Решение от 25.02.2010 г. по делу № 118 в отношении КПКГ «Перспектива Плюс»

Дата публикации: 2 марта 2010, 03:00

25.02.2010 г.
г. Ростов-на-Дону 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России) по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в составе:
Председатель Комиссии: Коренченко К.А. – заместитель руководителя –начальник отдела контроля органов власти,
члены Комиссии: Жилина Т.С. – ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти,
                   
                     Захаров Н.Г. – специалист 1 разряда отдела контроля органов власти,
рассмотрев дело № 118 от 04.02.2010 г. по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения в декабре 2009 г. на рекламном щите, расположенном в районе дома № 50 по пр. Буденновскому при пересечении с ул. Горького, рекламы следующего содержания: «Вклады. 32 % годовых. Тел.: 2318324» - в чем усматриваются признаки нарушения ч.7 ст.5, ч.1 и п.2 ч.2 ст.28 ФЗ «О рекламе»,
в присутствии: законного представителя КПКГ «Перспектива Плюс» - директора <…>, о времени и месте рассмотрения дела извещенного надлежащим образом.
 
УСТАНОВИЛА:
 
15.12.2009 г. в ходе осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе в г. Ростове-на-Дону на рекламном щите 3 м. на 6 м., расположенном в районе дома № 50 по пр. Буденновскому при пересечении с ул. Горького, была выявлена реклама следующего содержания: «Вклады. 32 % годовых. Тел.: 2318324». Производилось фотографирование рекламной конструкции, был составлен акт проверки рекламы № 93.
В адрес рекламораспространителя, ООО «Медиа Мега», 28.01.2010 г. был направлен запрос (исх. № 581/04) о предоставлении информации относительно рекламодателя данной рекламы. Согласно ответу ООО «Медиа Мега» и представленным документами (вх. № 1014 от 03.02.2010 г.), рекламодателем является кредитный потребительский кооператив граждан «Перспектива Плюс».
Вышеназванная реклама не содержала наименования лица, оказывающего финансовую услугу, кроме того – в рекламе было указано только одно из условий, влияющих на сумму доходов или расходов лица, решившего воспользоваться данной услугой. Вместе с тем, содержание рекламы могло ввести потребителя в заблуждение относительно возможности размещения денежных средств любым лицом, а не только членом данного кооператива.
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения дела в отношении КПКГ «Перспектива Плюс» по признакам нарушения требований ч.7 ст.5, ч.1 и п.2 ч.2 ст.28 ФЗ «О рекламе».
16.02.2010 г. (вх. № 1557) КПКГ «Перспектива Плюс» были представлены документы и сведения, согласно которым потребительский кооператив не отрицает факт размещения вышеназванной рекламы и указывает, что нарушения были допущены по причине незнания положений и требований законодательства о рекламе.
25.02.2010 г. на рассмотрении дела директор КПКГ «Перспектива Плюс» подтвердил доводы, изложенные в отзыве и сообщил, что для заключения договора о передаче членом (пайщиком) своих личных сбережений в КПКГ «Перспектива плюс» с условием 32 % годовых, необходимо стать пайщиком кооператива и заплатить паевой взнос.
Комиссия, рассмотрев материалы дела, пришла к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст.28 ФЗ «О рекламе», реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица – наименование, для индивидуального предпринимателя – фамилию, имя, отчество).
В соответствии с п.2 ч.3 ст.1 ФЗ «О кредитной кооперации», кредитный потребительский кооператив – это добровольное объединение физических и (или) юридических лиц на основе членства и по территориальному, профессиональному и (или) иному принципу в целях удовлетворения финансовых потребностей членов кооператива (пайщиков). В соответствии с п.п.1, 2 ч.1 ст.3 ФЗ «О кредитной кооперации», деятельность кредитного кооператива состоит в организации финансовой взаимопомощи членам кредитного кооператива (пайщикам) – посредством объединения паенакоплений (паев) и привлечения денежных средств членов кредитного кооператива (пайщиков) и иных денежных средств в порядке, определенном названным Федеральным законом, иными федеральными законами и уставом кредитного кооператива, а так же – посредством размещения вышеназванных денежных средств путем предоставления займов членам кредитного кооператива (пайщикам) для удовлетворения их финансовых потребностей.
Согласно ч.6 ст.4 ФЗ «О защите конкуренции», финансовой организацией является хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги. В соответствии с ч.2 ст.4 ФЗ «О защите конкуренции», финансовой услугой является банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а так же услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением денежных средств юридических и физических лиц.
При этом, в вышеназванной рекламе финансовых услуг, оказываемых финансовой организацией КПКГ «Перспектива Плюс», отсутствовало наименование лица, их оказывающего, в связи с чем данная реклама нарушала требования ч.1 ст.28 ФЗ «О рекламе».
Вместе с тем, согласно п.2 ч.2 ст.28 ФЗ «О рекламе», реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугой лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугой лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
Согласно представленному КПКГ «Перспектива Плюс» Протоколу № 4 Общего собрания учредителей от 20.10.2009 г., которым были утверждены проценты, начисляемые на переданные кооперативу сбережения пайщиков, заявленные в рекламе 32 % годовых начисляются только при соблюдении следующих условий: сумма вклада – от 10000000 рублей, срок вклада – 2 года.
В связи с тем, что в рекламе сообщалось только одно из условий оказания кооперативом соответствующей финансовой услуги, в данной рекламе были нарушены требования п.2 ч.2 ст.28 ФЗ «О рекламе».
Вместе с тем, в соответствии ч.7 ст.5 ФЗ «О рекламе», не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Кроме того, согласно представленным КПКГ «Перспектива Плюс» документам, размещение денежных средств граждан происходит в форме заключения договора о передаче членом (пайщиком) своих личных сбережений.
Таким образом, воспользоваться рекламируемой финансовой услугой, может только член данного кредитного потребительского кооператива, о чем в рекламе не сообщалось.
Кроме того, в рекламе использовалось слово «вклады». При этом, согласно ч.1 ст.835 Гражданского кодекса РФ, правом на привлечение денежных средств во вклады обладают банки, которым такое право предоставлено в соответствии с разрешением (лицензией), выданным в порядке, установленном в соответствии с законом.
Таким образом, реклама финансовой услуги, оказываемой КПКГ «Перспектива Плюс», может ввести потребителя в заблуждение относительно принадлежности КПКГ «Перспектива Плюс», не являющегося банком, к кредитным организациям, имеющим право привлекать денежные средства физических лиц во вклады, а так же – относительно возможности размещения денежных средств любым лицом, а не только членом данного кооператива.
На основании вышеизложенного Комиссия приходит к выводу о том, что реклама финансовой услуги, оказываемой КПКГ «Перспектива Плюс», нарушает требования ч.7 ст.5, ч.1 и п.2 ч.2 ст.28 ФЗ «О рекламе».
В силу п.4 ст.3 ФЗ «О рекламе» реклама, несоответствующая требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе, является ненадлежащей.
В соответствии с ч.6 ст.38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований ч.7 ст.5, ч.1 и п.2 ч.2 ст.28 ФЗ «О рекламе» несет рекламодатель. В данном случае, в соответствии с ч.5 ст.3 ФЗ «О рекламе» рекламодателем указанной выше рекламы является КПКГ «Перспектива Плюс» – как лицо, определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы.
В соответствии с ч.4 ст.38 ФЗ «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
В связи с тем, что распространение вышеназванной рекламы было прекращено, основания для выдачи КПКГ «Перспектива Плюс» предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе отсутствуют.
Руководствуясь ч.2 п.1 ст.33, ч.1 ст.36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе, Комиссия
 
РЕШИЛА:
 
1.                                        Признать рекламу следующего содержания: «Вклады. 32 % годовых. Тел.: 2318324», распространяемую в декабре 2009 г. в районе дома № 50 по пр. Буденновскому при пересечении с ул. Горького, ненадлежащей, в связи с тем, что в ней нарушены требования ч.7 ст.5, ч.1 и п.2 ч.2 ст.28 ФЗ «О рекламе».
2.                                        Не выдавать КПКГ «Перспектива Плюс» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3.                                        Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ростовского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.14.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 26.02.2010 г.
 
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
 
 
Председатель Комиссии:          К.А. Коренченко
 
Члены Комиссии:                     Т.С. Жилина
                                      Н.Г. Захаров
stdClass Object ( [vid] => 5500 [uid] => 1 [title] => Решение от 25.02.2010 г. по делу № 118 в отношении КПКГ «Перспектива Плюс» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 5500 [type] => solution [language] => ru [created] => 1320771109 [changed] => 1370529870 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370529870 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

25.02.2010 г.
г. Ростов-на-Дону 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России) по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в составе:
Председатель Комиссии: Коренченко К.А. – заместитель руководителя –начальник отдела контроля органов власти,
члены Комиссии: Жилина Т.С. – ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти,
                   
                     Захаров Н.Г. – специалист 1 разряда отдела контроля органов власти,
рассмотрев дело № 118 от 04.02.2010 г. по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения в декабре 2009 г. на рекламном щите, расположенном в районе дома № 50 по пр. Буденновскому при пересечении с ул. Горького, рекламы следующего содержания: «Вклады. 32 % годовых. Тел.: 2318324» - в чем усматриваются признаки нарушения ч.7 ст.5, ч.1 и п.2 ч.2 ст.28 ФЗ «О рекламе»,
в присутствии: законного представителя КПКГ «Перспектива Плюс» - директора <…>, о времени и месте рассмотрения дела извещенного надлежащим образом.
 
УСТАНОВИЛА:
 
15.12.2009 г. в ходе осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе в г. Ростове-на-Дону на рекламном щите 3 м. на 6 м., расположенном в районе дома № 50 по пр. Буденновскому при пересечении с ул. Горького, была выявлена реклама следующего содержания: «Вклады. 32 % годовых. Тел.: 2318324». Производилось фотографирование рекламной конструкции, был составлен акт проверки рекламы № 93.
В адрес рекламораспространителя, ООО «Медиа Мега», 28.01.2010 г. был направлен запрос (исх. № 581/04) о предоставлении информации относительно рекламодателя данной рекламы. Согласно ответу ООО «Медиа Мега» и представленным документами (вх. № 1014 от 03.02.2010 г.), рекламодателем является кредитный потребительский кооператив граждан «Перспектива Плюс».
Вышеназванная реклама не содержала наименования лица, оказывающего финансовую услугу, кроме того – в рекламе было указано только одно из условий, влияющих на сумму доходов или расходов лица, решившего воспользоваться данной услугой. Вместе с тем, содержание рекламы могло ввести потребителя в заблуждение относительно возможности размещения денежных средств любым лицом, а не только членом данного кооператива.
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения дела в отношении КПКГ «Перспектива Плюс» по признакам нарушения требований ч.7 ст.5, ч.1 и п.2 ч.2 ст.28 ФЗ «О рекламе».
16.02.2010 г. (вх. № 1557) КПКГ «Перспектива Плюс» были представлены документы и сведения, согласно которым потребительский кооператив не отрицает факт размещения вышеназванной рекламы и указывает, что нарушения были допущены по причине незнания положений и требований законодательства о рекламе.
25.02.2010 г. на рассмотрении дела директор КПКГ «Перспектива Плюс» подтвердил доводы, изложенные в отзыве и сообщил, что для заключения договора о передаче членом (пайщиком) своих личных сбережений в КПКГ «Перспектива плюс» с условием 32 % годовых, необходимо стать пайщиком кооператива и заплатить паевой взнос.
Комиссия, рассмотрев материалы дела, пришла к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст.28 ФЗ «О рекламе», реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица – наименование, для индивидуального предпринимателя – фамилию, имя, отчество).
В соответствии с п.2 ч.3 ст.1 ФЗ «О кредитной кооперации», кредитный потребительский кооператив – это добровольное объединение физических и (или) юридических лиц на основе членства и по территориальному, профессиональному и (или) иному принципу в целях удовлетворения финансовых потребностей членов кооператива (пайщиков). В соответствии с п.п.1, 2 ч.1 ст.3 ФЗ «О кредитной кооперации», деятельность кредитного кооператива состоит в организации финансовой взаимопомощи членам кредитного кооператива (пайщикам) – посредством объединения паенакоплений (паев) и привлечения денежных средств членов кредитного кооператива (пайщиков) и иных денежных средств в порядке, определенном названным Федеральным законом, иными федеральными законами и уставом кредитного кооператива, а так же – посредством размещения вышеназванных денежных средств путем предоставления займов членам кредитного кооператива (пайщикам) для удовлетворения их финансовых потребностей.
Согласно ч.6 ст.4 ФЗ «О защите конкуренции», финансовой организацией является хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги. В соответствии с ч.2 ст.4 ФЗ «О защите конкуренции», финансовой услугой является банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а так же услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением денежных средств юридических и физических лиц.
При этом, в вышеназванной рекламе финансовых услуг, оказываемых финансовой организацией КПКГ «Перспектива Плюс», отсутствовало наименование лица, их оказывающего, в связи с чем данная реклама нарушала требования ч.1 ст.28 ФЗ «О рекламе».
Вместе с тем, согласно п.2 ч.2 ст.28 ФЗ «О рекламе», реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугой лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугой лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
Согласно представленному КПКГ «Перспектива Плюс» Протоколу № 4 Общего собрания учредителей от 20.10.2009 г., которым были утверждены проценты, начисляемые на переданные кооперативу сбережения пайщиков, заявленные в рекламе 32 % годовых начисляются только при соблюдении следующих условий: сумма вклада – от 10000000 рублей, срок вклада – 2 года.
В связи с тем, что в рекламе сообщалось только одно из условий оказания кооперативом соответствующей финансовой услуги, в данной рекламе были нарушены требования п.2 ч.2 ст.28 ФЗ «О рекламе».
Вместе с тем, в соответствии ч.7 ст.5 ФЗ «О рекламе», не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Кроме того, согласно представленным КПКГ «Перспектива Плюс» документам, размещение денежных средств граждан происходит в форме заключения договора о передаче членом (пайщиком) своих личных сбережений.
Таким образом, воспользоваться рекламируемой финансовой услугой, может только член данного кредитного потребительского кооператива, о чем в рекламе не сообщалось.
Кроме того, в рекламе использовалось слово «вклады». При этом, согласно ч.1 ст.835 Гражданского кодекса РФ, правом на привлечение денежных средств во вклады обладают банки, которым такое право предоставлено в соответствии с разрешением (лицензией), выданным в порядке, установленном в соответствии с законом.
Таким образом, реклама финансовой услуги, оказываемой КПКГ «Перспектива Плюс», может ввести потребителя в заблуждение относительно принадлежности КПКГ «Перспектива Плюс», не являющегося банком, к кредитным организациям, имеющим право привлекать денежные средства физических лиц во вклады, а так же – относительно возможности размещения денежных средств любым лицом, а не только членом данного кооператива.
На основании вышеизложенного Комиссия приходит к выводу о том, что реклама финансовой услуги, оказываемой КПКГ «Перспектива Плюс», нарушает требования ч.7 ст.5, ч.1 и п.2 ч.2 ст.28 ФЗ «О рекламе».
В силу п.4 ст.3 ФЗ «О рекламе» реклама, несоответствующая требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе, является ненадлежащей.
В соответствии с ч.6 ст.38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований ч.7 ст.5, ч.1 и п.2 ч.2 ст.28 ФЗ «О рекламе» несет рекламодатель. В данном случае, в соответствии с ч.5 ст.3 ФЗ «О рекламе» рекламодателем указанной выше рекламы является КПКГ «Перспектива Плюс» – как лицо, определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы.
В соответствии с ч.4 ст.38 ФЗ «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
В связи с тем, что распространение вышеназванной рекламы было прекращено, основания для выдачи КПКГ «Перспектива Плюс» предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе отсутствуют.
Руководствуясь ч.2 п.1 ст.33, ч.1 ст.36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе, Комиссия
 
РЕШИЛА:
 
1.                                        Признать рекламу следующего содержания: «Вклады. 32 % годовых. Тел.: 2318324», распространяемую в декабре 2009 г. в районе дома № 50 по пр. Буденновскому при пересечении с ул. Горького, ненадлежащей, в связи с тем, что в ней нарушены требования ч.7 ст.5, ч.1 и п.2 ч.2 ст.28 ФЗ «О рекламе».
2.                                        Не выдавать КПКГ «Перспектива Плюс» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3.                                        Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ростовского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.14.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 26.02.2010 г.
 
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
 
 
Председатель Комиссии:          К.А. Коренченко
 
Члены Комиссии:                     Т.С. Жилина
                                      Н.Г. Захаров
[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

25.02.2010 г.
г. Ростов-на-Дону 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России) по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в составе:
Председатель Комиссии: Коренченко К.А. – заместитель руководителя –начальник отдела контроля органов власти,
члены Комиссии: Жилина Т.С. – ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти,
                   
                     Захаров Н.Г. – специалист 1 разряда отдела контроля органов власти,
рассмотрев дело № 118 от 04.02.2010 г. по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения в декабре 2009 г. на рекламном щите, расположенном в районе дома № 50 по пр. Буденновскому при пересечении с ул. Горького, рекламы следующего содержания: «Вклады. 32 % годовых. Тел.: 2318324» - в чем усматриваются признаки нарушения ч.7 ст.5, ч.1 и п.2 ч.2 ст.28 ФЗ «О рекламе»,
в присутствии: законного представителя КПКГ «Перспектива Плюс» - директора , о времени и месте рассмотрения дела извещенного надлежащим образом.
 
УСТАНОВИЛА:
 
15.12.2009 г. в ходе осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе в г. Ростове-на-Дону на рекламном щите 3 м. на 6 м., расположенном в районе дома № 50 по пр. Буденновскому при пересечении с ул. Горького, была выявлена реклама следующего содержания: «Вклады. 32 % годовых. Тел.: 2318324». Производилось фотографирование рекламной конструкции, был составлен акт проверки рекламы № 93.
В адрес рекламораспространителя, ООО «Медиа Мега», 28.01.2010 г. был направлен запрос (исх. № 581/04) о предоставлении информации относительно рекламодателя данной рекламы. Согласно ответу ООО «Медиа Мега» и представленным документами (вх. № 1014 от 03.02.2010 г.), рекламодателем является кредитный потребительский кооператив граждан «Перспектива Плюс».
Вышеназванная реклама не содержала наименования лица, оказывающего финансовую услугу, кроме того – в рекламе было указано только одно из условий, влияющих на сумму доходов или расходов лица, решившего воспользоваться данной услугой. Вместе с тем, содержание рекламы могло ввести потребителя в заблуждение относительно возможности размещения денежных средств любым лицом, а не только членом данного кооператива.
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения дела в отношении КПКГ «Перспектива Плюс» по признакам нарушения требований ч.7 ст.5, ч.1 и п.2 ч.2 ст.28 ФЗ «О рекламе».
16.02.2010 г. (вх. № 1557) КПКГ «Перспектива Плюс» были представлены документы и сведения, согласно которым потребительский кооператив не отрицает факт размещения вышеназванной рекламы и указывает, что нарушения были допущены по причине незнания положений и требований законодательства о рекламе.
25.02.2010 г. на рассмотрении дела директор КПКГ «Перспектива Плюс» подтвердил доводы, изложенные в отзыве и сообщил, что для заключения договора о передаче членом (пайщиком) своих личных сбережений в КПКГ «Перспектива плюс» с условием 32 % годовых, необходимо стать пайщиком кооператива и заплатить паевой взнос.
Комиссия, рассмотрев материалы дела, пришла к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст.28 ФЗ «О рекламе», реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица – наименование, для индивидуального предпринимателя – фамилию, имя, отчество).
В соответствии с п.2 ч.3 ст.1 ФЗ «О кредитной кооперации», кредитный потребительский кооператив – это добровольное объединение физических и (или) юридических лиц на основе членства и по территориальному, профессиональному и (или) иному принципу в целях удовлетворения финансовых потребностей членов кооператива (пайщиков). В соответствии с п.п.1, 2 ч.1 ст.3 ФЗ «О кредитной кооперации», деятельность кредитного кооператива состоит в организации финансовой взаимопомощи членам кредитного кооператива (пайщикам) – посредством объединения паенакоплений (паев) и привлечения денежных средств членов кредитного кооператива (пайщиков) и иных денежных средств в порядке, определенном названным Федеральным законом, иными федеральными законами и уставом кредитного кооператива, а так же – посредством размещения вышеназванных денежных средств путем предоставления займов членам кредитного кооператива (пайщикам) для удовлетворения их финансовых потребностей.
Согласно ч.6 ст.4 ФЗ «О защите конкуренции», финансовой организацией является хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги. В соответствии с ч.2 ст.4 ФЗ «О защите конкуренции», финансовой услугой является банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а так же услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением денежных средств юридических и физических лиц.
При этом, в вышеназванной рекламе финансовых услуг, оказываемых финансовой организацией КПКГ «Перспектива Плюс», отсутствовало наименование лица, их оказывающего, в связи с чем данная реклама нарушала требования ч.1 ст.28 ФЗ «О рекламе».
Вместе с тем, согласно п.2 ч.2 ст.28 ФЗ «О рекламе», реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугой лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугой лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
Согласно представленному КПКГ «Перспектива Плюс» Протоколу № 4 Общего собрания учредителей от 20.10.2009 г., которым были утверждены проценты, начисляемые на переданные кооперативу сбережения пайщиков, заявленные в рекламе 32 % годовых начисляются только при соблюдении следующих условий: сумма вклада – от 10000000 рублей, срок вклада – 2 года.
В связи с тем, что в рекламе сообщалось только одно из условий оказания кооперативом соответствующей финансовой услуги, в данной рекламе были нарушены требования п.2 ч.2 ст.28 ФЗ «О рекламе».
Вместе с тем, в соответствии ч.7 ст.5 ФЗ «О рекламе», не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Кроме того, согласно представленным КПКГ «Перспектива Плюс» документам, размещение денежных средств граждан происходит в форме заключения договора о передаче членом (пайщиком) своих личных сбережений.
Таким образом, воспользоваться рекламируемой финансовой услугой, может только член данного кредитного потребительского кооператива, о чем в рекламе не сообщалось.
Кроме того, в рекламе использовалось слово «вклады». При этом, согласно ч.1 ст.835 Гражданского кодекса РФ, правом на привлечение денежных средств во вклады обладают банки, которым такое право предоставлено в соответствии с разрешением (лицензией), выданным в порядке, установленном в соответствии с законом.
Таким образом, реклама финансовой услуги, оказываемой КПКГ «Перспектива Плюс», может ввести потребителя в заблуждение относительно принадлежности КПКГ «Перспектива Плюс», не являющегося банком, к кредитным организациям, имеющим право привлекать денежные средства физических лиц во вклады, а так же – относительно возможности размещения денежных средств любым лицом, а не только членом данного кооператива.
На основании вышеизложенного Комиссия приходит к выводу о том, что реклама финансовой услуги, оказываемой КПКГ «Перспектива Плюс», нарушает требования ч.7 ст.5, ч.1 и п.2 ч.2 ст.28 ФЗ «О рекламе».
В силу п.4 ст.3 ФЗ «О рекламе» реклама, несоответствующая требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе, является ненадлежащей.
В соответствии с ч.6 ст.38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований ч.7 ст.5, ч.1 и п.2 ч.2 ст.28 ФЗ «О рекламе» несет рекламодатель. В данном случае, в соответствии с ч.5 ст.3 ФЗ «О рекламе» рекламодателем указанной выше рекламы является КПКГ «Перспектива Плюс» – как лицо, определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы.
В соответствии с ч.4 ст.38 ФЗ «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
В связи с тем, что распространение вышеназванной рекламы было прекращено, основания для выдачи КПКГ «Перспектива Плюс» предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе отсутствуют.
Руководствуясь ч.2 п.1 ст.33, ч.1 ст.36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе, Комиссия
 
РЕШИЛА:
 
1.                                        Признать рекламу следующего содержания: «Вклады. 32 % годовых. Тел.: 2318324», распространяемую в декабре 2009 г. в районе дома № 50 по пр. Буденновскому при пересечении с ул. Горького, ненадлежащей, в связи с тем, что в ней нарушены требования ч.7 ст.5, ч.1 и п.2 ч.2 ст.28 ФЗ «О рекламе».
2.                                        Не выдавать КПКГ «Перспектива Плюс» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3.                                        Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ростовского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.14.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 26.02.2010 г.
 
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
 
 
Председатель Комиссии:          К.А. Коренченко
 
Члены Комиссии:                     Т.С. Жилина
                                      Н.Г. Захаров
[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => [format] => full_html [safe_value] => ) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 15 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-03-02 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-03-02 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1320771109 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Ростовское УФАС России )