламной конструкции на максимально близкое расстояние потребитель лишен возможности ознакомиться с текстом данной рекламы (условиями, влияющими на стоимость вклада (10% годовых, 12% годовых)), что содержит в себе признаки нарушения п. 2 ч. 2 ст. 28 ФЗ «О рекламе».
В соответствии с ч.6 ст.38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований ч.2 ст.28 ФЗ «О рекламе» несет рекламодатель.
В ходе рассмотрения материалов Ростовским УФАС России было установлено, что, рекламодателем указанной рекламы является ООО «ХКФ Банк» (юр. адрес: 125040, г. Москва, улица Правды, д. 8, кор.1, фактический адрес: 125040, г. Москва, улица Правды, д. 8, кор. 1, Основной офис «Центральный»).
При этом, на официальном сайте ООО «ХКФ Банк» имеется список региональных офисов обслуживания, расположенных в том числе в Ростовской области, таким образом вышеуказанная реклама может распространяться на территории нескольких субъектов РФ.
На основании изложенного и в соответствии с п. 5 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Ростовское УФАС России письмом от 22.12.2011 г. (Исх. № 15661/04) просило ФАС России наделить полномочиями по возбуждению и рассмотрению дела в отношении ООО «ХКФ Банк» по признакам нарушения ч.2 ст. 28 ФЗ «О рекламе» Ростовское УФАС России.
Рассмотрев ходатайство Ростовского УФАС России ФАС России на основании п.6 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе наделила Ростовское УФАС России полномочиями на возбуждение и рассмотрение дела по признакам нарушения ч. 2 ст. 28 ФЗ «О рекламе» в отношении ООО «ХКФ Банк» (письмо от 25.01.2012 г. Исх. № АК\1826, наш Вх. № 15661/04 от 22.12.2011 г.).
На основании данных фактов 14.02.2012 г. было возбуждено настоящее дело.
07.03.2012 г. (Вх. № 3152) в Ростовское УФАС России поступили письменные объяснения ООО «ХКФ Банк», в которых сообщается следующее.
Рекламный ролик, транслируемый в период с 01.12.2011 г. по 31.12.2011 г. содержал следующую информацию: «Вклад «Только плюсы». Принимается в рублях РФ. Срок – 24 месяца. Ставка – 12%. Проценты выплачиваются в конце срока вклада. Первоначальный взнос – от 30 000 руб. Дополнительный взнос – от 3 000 руб. Частичное снятие не допускается. При досрочном востребовании вклада (целиком или его части с нарушением условий договора) проценты рассчитываются за фактическое время хранения вклада. При этом при востребовании или его части до истечении 90-го дня – по ставке вклада «до востребования», от 91-го до 180-го – по ставке 4, 5 годовых, от 181-го до 365-го дня – по ставке 7% годовых, 366-го до 540-го дня по ставке 10% годовых, по истечении 540-ка дней – по ставке 11% годовых. Одновременно с открытием вклада Банк открывает вкладчику счет до востребования. Допускается пролонгация договора при условии, что на момент пролонгации Банком предлагается данный вид вклада или вклад с аналогичными существенными условиями. Банк взимает вознаграждение за операции по счетам, открываемым вкладчику, в соответствии с «Тарифами ООО «ХКФ Банк» по расчетно-кассовому обслуживанию счетов физических лиц», «Тарифами ООО «ХКФ Банк» по Договору о ведении банковского счета и Тарифным планом (Пакет услуг)». Условия действительны с 11.10.2011 г. Свидетельство № 170 Гос. корпорации «Агентство по страхованию вкладов» о включении Банка в реестр банков-участников системы обязательного страхования вкладов от 11.11.2004 г. ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк». Лицензия № 316 Банка России от 13.10.2011 г. (бессрочная). ОГРН – 1027700280937».
При этом, в письменном объяснении ООО «ХКФ Банк» указывает, что вышеназванная реклама не противоречит требованиям ФЗ «О рекламе», поскольку указанная информация раскрывает все условия оказываемых банком услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 28 ФЗ «О рекламе».
Кроме того, при размещении рекламного материала банком была осуществлена проверка возможности прочтения вышеизложенного текста, которая выявила возможность его прочтения без применения специальных средств.
13.03.2012 г. на заседании Комиссии Ростовского УФАС России представитель ООО «ХКФ Банк» поддержала позицию, изложенную ранее в письменном объяснении, пояснив следующее.
Рекламный ролик ООО «ХКФ Банк», транслируемый на телеэкранах г. Ростова-на-Дону был направлен на привлечение внимания потребителей к финансовой услуге (вкладу) и содержал необходимые условия вклада.
Комиссия Ростовского УФАС России, выслушав представителя Банка, изучив материалы настоящего дела, пришла к следующим выводам.
Довод ООО «ХКФ Банк» о том, что рассматриваемая реклама не противоречит требованиям ФЗ «О рекламе» не может быть принят Комиссией во внимание в связи со следующим.
Согласно п. 1 ст. 3 ФЗ «О рекламе» рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с п. 1 ст. 5 ФЗ «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
В силу п.2 ч. 2 ст. 28 ФЗ «О рекламе» реклама банковских, страховых или иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которые понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
Как следует из материалов настоящего дела, на телеэкране, расположенном в г. Ростове-на-Дону на пересечении улиц (пр. Ворошиловского и ул. Текучева), транслировалась реклама ООО «ХКФ Банк» в виде рекламного ролика следующего содержания: видеоряд, состоящий из последовательно сменяющихся кадров:
1.Первый кадр: на телеэкране расположена надпись крупным шрифтом «Вклад даже маленьким большой… Вклад 10% годовых от 30 000 рублей. Банк Хоум Кредит (863) 206 76 16 272 272 53 06…», сменяющаяся надписью «… и еще больше вклад 12% годовых».
2.Второй кадр: На белом фоне отображается 20 строк текста, выполненного мелким, размытым шрифтом черного цвета (хронометраж кадра составляет 4 секунды).
В ходе визуального анализа информации, содержащейся в рекламном ролике, антимонопольным органом было установлено, что вначале на экране появляется яркий выполненный крупным шрифтом текст следующего содержания: «Вклад даже маленьким большой… Вклад 10% годовых от 30 000 рублей. Банк Хоум Кредит (863) 206 76 16 272 272 53 06… и еще больше вклад 12% годовых», концентрирующий внимание потребителя рекламы на наименовании Банка и процентной ставке по вкладу, затем на экране появляются остальные условия предоставления вклада (20 строк текста), выполненные мелким по сравнению с основным рекламным текстом шрифтом, и демонстрируется на экране 4 секунды.
При оценки восприятия потребителем текста рекламы учитываются в совокупности и взаимной связи ряд объективных признаков распространения рекламных материалов: место размещения рекламной конструкции (пешеходная зона, перекресток, над проезжей частью дороги и т. п.), расположение текста рекламы (вертикально, горизонтально) на рекламном носителе, шрифт текста рекламы, цвет и фон шрифта (с точки зрения простоты визуального восприятия), и его сочетание с текстом рекламы.
В рассматриваемом случае спорная реклама является наружной, предназначена для импульсивного восприятия информации потребителями, что предполагает необходимость наличия возможности относительно быстрого и четкого прочтения предлагаемой информации, а также ее понимания и уяснения без совершения действий, направленных на специальное, длительное сосредоточение внимания.
Принимая во внимание, что спорная наружная реклама размещена с помощью рекламной конструкции (телеэкран), расположенного на пересечении улиц (пр. Ворошиловского и ул. Текучева) около проезжей части основными потребителями вышеназванной рекламы необходимо рассматривать водителей и пассажиров транспортных средств.
В свою очередь, возможность восприятия данной рекламы потребителями, ограничена скоростью движущихся транспортных средств, а также частотой смены кадра содержащего условия предоставления финансовой услуги (вклада) (4 секунды).
В связи с изложенным, использованный ООО «ХКФ Банк» способ подачи информации (использование значительно различающихся шрифтов) в сочетании с особенностями размещения рекламы (высота расположения телеэкрана - не менее 5 м) и ее характера (наружная реклама) делает визуальное восприятие потребителем условий предоставление вклада невозможным.
Совокупность обстоятельств размещения вышеназванной рекламы, таких как: месторасположение рекламной конструкции (на пересечении улиц, около проезжей части); ограниченное время считывания информации; скорость смены информации об условиях предоставления вклада (хронометраж кадра с условиями вклада 4 сек.), размер шрифта, которым написаны существенные условия предоставления вклада; свидетельствует о том, что при приближении потребителя к рекламной конструкции на максимально близкое расстояние визуальный прием подачи информации, использованный рекламодателем, не позволяет потребителям воспринять полный текст рекламы, делая доступным только основной текст: «Вклад даже маленьким большой… Вклад 10% годовых от 30 000 рублей. Банк Хоум Кредит (863) 206 76 16 272 272 53 06… и еще больше вклад 12% годовых».
Таким образом, в распространяемой на телеэкране рекламе ООО «ХКФ Банк» было доступно отражено только привлекательное для потенциального потребителя рекламы условие (вклад 10% годовых от 30 000 рублей… и еще больше вклад 12 % годовых). Фактически условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, способной обмануть их ожидания, сформированные рекламой, присутствовали, однако, форма представления сведений такова, что они не воспринимаются потребителями. В спорной рекламе условия вклада (20 строк текста, выполненного мелким шрифтом черного цвета) демонстрируется в течение 4 секунд. За данный отрезок времени потребитель с нормальным зрением и средней скоростью чтения не может ее воспринять. Недостаточная информированность потребителей обо всех условиях влияющих на размер ставки по вкладу может привести к искаженному представлению о понесенных в будущем реальных расходах.
Тот факт, что прочитать существенные условия, появляющиеся в ролике за короткое время невозможно, очевидно усматривается при визуальном просмотре видеоролика.
Таким образом, все вышеперечисленные параметры делают информацию об условиях предоставления банковского вклада нечитаемой.
При таких обстоятельствах, Комиссия Ростовского УФАС России, приходит к выводу, что формальное присутствие в рекламе банковского вклада условий, напечатанных мелким, нечитаемым шрифтом, не позволяла потребителям прочесть информацию об условиях вклада, не может рассматриваться как их наличие, поскольку потребитель вводился в заблуждение в отношении условий предлагаемой услуги и возможностей ее получения.
В силу ч. 6 ст. 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований п.2 ч.2 ст. 28 ФЗ «О рекламе» несет рекламодатель.
В данном случае рекламодателем является ООО «ХКФ Банк» - как лицо определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы.
В настоящее время указанная выше реклама не распространяется, что свидетельствует об отсутствии у Комиссии Ростовского УФАС России оснований для выдачи ООО «ХКФ Банк» предписания о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.
Руководствуясь п.2 ч.1 ст.33, ч.1 ст.36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с п.п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1.Признать ненадлежащей рекламу ООО «ХКФ Банк» следующего содержания: «Вклад даже маленьким большой… Вклад 10% годовых от 30 000 рублей. Банк Хоум Кредит (863) 206 76 16 272 272 53 06… и еще больше вклад 12% годовых», транслируемую в период с 01.12.2011 г. по 31.12.2011г. на телеэкране, расположенном по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. Ворошиловский (пересечение с ул. Текучева), поскольку в ней нарушены требования п.2 ч.2 ст.28 ФЗ «О рекламе».
2.Не выдавать ООО «ХКФ Банк» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе в связи с прекращением распространения данной рекламы.
3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ростовского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 14.03.2012 г.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии Молчанов Е.Г.
Члены Комиссии: Ширинская В.В., Скутнева К.В.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

13.03.2012 г. г. Ростов-на-Дону

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель Комиссии: Молчанов Е.Г. – заместитель руководителя;
Члены Комиссии: Ширинская В.В. – ведущий специалист - эксперт отдела контроля органов власти
Скутнева К.В. – специалист – эксперт отдела контроля органов власти,

рассмотрев дело № 150/04 от 14.02.2012 г. по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы банковской услуги (вклада), предоставляемой Обществом с ограниченной ответственностью «Хоум Кредит энд Финанс Банк» (далее - ООО «ХКФ Банк»), распространяемой в г. Ростове-на-Дону, по адресу: пр. Ворошиловский (пересечение с ул. Текучева), в которой иные условия предоставления банковской услуги указаны мелким нечитаемым шрифтом, что указывает на признаки нарушения п.2 ч.2 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе»),
в присутствии представителя ООО «ХКФ Банк» по доверенности,

УСТАНОВИЛА:

19.12.2011 г. в результате проводимого специалистами Ростовского УФАС России наблюдения за соблюдением обязательных требований законодательства Российской Федерации о рекламе в г. Ростове-на-Дону по адресу: пр. Ворошиловский (пересечение с ул. Текучева), был выявлен телеэкран с рекламным роликом следующего содержания: «Вклад даже маленьким большой… Вклад 10% годовых от 30 000 рублей. Банк Хоум Кредит (863) 206 76 16 272 272 53 06… и еще больше вклад 12% годовых», следующий кадр: в последние 4 секунды демонстрации ролика на белом экране появляется 20 строк текста, выполненного мелким размытым шрифтом.
Была произведена видеосъемка рекламы, составлен акт № 251.
В силу ч. 2 ст. 28 ФЗ «О рекламе», реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
Принимая во внимание, что условия размещения вышеназванной рекламы, такие как: ограниченное время считывания информации (4 секунды); размытость шрифта, которым написаны существенные условия предоставления кредитов; высота расположения этих сведений (не менее 5 м) свидетельствует о том, что даже при приближении потребителя к рекламной конструкции на максимально близкое расстояние потребитель лишен возможности ознакомиться с текстом данной рекламы (условиями, влияющими на стоимость вклада (10% годовых, 12% годовых)), что содержит в себе признаки нарушения п. 2 ч. 2 ст. 28 ФЗ «О рекламе».
В соответствии с ч.6 ст.38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований ч.2 ст.28 ФЗ «О рекламе» несет рекламодатель.
В ходе рассмотрения материалов Ростовским УФАС России было установлено, что, рекламодателем указанной рекламы является ООО «ХКФ Банк» (юр. адрес: 125040, г. Москва, улица Правды, д. 8, кор.1, фактический адрес: 125040, г. Москва, улица Правды, д. 8, кор. 1, Основной офис «Центральный»).
При этом, на официальном сайте ООО «ХКФ Банк» имеется список региональных офисов обслуживания, расположенных в том числе в Ростовской области, таким образом вышеуказанная реклама может распространяться на территории нескольких субъектов РФ.
На основании изложенного и в соответствии с п. 5 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Ростовское УФАС России письмом от 22.12.2011 г. (Исх. № 15661/04) просило ФАС России наделить полномочиями по возбуждению и рассмотрению дела в отношении ООО «ХКФ Банк» по признакам нарушения ч.2 ст. 28 ФЗ «О рекламе» Ростовское УФАС России.
Рассмотрев ходатайство Ростовского УФАС России ФАС России на основании п.6 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе наделила Ростовское УФАС России полномочиями на возбуждение и рассмотрение дела по признакам нарушения ч. 2 ст. 28 ФЗ «О рекламе» в отношении ООО «ХКФ Банк» (письмо от 25.01.2012 г. Исх. № АК\1826, наш Вх. № 15661/04 от 22.12.2011 г.).
На основании данных фактов 14.02.2012 г. было возбуждено настоящее дело.
07.03.2012 г. (Вх. № 3152) в Ростовское УФАС России поступили письменные объяснения ООО «ХКФ Банк», в которых сообщается следующее.
Рекламный ролик, транслируемый в период с 01.12.2011 г. по 31.12.2011 г. содержал следующую информацию: «Вклад «Только плюсы». Принимается в рублях РФ. Срок – 24 месяца. Ставка – 12%. Проценты выплачиваются в конце срока вклада. Первоначальный взнос – от 30 000 руб. Дополнительный взнос – от 3 000 руб. Частичное снятие не допускается. При досрочном востребовании вклада (целиком или его части с нарушением условий договора) проценты рассчитываются за фактическое время хранения вклада. При этом при востребовании или его части до истечении 90-го дня – по ставке вклада «до востребования», от 91-го до 180-го – по ставке 4, 5 годовых, от 181-го до 365-го дня – по ставке 7% годовых, 366-го до 540-го дня по ставке 10% годовых, по истечении 540-ка дней – по ставке 11% годовых. Одновременно с открытием вклада Банк открывает вкладчику счет до востребования. Допускается пролонгация договора при условии, что на момент пролонгации Банком предлагается данный вид вклада или вклад с аналогичными существенными условиями. Банк взимает вознаграждение за операции по счетам, открываемым вкладчику, в соответствии с «Тарифами ООО «ХКФ Банк» по расчетно-кассовому обслуживанию счетов физических лиц», «Тарифами ООО «ХКФ Банк» по Договору о ведении банковского счета и Тарифным планом (Пакет услуг)». Условия действительны с 11.10.2011 г. Свидетельство № 170 Гос. корпорации «Агентство по страхованию вкладов» о включении Банка в реестр банков-участников системы обязательного страхования вкладов от 11.11.2004 г. ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк». Лицензия № 316 Банка России от 13.10.2011 г. (бессрочная). ОГРН – 1027700280937».
При этом, в письменном объяснении ООО «ХКФ Банк» указывает, что вышеназванная реклама не противоречит требованиям ФЗ «О рекламе», поскольку указанная информация раскрывает все условия оказываемых банком услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 28 ФЗ «О рекламе».
Кроме того, при размещении рекламного материала банком была осуществлена проверка возможности прочтения вышеизложенного текста, которая выявила возможность его прочтения без применения специальных средств.
13.03.2012 г. на заседании Комиссии Ростовского УФАС России представитель ООО «ХКФ Банк» поддержала позицию, изложенную ранее в письменном объяснении, пояснив следующее.
Рекламный ролик ООО «ХКФ Банк», транслируемый на телеэкранах г. Ростова-на-Дону был направлен на привлечение внимания потребителей к финансовой услуге (вкладу) и содержал необходимые условия вклада.
Комиссия Ростовского УФАС России, выслушав представителя Банка, изучив материалы настоящего дела, пришла к следующим выводам.
Довод ООО «ХКФ Банк» о том, что рассматриваемая реклама не противоречит требованиям ФЗ «О рекламе» не может быть принят Комиссией во внимание в связи со следующим.
Согласно п. 1 ст. 3 ФЗ «О рекламе» рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с п. 1 ст. 5 ФЗ «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
В силу п.2 ч. 2 ст. 28 ФЗ «О рекламе» реклама банковских, страховых или иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которые понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
Как следует из материалов настоящего дела, на телеэкране, расположенном в г. Ростове-на-Дону на пересечении улиц (пр. Ворошиловского и ул. Текучева), транслировалась реклама ООО «ХКФ Банк» в виде рекламного ролика следующего содержания: видеоряд, состоящий из последовательно сменяющихся кадров:
1.Первый кадр: на телеэкране расположена надпись крупным шрифтом «Вклад даже маленьким большой… Вклад 10% годовых от 30 000 рублей. Банк Хоум Кредит (863) 206 76 16 272 272 53 06…», сменяющаяся надписью «… и еще больше вклад 12% годовых».
2.Второй кадр: На белом фоне отображается 20 строк текста, выполненного мелким, размытым шрифтом черного цвета (хронометраж кадра составляет 4 секунды).
В ходе визуального анализа информации, содержащейся в рекламном ролике, антимонопольным органом было установлено, что вначале на экране появляется яркий выполненный крупным шрифтом текст следующего содержания: «Вклад даже маленьким большой… Вклад 10% годовых от 30 000 рублей. Банк Хоум Кредит (863) 206 76 16 272 272 53 06… и еще больше вклад 12% годовых», концентрирующий внимание потребителя рекламы на наименовании Банка и процентной ставке по вкладу, затем на экране появляются остальные условия предоставления вклада (20 строк текста), выполненные мелким по сравнению с основным рекламным текстом шрифтом, и демонстрируется на экране 4 секунды.
При оценки восприятия потребителем текста рекламы учитываются в совокупности и взаимной связи ряд объективных признаков распространения рекламных материалов: место размещения рекламной конструкции (пешеходная зона, перекресток, над проезжей частью дороги и т. п.), расположение текста рекламы (вертикально, горизонтально) на рекламном носителе, шрифт текста рекламы, цвет и фон шрифта (с точки зрения простоты визуального восприятия), и его сочетание с текстом рекламы.
В рассматриваемом случае спорная реклама является наружной, предназначена для импульсивного восприятия информации потребителями, что предполагает необходимость наличия возможности относительно быстрого и четкого прочтения предлагаемой информации, а также ее понимания и уяснения без совершения действий, направленных на специальное, длительное сосредоточение внимания.
Принимая во внимание, что спорная наружная реклама размещена с помощью рекламной конструкции (телеэкран), расположенного на пересечении улиц (пр. Ворошиловского и ул. Текучева) около проезжей части основными потребителями вышеназванной рекламы необходимо рассматривать водителей и пассажиров транспортных средств.
В свою очередь, возможность восприятия данной рекламы потребителями, ограничена скоростью движущихся транспортных средств, а также частотой смены кадра содержащего условия предоставления финансовой услуги (вклада) (4 секунды).
В связи с изложенным, использованный ООО «ХКФ Банк» способ подачи информации (использование значительно различающихся шрифтов) в сочетании с особенностями размещения рекламы (высота расположения телеэкрана - не менее 5 м) и ее характера (наружная реклама) делает визуальное восприятие потребителем условий предоставление вклада невозможным.
Совокупность обстоятельств размещения вышеназванной рекламы, таких как: месторасположение рекламной конструкции (на пересечении улиц, около проезжей части); ограниченное время считывания информации; скорость смены информации об условиях предоставления вклада (хронометраж кадра с условиями вклада 4 сек.), размер шрифта, которым написаны существенные условия предоставления вклада; свидетельствует о том, что при приближении потребителя к рекламной конструкции на максимально близкое расстояние визуальный прием подачи информации, использованный рекламодателем, не позволяет потребителям воспринять полный текст рекламы, делая доступным только основной текст: «Вклад даже маленьким большой… Вклад 10% годовых от 30 000 рублей. Банк Хоум Кредит (863) 206 76 16 272 272 53 06… и еще больше вклад 12% годовых».
Таким образом, в распространяемой на телеэкране рекламе ООО «ХКФ Банк» было доступно отражено только привлекательное для потенциального потребителя рекламы условие (вклад 10% годовых от 30 000 рублей… и еще больше вклад 12 % годовых). Фактически условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, способной обмануть их ожидания, сформированные рекламой, присутствовали, однако, форма представления сведений такова, что они не воспринимаются потребителями. В спорной рекламе условия вклада (20 строк текста, выполненного мелким шрифтом черного цвета) демонстрируется в течение 4 секунд. За данный отрезок времени потребитель с нормальным зрением и средней скоростью чтения не может ее воспринять. Недостаточная информированность потребителей обо всех условиях влияющих на размер ставки по вкладу может привести к искаженному представлению о понесенных в будущем реальных расходах.
Тот факт, что прочитать существенные условия, появляющиеся в ролике за короткое время невозможно, очевидно усматривается при визуальном просмотре видеоролика.
Таким образом, все вышеперечисленные параметры делают информацию об условиях предоставления банковского вклада нечитаемой.
При таких обстоятельствах, Комиссия Ростовского УФАС России, приходит к выводу, что формальное присутствие в рекламе банковского вклада условий, напечатанных мелким, нечитаемым шрифтом, не позволяла потребителям прочесть информацию об условиях вклада, не может рассматриваться как их наличие, поскольку потребитель вводился в заблуждение в отношении условий предлагаемой услуги и возможностей ее получения.
В силу ч. 6 ст. 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований п.2 ч.2 ст. 28 ФЗ «О рекламе» несет рекламодатель.
В данном случае рекламодателем является ООО «ХКФ Банк» - как лицо определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы.
В настоящее время указанная выше реклама не распространяется, что свидетельствует об отсутствии у Комиссии Ростовского УФАС России оснований для выдачи ООО «ХКФ Банк» предписания о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.
Руководствуясь п.2 ч.1 ст.33, ч.1 ст.36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с п.п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1.Признать ненадлежащей рекламу ООО «ХКФ Банк» следующего содержания: «Вклад даже маленьким большой… Вклад 10% годовых от 30 000 рублей. Банк Хоум Кредит (863) 206 76 16 272 272 53 06… и еще больше вклад 12% годовых», транслируемую в период с 01.12.2011 г. по 31.12.2011г. на телеэкране, расположенном по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. Ворошиловский (пересечение с ул. Текучева), поскольку в ней нарушены требования п.2 ч.2 ст.28 ФЗ «О рекламе».
2.Не выдавать ООО «ХКФ Банк» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе в связи с прекращением распространения данной рекламы.
3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ростовского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 14.03.2012 г.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии Молчанов Е.Г.
Члены Комиссии: Ширинская В.В., Скутнева К.В.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 150/04 [format] => [safe_value] => 150/04 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 15 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-03-15 13:37:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-03-13 13:37:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1331818736 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Ростовское УФАС России )