Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14.09.2009 г. N А53-1841/2008-С4-48 (ГУ "Отдел вневедомственной охраны при Управлении внутренних дел по г. Таганрогу")

Дата публикации: 18 марта 2010, 03:00

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 сентября 2009 г. по делу N А53-1841/2008-С4-48

 

Резолютивная часть постановления объявлена 8 сентября 2009 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 14 сентября 2009 года.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Зорина Л.В., судей Дорогиной Т.Н. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заявителя - государственного учреждения "Отдел вневедомственной охраны при Управлении внутренних дел по городу Таганрогу" - Мирошниковой И.В. (доверенность от 22.07.2008 N 2020), Ивановой О.А. (доверенность от 11.06.2009 N 2168), Конопия А.В. (доверенность от 22.05.2009 N 1847), от общества с ограниченной ответственностью "Вектор" - Калашникова Ю.А. (доверенность от 01.09.2009 N 91), Бабенко О.В. (доверенность от 07.09.2009 N 95), в отсутствие в судебном заседании представителей заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области, заявившего ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в его отсутствие и третьих лиц: Управления внутренних дел по городу Таганрогу (уведомление N 35006315275630), Главного Управления внутренних дел по Ростовской области (уведомления N 27564, 27565), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу государственного учреждения "Отдел вневедомственной охраны при Управлении внутренних дел по г. Таганрогу" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 10.02.2009 (судья Комурджиева И.П.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2009 (судьи Золотухина С.И., Иванова Н.Н., Смотрова Н.Н.) по делу N А53-1841/2008-С4-48, установил следующее.

Государственное учреждение "Отдел вневедомственной охраны при Управлении внутренних дел по г. Таганрогу" (далее - отдел вневедомственной охраны) обратился в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением об оспаривании решения от 24.12.2007 и предписания от 24.12.2007 N 292 Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - управление), которыми отдел вневедомственной охраны признан нарушившим часть 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о конкуренции).

Определениями от 11.02.2008 и 12.03.2008 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: ООО "Вектор" (далее - общество), Управление внутренних дел по г. Таганрогу, Главное Управление внутренних дел по Ростовской области.

Решением Арбитражного суда Ростовской области от 30.05.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 03.09.2008, заявленные требования удовлетворены, решение от 24.12.2007 и предписание от 24.12.2007 N 292 признаны недействительными как не соответствующие Закону о конкуренции. Суды пришли к выводу о том, что вневедомственной охраной не допущено нарушений норм Закона о конкуренции, письмо от 30.08.2007 N 3772 носит информационный характер и не может нанести ущерб деловой репутации общества.

Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15.12.2008 решение Арбитражного суда Ростовской области от 30.05.2008 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2008 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суда Ростовской области. Судебный акт мотивирован тем, что выводы судов не соответствуют материалам дела. При новом рассмотрении дела суду надлежит с учетом вышеуказанного проанализировать буквальное изложение текста письма, оценить доводы общества, управления и иных участвующих в деле лиц и в зависимости от установленного разрешить спор, правильно применив нормы материального и процессуального права.

Решением Арбитражного суда Ростовской области от 10.02.2009, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 22.06.2009, в удовлетворении заявленных требований отказано. Суды пришли к выводу о том, что письмо отдела вневедомственной охраны от 30.08.2007 N 3772 содержит информацию не только о возможностях отдела, но и негативную оценку деятельности общества. Также суды указали на то, что отдел вневедомственной охраны является хозяйствующим субъектом, осуществляющим деятельность, направленную на получение дохода. Материалами дела не подтверждено ненадлежащее исполнение частным охранным предприятием договорных обязательств по охране детских дошкольных учреждений.

В кассационной жалобе отдел вневедомственной охраны просит отменить судебные акты и удовлетворить заявленные требования, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права. Заявитель жалобы ссылается на то, что общество не имеет статуса частного охранного предприятия, следовательно, не является специальным субъектом, подпадающим под действие Закона Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1.

В отзыве на кассационную жалобу отдел вневедомственной охраны просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта.

Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав представителей участвующих в заседании лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, во исполнение распоряжения Управления внутренних дел по г. Таганрогу от 28.08.2007 N 16 "О проведении профилактики преступных посягательств на объектах торговли, хранения ценностей, автозаправочных станций, залов игровых автоматов, образовательных учреждений", в августе 2007 года заявитель на объектах образовательных учреждений провел мероприятия антитеррористической направленности с проверкой реагирования персонала данных объектов на чрезвычайные ситуации. Также проведены обследования на предмет технической укрепленности и антитеррористической защищенности объектов образовательных учреждений. В результате обследования отделом вневедомственной охраны выявлены благоприятные условия для совершения террористических актов в учреждениях детских садов и школ. В целях повышения уровня антитеррористической устойчивости образовательных учреждений, пресечения противоправных посягательств на жизнь и здоровье детей, персонала образовательных учреждений о результатах указанных обследований заявитель в письме от 30.08.2007 N 3772 проинформировал заведующих детских садов и школ, начальника Управления образования г. Таганрога, Министерство общего и профессионального образования (т. 1, л. д. 39, 40). В указанном письме также содержалась информация рекламного характера относительно отдела вневедомственной охраны. Так, в частности, в письме указано: "В настоящий момент наметилась тенденция по расторжению договоров охраны, заключенных между ОВО при УВД г. Таганрога и муниципальными дошкольными образовательными учреждениями дополнительного образования детей, чем крайне обеспокоено не только УВД г. Таганрога, но и Управление вневедомственной охраны при Главном Управлении внутренних дел по Ростовской области". Далее в письме указывается о проведенной проверке и выявленных со стороны общества нарушениях, которые "позволяют сделать вывод, что ЧОП не в полной мере выполняет функции, определенные данным видом деятельности". "В то же время в городе патрулируют 8 групп задержания ОВО при УВД г. Таганрога". "За все время действия договоров охраны муниципальных дошкольных образовательных учреждений дополнительного образования детей к качеству оказываемых охранных услуг к ОВО при УВД г. Таганрога не было каких-либо претензий, а основанием для расторжения договоров послужило разрешение руководства Вашего управления, данное в целях целесообразного распределения денежных средств, выделяемых детским садам". Далее в письме указано, что "при проведении сравнительного анализа тарифов на предоставляемые охранные услуги частными охранными предприятиями и ОВО при УВД г. Таганрога установлено незначительное различие тарифов, что на наш взгляд не является существенной экономией бюджетных средств и оправданной целью расторжения договоров с ОВО при УВД г. Таганрога".

В письме озвучена просьба "пересмотреть вопрос охраны муниципальных дошкольных образовательных учреждений дополнительного образования детей средствами ЧОП в сторону заключения договоров охраны с помощью технических средств охранной и тревожной сигнализации с выводом на пульт централизованного наблюдения отдела вневедомственной охраны при УВД г. Таганрога".

В управление обратилось ООО "Вектор", о выявленных нарушениях в действиях которого упоминается в письме от 30.08.2007 N 3772. Выявив в действиях заявителя признаки злоупотребления доминирующим положением на рынке охранных услуг, управление решением от 24.12.2007 признало отдел вневедомственной охраны нарушившим часть 1 статьи 14 Закона о конкуренции и выдало отделу предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Полагая, что требования антимонопольного органа неправомерны, вневедомственная охрана обжаловала решение и предписание в арбитражный суд.

Статьей 34 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом, экономической деятельности. Исходя из положений статьи 55 Конституции Российской Федерации данное право может быть ограничено только Федеральным законом в конституционно значимых целях.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 14 Закона о конкуренции не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе в форме распространения ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации. Под деловой репутацией понимается создавшееся общее мнение о деловых, профессиональных качествах, оценка производственно-хозяйственной деятельности юридического лица.

На основании пункта 1 и 7 статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо вправе требовать по суду опровержения порочащих его деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности.

Как следует из пункта 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.02.2005 N 3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц", обстоятельствами, имеющими в силу статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации значение для дела, являются: факт распространения ответчиком сведений об истце, порочащий характер этих сведений и несоответствие их действительности. При отсутствии хотя бы одного из указанных обстоятельств иск не может быть удовлетворен.

При этом порочащими являются не соответствующие действительности сведения, содержащие утверждения о нарушении юридическим лицом действующего законодательства, недобросовестности при осуществлении производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности, которые умаляют деловую репутацию юридического лица. Несоответствие действительности сведений есть противоречие между содержанием распространенной информации и реальным (истинным) положением вещей.

Из изложенного следует, что деловая репутация может защищаться с использованием статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации, так и Законом о защите конкуренции, который в статьях 2 и 3, определяя цели и задачи антимонопольного органа, указывает такой способ защиты, как пресечение недобросовестной конкуренции, которая может включать и нанесение ущерба деловой репутации. Обращение в антимонопольный орган дает возможность юридическому лицу быстро и эффективно защитить свою деловую репутацию, восстановить первоначальное состояние, отправив нарушителю соответствующее предписание, обязательное для исполнения.

Анализ буквального содержания текста письма отдела вневедомственной охраны от 30.08.2007 N 3772 свидетельствует о том, что, помимо информации потребителям оказываемых услуг о возможностях отдела вневедомственной охраны, в нем содержится негативная оценка деятельности общества, сравнительный анализ тарифов на оказание охранных услуг частными охранными предприятиями и отделом вневедомственной охраны, а также просьба пересмотреть вопрос охраны объектов в сторону заключения договоров с отделом. Вневедомственная охрана формулирует свои предложения в письме таким образом, что предлагаемая им схема договорных отношений воспринимается потребителем как единственно реализуемая и отвечающая требованиям безопасности, то есть иные организации в категоричной форме не отвечают требованиям и, соответственно, у потребителя формируется мнение о невозможности предоставления ими надлежащих услуг.

Судебные инстанции, проанализировав материалы дела, пришли к выводу о том, что такие действия отдела вневедомственной охраны сопряжены с осуществлением деятельности приносящей доход.

Доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую оценку и по существу направлены на переоценку обстоятельств дела и доказательств, представленных сторонами в обоснование своих доводов. Между тем, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция не имеет полномочий на исследование и установление новых обстоятельств дела, а также не вправе переоценивать доказательства, которые были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций.

Нарушения норм материального и процессуального права, влекущие безусловную отмену судебных актов, судами не допущены. При таких обстоятельствах основания для изменения или отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

 

постановил:

 

решение Арбитражного суда Ростовской области от 10.02.2009 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2009 по делу N А53-1841/2008-С4-48 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

 

Председательствующий

Л.В.ЗОРИН

 

Судьи

Т.Н.ДОРОГИНА

Т.В.ПРОКОФЬЕВА

stdClass Object ( [vid] => 4627 [uid] => 1 [title] => Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14.09.2009 г. N А53-1841/2008-С4-48 (ГУ "Отдел вневедомственной охраны при Управлении внутренних дел по г. Таганрогу") [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 4627 [type] => solution [language] => ru [created] => 1320771109 [changed] => 1370529870 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370529870 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 сентября 2009 г. по делу N А53-1841/2008-С4-48

 

Резолютивная часть постановления объявлена 8 сентября 2009 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 14 сентября 2009 года.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Зорина Л.В., судей Дорогиной Т.Н. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заявителя - государственного учреждения "Отдел вневедомственной охраны при Управлении внутренних дел по городу Таганрогу" - Мирошниковой И.В. (доверенность от 22.07.2008 N 2020), Ивановой О.А. (доверенность от 11.06.2009 N 2168), Конопия А.В. (доверенность от 22.05.2009 N 1847), от общества с ограниченной ответственностью "Вектор" - Калашникова Ю.А. (доверенность от 01.09.2009 N 91), Бабенко О.В. (доверенность от 07.09.2009 N 95), в отсутствие в судебном заседании представителей заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области, заявившего ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в его отсутствие и третьих лиц: Управления внутренних дел по городу Таганрогу (уведомление N 35006315275630), Главного Управления внутренних дел по Ростовской области (уведомления N 27564, 27565), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу государственного учреждения "Отдел вневедомственной охраны при Управлении внутренних дел по г. Таганрогу" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 10.02.2009 (судья Комурджиева И.П.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2009 (судьи Золотухина С.И., Иванова Н.Н., Смотрова Н.Н.) по делу N А53-1841/2008-С4-48, установил следующее.

Государственное учреждение "Отдел вневедомственной охраны при Управлении внутренних дел по г. Таганрогу" (далее - отдел вневедомственной охраны) обратился в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением об оспаривании решения от 24.12.2007 и предписания от 24.12.2007 N 292 Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - управление), которыми отдел вневедомственной охраны признан нарушившим часть 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о конкуренции).

Определениями от 11.02.2008 и 12.03.2008 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: ООО "Вектор" (далее - общество), Управление внутренних дел по г. Таганрогу, Главное Управление внутренних дел по Ростовской области.

Решением Арбитражного суда Ростовской области от 30.05.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 03.09.2008, заявленные требования удовлетворены, решение от 24.12.2007 и предписание от 24.12.2007 N 292 признаны недействительными как не соответствующие Закону о конкуренции. Суды пришли к выводу о том, что вневедомственной охраной не допущено нарушений норм Закона о конкуренции, письмо от 30.08.2007 N 3772 носит информационный характер и не может нанести ущерб деловой репутации общества.

Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15.12.2008 решение Арбитражного суда Ростовской области от 30.05.2008 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2008 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суда Ростовской области. Судебный акт мотивирован тем, что выводы судов не соответствуют материалам дела. При новом рассмотрении дела суду надлежит с учетом вышеуказанного проанализировать буквальное изложение текста письма, оценить доводы общества, управления и иных участвующих в деле лиц и в зависимости от установленного разрешить спор, правильно применив нормы материального и процессуального права.

Решением Арбитражного суда Ростовской области от 10.02.2009, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 22.06.2009, в удовлетворении заявленных требований отказано. Суды пришли к выводу о том, что письмо отдела вневедомственной охраны от 30.08.2007 N 3772 содержит информацию не только о возможностях отдела, но и негативную оценку деятельности общества. Также суды указали на то, что отдел вневедомственной охраны является хозяйствующим субъектом, осуществляющим деятельность, направленную на получение дохода. Материалами дела не подтверждено ненадлежащее исполнение частным охранным предприятием договорных обязательств по охране детских дошкольных учреждений.

В кассационной жалобе отдел вневедомственной охраны просит отменить судебные акты и удовлетворить заявленные требования, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права. Заявитель жалобы ссылается на то, что общество не имеет статуса частного охранного предприятия, следовательно, не является специальным субъектом, подпадающим под действие Закона Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1.

В отзыве на кассационную жалобу отдел вневедомственной охраны просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта.

Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав представителей участвующих в заседании лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, во исполнение распоряжения Управления внутренних дел по г. Таганрогу от 28.08.2007 N 16 "О проведении профилактики преступных посягательств на объектах торговли, хранения ценностей, автозаправочных станций, залов игровых автоматов, образовательных учреждений", в августе 2007 года заявитель на объектах образовательных учреждений провел мероприятия антитеррористической направленности с проверкой реагирования персонала данных объектов на чрезвычайные ситуации. Также проведены обследования на предмет технической укрепленности и антитеррористической защищенности объектов образовательных учреждений. В результате обследования отделом вневедомственной охраны выявлены благоприятные условия для совершения террористических актов в учреждениях детских садов и школ. В целях повышения уровня антитеррористической устойчивости образовательных учреждений, пресечения противоправных посягательств на жизнь и здоровье детей, персонала образовательных учреждений о результатах указанных обследований заявитель в письме от 30.08.2007 N 3772 проинформировал заведующих детских садов и школ, начальника Управления образования г. Таганрога, Министерство общего и профессионального образования (т. 1, л. д. 39, 40). В указанном письме также содержалась информация рекламного характера относительно отдела вневедомственной охраны. Так, в частности, в письме указано: "В настоящий момент наметилась тенденция по расторжению договоров охраны, заключенных между ОВО при УВД г. Таганрога и муниципальными дошкольными образовательными учреждениями дополнительного образования детей, чем крайне обеспокоено не только УВД г. Таганрога, но и Управление вневедомственной охраны при Главном Управлении внутренних дел по Ростовской области". Далее в письме указывается о проведенной проверке и выявленных со стороны общества нарушениях, которые "позволяют сделать вывод, что ЧОП не в полной мере выполняет функции, определенные данным видом деятельности". "В то же время в городе патрулируют 8 групп задержания ОВО при УВД г. Таганрога". "За все время действия договоров охраны муниципальных дошкольных образовательных учреждений дополнительного образования детей к качеству оказываемых охранных услуг к ОВО при УВД г. Таганрога не было каких-либо претензий, а основанием для расторжения договоров послужило разрешение руководства Вашего управления, данное в целях целесообразного распределения денежных средств, выделяемых детским садам". Далее в письме указано, что "при проведении сравнительного анализа тарифов на предоставляемые охранные услуги частными охранными предприятиями и ОВО при УВД г. Таганрога установлено незначительное различие тарифов, что на наш взгляд не является существенной экономией бюджетных средств и оправданной целью расторжения договоров с ОВО при УВД г. Таганрога".

В письме озвучена просьба "пересмотреть вопрос охраны муниципальных дошкольных образовательных учреждений дополнительного образования детей средствами ЧОП в сторону заключения договоров охраны с помощью технических средств охранной и тревожной сигнализации с выводом на пульт централизованного наблюдения отдела вневедомственной охраны при УВД г. Таганрога".

В управление обратилось ООО "Вектор", о выявленных нарушениях в действиях которого упоминается в письме от 30.08.2007 N 3772. Выявив в действиях заявителя признаки злоупотребления доминирующим положением на рынке охранных услуг, управление решением от 24.12.2007 признало отдел вневедомственной охраны нарушившим часть 1 статьи 14 Закона о конкуренции и выдало отделу предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Полагая, что требования антимонопольного органа неправомерны, вневедомственная охрана обжаловала решение и предписание в арбитражный суд.

Статьей 34 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом, экономической деятельности. Исходя из положений статьи 55 Конституции Российской Федерации данное право может быть ограничено только Федеральным законом в конституционно значимых целях.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 14 Закона о конкуренции не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе в форме распространения ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации. Под деловой репутацией понимается создавшееся общее мнение о деловых, профессиональных качествах, оценка производственно-хозяйственной деятельности юридического лица.

На основании пункта 1 и 7 статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо вправе требовать по суду опровержения порочащих его деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности.

Как следует из пункта 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.02.2005 N 3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц", обстоятельствами, имеющими в силу статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации значение для дела, являются: факт распространения ответчиком сведений об истце, порочащий характер этих сведений и несоответствие их действительности. При отсутствии хотя бы одного из указанных обстоятельств иск не может быть удовлетворен.

При этом порочащими являются не соответствующие действительности сведения, содержащие утверждения о нарушении юридическим лицом действующего законодательства, недобросовестности при осуществлении производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности, которые умаляют деловую репутацию юридического лица. Несоответствие действительности сведений есть противоречие между содержанием распространенной информации и реальным (истинным) положением вещей.

Из изложенного следует, что деловая репутация может защищаться с использованием статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации, так и Законом о защите конкуренции, который в статьях 2 и 3, определяя цели и задачи антимонопольного органа, указывает такой способ защиты, как пресечение недобросовестной конкуренции, которая может включать и нанесение ущерба деловой репутации. Обращение в антимонопольный орган дает возможность юридическому лицу быстро и эффективно защитить свою деловую репутацию, восстановить первоначальное состояние, отправив нарушителю соответствующее предписание, обязательное для исполнения.

Анализ буквального содержания текста письма отдела вневедомственной охраны от 30.08.2007 N 3772 свидетельствует о том, что, помимо информации потребителям оказываемых услуг о возможностях отдела вневедомственной охраны, в нем содержится негативная оценка деятельности общества, сравнительный анализ тарифов на оказание охранных услуг частными охранными предприятиями и отделом вневедомственной охраны, а также просьба пересмотреть вопрос охраны объектов в сторону заключения договоров с отделом. Вневедомственная охрана формулирует свои предложения в письме таким образом, что предлагаемая им схема договорных отношений воспринимается потребителем как единственно реализуемая и отвечающая требованиям безопасности, то есть иные организации в категоричной форме не отвечают требованиям и, соответственно, у потребителя формируется мнение о невозможности предоставления ими надлежащих услуг.

Судебные инстанции, проанализировав материалы дела, пришли к выводу о том, что такие действия отдела вневедомственной охраны сопряжены с осуществлением деятельности приносящей доход.

Доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую оценку и по существу направлены на переоценку обстоятельств дела и доказательств, представленных сторонами в обоснование своих доводов. Между тем, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция не имеет полномочий на исследование и установление новых обстоятельств дела, а также не вправе переоценивать доказательства, которые были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций.

Нарушения норм материального и процессуального права, влекущие безусловную отмену судебных актов, судами не допущены. При таких обстоятельствах основания для изменения или отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

 

постановил:

 

решение Арбитражного суда Ростовской области от 10.02.2009 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2009 по делу N А53-1841/2008-С4-48 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

 

Председательствующий

Л.В.ЗОРИН

 

Судьи

Т.Н.ДОРОГИНА

Т.В.ПРОКОФЬЕВА

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 сентября 2009 г. по делу N А53-1841/2008-С4-48

 

Резолютивная часть постановления объявлена 8 сентября 2009 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 14 сентября 2009 года.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Зорина Л.В., судей Дорогиной Т.Н. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заявителя - государственного учреждения "Отдел вневедомственной охраны при Управлении внутренних дел по городу Таганрогу" - Мирошниковой И.В. (доверенность от 22.07.2008 N 2020), Ивановой О.А. (доверенность от 11.06.2009 N 2168), Конопия А.В. (доверенность от 22.05.2009 N 1847), от общества с ограниченной ответственностью "Вектор" - Калашникова Ю.А. (доверенность от 01.09.2009 N 91), Бабенко О.В. (доверенность от 07.09.2009 N 95), в отсутствие в судебном заседании представителей заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области, заявившего ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в его отсутствие и третьих лиц: Управления внутренних дел по городу Таганрогу (уведомление N 35006315275630), Главного Управления внутренних дел по Ростовской области (уведомления N 27564, 27565), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу государственного учреждения "Отдел вневедомственной охраны при Управлении внутренних дел по г. Таганрогу" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 10.02.2009 (судья Комурджиева И.П.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2009 (судьи Золотухина С.И., Иванова Н.Н., Смотрова Н.Н.) по делу N А53-1841/2008-С4-48, установил следующее.

Государственное учреждение "Отдел вневедомственной охраны при Управлении внутренних дел по г. Таганрогу" (далее - отдел вневедомственной охраны) обратился в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением об оспаривании решения от 24.12.2007 и предписания от 24.12.2007 N 292 Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - управление), которыми отдел вневедомственной охраны признан нарушившим часть 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о конкуренции).

Определениями от 11.02.2008 и 12.03.2008 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: ООО "Вектор" (далее - общество), Управление внутренних дел по г. Таганрогу, Главное Управление внутренних дел по Ростовской области.

Решением Арбитражного суда Ростовской области от 30.05.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 03.09.2008, заявленные требования удовлетворены, решение от 24.12.2007 и предписание от 24.12.2007 N 292 признаны недействительными как не соответствующие Закону о конкуренции. Суды пришли к выводу о том, что вневедомственной охраной не допущено нарушений норм Закона о конкуренции, письмо от 30.08.2007 N 3772 носит информационный характер и не может нанести ущерб деловой репутации общества.

Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15.12.2008 решение Арбитражного суда Ростовской области от 30.05.2008 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2008 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суда Ростовской области. Судебный акт мотивирован тем, что выводы судов не соответствуют материалам дела. При новом рассмотрении дела суду надлежит с учетом вышеуказанного проанализировать буквальное изложение текста письма, оценить доводы общества, управления и иных участвующих в деле лиц и в зависимости от установленного разрешить спор, правильно применив нормы материального и процессуального права.

Решением Арбитражного суда Ростовской области от 10.02.2009, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 22.06.2009, в удовлетворении заявленных требований отказано. Суды пришли к выводу о том, что письмо отдела вневедомственной охраны от 30.08.2007 N 3772 содержит информацию не только о возможностях отдела, но и негативную оценку деятельности общества. Также суды указали на то, что отдел вневедомственной охраны является хозяйствующим субъектом, осуществляющим деятельность, направленную на получение дохода. Материалами дела не подтверждено ненадлежащее исполнение частным охранным предприятием договорных обязательств по охране детских дошкольных учреждений.

В кассационной жалобе отдел вневедомственной охраны просит отменить судебные акты и удовлетворить заявленные требования, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права. Заявитель жалобы ссылается на то, что общество не имеет статуса частного охранного предприятия, следовательно, не является специальным субъектом, подпадающим под действие Закона Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1.

В отзыве на кассационную жалобу отдел вневедомственной охраны просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта.

Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав представителей участвующих в заседании лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, во исполнение распоряжения Управления внутренних дел по г. Таганрогу от 28.08.2007 N 16 "О проведении профилактики преступных посягательств на объектах торговли, хранения ценностей, автозаправочных станций, залов игровых автоматов, образовательных учреждений", в августе 2007 года заявитель на объектах образовательных учреждений провел мероприятия антитеррористической направленности с проверкой реагирования персонала данных объектов на чрезвычайные ситуации. Также проведены обследования на предмет технической укрепленности и антитеррористической защищенности объектов образовательных учреждений. В результате обследования отделом вневедомственной охраны выявлены благоприятные условия для совершения террористических актов в учреждениях детских садов и школ. В целях повышения уровня антитеррористической устойчивости образовательных учреждений, пресечения противоправных посягательств на жизнь и здоровье детей, персонала образовательных учреждений о результатах указанных обследований заявитель в письме от 30.08.2007 N 3772 проинформировал заведующих детских садов и школ, начальника Управления образования г. Таганрога, Министерство общего и профессионального образования (т. 1, л. д. 39, 40). В указанном письме также содержалась информация рекламного характера относительно отдела вневедомственной охраны. Так, в частности, в письме указано: "В настоящий момент наметилась тенденция по расторжению договоров охраны, заключенных между ОВО при УВД г. Таганрога и муниципальными дошкольными образовательными учреждениями дополнительного образования детей, чем крайне обеспокоено не только УВД г. Таганрога, но и Управление вневедомственной охраны при Главном Управлении внутренних дел по Ростовской области". Далее в письме указывается о проведенной проверке и выявленных со стороны общества нарушениях, которые "позволяют сделать вывод, что ЧОП не в полной мере выполняет функции, определенные данным видом деятельности". "В то же время в городе патрулируют 8 групп задержания ОВО при УВД г. Таганрога". "За все время действия договоров охраны муниципальных дошкольных образовательных учреждений дополнительного образования детей к качеству оказываемых охранных услуг к ОВО при УВД г. Таганрога не было каких-либо претензий, а основанием для расторжения договоров послужило разрешение руководства Вашего управления, данное в целях целесообразного распределения денежных средств, выделяемых детским садам". Далее в письме указано, что "при проведении сравнительного анализа тарифов на предоставляемые охранные услуги частными охранными предприятиями и ОВО при УВД г. Таганрога установлено незначительное различие тарифов, что на наш взгляд не является существенной экономией бюджетных средств и оправданной целью расторжения договоров с ОВО при УВД г. Таганрога".

В письме озвучена просьба "пересмотреть вопрос охраны муниципальных дошкольных образовательных учреждений дополнительного образования детей средствами ЧОП в сторону заключения договоров охраны с помощью технических средств охранной и тревожной сигнализации с выводом на пульт централизованного наблюдения отдела вневедомственной охраны при УВД г. Таганрога".

В управление обратилось ООО "Вектор", о выявленных нарушениях в действиях которого упоминается в письме от 30.08.2007 N 3772. Выявив в действиях заявителя признаки злоупотребления доминирующим положением на рынке охранных услуг, управление решением от 24.12.2007 признало отдел вневедомственной охраны нарушившим часть 1 статьи 14 Закона о конкуренции и выдало отделу предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Полагая, что требования антимонопольного органа неправомерны, вневедомственная охрана обжаловала решение и предписание в арбитражный суд.

Статьей 34 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом, экономической деятельности. Исходя из положений статьи 55 Конституции Российской Федерации данное право может быть ограничено только Федеральным законом в конституционно значимых целях.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 14 Закона о конкуренции не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе в форме распространения ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации. Под деловой репутацией понимается создавшееся общее мнение о деловых, профессиональных качествах, оценка производственно-хозяйственной деятельности юридического лица.

На основании пункта 1 и 7 статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо вправе требовать по суду опровержения порочащих его деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности.

Как следует из пункта 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.02.2005 N 3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц", обстоятельствами, имеющими в силу статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации значение для дела, являются: факт распространения ответчиком сведений об истце, порочащий характер этих сведений и несоответствие их действительности. При отсутствии хотя бы одного из указанных обстоятельств иск не может быть удовлетворен.

При этом порочащими являются не соответствующие действительности сведения, содержащие утверждения о нарушении юридическим лицом действующего законодательства, недобросовестности при осуществлении производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности, которые умаляют деловую репутацию юридического лица. Несоответствие действительности сведений есть противоречие между содержанием распространенной информации и реальным (истинным) положением вещей.

Из изложенного следует, что деловая репутация может защищаться с использованием статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации, так и Законом о защите конкуренции, который в статьях 2 и 3, определяя цели и задачи антимонопольного органа, указывает такой способ защиты, как пресечение недобросовестной конкуренции, которая может включать и нанесение ущерба деловой репутации. Обращение в антимонопольный орган дает возможность юридическому лицу быстро и эффективно защитить свою деловую репутацию, восстановить первоначальное состояние, отправив нарушителю соответствующее предписание, обязательное для исполнения.

Анализ буквального содержания текста письма отдела вневедомственной охраны от 30.08.2007 N 3772 свидетельствует о том, что, помимо информации потребителям оказываемых услуг о возможностях отдела вневедомственной охраны, в нем содержится негативная оценка деятельности общества, сравнительный анализ тарифов на оказание охранных услуг частными охранными предприятиями и отделом вневедомственной охраны, а также просьба пересмотреть вопрос охраны объектов в сторону заключения договоров с отделом. Вневедомственная охрана формулирует свои предложения в письме таким образом, что предлагаемая им схема договорных отношений воспринимается потребителем как единственно реализуемая и отвечающая требованиям безопасности, то есть иные организации в категоричной форме не отвечают требованиям и, соответственно, у потребителя формируется мнение о невозможности предоставления ими надлежащих услуг.

Судебные инстанции, проанализировав материалы дела, пришли к выводу о том, что такие действия отдела вневедомственной охраны сопряжены с осуществлением деятельности приносящей доход.

Доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую оценку и по существу направлены на переоценку обстоятельств дела и доказательств, представленных сторонами в обоснование своих доводов. Между тем, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция не имеет полномочий на исследование и установление новых обстоятельств дела, а также не вправе переоценивать доказательства, которые были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций.

Нарушения норм материального и процессуального права, влекущие безусловную отмену судебных актов, судами не допущены. При таких обстоятельствах основания для изменения или отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

 

постановил:

 

решение Арбитражного суда Ростовской области от 10.02.2009 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2009 по делу N А53-1841/2008-С4-48 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

 

Председательствующий

Л.В.ЗОРИН

 

Судьи

Т.Н.ДОРОГИНА

Т.В.ПРОКОФЬЕВА

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => [format] => full_html [safe_value] => ) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 13 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 13 [vid] => 3 [name] => Судебные решения [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 15 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-03-18 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-03-18 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1320771109 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Ростовское УФАС России )