РЕШЕНИЕ
г. Ростов-на-Дону
Резолютивная часть решения оглашена «13» мая 2011 г.
В полном объеме решение изготовлено «13» мая 2011 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии Коренченко К.А. – зам. руководителя - начальник отдела контроля органов власти;
Члены Комиссии: Частников В.Л. - заместитель начальника отдела контроля органов власти;
Ратникова О.С. – специалист-эксперт отдела контроля органов власти,
рассмотрев дело № 412/04 по признакам нарушения Администрацией Верхняковского сельского поселения Верхнедонского района Ростовской области (346173, Ростовская обл., Верхнедонской р-н, х. Верхняковский, ул. Административная, д. 6; далее – Администрация) ч.ч. 1, 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»), в отсутствии представителя Администрации,
УСТАНОВИЛА:
В целях осуществления государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, в связи с изучением рынка ритуальных услуг и рынка услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов в адрес муниципальных образований Ростовской области был направлен запрос (исх. № 11226/04 от 28.10.2010 г.).
В ответ на указанный запрос Администрация Верхнедонского района представила «Порядок обращения с отходами производства и потребления на территории муниципального образования «Верхняковское сельское поселение», утвержденный Постановлением Администрации Верхняковского сельского поселения от 27.12.2008 г. № 78 (далее соответственно – Порядок и Постановление).
В соответствии с п. 3 Постановления выполнение работ по вывозу мусора и содержанию свалки регламентировать договорами, заключаемыми Администрацией с Мигулинским МПП ЖКХ на выполнение работ по вывозу мусора.
В п. 4 Постановления указано: организовать вывоз твердых бытовых отходов транспортом МПП ЖКХ.
Кроме того, согласно п. 4.2 Порядка индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате производственной, административно-хозяйственной деятельности которых образуются отходы, а также осуществляющие временное хранение, перемещение отходов с целью обезвреживания или использования их в качестве вторичного сырья, обязаны разработать и согласовать в установленном порядке с МТУ Ростехнадзора по ЮФО проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Также, согласно абз. 1 п. 5.8 Порядка на Мигулинское МПП ЖКХ возложены функции генерального подрядчика, ответственного за санитарное состояние всей территории в административных границах поселения, с одновременным возложением на него всей полноты ответственности за надлежащую организацию качественной работы по удалению отходов всех привлеченных подрядных организаций, а также за обеспечение финансирования ее всеми участниками процесса обеспечения чистоты и порядка на территории поселения. Мигулинское МПП ЖКХ выступает в качестве единого муниципального исполнителя услуг по повышению уровня чистоты, в том числе по удалению ТОП на территории поселения, качество работ которого гарантируется администрацией поселения.
В соответствии с абз. 3 п. 5.8 Порядка каждый потребитель обязан поддерживать необходимый уровень чистоты на территории поселения для этого он может, в частности, обеспечить вывоз ТОП собственными силами, заключив договор на вывоз ТОП на санкционированную свалку с Мигулинским МПП ЖКХ.
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения 06.04.2011 г. в отношении Администрации настоящего дела.
В ответ на определение о назначении настоящего дела к рассмотрению Администрация представила Устав муниципального образования «Верхняковское сельское поселение», Постановление Администрации Верхняковского сельского поселения от 21.04.2011 г. № 34 «О внесении изменений в Постановление № 78 от 27.12.2008 г. «Об организации централизованного сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории Верхняковского сельского поселения».
Кроме того, Администрация представила ходатайство о рассмотрении настоящего дела в отсутствии представителя Администрации.
Комиссия, изучив материалы настоящего дела, приходит к следующим выводам:
Согласно п. 4.2 Порядка индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате производственной, административно-хозяйственной деятельности которых образуются отходы, а также осуществляющие временное хранение, перемещение отходов с целью обезвреживания или использования их в качестве вторичного сырья, обязаны разработать и согласовать в установленном порядке с МТУ Ростехнадзора по ЮФО проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Таким образом, положениями п. 4.2 Порядка предусматривается обязанность хозяйствующих субъектов по разработке и согласованию с МТУ Ростехнадзора по ЮФО проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение вне зависимости от того, являются ли они субъектами малого или среднего предпринимательства или нет.
Вместе с тем, 30.06.2009 г. вступили в силу изменения в ч. 3 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее по тексту – Закон об отходах) согласно которым индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные органы отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 г. N 309-ФЗ).
При этом согласно ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Таким образом, в бездействии Администрации, выразившимся в не приведении положений п. 4.2 Порядка в соответствие с ч. 3 ст. 18 Закона об отходах, содержится нарушение ч. 1 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции», согласно которой органам местного самоуправления, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещается необоснованное препятствование деятельности хозяйствующих субъектов, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
Кроме того, в соответствии с п. 3 Постановления выполнение работ по вывозу мусора и содержанию свалки регламентировать договорами, заключаемыми Администрацией Верхняковского сельского поселения с Мигулинским МПП ЖКХ на выполнение работ по вывозу мусора.
В п. 4 Постановления указано: организовать вывоз твердых бытовых отходов транспортом МПП ЖКХ.
Также, согласно абз. 1 п. 5.8 Порядка Мигулинское МПП ЖКХ выступает в качестве единого муниципального исполнителя услуг по повышению уровня чистоты, в том числе по удалению ТОП на территории поселения, качество работ которого гарантируется администрацией поселения.
Из вышеизложенных положений следует, что Администрация определяет конкретную организацию (Мигулинское МПП ЖКХ) в качестве исполнителя услуг по вывозу твердых бытовых отходов и мусора, а также удалению ТОП.
В соответствии с абз. 3 п. 5.8 Порядка каждый потребитель обязан поддерживать необходимый уровень чистоты на территории поселения для этого он может, в частности, обеспечить вывоз ТОП собственными силами, заключив договор на вывоз ТОП на санкционированную свалку с Мигулинским МПП ЖКХ.
Следовательно, потребители обязаны заключить договор на вывоз ТОП с конкретной организацией в приоритетном порядке - Мигулинским МПП ЖКХ.
Между тем, в соответствии с Правилами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.02.1997 г. № 155 исполнителем услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов может быть организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель.
Кроме того, действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено ограничений права иных хозяйствующих субъектов (помимо Мигулинского МПП ЖКХ) оказывать вышеназванные услуги по вывозу и удалению ТОП.
Следовательно, Администрация, включив в п.п. 3, 4 Постановления и в абзацы 1, 3 п. 5.8 Порядка вышеуказанные положения лишает иных хозяйствующих субъектов (помимо Мигулинского МПП ЖКХ) возможности осуществлять деятельность по вывозу и удалению ТОП, а также дает потребителям услуг указание о заключении договоров на вывоз ТОП в приоритетном порядке.
Таким образом, в действиях Администрации, выразившихся во включении вышеуказанных положений в п.п. 3, 4 Постановления и абзацы 1, 3 п. 5.8 Порядка, содержится нарушение ч. 1 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции».
Также согласно абз. 1 п. 5.8 Порядка на Мигулинское МПП ЖКХ возложены функции генерального подрядчика, ответственного за санитарное состояние всей территории в административных границах поселения, с одновременным возложением на него всей полноты ответственности за надлежащую организацию качественной работы по удалению отходов всех привлеченных подрядных организаций, а также за обеспечение финансирования ее всеми участниками процесса обеспечения чистоты и порядка на территории поселения.
Из изложенного следует, что Мигулинское МПП ЖКХ несет ответственность за надлежащую организацию сбора и вывоза бытовых отходов всеми подрядными организациями на территории поселения.
Вместе с тем, согласно п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится, в частности, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Следовательно, Администрация, включив в абз. 1 п. 5.8 Порядка вышеуказанное положение, наделила хозяйствующего субъекта функциями органа местного самоуправления по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Таким образом, в действиях Администрации, выразившихся во включении вышеуказанного положения в абз. 1 п. 5.8 Порядка содержится нарушение ч. 3 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции», согласно которой запрещается наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами органов местного самоуправления.
Вместе с тем, Администрация представила свое Постановление от 21.04.2011 г. № 34, в соответствии с которым п.п. 3, 4 Постановления, а также Порядок изложены в новой редакции, что свидетельствует о добровольном устранении нарушения антимонопольного законодательства.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 48 ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства лицом, совершившим такое нарушение.
Руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1-3 ст. 41, п. 1 ч. 1 ст. 48, ч. 1 ст. 49 ФЗ «О защите конкуренции»,
РЕШИЛА:
1. Признать Администрацию Верхняковского сельского поселения Верхнедонского района Ростовской области нарушившей ч.ч. 1, 3 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции».
2. Дело № 412/04 от 06.04.2011 г., возбужденное в отношении Администрации Верхняковского сельского поселения Верхнедонского района Ростовской области по признакам нарушения ч.ч. 1, 3 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции», производством прекратить в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства лицом, совершившим такое нарушение.
Председатель Комиссии: К.А. Коренченко
Члены Комиссии: В.Л. Частников, О.С. Ратникова
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.
stdClass Object
(
[vid] => 5475
[uid] => 1
[title] => Решение от 13.05.2011 г. по делу № 412/04 в отношении Администрации Верхняковского сельского поселения Верхнедонского района Ростовской области
[log] =>
[status] => 1
[comment] => 1
[promote] => 0
[sticky] => 0
[nid] => 5475
[type] => solution
[language] => ru
[created] => 1320771109
[changed] => 1370529870
[tnid] => 0
[translate] => 0
[revision_timestamp] => 1370529870
[revision_uid] => 0
[body] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] =>
РЕШЕНИЕ
г. Ростов-на-Дону
Резолютивная часть решения оглашена «13» мая 2011 г.
В полном объеме решение изготовлено «13» мая 2011 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии Коренченко К.А. – зам. руководителя - начальник отдела контроля органов власти;
Члены Комиссии: Частников В.Л. - заместитель начальника отдела контроля органов власти;
Ратникова О.С. – специалист-эксперт отдела контроля органов власти,
рассмотрев дело № 412/04 по признакам нарушения Администрацией Верхняковского сельского поселения Верхнедонского района Ростовской области (346173, Ростовская обл., Верхнедонской р-н, х. Верхняковский, ул. Административная, д. 6; далее – Администрация) ч.ч. 1, 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»), в отсутствии представителя Администрации,
УСТАНОВИЛА:
В целях осуществления государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, в связи с изучением рынка ритуальных услуг и рынка услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов в адрес муниципальных образований Ростовской области был направлен запрос (исх. № 11226/04 от 28.10.2010 г.).
В ответ на указанный запрос Администрация Верхнедонского района представила «Порядок обращения с отходами производства и потребления на территории муниципального образования «Верхняковское сельское поселение», утвержденный Постановлением Администрации Верхняковского сельского поселения от 27.12.2008 г. № 78 (далее соответственно – Порядок и Постановление).
В соответствии с п. 3 Постановления выполнение работ по вывозу мусора и содержанию свалки регламентировать договорами, заключаемыми Администрацией с Мигулинским МПП ЖКХ на выполнение работ по вывозу мусора.
В п. 4 Постановления указано: организовать вывоз твердых бытовых отходов транспортом МПП ЖКХ.
Кроме того, согласно п. 4.2 Порядка индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате производственной, административно-хозяйственной деятельности которых образуются отходы, а также осуществляющие временное хранение, перемещение отходов с целью обезвреживания или использования их в качестве вторичного сырья, обязаны разработать и согласовать в установленном порядке с МТУ Ростехнадзора по ЮФО проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Также, согласно абз. 1 п. 5.8 Порядка на Мигулинское МПП ЖКХ возложены функции генерального подрядчика, ответственного за санитарное состояние всей территории в административных границах поселения, с одновременным возложением на него всей полноты ответственности за надлежащую организацию качественной работы по удалению отходов всех привлеченных подрядных организаций, а также за обеспечение финансирования ее всеми участниками процесса обеспечения чистоты и порядка на территории поселения. Мигулинское МПП ЖКХ выступает в качестве единого муниципального исполнителя услуг по повышению уровня чистоты, в том числе по удалению ТОП на территории поселения, качество работ которого гарантируется администрацией поселения.
В соответствии с абз. 3 п. 5.8 Порядка каждый потребитель обязан поддерживать необходимый уровень чистоты на территории поселения для этого он может, в частности, обеспечить вывоз ТОП собственными силами, заключив договор на вывоз ТОП на санкционированную свалку с Мигулинским МПП ЖКХ.
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения 06.04.2011 г. в отношении Администрации настоящего дела.
В ответ на определение о назначении настоящего дела к рассмотрению Администрация представила Устав муниципального образования «Верхняковское сельское поселение», Постановление Администрации Верхняковского сельского поселения от 21.04.2011 г. № 34 «О внесении изменений в Постановление № 78 от 27.12.2008 г. «Об организации централизованного сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории Верхняковского сельского поселения».
Кроме того, Администрация представила ходатайство о рассмотрении настоящего дела в отсутствии представителя Администрации.
Комиссия, изучив материалы настоящего дела, приходит к следующим выводам:
Согласно п. 4.2 Порядка индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате производственной, административно-хозяйственной деятельности которых образуются отходы, а также осуществляющие временное хранение, перемещение отходов с целью обезвреживания или использования их в качестве вторичного сырья, обязаны разработать и согласовать в установленном порядке с МТУ Ростехнадзора по ЮФО проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Таким образом, положениями п. 4.2 Порядка предусматривается обязанность хозяйствующих субъектов по разработке и согласованию с МТУ Ростехнадзора по ЮФО проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение вне зависимости от того, являются ли они субъектами малого или среднего предпринимательства или нет.
Вместе с тем, 30.06.2009 г. вступили в силу изменения в ч. 3 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее по тексту – Закон об отходах) согласно которым индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные органы отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 г. N 309-ФЗ).
При этом согласно ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Таким образом, в бездействии Администрации, выразившимся в не приведении положений п. 4.2 Порядка в соответствие с ч. 3 ст. 18 Закона об отходах, содержится нарушение ч. 1 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции», согласно которой органам местного самоуправления, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещается необоснованное препятствование деятельности хозяйствующих субъектов, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
Кроме того, в соответствии с п. 3 Постановления выполнение работ по вывозу мусора и содержанию свалки регламентировать договорами, заключаемыми Администрацией Верхняковского сельского поселения с Мигулинским МПП ЖКХ на выполнение работ по вывозу мусора.
В п. 4 Постановления указано: организовать вывоз твердых бытовых отходов транспортом МПП ЖКХ.
Также, согласно абз. 1 п. 5.8 Порядка Мигулинское МПП ЖКХ выступает в качестве единого муниципального исполнителя услуг по повышению уровня чистоты, в том числе по удалению ТОП на территории поселения, качество работ которого гарантируется администрацией поселения.
Из вышеизложенных положений следует, что Администрация определяет конкретную организацию (Мигулинское МПП ЖКХ) в качестве исполнителя услуг по вывозу твердых бытовых отходов и мусора, а также удалению ТОП.
В соответствии с абз. 3 п. 5.8 Порядка каждый потребитель обязан поддерживать необходимый уровень чистоты на территории поселения для этого он может, в частности, обеспечить вывоз ТОП собственными силами, заключив договор на вывоз ТОП на санкционированную свалку с Мигулинским МПП ЖКХ.
Следовательно, потребители обязаны заключить договор на вывоз ТОП с конкретной организацией в приоритетном порядке - Мигулинским МПП ЖКХ.
Между тем, в соответствии с Правилами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.02.1997 г. № 155 исполнителем услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов может быть организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель.
Кроме того, действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено ограничений права иных хозяйствующих субъектов (помимо Мигулинского МПП ЖКХ) оказывать вышеназванные услуги по вывозу и удалению ТОП.
Следовательно, Администрация, включив в п.п. 3, 4 Постановления и в абзацы 1, 3 п. 5.8 Порядка вышеуказанные положения лишает иных хозяйствующих субъектов (помимо Мигулинского МПП ЖКХ) возможности осуществлять деятельность по вывозу и удалению ТОП, а также дает потребителям услуг указание о заключении договоров на вывоз ТОП в приоритетном порядке.
Таким образом, в действиях Администрации, выразившихся во включении вышеуказанных положений в п.п. 3, 4 Постановления и абзацы 1, 3 п. 5.8 Порядка, содержится нарушение ч. 1 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции».
Также согласно абз. 1 п. 5.8 Порядка на Мигулинское МПП ЖКХ возложены функции генерального подрядчика, ответственного за санитарное состояние всей территории в административных границах поселения, с одновременным возложением на него всей полноты ответственности за надлежащую организацию качественной работы по удалению отходов всех привлеченных подрядных организаций, а также за обеспечение финансирования ее всеми участниками процесса обеспечения чистоты и порядка на территории поселения.
Из изложенного следует, что Мигулинское МПП ЖКХ несет ответственность за надлежащую организацию сбора и вывоза бытовых отходов всеми подрядными организациями на территории поселения.
Вместе с тем, согласно п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится, в частности, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Следовательно, Администрация, включив в абз. 1 п. 5.8 Порядка вышеуказанное положение, наделила хозяйствующего субъекта функциями органа местного самоуправления по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Таким образом, в действиях Администрации, выразившихся во включении вышеуказанного положения в абз. 1 п. 5.8 Порядка содержится нарушение ч. 3 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции», согласно которой запрещается наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами органов местного самоуправления.
Вместе с тем, Администрация представила свое Постановление от 21.04.2011 г. № 34, в соответствии с которым п.п. 3, 4 Постановления, а также Порядок изложены в новой редакции, что свидетельствует о добровольном устранении нарушения антимонопольного законодательства.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 48 ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства лицом, совершившим такое нарушение.
Руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1-3 ст. 41, п. 1 ч. 1 ст. 48, ч. 1 ст. 49 ФЗ «О защите конкуренции»,
РЕШИЛА:
1. Признать Администрацию Верхняковского сельского поселения Верхнедонского района Ростовской области нарушившей ч.ч. 1, 3 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции».
2. Дело № 412/04 от 06.04.2011 г., возбужденное в отношении Администрации Верхняковского сельского поселения Верхнедонского района Ростовской области по признакам нарушения ч.ч. 1, 3 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции», производством прекратить в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства лицом, совершившим такое нарушение.
Председатель Комиссии: К.А. Коренченко
Члены Комиссии: В.Л. Частников, О.С. Ратникова
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.
[summary] =>
[format] => full_html
[safe_value] =>
РЕШЕНИЕ
г. Ростов-на-Дону
Резолютивная часть решения оглашена «13» мая 2011 г.
В полном объеме решение изготовлено «13» мая 2011 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии Коренченко К.А. – зам. руководителя - начальник отдела контроля органов власти;
Члены Комиссии: Частников В.Л. - заместитель начальника отдела контроля органов власти;
Ратникова О.С. – специалист-эксперт отдела контроля органов власти,
рассмотрев дело № 412/04 по признакам нарушения Администрацией Верхняковского сельского поселения Верхнедонского района Ростовской области (346173, Ростовская обл., Верхнедонской р-н, х. Верхняковский, ул. Административная, д. 6; далее – Администрация) ч.ч. 1, 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»), в отсутствии представителя Администрации,
УСТАНОВИЛА:
В целях осуществления государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, в связи с изучением рынка ритуальных услуг и рынка услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов в адрес муниципальных образований Ростовской области был направлен запрос (исх. № 11226/04 от 28.10.2010 г.).
В ответ на указанный запрос Администрация Верхнедонского района представила «Порядок обращения с отходами производства и потребления на территории муниципального образования «Верхняковское сельское поселение», утвержденный Постановлением Администрации Верхняковского сельского поселения от 27.12.2008 г. № 78 (далее соответственно – Порядок и Постановление).
В соответствии с п. 3 Постановления выполнение работ по вывозу мусора и содержанию свалки регламентировать договорами, заключаемыми Администрацией с Мигулинским МПП ЖКХ на выполнение работ по вывозу мусора.
В п. 4 Постановления указано: организовать вывоз твердых бытовых отходов транспортом МПП ЖКХ.
Кроме того, согласно п. 4.2 Порядка индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате производственной, административно-хозяйственной деятельности которых образуются отходы, а также осуществляющие временное хранение, перемещение отходов с целью обезвреживания или использования их в качестве вторичного сырья, обязаны разработать и согласовать в установленном порядке с МТУ Ростехнадзора по ЮФО проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Также, согласно абз. 1 п. 5.8 Порядка на Мигулинское МПП ЖКХ возложены функции генерального подрядчика, ответственного за санитарное состояние всей территории в административных границах поселения, с одновременным возложением на него всей полноты ответственности за надлежащую организацию качественной работы по удалению отходов всех привлеченных подрядных организаций, а также за обеспечение финансирования ее всеми участниками процесса обеспечения чистоты и порядка на территории поселения. Мигулинское МПП ЖКХ выступает в качестве единого муниципального исполнителя услуг по повышению уровня чистоты, в том числе по удалению ТОП на территории поселения, качество работ которого гарантируется администрацией поселения.
В соответствии с абз. 3 п. 5.8 Порядка каждый потребитель обязан поддерживать необходимый уровень чистоты на территории поселения для этого он может, в частности, обеспечить вывоз ТОП собственными силами, заключив договор на вывоз ТОП на санкционированную свалку с Мигулинским МПП ЖКХ.
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения 06.04.2011 г. в отношении Администрации настоящего дела.
В ответ на определение о назначении настоящего дела к рассмотрению Администрация представила Устав муниципального образования «Верхняковское сельское поселение», Постановление Администрации Верхняковского сельского поселения от 21.04.2011 г. № 34 «О внесении изменений в Постановление № 78 от 27.12.2008 г. «Об организации централизованного сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории Верхняковского сельского поселения».
Кроме того, Администрация представила ходатайство о рассмотрении настоящего дела в отсутствии представителя Администрации.
Комиссия, изучив материалы настоящего дела, приходит к следующим выводам:
Согласно п. 4.2 Порядка индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате производственной, административно-хозяйственной деятельности которых образуются отходы, а также осуществляющие временное хранение, перемещение отходов с целью обезвреживания или использования их в качестве вторичного сырья, обязаны разработать и согласовать в установленном порядке с МТУ Ростехнадзора по ЮФО проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Таким образом, положениями п. 4.2 Порядка предусматривается обязанность хозяйствующих субъектов по разработке и согласованию с МТУ Ростехнадзора по ЮФО проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение вне зависимости от того, являются ли они субъектами малого или среднего предпринимательства или нет.
Вместе с тем, 30.06.2009 г. вступили в силу изменения в ч. 3 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее по тексту – Закон об отходах) согласно которым индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные органы отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 г. N 309-ФЗ).
При этом согласно ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Таким образом, в бездействии Администрации, выразившимся в не приведении положений п. 4.2 Порядка в соответствие с ч. 3 ст. 18 Закона об отходах, содержится нарушение ч. 1 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции», согласно которой органам местного самоуправления, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещается необоснованное препятствование деятельности хозяйствующих субъектов, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
Кроме того, в соответствии с п. 3 Постановления выполнение работ по вывозу мусора и содержанию свалки регламентировать договорами, заключаемыми Администрацией Верхняковского сельского поселения с Мигулинским МПП ЖКХ на выполнение работ по вывозу мусора.
В п. 4 Постановления указано: организовать вывоз твердых бытовых отходов транспортом МПП ЖКХ.
Также, согласно абз. 1 п. 5.8 Порядка Мигулинское МПП ЖКХ выступает в качестве единого муниципального исполнителя услуг по повышению уровня чистоты, в том числе по удалению ТОП на территории поселения, качество работ которого гарантируется администрацией поселения.
Из вышеизложенных положений следует, что Администрация определяет конкретную организацию (Мигулинское МПП ЖКХ) в качестве исполнителя услуг по вывозу твердых бытовых отходов и мусора, а также удалению ТОП.
В соответствии с абз. 3 п. 5.8 Порядка каждый потребитель обязан поддерживать необходимый уровень чистоты на территории поселения для этого он может, в частности, обеспечить вывоз ТОП собственными силами, заключив договор на вывоз ТОП на санкционированную свалку с Мигулинским МПП ЖКХ.
Следовательно, потребители обязаны заключить договор на вывоз ТОП с конкретной организацией в приоритетном порядке - Мигулинским МПП ЖКХ.
Между тем, в соответствии с Правилами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.02.1997 г. № 155 исполнителем услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов может быть организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель.
Кроме того, действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено ограничений права иных хозяйствующих субъектов (помимо Мигулинского МПП ЖКХ) оказывать вышеназванные услуги по вывозу и удалению ТОП.
Следовательно, Администрация, включив в п.п. 3, 4 Постановления и в абзацы 1, 3 п. 5.8 Порядка вышеуказанные положения лишает иных хозяйствующих субъектов (помимо Мигулинского МПП ЖКХ) возможности осуществлять деятельность по вывозу и удалению ТОП, а также дает потребителям услуг указание о заключении договоров на вывоз ТОП в приоритетном порядке.
Таким образом, в действиях Администрации, выразившихся во включении вышеуказанных положений в п.п. 3, 4 Постановления и абзацы 1, 3 п. 5.8 Порядка, содержится нарушение ч. 1 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции».
Также согласно абз. 1 п. 5.8 Порядка на Мигулинское МПП ЖКХ возложены функции генерального подрядчика, ответственного за санитарное состояние всей территории в административных границах поселения, с одновременным возложением на него всей полноты ответственности за надлежащую организацию качественной работы по удалению отходов всех привлеченных подрядных организаций, а также за обеспечение финансирования ее всеми участниками процесса обеспечения чистоты и порядка на территории поселения.
Из изложенного следует, что Мигулинское МПП ЖКХ несет ответственность за надлежащую организацию сбора и вывоза бытовых отходов всеми подрядными организациями на территории поселения.
Вместе с тем, согласно п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится, в частности, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Следовательно, Администрация, включив в абз. 1 п. 5.8 Порядка вышеуказанное положение, наделила хозяйствующего субъекта функциями органа местного самоуправления по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Таким образом, в действиях Администрации, выразившихся во включении вышеуказанного положения в абз. 1 п. 5.8 Порядка содержится нарушение ч. 3 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции», согласно которой запрещается наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами органов местного самоуправления.
Вместе с тем, Администрация представила свое Постановление от 21.04.2011 г. № 34, в соответствии с которым п.п. 3, 4 Постановления, а также Порядок изложены в новой редакции, что свидетельствует о добровольном устранении нарушения антимонопольного законодательства.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 48 ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства лицом, совершившим такое нарушение.
Руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1-3 ст. 41, п. 1 ч. 1 ст. 48, ч. 1 ст. 49 ФЗ «О защите конкуренции»,
РЕШИЛА:
1. Признать Администрацию Верхняковского сельского поселения Верхнедонского района Ростовской области нарушившей ч.ч. 1, 3 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции».
2. Дело № 412/04 от 06.04.2011 г., возбужденное в отношении Администрации Верхняковского сельского поселения Верхнедонского района Ростовской области по признакам нарушения ч.ч. 1, 3 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции», производством прекратить в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства лицом, совершившим такое нарушение.
Председатель Комиссии: К.А. Коренченко
Члены Комиссии: В.Л. Частников, О.С. Ратникова
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.
[safe_summary] =>
)
)
)
[field_solution_num] => Array
(
)
[field_solution_file_num] => Array
(
)
[field_solution_preview] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] =>
[format] => full_html
[safe_value] =>
)
)
)
[field_solution_cat] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 11
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 11
[vid] => 3
[name] => Решения по делам
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 0
[vocabulary_machine_name] => category_solutions
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_file] => Array
(
)
[field_solution_scope] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 3
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 3
[vid] => 6
[name] => Антимонопольное регулирование
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 13
[vocabulary_machine_name] => practice_areas
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
[1] => Array
(
[tid] => 31
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 31
[vid] => 6
[name] => Контроль органов власти
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 12
[vocabulary_machine_name] => practice_areas
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_tags] => Array
(
)
[field_solution_datetime_public] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2011-05-13 10:47:45
[timezone] => Europe/Moscow
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_nodes_related] => Array
(
)
[field_date] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2011-05-13 10:47:45
[timezone] => Europe/Moscow
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_simplenews_term] => Array
(
)
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => sioc:Item
[1] => foaf:Document
)
[title] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:title
)
)
[created] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:date
[1] => dc:created
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[changed] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:modified
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[body] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => content:encoded
)
)
[uid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:has_creator
)
[type] => rel
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => foaf:name
)
)
[comment_count] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:num_replies
)
[datatype] => xsd:integer
)
[last_activity] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:last_activity_date
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
)
[cid] => 0
[last_comment_timestamp] => 1320771109
[last_comment_name] =>
[last_comment_uid] => 1
[comment_count] => 0
[name] => admin
[picture] => 0
[data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;}
[subscriptions_notify] =>
[entity_view_prepared] => 1
[region_name] => Ростовское УФАС России
)