Решение по делу № 483 от 10.09.2009 г. в отношении ОАО «Таганрогмежрайгаз»

Дата публикации: 7 апреля 2010, 19:53

10 сентября 2009 года
г. Ростов-на-Дону

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее – Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии
В.Г. Корнеев
Члены комиссии
С.А. Солянко
П.П. Воронцов

рассмотрев дело № 483 по признакам нарушения ОАО «Таганрогмежрайгаз» (347904, Ростовская обл., г. Таганрог, ул. Дзержинского, 3) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
 
УСТАНОВИЛА:
 
В Ростовское УФАС России поступило заявление ЖСК-39 г. Таганрога о наличии в действиях ОАО «Таганрогмежрайгаз» признаков злоупотребления доминирующим положением на рынке услуг по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования, выражающихся в установлении монопольно высокой цены услуги по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования.
Согласно заявлению ЖСК-39 г. Таганрога ОАО «Таганрогмежрайгаз» направило ЖСК-39 г. Таганрога оферту на заключение договора на техническое обслуживание, ремонт и аварийно-диспетчерское обеспечение общедомового газового оборудования многоквартирного жилого дома. Стоимость работ в соответствии с проектом договора составила 20446,06 рублей, в том числе:
1.              Техническое обслуживание внутридомового газового стояка многоквартирного дома при количестве газовых приборов на одном стояке 6-10 приборов – 976,06 руб./стояк (с НДС).
2.              Техническое обслуживание внутридомового газопровода в подъездах домов 1 запорное устройство – 57,8 руб./шт. (с НДС).
3.              Техническое обслуживание внутридомового газопровода в подъездах домов каждое последующее запорное устройство – 28,9 руб./шт. (с НДС).
В результате выборочного анализа Ростовским УФАС России цен иных организаций в Ростовской области установлено, что цена услуги по техническому обслуживанию внутридомового газового стояка многоквартирного дома при количестве газовых приборов на одном стояке 6-10 приборов в ОАО «Таганрогмежрайгаз» в среднем более чем в 7 раз выше, чем у других организаций.
Наименование организации
Цена услуги, руб. (с НДС)
Техническое обслуживание внутридомового газового стояка многоквартирного дома при количестве газовых приборов на одном стояке 6-10 приборов
Техническое обслуживание внутридомового газопровода в подъездах домов 1 запорное устройство
Техническое обслуживание внутридомового газопровода в подъездах домов каждое последующее запорное устройство
ОАО «Таганрогмежрайгаз»
976,06
57,8
28,9
ОАО «Ростовоблгаз»
123,5
26,62
-
ОАО «Волгодонскмежрайгаз»
251
25,39
-
ОАО «Новочеркасскгоргаз»
115
98
49
ООО «Горгаз»
105,05
47,13
29,63
Согласно пояснениям ОАО «Таганрогмежрайгаз» цены услуг по техническому обслуживанию газового оборудования рассчитаны ОАО «Таганрогмежрайгаз» на основе «Примерного прейскуранта на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительных систем» (далее – Прейскурант), разработанного ОАО «Гипрониигаз» и утвержденного 20.06.2001 ОАО «Росгазификация».
В соответствии с пунктом 10.1.30 Прейскуранта трудозатраты при проведении проверки герметичности внутреннего газопровода и газового оборудования при количестве приборов на одном стояке 6-10 приборов составляют 0,6 чел.ч. Данная норма трудозатрат используется также иными организациями, оказывающими услуги по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования в Ростовской области.
ОАО «Таганрогмежрайгаз» в расчет стоимости услуги по техническому обслуживанию внутридомового газового стояка многоквартирного дома при количестве газовых приборов на одном стояке 6-10 приборов включает трудозатраты – 5,22 чел.ч.
В связи с тем, что цена данной услуги рассчитывается на основе трудозатрат, то завышение нормы времени приводит к необоснованному завышению и цены данной услуги.
Действия ОАО «Таганрогмежрайгаз» на рынке оказания услуг по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования содержали в себе признаки злоупотребления организацией доминирующим положением на данном рынке путем установления монопольно высокой цены на указанную услугу, что послужило основанием для возбуждения дела в отношении ОАО «Таганрогмежрайгаз» о нарушении части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
В ходе рассмотрения дела Комиссией был проведен анализ конкуренции на рынке услуг оказываемых населению по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерскому обслуживанию в географических границах г. Таганрога Ростовской области, согласно требованиям Порядка проведения анализа и оценки конкурентной среды на товарных рынках, утвержденного Приказом ФАС России от 25.04.2006 № 108.
По результатам проведенного анализа установлено, что ОАО «Таганрогмежрайгаз» занимает доминирующее положение на рынке услуг оказываемых населению по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерскому обслуживанию в географических границах г. Таганрога Ростовской области с долей на рынке более 65%.
ОАО «Таганрогмежрайгаз» представило в Ростовское УФАС России расчет цен на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования на 2008 год, в соответствии с которым накладные расходы (цеховые и общехозяйственные расходы) планируются в размере 115% от фонда оплаты труда рабочих, занятых обслуживанием внутридомового газового оборудования. Плановая рентабельность услуги по техническому обслуживанию внутридомового газового стояка многоквартирного дома составляет 12,76%.
Согласно результатам опроса газораспределительных организаций Ростовской области накладные расходы планируются исходя из фонда оплаты труда. Так, ОАО «Новочеркасскгоргаз» планирует накладные расходы в размере 196,2% фонда оплаты труда, ОАО «Ростовоблгаз» – 133,8%, ОАО «Азовмежрайгаз» – 170%. Рентабельность, включаемая в стоимость работ по техническому обслуживанию внутридомового газового стояка многоквартирного дома ОАО «Волгодонскмежрайгаз», ОАО «Новочеркасскгоргаз», ООО «Горгаз», ОАО «Ростовоблгаз» ОАО «Азовмежрайгаз» составила 10%.
Техническое обслуживание внутридомового газового стояка многоквартирного дома при количестве газовых приборов на одном стояке
Норма времени в соответствии с Прейскурантом
Норма времени,
включаемая в цену
 ОАО «Таганрогмежрайгаз»
Цена с 20.10.2008 (с НДС)
Цена с 01.01.2009 (с НДС)
Цена с 01.06.2009 (с НДС)
до 5 приборов
0,52
4,19
845,92р.
1015,11р.
874,76р.
6-10 приборов
0,60
5,22
976,06р.
1171,27р.
1090,08р.
11-15 приборов
0,72
6,25
1171,27р.
1405,52р.
1305,41р.
свыше 16 приборов
0,84
7,03
1366,49р.
1639,79р.
-
В соответствии с расчетом цен ОАО «Таганрогмежрайгаз» на техническое обслуживание внутридомового газового стояка многоквартирного дома в 2008 и 2009 годах норма времени оказания данной услуги при количестве приборов на стояке: до 5, 6-10, 11-15, свыше 16 приборов не соответствует нормативной и превышает ее в среднем в 8 раз.
Согласно пояснениям ОАО «Таганрогмежрайгаз» в соответствии с пунктом 5 раздела «Общие указания» Прейскуранта отмечено, что перечень работ и наименование газового оборудования, приведенные в Прейскуранте, являются примерными и могут быть дополнены в зависимости от имеющегося оборудования. Согласно пункту 9 раздела «Общие указания» Прейскуранта трудоемкость выполнения работ установлена в соответствии с имеющимися в отрасли типовыми нормами и с учетом соблюдения условий труда действующим на дату составления Прейскуранта (2001 год) отраслевых типовых норм времени с годом издания от 1983 года по 1987 год. По работам, требующим корректировки с учетом изменившейся сложности их выполнения, трудоемкость определяется специалистами газораспределительной организации.
После изучения нормативно-технические актов, Прейскуранта и проведения хронометража работ по техническому обслуживанию внутреннего газопровода в многоквартирном жилом доме специалистами ОАО «Таганрогмежрайгаз» был определен необходимый состав работ и норма времени в размере 1,74 часа при условии выполнения работы бригадой из трех человек.
Действия ОАО «Таганрогмежрайгаз» по увеличению нормы времени оказания данной услуги до 1,74 часа вместо 0,6 часа и увеличению состава бригады до трех человек вместо одного человека привели к увеличению стоимости услуги по техническому обслуживанию внутридомового газового стояка многоквартирного дома при количестве газовых приборов на одном стояке 6-10 приборов в 8,7 раза по сравнению со стоимостью данной услуги, рассчитанной в соответствии с Прейскурантом.
В соответствии с пояснением ОАО «Таганрогмежрайгаз» общество подало 10.06.2009 в Региональную службу по тарифам Ростовской области документы на согласование тарифов на услуги по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования.
В соответствии с пунктом 5.49 Положения о Региональной службе по тарифам Ростовской области, утвержденного Постановлением Администрации Ростовской области от 21.01.2005 № 12, Региональная служба по тарифам Ростовской области согласовывает размеры тарифов на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерское обеспечение для газораспределительных организаций.
В соответствии с ответом Региональной службы по тарифам Ростовской области служба согласовала, а ОАО «Таганрогмежрайгаз» утвердило тарифы на услугу по проверке герметичности внутреннего газопровода и внутридомового газового оборудования. С 1 сентября 2009 года действуют следующие тарифы.
Проверка герметичности внутреннего газопровода и внутридомового газового оборудования при количестве приборов на одном стояке
Цена (с НДС)
до 5 приборов
100,26р.
6-10 приборов
114,91р.
11-15 приборов
138,57р.
Согласованный Региональной службой по тарифам Ростовской области тариф ОАО «Таганрогмежрайгаз» на оказание данной услуги более чем в 8 раз ниже раньше действовавшего.
 В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если:
1)             эта цена превышает цену, которую в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по количеству продаваемого за определенный период товара, составу покупателей или продавцов товара и условиям доступа (далее – сопоставимый товарный рынок), устанавливают хозяйствующие субъекты, не входящие с покупателями или продавцами товара в одну группу лиц и не занимающие доминирующего положения на сопоставимом товарном рынке;
2)             эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли.
С учетом специфики рынка предоставления услуг по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования (так как данный вид деятельности имеют право осуществлять только газораспределительные организации, имеющие аварийно-диспетчерскую службу), сопоставимые товарные рынки, находящиеся в состоянии конкуренции отсутствуют.
Действия ОАО «Таганрогмежрайгаз» по увеличению нормы времени оказания услуги по техническому обслуживанию внутридомового газового стояка многоквартирного дома в 8 раз по сравнению с нормой времени на оказание данной услуги в соответствии с Прейскурантом привели к превышению ценой данной услуги необходимых для производства и реализации данной услуги расходов и прибыли.
Таким образом, цена услуги ОАО «Таганрогмежрайгаз» на техническое обслуживание внутридомового газового стояка многоквартирного дома, установленная в период с 20.10.2008 до 01.09.2009 является монопольно высокой.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе установление, поддержание монопольно высокой цены товара.
В результате полного и всестороннего изучения доказательств и обстоятельств дела, Комиссия пришла к выводу о том, что ОАО «Таганрогмежрайгаз» нарушило часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части установления монопольно высокой цены на техническое внутридомового газового стояка многоквартирного дома.
Однако с 01.01.2009 ОАО «Таганрогмежрайгаз» по согласованию с Региональной службой по тарифам Ростовской области снизило тарифы на оказание данной услуги более чем в 8 раз, данный тариф не превышает тарифы иных газораспределительных организаций Ростовской области.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела ОАО «Таганрогмежрайгаз» устранило нарушение антимонопольного законодательства.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
 
РЕШИЛА:
 
1.  Признать ОАО «Таганрогмежрайгаз» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части установления монопольно высокой цены услуги по техническому обслуживанию внутридомового газового стояка многоквартирного дома.
2.  Дело в отношении ОАО «Таганрогмежрайгаз» прекратить в связи с добровольным устранением нарушения.
 
Председатель комиссии Ростовского УФАС России по рассмотрению дела нарушении антимонопольного законодательства: В.Г. Корнеев
Члены комиссии Ростовского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства: С.А. Солянко, П.П. Воронцов
 
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
 
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административный правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
stdClass Object ( [vid] => 4522 [uid] => 1 [title] => Решение по делу № 483 от 10.09.2009 г. в отношении ОАО «Таганрогмежрайгаз» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 4522 [type] => solution [language] => ru [created] => 1320771109 [changed] => 1370529870 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370529870 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

10 сентября 2009 года
г. Ростов-на-Дону

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее – Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии
В.Г. Корнеев
Члены комиссии
С.А. Солянко
П.П. Воронцов

рассмотрев дело № 483 по признакам нарушения ОАО «Таганрогмежрайгаз» (347904, Ростовская обл., г. Таганрог, ул. Дзержинского, 3) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
 
УСТАНОВИЛА:
 
В Ростовское УФАС России поступило заявление ЖСК-39 г. Таганрога о наличии в действиях ОАО «Таганрогмежрайгаз» признаков злоупотребления доминирующим положением на рынке услуг по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования, выражающихся в установлении монопольно высокой цены услуги по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования.
Согласно заявлению ЖСК-39 г. Таганрога ОАО «Таганрогмежрайгаз» направило ЖСК-39 г. Таганрога оферту на заключение договора на техническое обслуживание, ремонт и аварийно-диспетчерское обеспечение общедомового газового оборудования многоквартирного жилого дома. Стоимость работ в соответствии с проектом договора составила 20446,06 рублей, в том числе:
1.              Техническое обслуживание внутридомового газового стояка многоквартирного дома при количестве газовых приборов на одном стояке 6-10 приборов – 976,06 руб./стояк (с НДС).
2.              Техническое обслуживание внутридомового газопровода в подъездах домов 1 запорное устройство – 57,8 руб./шт. (с НДС).
3.              Техническое обслуживание внутридомового газопровода в подъездах домов каждое последующее запорное устройство – 28,9 руб./шт. (с НДС).
В результате выборочного анализа Ростовским УФАС России цен иных организаций в Ростовской области установлено, что цена услуги по техническому обслуживанию внутридомового газового стояка многоквартирного дома при количестве газовых приборов на одном стояке 6-10 приборов в ОАО «Таганрогмежрайгаз» в среднем более чем в 7 раз выше, чем у других организаций.
Наименование организации
Цена услуги, руб. (с НДС)
Техническое обслуживание внутридомового газового стояка многоквартирного дома при количестве газовых приборов на одном стояке 6-10 приборов
Техническое обслуживание внутридомового газопровода в подъездах домов 1 запорное устройство
Техническое обслуживание внутридомового газопровода в подъездах домов каждое последующее запорное устройство
ОАО «Таганрогмежрайгаз»
976,06
57,8
28,9
ОАО «Ростовоблгаз»
123,5
26,62
-
ОАО «Волгодонскмежрайгаз»
251
25,39
-
ОАО «Новочеркасскгоргаз»
115
98
49
ООО «Горгаз»
105,05
47,13
29,63
Согласно пояснениям ОАО «Таганрогмежрайгаз» цены услуг по техническому обслуживанию газового оборудования рассчитаны ОАО «Таганрогмежрайгаз» на основе «Примерного прейскуранта на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительных систем» (далее – Прейскурант), разработанного ОАО «Гипрониигаз» и утвержденного 20.06.2001 ОАО «Росгазификация».
В соответствии с пунктом 10.1.30 Прейскуранта трудозатраты при проведении проверки герметичности внутреннего газопровода и газового оборудования при количестве приборов на одном стояке 6-10 приборов составляют 0,6 чел.ч. Данная норма трудозатрат используется также иными организациями, оказывающими услуги по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования в Ростовской области.
ОАО «Таганрогмежрайгаз» в расчет стоимости услуги по техническому обслуживанию внутридомового газового стояка многоквартирного дома при количестве газовых приборов на одном стояке 6-10 приборов включает трудозатраты – 5,22 чел.ч.
В связи с тем, что цена данной услуги рассчитывается на основе трудозатрат, то завышение нормы времени приводит к необоснованному завышению и цены данной услуги.
Действия ОАО «Таганрогмежрайгаз» на рынке оказания услуг по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования содержали в себе признаки злоупотребления организацией доминирующим положением на данном рынке путем установления монопольно высокой цены на указанную услугу, что послужило основанием для возбуждения дела в отношении ОАО «Таганрогмежрайгаз» о нарушении части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
В ходе рассмотрения дела Комиссией был проведен анализ конкуренции на рынке услуг оказываемых населению по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерскому обслуживанию в географических границах г. Таганрога Ростовской области, согласно требованиям Порядка проведения анализа и оценки конкурентной среды на товарных рынках, утвержденного Приказом ФАС России от 25.04.2006 № 108.
По результатам проведенного анализа установлено, что ОАО «Таганрогмежрайгаз» занимает доминирующее положение на рынке услуг оказываемых населению по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерскому обслуживанию в географических границах г. Таганрога Ростовской области с долей на рынке более 65%.
ОАО «Таганрогмежрайгаз» представило в Ростовское УФАС России расчет цен на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования на 2008 год, в соответствии с которым накладные расходы (цеховые и общехозяйственные расходы) планируются в размере 115% от фонда оплаты труда рабочих, занятых обслуживанием внутридомового газового оборудования. Плановая рентабельность услуги по техническому обслуживанию внутридомового газового стояка многоквартирного дома составляет 12,76%.
Согласно результатам опроса газораспределительных организаций Ростовской области накладные расходы планируются исходя из фонда оплаты труда. Так, ОАО «Новочеркасскгоргаз» планирует накладные расходы в размере 196,2% фонда оплаты труда, ОАО «Ростовоблгаз» – 133,8%, ОАО «Азовмежрайгаз» – 170%. Рентабельность, включаемая в стоимость работ по техническому обслуживанию внутридомового газового стояка многоквартирного дома ОАО «Волгодонскмежрайгаз», ОАО «Новочеркасскгоргаз», ООО «Горгаз», ОАО «Ростовоблгаз» ОАО «Азовмежрайгаз» составила 10%.
Техническое обслуживание внутридомового газового стояка многоквартирного дома при количестве газовых приборов на одном стояке
Норма времени в соответствии с Прейскурантом
Норма времени,
включаемая в цену
 ОАО «Таганрогмежрайгаз»
Цена с 20.10.2008 (с НДС)
Цена с 01.01.2009 (с НДС)
Цена с 01.06.2009 (с НДС)
до 5 приборов
0,52
4,19
845,92р.
1015,11р.
874,76р.
6-10 приборов
0,60
5,22
976,06р.
1171,27р.
1090,08р.
11-15 приборов
0,72
6,25
1171,27р.
1405,52р.
1305,41р.
свыше 16 приборов
0,84
7,03
1366,49р.
1639,79р.
-
В соответствии с расчетом цен ОАО «Таганрогмежрайгаз» на техническое обслуживание внутридомового газового стояка многоквартирного дома в 2008 и 2009 годах норма времени оказания данной услуги при количестве приборов на стояке: до 5, 6-10, 11-15, свыше 16 приборов не соответствует нормативной и превышает ее в среднем в 8 раз.
Согласно пояснениям ОАО «Таганрогмежрайгаз» в соответствии с пунктом 5 раздела «Общие указания» Прейскуранта отмечено, что перечень работ и наименование газового оборудования, приведенные в Прейскуранте, являются примерными и могут быть дополнены в зависимости от имеющегося оборудования. Согласно пункту 9 раздела «Общие указания» Прейскуранта трудоемкость выполнения работ установлена в соответствии с имеющимися в отрасли типовыми нормами и с учетом соблюдения условий труда действующим на дату составления Прейскуранта (2001 год) отраслевых типовых норм времени с годом издания от 1983 года по 1987 год. По работам, требующим корректировки с учетом изменившейся сложности их выполнения, трудоемкость определяется специалистами газораспределительной организации.
После изучения нормативно-технические актов, Прейскуранта и проведения хронометража работ по техническому обслуживанию внутреннего газопровода в многоквартирном жилом доме специалистами ОАО «Таганрогмежрайгаз» был определен необходимый состав работ и норма времени в размере 1,74 часа при условии выполнения работы бригадой из трех человек.
Действия ОАО «Таганрогмежрайгаз» по увеличению нормы времени оказания данной услуги до 1,74 часа вместо 0,6 часа и увеличению состава бригады до трех человек вместо одного человека привели к увеличению стоимости услуги по техническому обслуживанию внутридомового газового стояка многоквартирного дома при количестве газовых приборов на одном стояке 6-10 приборов в 8,7 раза по сравнению со стоимостью данной услуги, рассчитанной в соответствии с Прейскурантом.
В соответствии с пояснением ОАО «Таганрогмежрайгаз» общество подало 10.06.2009 в Региональную службу по тарифам Ростовской области документы на согласование тарифов на услуги по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования.
В соответствии с пунктом 5.49 Положения о Региональной службе по тарифам Ростовской области, утвержденного Постановлением Администрации Ростовской области от 21.01.2005 № 12, Региональная служба по тарифам Ростовской области согласовывает размеры тарифов на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерское обеспечение для газораспределительных организаций.
В соответствии с ответом Региональной службы по тарифам Ростовской области служба согласовала, а ОАО «Таганрогмежрайгаз» утвердило тарифы на услугу по проверке герметичности внутреннего газопровода и внутридомового газового оборудования. С 1 сентября 2009 года действуют следующие тарифы.
Проверка герметичности внутреннего газопровода и внутридомового газового оборудования при количестве приборов на одном стояке
Цена (с НДС)
до 5 приборов
100,26р.
6-10 приборов
114,91р.
11-15 приборов
138,57р.
Согласованный Региональной службой по тарифам Ростовской области тариф ОАО «Таганрогмежрайгаз» на оказание данной услуги более чем в 8 раз ниже раньше действовавшего.
 В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если:
1)             эта цена превышает цену, которую в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по количеству продаваемого за определенный период товара, составу покупателей или продавцов товара и условиям доступа (далее – сопоставимый товарный рынок), устанавливают хозяйствующие субъекты, не входящие с покупателями или продавцами товара в одну группу лиц и не занимающие доминирующего положения на сопоставимом товарном рынке;
2)             эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли.
С учетом специфики рынка предоставления услуг по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования (так как данный вид деятельности имеют право осуществлять только газораспределительные организации, имеющие аварийно-диспетчерскую службу), сопоставимые товарные рынки, находящиеся в состоянии конкуренции отсутствуют.
Действия ОАО «Таганрогмежрайгаз» по увеличению нормы времени оказания услуги по техническому обслуживанию внутридомового газового стояка многоквартирного дома в 8 раз по сравнению с нормой времени на оказание данной услуги в соответствии с Прейскурантом привели к превышению ценой данной услуги необходимых для производства и реализации данной услуги расходов и прибыли.
Таким образом, цена услуги ОАО «Таганрогмежрайгаз» на техническое обслуживание внутридомового газового стояка многоквартирного дома, установленная в период с 20.10.2008 до 01.09.2009 является монопольно высокой.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе установление, поддержание монопольно высокой цены товара.
В результате полного и всестороннего изучения доказательств и обстоятельств дела, Комиссия пришла к выводу о том, что ОАО «Таганрогмежрайгаз» нарушило часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части установления монопольно высокой цены на техническое внутридомового газового стояка многоквартирного дома.
Однако с 01.01.2009 ОАО «Таганрогмежрайгаз» по согласованию с Региональной службой по тарифам Ростовской области снизило тарифы на оказание данной услуги более чем в 8 раз, данный тариф не превышает тарифы иных газораспределительных организаций Ростовской области.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела ОАО «Таганрогмежрайгаз» устранило нарушение антимонопольного законодательства.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
 
РЕШИЛА:
 
1.  Признать ОАО «Таганрогмежрайгаз» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части установления монопольно высокой цены услуги по техническому обслуживанию внутридомового газового стояка многоквартирного дома.
2.  Дело в отношении ОАО «Таганрогмежрайгаз» прекратить в связи с добровольным устранением нарушения.
 
Председатель комиссии Ростовского УФАС России по рассмотрению дела нарушении антимонопольного законодательства: В.Г. Корнеев
Члены комиссии Ростовского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства: С.А. Солянко, П.П. Воронцов
 
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
 
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административный правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

10 сентября 2009 года
г. Ростов-на-Дону

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее – Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии
В.Г. Корнеев
Члены комиссии
С.А. Солянко
П.П. Воронцов
рассмотрев дело № 483 по признакам нарушения ОАО «Таганрогмежрайгаз» (347904, Ростовская обл., г. Таганрог, ул. Дзержинского, 3) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
 
УСТАНОВИЛА:
 
В Ростовское УФАС России поступило заявление ЖСК-39 г. Таганрога о наличии в действиях ОАО «Таганрогмежрайгаз» признаков злоупотребления доминирующим положением на рынке услуг по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования, выражающихся в установлении монопольно высокой цены услуги по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования.
Согласно заявлению ЖСК-39 г. Таганрога ОАО «Таганрогмежрайгаз» направило ЖСК-39 г. Таганрога оферту на заключение договора на техническое обслуживание, ремонт и аварийно-диспетчерское обеспечение общедомового газового оборудования многоквартирного жилого дома. Стоимость работ в соответствии с проектом договора составила 20446,06 рублей, в том числе:
1.              Техническое обслуживание внутридомового газового стояка многоквартирного дома при количестве газовых приборов на одном стояке 6-10 приборов – 976,06 руб./стояк (с НДС).
2.              Техническое обслуживание внутридомового газопровода в подъездах домов 1 запорное устройство – 57,8 руб./шт. (с НДС).
3.              Техническое обслуживание внутридомового газопровода в подъездах домов каждое последующее запорное устройство – 28,9 руб./шт. (с НДС).
В результате выборочного анализа Ростовским УФАС России цен иных организаций в Ростовской области установлено, что цена услуги по техническому обслуживанию внутридомового газового стояка многоквартирного дома при количестве газовых приборов на одном стояке 6-10 приборов в ОАО «Таганрогмежрайгаз» в среднем более чем в 7 раз выше, чем у других организаций.
Наименование организации
Цена услуги, руб. (с НДС)
Техническое обслуживание внутридомового газового стояка многоквартирного дома при количестве газовых приборов на одном стояке 6-10 приборов
Техническое обслуживание внутридомового газопровода в подъездах домов 1 запорное устройство
Техническое обслуживание внутридомового газопровода в подъездах домов каждое последующее запорное устройство
ОАО «Таганрогмежрайгаз»
976,06
57,8
28,9
ОАО «Ростовоблгаз»
123,5
26,62
-
ОАО «Волгодонскмежрайгаз»
251
25,39
-
ОАО «Новочеркасскгоргаз»
115
98
49
ООО «Горгаз»
105,05
47,13
29,63
Согласно пояснениям ОАО «Таганрогмежрайгаз» цены услуг по техническому обслуживанию газового оборудования рассчитаны ОАО «Таганрогмежрайгаз» на основе «Примерного прейскуранта на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительных систем» (далее – Прейскурант), разработанного ОАО «Гипрониигаз» и утвержденного 20.06.2001 ОАО «Росгазификация».
В соответствии с пунктом 10.1.30 Прейскуранта трудозатраты при проведении проверки герметичности внутреннего газопровода и газового оборудования при количестве приборов на одном стояке 6-10 приборов составляют 0,6 чел.ч. Данная норма трудозатрат используется также иными организациями, оказывающими услуги по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования в Ростовской области.
ОАО «Таганрогмежрайгаз» в расчет стоимости услуги по техническому обслуживанию внутридомового газового стояка многоквартирного дома при количестве газовых приборов на одном стояке 6-10 приборов включает трудозатраты – 5,22 чел.ч.
В связи с тем, что цена данной услуги рассчитывается на основе трудозатрат, то завышение нормы времени приводит к необоснованному завышению и цены данной услуги.
Действия ОАО «Таганрогмежрайгаз» на рынке оказания услуг по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования содержали в себе признаки злоупотребления организацией доминирующим положением на данном рынке путем установления монопольно высокой цены на указанную услугу, что послужило основанием для возбуждения дела в отношении ОАО «Таганрогмежрайгаз» о нарушении части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
В ходе рассмотрения дела Комиссией был проведен анализ конкуренции на рынке услуг оказываемых населению по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерскому обслуживанию в географических границах г. Таганрога Ростовской области, согласно требованиям Порядка проведения анализа и оценки конкурентной среды на товарных рынках, утвержденного Приказом ФАС России от 25.04.2006 № 108.
По результатам проведенного анализа установлено, что ОАО «Таганрогмежрайгаз» занимает доминирующее положение на рынке услуг оказываемых населению по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерскому обслуживанию в географических границах г. Таганрога Ростовской области с долей на рынке более 65%.
ОАО «Таганрогмежрайгаз» представило в Ростовское УФАС России расчет цен на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования на 2008 год, в соответствии с которым накладные расходы (цеховые и общехозяйственные расходы) планируются в размере 115% от фонда оплаты труда рабочих, занятых обслуживанием внутридомового газового оборудования. Плановая рентабельность услуги по техническому обслуживанию внутридомового газового стояка многоквартирного дома составляет 12,76%.
Согласно результатам опроса газораспределительных организаций Ростовской области накладные расходы планируются исходя из фонда оплаты труда. Так, ОАО «Новочеркасскгоргаз» планирует накладные расходы в размере 196,2% фонда оплаты труда, ОАО «Ростовоблгаз» – 133,8%, ОАО «Азовмежрайгаз» – 170%. Рентабельность, включаемая в стоимость работ по техническому обслуживанию внутридомового газового стояка многоквартирного дома ОАО «Волгодонскмежрайгаз», ОАО «Новочеркасскгоргаз», ООО «Горгаз», ОАО «Ростовоблгаз» ОАО «Азовмежрайгаз» составила 10%.
Техническое обслуживание внутридомового газового стояка многоквартирного дома при количестве газовых приборов на одном стояке
Норма времени в соответствии с Прейскурантом
Норма времени,
включаемая в цену
 ОАО «Таганрогмежрайгаз»
Цена с 20.10.2008 (с НДС)
Цена с 01.01.2009 (с НДС)
Цена с 01.06.2009 (с НДС)
до 5 приборов
0,52
4,19
845,92р.
1015,11р.
874,76р.
6-10 приборов
0,60
5,22
976,06р.
1171,27р.
1090,08р.
11-15 приборов
0,72
6,25
1171,27р.
1405,52р.
1305,41р.
свыше 16 приборов
0,84
7,03
1366,49р.
1639,79р.
-
В соответствии с расчетом цен ОАО «Таганрогмежрайгаз» на техническое обслуживание внутридомового газового стояка многоквартирного дома в 2008 и 2009 годах норма времени оказания данной услуги при количестве приборов на стояке: до 5, 6-10, 11-15, свыше 16 приборов не соответствует нормативной и превышает ее в среднем в 8 раз.
Согласно пояснениям ОАО «Таганрогмежрайгаз» в соответствии с пунктом 5 раздела «Общие указания» Прейскуранта отмечено, что перечень работ и наименование газового оборудования, приведенные в Прейскуранте, являются примерными и могут быть дополнены в зависимости от имеющегося оборудования. Согласно пункту 9 раздела «Общие указания» Прейскуранта трудоемкость выполнения работ установлена в соответствии с имеющимися в отрасли типовыми нормами и с учетом соблюдения условий труда действующим на дату составления Прейскуранта (2001 год) отраслевых типовых норм времени с годом издания от 1983 года по 1987 год. По работам, требующим корректировки с учетом изменившейся сложности их выполнения, трудоемкость определяется специалистами газораспределительной организации.
После изучения нормативно-технические актов, Прейскуранта и проведения хронометража работ по техническому обслуживанию внутреннего газопровода в многоквартирном жилом доме специалистами ОАО «Таганрогмежрайгаз» был определен необходимый состав работ и норма времени в размере 1,74 часа при условии выполнения работы бригадой из трех человек.
Действия ОАО «Таганрогмежрайгаз» по увеличению нормы времени оказания данной услуги до 1,74 часа вместо 0,6 часа и увеличению состава бригады до трех человек вместо одного человека привели к увеличению стоимости услуги по техническому обслуживанию внутридомового газового стояка многоквартирного дома при количестве газовых приборов на одном стояке 6-10 приборов в 8,7 раза по сравнению со стоимостью данной услуги, рассчитанной в соответствии с Прейскурантом.
В соответствии с пояснением ОАО «Таганрогмежрайгаз» общество подало 10.06.2009 в Региональную службу по тарифам Ростовской области документы на согласование тарифов на услуги по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования.
В соответствии с пунктом 5.49 Положения о Региональной службе по тарифам Ростовской области, утвержденного Постановлением Администрации Ростовской области от 21.01.2005 № 12, Региональная служба по тарифам Ростовской области согласовывает размеры тарифов на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерское обеспечение для газораспределительных организаций.
В соответствии с ответом Региональной службы по тарифам Ростовской области служба согласовала, а ОАО «Таганрогмежрайгаз» утвердило тарифы на услугу по проверке герметичности внутреннего газопровода и внутридомового газового оборудования. С 1 сентября 2009 года действуют следующие тарифы.
Проверка герметичности внутреннего газопровода и внутридомового газового оборудования при количестве приборов на одном стояке
Цена (с НДС)
до 5 приборов
100,26р.
6-10 приборов
114,91р.
11-15 приборов
138,57р.
Согласованный Региональной службой по тарифам Ростовской области тариф ОАО «Таганрогмежрайгаз» на оказание данной услуги более чем в 8 раз ниже раньше действовавшего.
 В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если:
1)             эта цена превышает цену, которую в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по количеству продаваемого за определенный период товара, составу покупателей или продавцов товара и условиям доступа (далее – сопоставимый товарный рынок), устанавливают хозяйствующие субъекты, не входящие с покупателями или продавцами товара в одну группу лиц и не занимающие доминирующего положения на сопоставимом товарном рынке;
2)             эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли.
С учетом специфики рынка предоставления услуг по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования (так как данный вид деятельности имеют право осуществлять только газораспределительные организации, имеющие аварийно-диспетчерскую службу), сопоставимые товарные рынки, находящиеся в состоянии конкуренции отсутствуют.
Действия ОАО «Таганрогмежрайгаз» по увеличению нормы времени оказания услуги по техническому обслуживанию внутридомового газового стояка многоквартирного дома в 8 раз по сравнению с нормой времени на оказание данной услуги в соответствии с Прейскурантом привели к превышению ценой данной услуги необходимых для производства и реализации данной услуги расходов и прибыли.
Таким образом, цена услуги ОАО «Таганрогмежрайгаз» на техническое обслуживание внутридомового газового стояка многоквартирного дома, установленная в период с 20.10.2008 до 01.09.2009 является монопольно высокой.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе установление, поддержание монопольно высокой цены товара.
В результате полного и всестороннего изучения доказательств и обстоятельств дела, Комиссия пришла к выводу о том, что ОАО «Таганрогмежрайгаз» нарушило часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части установления монопольно высокой цены на техническое внутридомового газового стояка многоквартирного дома.
Однако с 01.01.2009 ОАО «Таганрогмежрайгаз» по согласованию с Региональной службой по тарифам Ростовской области снизило тарифы на оказание данной услуги более чем в 8 раз, данный тариф не превышает тарифы иных газораспределительных организаций Ростовской области.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела ОАО «Таганрогмежрайгаз» устранило нарушение антимонопольного законодательства.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
 
РЕШИЛА:
 
1.  Признать ОАО «Таганрогмежрайгаз» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части установления монопольно высокой цены услуги по техническому обслуживанию внутридомового газового стояка многоквартирного дома.
2.  Дело в отношении ОАО «Таганрогмежрайгаз» прекратить в связи с добровольным устранением нарушения.
 
Председатель комиссии Ростовского УФАС России по рассмотрению дела нарушении антимонопольного законодательства: В.Г. Корнеев
Члены комиссии Ростовского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства: С.А. Солянко, П.П. Воронцов
 
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
 
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административный правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => [format] => full_html [safe_value] => ) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 13 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-04-07 15:53:41 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-04-07 15:53:41 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1320771109 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Ростовское УФАС России )