10 сентября 2009 года
г. Ростов-на-Дону
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее – Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель комиссии
|
В.Г. Корнеев
|
Члены комиссии
|
С.А. Солянко
П.П. Воронцов
|
рассмотрев дело № 483 по признакам нарушения ОАО «Таганрогмежрайгаз» (347904, Ростовская обл., г. Таганрог, ул. Дзержинского, 3) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступило заявление ЖСК-39 г. Таганрога о наличии в действиях ОАО «Таганрогмежрайгаз» признаков злоупотребления доминирующим положением на рынке услуг по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования, выражающихся в установлении монопольно высокой цены услуги по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования.
Согласно заявлению ЖСК-39 г. Таганрога ОАО «Таганрогмежрайгаз» направило ЖСК-39 г. Таганрога оферту на заключение договора на техническое обслуживание, ремонт и аварийно-диспетчерское обеспечение общедомового газового оборудования многоквартирного жилого дома. Стоимость работ в соответствии с проектом договора составила 20446,06 рублей, в том числе:
1. Техническое обслуживание внутридомового газового стояка многоквартирного дома при количестве газовых приборов на одном стояке 6-10 приборов – 976,06 руб./стояк (с НДС).
2. Техническое обслуживание внутридомового газопровода в подъездах домов 1 запорное устройство – 57,8 руб./шт. (с НДС).
3. Техническое обслуживание внутридомового газопровода в подъездах домов каждое последующее запорное устройство – 28,9 руб./шт. (с НДС).
В результате выборочного анализа Ростовским УФАС России цен иных организаций в Ростовской области установлено, что цена услуги по техническому обслуживанию внутридомового газового стояка многоквартирного дома при количестве газовых приборов на одном стояке 6-10 приборов в ОАО «Таганрогмежрайгаз» в среднем более чем в 7 раз выше, чем у других организаций.
Наименование организации
|
Цена услуги, руб. (с НДС)
|
Техническое обслуживание внутридомового газового стояка многоквартирного дома при количестве газовых приборов на одном стояке 6-10 приборов
|
Техническое обслуживание внутридомового газопровода в подъездах домов 1 запорное устройство
|
Техническое обслуживание внутридомового газопровода в подъездах домов каждое последующее запорное устройство
|
ОАО «Таганрогмежрайгаз»
|
976,06
|
57,8
|
28,9
|
ОАО «Ростовоблгаз»
|
123,5
|
26,62
|
-
|
ОАО «Волгодонскмежрайгаз»
|
251
|
25,39
|
-
|
ОАО «Новочеркасскгоргаз»
|
115
|
98
|
49
|
ООО «Горгаз»
|
105,05
|
47,13
|
29,63
|
Согласно пояснениям ОАО «Таганрогмежрайгаз» цены услуг по техническому обслуживанию газового оборудования рассчитаны ОАО «Таганрогмежрайгаз» на основе «Примерного прейскуранта на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительных систем» (далее – Прейскурант), разработанного ОАО «Гипрониигаз» и утвержденного 20.06.2001 ОАО «Росгазификация».
В соответствии с пунктом 10.1.30 Прейскуранта трудозатраты при проведении проверки герметичности внутреннего газопровода и газового оборудования при количестве приборов на одном стояке 6-10 приборов составляют 0,6 чел.ч. Данная норма трудозатрат используется также иными организациями, оказывающими услуги по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования в Ростовской области.
ОАО «Таганрогмежрайгаз» в расчет стоимости услуги по техническому обслуживанию внутридомового газового стояка многоквартирного дома при количестве газовых приборов на одном стояке 6-10 приборов включает трудозатраты – 5,22 чел.ч.
В связи с тем, что цена данной услуги рассчитывается на основе трудозатрат, то завышение нормы времени приводит к необоснованному завышению и цены данной услуги.
Действия ОАО «Таганрогмежрайгаз» на рынке оказания услуг по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования содержали в себе признаки злоупотребления организацией доминирующим положением на данном рынке путем установления монопольно высокой цены на указанную услугу, что послужило основанием для возбуждения дела в отношении ОАО «Таганрогмежрайгаз» о нарушении части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
В ходе рассмотрения дела Комиссией был проведен анализ конкуренции на рынке услуг оказываемых населению по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерскому обслуживанию в географических границах г. Таганрога Ростовской области, согласно требованиям Порядка проведения анализа и оценки конкурентной среды на товарных рынках, утвержденного Приказом ФАС России от 25.04.2006 № 108.
По результатам проведенного анализа установлено, что ОАО «Таганрогмежрайгаз» занимает доминирующее положение на рынке услуг оказываемых населению по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерскому обслуживанию в географических границах г. Таганрога Ростовской области с долей на рынке более 65%.
ОАО «Таганрогмежрайгаз» представило в Ростовское УФАС России расчет цен на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования на 2008 год, в соответствии с которым накладные расходы (цеховые и общехозяйственные расходы) планируются в размере 115% от фонда оплаты труда рабочих, занятых обслуживанием внутридомового газового оборудования. Плановая рентабельность услуги по техническому обслуживанию внутридомового газового стояка многоквартирного дома составляет 12,76%.
Согласно результатам опроса газораспределительных организаций Ростовской области накладные расходы планируются исходя из фонда оплаты труда. Так, ОАО «Новочеркасскгоргаз» планирует накладные расходы в размере 196,2% фонда оплаты труда, ОАО «Ростовоблгаз» – 133,8%, ОАО «Азовмежрайгаз» – 170%. Рентабельность, включаемая в стоимость работ по техническому обслуживанию внутридомового газового стояка многоквартирного дома ОАО «Волгодонскмежрайгаз», ОАО «Новочеркасскгоргаз», ООО «Горгаз», ОАО «Ростовоблгаз» ОАО «Азовмежрайгаз» составила 10%.
Техническое обслуживание внутридомового газового стояка многоквартирного дома при количестве газовых приборов на одном стояке
|
Норма времени в соответствии с Прейскурантом
|
Норма времени,
включаемая в цену
ОАО «Таганрогмежрайгаз»
|
Цена с 20.10.2008 (с НДС)
|
Цена с 01.01.2009 (с НДС)
|
Цена с 01.06.2009 (с НДС)
|
до 5 приборов
|
0,52
|
4,19
|
845,92р.
|
1015,11р.
|
874,76р.
|
6-10 приборов
|
0,60
|
5,22
|
976,06р.
|
1171,27р.
|
1090,08р.
|
11-15 приборов
|
0,72
|
6,25
|
1171,27р.
|
1405,52р.
|
1305,41р.
|
свыше 16 приборов
|
0,84
|
7,03
|
1366,49р.
|
1639,79р.
|
-
|
В соответствии с расчетом цен ОАО «Таганрогмежрайгаз» на техническое обслуживание внутридомового газового стояка многоквартирного дома в 2008 и 2009 годах норма времени оказания данной услуги при количестве приборов на стояке: до 5, 6-10, 11-15, свыше 16 приборов не соответствует нормативной и превышает ее в среднем в 8 раз.
Согласно пояснениям ОАО «Таганрогмежрайгаз» в соответствии с пунктом 5 раздела «Общие указания» Прейскуранта отмечено, что перечень работ и наименование газового оборудования, приведенные в Прейскуранте, являются примерными и могут быть дополнены в зависимости от имеющегося оборудования. Согласно пункту 9 раздела «Общие указания» Прейскуранта трудоемкость выполнения работ установлена в соответствии с имеющимися в отрасли типовыми нормами и с учетом соблюдения условий труда действующим на дату составления Прейскуранта (2001 год) отраслевых типовых норм времени с годом издания от 1983 года по 1987 год. По работам, требующим корректировки с учетом изменившейся сложности их выполнения, трудоемкость определяется специалистами газораспределительной организации.
После изучения нормативно-технические актов, Прейскуранта и проведения хронометража работ по техническому обслуживанию внутреннего газопровода в многоквартирном жилом доме специалистами ОАО «Таганрогмежрайгаз» был определен необходимый состав работ и норма времени в размере 1,74 часа при условии выполнения работы бригадой из трех человек.
Действия ОАО «Таганрогмежрайгаз» по увеличению нормы времени оказания данной услуги до 1,74 часа вместо 0,6 часа и увеличению состава бригады до трех человек вместо одного человека привели к увеличению стоимости услуги по техническому обслуживанию внутридомового газового стояка многоквартирного дома при количестве газовых приборов на одном стояке 6-10 приборов в 8,7 раза по сравнению со стоимостью данной услуги, рассчитанной в соответствии с Прейскурантом.
В соответствии с пояснением ОАО «Таганрогмежрайгаз» общество подало 10.06.2009 в Региональную службу по тарифам Ростовской области документы на согласование тарифов на услуги по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования.
В соответствии с пунктом 5.49 Положения о Региональной службе по тарифам Ростовской области, утвержденного Постановлением Администрации Ростовской области от 21.01.2005 № 12, Региональная служба по тарифам Ростовской области согласовывает размеры тарифов на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерское обеспечение для газораспределительных организаций.
В соответствии с ответом Региональной службы по тарифам Ростовской области служба согласовала, а ОАО «Таганрогмежрайгаз» утвердило тарифы на услугу по проверке герметичности внутреннего газопровода и внутридомового газового оборудования. С 1 сентября 2009 года действуют следующие тарифы.
Проверка герметичности внутреннего газопровода и внутридомового газового оборудования при количестве приборов на одном стояке
|
Цена (с НДС)
|
до 5 приборов
|
100,26р.
|
6-10 приборов
|
114,91р.
|
11-15 приборов
|
138,57р.
|
Согласованный Региональной службой по тарифам Ростовской области тариф ОАО «Таганрогмежрайгаз» на оказание данной услуги более чем в 8 раз ниже раньше действовавшего.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если:
1) эта цена превышает цену, которую в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по количеству продаваемого за определенный период товара, составу покупателей или продавцов товара и условиям доступа (далее – сопоставимый товарный рынок), устанавливают хозяйствующие субъекты, не входящие с покупателями или продавцами товара в одну группу лиц и не занимающие доминирующего положения на сопоставимом товарном рынке;
2) эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли.
С учетом специфики рынка предоставления услуг по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования (так как данный вид деятельности имеют право осуществлять только газораспределительные организации, имеющие аварийно-диспетчерскую службу), сопоставимые товарные рынки, находящиеся в состоянии конкуренции отсутствуют.
Действия ОАО «Таганрогмежрайгаз» по увеличению нормы времени оказания услуги по техническому обслуживанию внутридомового газового стояка многоквартирного дома в 8 раз по сравнению с нормой времени на оказание данной услуги в соответствии с Прейскурантом привели к превышению ценой данной услуги необходимых для производства и реализации данной услуги расходов и прибыли.
Таким образом, цена услуги ОАО «Таганрогмежрайгаз» на техническое обслуживание внутридомового газового стояка многоквартирного дома, установленная в период с 20.10.2008 до 01.09.2009 является монопольно высокой.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе установление, поддержание монопольно высокой цены товара.
В результате полного и всестороннего изучения доказательств и обстоятельств дела, Комиссия пришла к выводу о том, что ОАО «Таганрогмежрайгаз» нарушило часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части установления монопольно высокой цены на техническое внутридомового газового стояка многоквартирного дома.
Однако с 01.01.2009 ОАО «Таганрогмежрайгаз» по согласованию с Региональной службой по тарифам Ростовской области снизило тарифы на оказание данной услуги более чем в 8 раз, данный тариф не превышает тарифы иных газораспределительных организаций Ростовской области.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела ОАО «Таганрогмежрайгаз» устранило нарушение антимонопольного законодательства.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
РЕШИЛА:
1. Признать ОАО «Таганрогмежрайгаз» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части установления монопольно высокой цены услуги по техническому обслуживанию внутридомового газового стояка многоквартирного дома.
2. Дело в отношении ОАО «Таганрогмежрайгаз» прекратить в связи с добровольным устранением нарушения.
Председатель комиссии Ростовского УФАС России по рассмотрению дела нарушении антимонопольного законодательства: В.Г. Корнеев
Члены комиссии Ростовского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства: С.А. Солянко, П.П. Воронцов
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административный правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
stdClass Object
(
[vid] => 4522
[uid] => 1
[title] => Решение по делу № 483 от 10.09.2009 г. в отношении ОАО «Таганрогмежрайгаз»
[log] =>
[status] => 1
[comment] => 1
[promote] => 0
[sticky] => 0
[nid] => 4522
[type] => solution
[language] => ru
[created] => 1320771109
[changed] => 1370529870
[tnid] => 0
[translate] => 0
[revision_timestamp] => 1370529870
[revision_uid] => 0
[body] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] =>
10 сентября 2009 года
г. Ростов-на-Дону
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее – Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель комиссии
|
В.Г. Корнеев
|
Члены комиссии
|
С.А. Солянко
П.П. Воронцов
|
рассмотрев дело № 483 по признакам нарушения ОАО «Таганрогмежрайгаз» (347904, Ростовская обл., г. Таганрог, ул. Дзержинского, 3) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступило заявление ЖСК-39 г. Таганрога о наличии в действиях ОАО «Таганрогмежрайгаз» признаков злоупотребления доминирующим положением на рынке услуг по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования, выражающихся в установлении монопольно высокой цены услуги по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования.
Согласно заявлению ЖСК-39 г. Таганрога ОАО «Таганрогмежрайгаз» направило ЖСК-39 г. Таганрога оферту на заключение договора на техническое обслуживание, ремонт и аварийно-диспетчерское обеспечение общедомового газового оборудования многоквартирного жилого дома. Стоимость работ в соответствии с проектом договора составила 20446,06 рублей, в том числе:
1. Техническое обслуживание внутридомового газового стояка многоквартирного дома при количестве газовых приборов на одном стояке 6-10 приборов – 976,06 руб./стояк (с НДС).
2. Техническое обслуживание внутридомового газопровода в подъездах домов 1 запорное устройство – 57,8 руб./шт. (с НДС).
3. Техническое обслуживание внутридомового газопровода в подъездах домов каждое последующее запорное устройство – 28,9 руб./шт. (с НДС).
В результате выборочного анализа Ростовским УФАС России цен иных организаций в Ростовской области установлено, что цена услуги по техническому обслуживанию внутридомового газового стояка многоквартирного дома при количестве газовых приборов на одном стояке 6-10 приборов в ОАО «Таганрогмежрайгаз» в среднем более чем в 7 раз выше, чем у других организаций.
Наименование организации
|
Цена услуги, руб. (с НДС)
|
Техническое обслуживание внутридомового газового стояка многоквартирного дома при количестве газовых приборов на одном стояке 6-10 приборов
|
Техническое обслуживание внутридомового газопровода в подъездах домов 1 запорное устройство
|
Техническое обслуживание внутридомового газопровода в подъездах домов каждое последующее запорное устройство
|
ОАО «Таганрогмежрайгаз»
|
976,06
|
57,8
|
28,9
|
ОАО «Ростовоблгаз»
|
123,5
|
26,62
|
-
|
ОАО «Волгодонскмежрайгаз»
|
251
|
25,39
|
-
|
ОАО «Новочеркасскгоргаз»
|
115
|
98
|
49
|
ООО «Горгаз»
|
105,05
|
47,13
|
29,63
|
Согласно пояснениям ОАО «Таганрогмежрайгаз» цены услуг по техническому обслуживанию газового оборудования рассчитаны ОАО «Таганрогмежрайгаз» на основе «Примерного прейскуранта на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительных систем» (далее – Прейскурант), разработанного ОАО «Гипрониигаз» и утвержденного 20.06.2001 ОАО «Росгазификация».
В соответствии с пунктом 10.1.30 Прейскуранта трудозатраты при проведении проверки герметичности внутреннего газопровода и газового оборудования при количестве приборов на одном стояке 6-10 приборов составляют 0,6 чел.ч. Данная норма трудозатрат используется также иными организациями, оказывающими услуги по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования в Ростовской области.
ОАО «Таганрогмежрайгаз» в расчет стоимости услуги по техническому обслуживанию внутридомового газового стояка многоквартирного дома при количестве газовых приборов на одном стояке 6-10 приборов включает трудозатраты – 5,22 чел.ч.
В связи с тем, что цена данной услуги рассчитывается на основе трудозатрат, то завышение нормы времени приводит к необоснованному завышению и цены данной услуги.
Действия ОАО «Таганрогмежрайгаз» на рынке оказания услуг по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования содержали в себе признаки злоупотребления организацией доминирующим положением на данном рынке путем установления монопольно высокой цены на указанную услугу, что послужило основанием для возбуждения дела в отношении ОАО «Таганрогмежрайгаз» о нарушении части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
В ходе рассмотрения дела Комиссией был проведен анализ конкуренции на рынке услуг оказываемых населению по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерскому обслуживанию в географических границах г. Таганрога Ростовской области, согласно требованиям Порядка проведения анализа и оценки конкурентной среды на товарных рынках, утвержденного Приказом ФАС России от 25.04.2006 № 108.
По результатам проведенного анализа установлено, что ОАО «Таганрогмежрайгаз» занимает доминирующее положение на рынке услуг оказываемых населению по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерскому обслуживанию в географических границах г. Таганрога Ростовской области с долей на рынке более 65%.
ОАО «Таганрогмежрайгаз» представило в Ростовское УФАС России расчет цен на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования на 2008 год, в соответствии с которым накладные расходы (цеховые и общехозяйственные расходы) планируются в размере 115% от фонда оплаты труда рабочих, занятых обслуживанием внутридомового газового оборудования. Плановая рентабельность услуги по техническому обслуживанию внутридомового газового стояка многоквартирного дома составляет 12,76%.
Согласно результатам опроса газораспределительных организаций Ростовской области накладные расходы планируются исходя из фонда оплаты труда. Так, ОАО «Новочеркасскгоргаз» планирует накладные расходы в размере 196,2% фонда оплаты труда, ОАО «Ростовоблгаз» – 133,8%, ОАО «Азовмежрайгаз» – 170%. Рентабельность, включаемая в стоимость работ по техническому обслуживанию внутридомового газового стояка многоквартирного дома ОАО «Волгодонскмежрайгаз», ОАО «Новочеркасскгоргаз», ООО «Горгаз», ОАО «Ростовоблгаз» ОАО «Азовмежрайгаз» составила 10%.
Техническое обслуживание внутридомового газового стояка многоквартирного дома при количестве газовых приборов на одном стояке
|
Норма времени в соответствии с Прейскурантом
|
Норма времени,
включаемая в цену
ОАО «Таганрогмежрайгаз»
|
Цена с 20.10.2008 (с НДС)
|
Цена с 01.01.2009 (с НДС)
|
Цена с 01.06.2009 (с НДС)
|
до 5 приборов
|
0,52
|
4,19
|
845,92р.
|
1015,11р.
|
874,76р.
|
6-10 приборов
|
0,60
|
5,22
|
976,06р.
|
1171,27р.
|
1090,08р.
|
11-15 приборов
|
0,72
|
6,25
|
1171,27р.
|
1405,52р.
|
1305,41р.
|
свыше 16 приборов
|
0,84
|
7,03
|
1366,49р.
|
1639,79р.
|
-
|
В соответствии с расчетом цен ОАО «Таганрогмежрайгаз» на техническое обслуживание внутридомового газового стояка многоквартирного дома в 2008 и 2009 годах норма времени оказания данной услуги при количестве приборов на стояке: до 5, 6-10, 11-15, свыше 16 приборов не соответствует нормативной и превышает ее в среднем в 8 раз.
Согласно пояснениям ОАО «Таганрогмежрайгаз» в соответствии с пунктом 5 раздела «Общие указания» Прейскуранта отмечено, что перечень работ и наименование газового оборудования, приведенные в Прейскуранте, являются примерными и могут быть дополнены в зависимости от имеющегося оборудования. Согласно пункту 9 раздела «Общие указания» Прейскуранта трудоемкость выполнения работ установлена в соответствии с имеющимися в отрасли типовыми нормами и с учетом соблюдения условий труда действующим на дату составления Прейскуранта (2001 год) отраслевых типовых норм времени с годом издания от 1983 года по 1987 год. По работам, требующим корректировки с учетом изменившейся сложности их выполнения, трудоемкость определяется специалистами газораспределительной организации.
После изучения нормативно-технические актов, Прейскуранта и проведения хронометража работ по техническому обслуживанию внутреннего газопровода в многоквартирном жилом доме специалистами ОАО «Таганрогмежрайгаз» был определен необходимый состав работ и норма времени в размере 1,74 часа при условии выполнения работы бригадой из трех человек.
Действия ОАО «Таганрогмежрайгаз» по увеличению нормы времени оказания данной услуги до 1,74 часа вместо 0,6 часа и увеличению состава бригады до трех человек вместо одного человека привели к увеличению стоимости услуги по техническому обслуживанию внутридомового газового стояка многоквартирного дома при количестве газовых приборов на одном стояке 6-10 приборов в 8,7 раза по сравнению со стоимостью данной услуги, рассчитанной в соответствии с Прейскурантом.
В соответствии с пояснением ОАО «Таганрогмежрайгаз» общество подало 10.06.2009 в Региональную службу по тарифам Ростовской области документы на согласование тарифов на услуги по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования.
В соответствии с пунктом 5.49 Положения о Региональной службе по тарифам Ростовской области, утвержденного Постановлением Администрации Ростовской области от 21.01.2005 № 12, Региональная служба по тарифам Ростовской области согласовывает размеры тарифов на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерское обеспечение для газораспределительных организаций.
В соответствии с ответом Региональной службы по тарифам Ростовской области служба согласовала, а ОАО «Таганрогмежрайгаз» утвердило тарифы на услугу по проверке герметичности внутреннего газопровода и внутридомового газового оборудования. С 1 сентября 2009 года действуют следующие тарифы.
Проверка герметичности внутреннего газопровода и внутридомового газового оборудования при количестве приборов на одном стояке
|
Цена (с НДС)
|
до 5 приборов
|
100,26р.
|
6-10 приборов
|
114,91р.
|
11-15 приборов
|
138,57р.
|
Согласованный Региональной службой по тарифам Ростовской области тариф ОАО «Таганрогмежрайгаз» на оказание данной услуги более чем в 8 раз ниже раньше действовавшего.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если:
1) эта цена превышает цену, которую в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по количеству продаваемого за определенный период товара, составу покупателей или продавцов товара и условиям доступа (далее – сопоставимый товарный рынок), устанавливают хозяйствующие субъекты, не входящие с покупателями или продавцами товара в одну группу лиц и не занимающие доминирующего положения на сопоставимом товарном рынке;
2) эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли.
С учетом специфики рынка предоставления услуг по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования (так как данный вид деятельности имеют право осуществлять только газораспределительные организации, имеющие аварийно-диспетчерскую службу), сопоставимые товарные рынки, находящиеся в состоянии конкуренции отсутствуют.
Действия ОАО «Таганрогмежрайгаз» по увеличению нормы времени оказания услуги по техническому обслуживанию внутридомового газового стояка многоквартирного дома в 8 раз по сравнению с нормой времени на оказание данной услуги в соответствии с Прейскурантом привели к превышению ценой данной услуги необходимых для производства и реализации данной услуги расходов и прибыли.
Таким образом, цена услуги ОАО «Таганрогмежрайгаз» на техническое обслуживание внутридомового газового стояка многоквартирного дома, установленная в период с 20.10.2008 до 01.09.2009 является монопольно высокой.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе установление, поддержание монопольно высокой цены товара.
В результате полного и всестороннего изучения доказательств и обстоятельств дела, Комиссия пришла к выводу о том, что ОАО «Таганрогмежрайгаз» нарушило часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части установления монопольно высокой цены на техническое внутридомового газового стояка многоквартирного дома.
Однако с 01.01.2009 ОАО «Таганрогмежрайгаз» по согласованию с Региональной службой по тарифам Ростовской области снизило тарифы на оказание данной услуги более чем в 8 раз, данный тариф не превышает тарифы иных газораспределительных организаций Ростовской области.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела ОАО «Таганрогмежрайгаз» устранило нарушение антимонопольного законодательства.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
РЕШИЛА:
1. Признать ОАО «Таганрогмежрайгаз» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части установления монопольно высокой цены услуги по техническому обслуживанию внутридомового газового стояка многоквартирного дома.
2. Дело в отношении ОАО «Таганрогмежрайгаз» прекратить в связи с добровольным устранением нарушения.
Председатель комиссии Ростовского УФАС России по рассмотрению дела нарушении антимонопольного законодательства: В.Г. Корнеев
Члены комиссии Ростовского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства: С.А. Солянко, П.П. Воронцов
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административный правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
[summary] =>
[format] => full_html
[safe_value] =>
10 сентября 2009 года
г. Ростов-на-Дону
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее – Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель комиссии
|
В.Г. Корнеев
|
Члены комиссии
|
С.А. Солянко
П.П. Воронцов
|
рассмотрев дело № 483 по признакам нарушения ОАО «Таганрогмежрайгаз» (347904, Ростовская обл., г. Таганрог, ул. Дзержинского, 3) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступило заявление ЖСК-39 г. Таганрога о наличии в действиях ОАО «Таганрогмежрайгаз» признаков злоупотребления доминирующим положением на рынке услуг по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования, выражающихся в установлении монопольно высокой цены услуги по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования.
Согласно заявлению ЖСК-39 г. Таганрога ОАО «Таганрогмежрайгаз» направило ЖСК-39 г. Таганрога оферту на заключение договора на техническое обслуживание, ремонт и аварийно-диспетчерское обеспечение общедомового газового оборудования многоквартирного жилого дома. Стоимость работ в соответствии с проектом договора составила 20446,06 рублей, в том числе:
1. Техническое обслуживание внутридомового газового стояка многоквартирного дома при количестве газовых приборов на одном стояке 6-10 приборов – 976,06 руб./стояк (с НДС).
2. Техническое обслуживание внутридомового газопровода в подъездах домов 1 запорное устройство – 57,8 руб./шт. (с НДС).
3. Техническое обслуживание внутридомового газопровода в подъездах домов каждое последующее запорное устройство – 28,9 руб./шт. (с НДС).
В результате выборочного анализа Ростовским УФАС России цен иных организаций в Ростовской области установлено, что цена услуги по техническому обслуживанию внутридомового газового стояка многоквартирного дома при количестве газовых приборов на одном стояке 6-10 приборов в ОАО «Таганрогмежрайгаз» в среднем более чем в 7 раз выше, чем у других организаций.
Наименование организации
|
Цена услуги, руб. (с НДС)
|
Техническое обслуживание внутридомового газового стояка многоквартирного дома при количестве газовых приборов на одном стояке 6-10 приборов
|
Техническое обслуживание внутридомового газопровода в подъездах домов 1 запорное устройство
|
Техническое обслуживание внутридомового газопровода в подъездах домов каждое последующее запорное устройство
|
ОАО «Таганрогмежрайгаз»
|
976,06
|
57,8
|
28,9
|
ОАО «Ростовоблгаз»
|
123,5
|
26,62
|
-
|
ОАО «Волгодонскмежрайгаз»
|
251
|
25,39
|
-
|
ОАО «Новочеркасскгоргаз»
|
115
|
98
|
49
|
ООО «Горгаз»
|
105,05
|
47,13
|
29,63
|
Согласно пояснениям ОАО «Таганрогмежрайгаз» цены услуг по техническому обслуживанию газового оборудования рассчитаны ОАО «Таганрогмежрайгаз» на основе «Примерного прейскуранта на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительных систем» (далее – Прейскурант), разработанного ОАО «Гипрониигаз» и утвержденного 20.06.2001 ОАО «Росгазификация».
В соответствии с пунктом 10.1.30 Прейскуранта трудозатраты при проведении проверки герметичности внутреннего газопровода и газового оборудования при количестве приборов на одном стояке 6-10 приборов составляют 0,6 чел.ч. Данная норма трудозатрат используется также иными организациями, оказывающими услуги по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования в Ростовской области.
ОАО «Таганрогмежрайгаз» в расчет стоимости услуги по техническому обслуживанию внутридомового газового стояка многоквартирного дома при количестве газовых приборов на одном стояке 6-10 приборов включает трудозатраты – 5,22 чел.ч.
В связи с тем, что цена данной услуги рассчитывается на основе трудозатрат, то завышение нормы времени приводит к необоснованному завышению и цены данной услуги.
Действия ОАО «Таганрогмежрайгаз» на рынке оказания услуг по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования содержали в себе признаки злоупотребления организацией доминирующим положением на данном рынке путем установления монопольно высокой цены на указанную услугу, что послужило основанием для возбуждения дела в отношении ОАО «Таганрогмежрайгаз» о нарушении части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
В ходе рассмотрения дела Комиссией был проведен анализ конкуренции на рынке услуг оказываемых населению по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерскому обслуживанию в географических границах г. Таганрога Ростовской области, согласно требованиям Порядка проведения анализа и оценки конкурентной среды на товарных рынках, утвержденного Приказом ФАС России от 25.04.2006 № 108.
По результатам проведенного анализа установлено, что ОАО «Таганрогмежрайгаз» занимает доминирующее положение на рынке услуг оказываемых населению по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерскому обслуживанию в географических границах г. Таганрога Ростовской области с долей на рынке более 65%.
ОАО «Таганрогмежрайгаз» представило в Ростовское УФАС России расчет цен на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования на 2008 год, в соответствии с которым накладные расходы (цеховые и общехозяйственные расходы) планируются в размере 115% от фонда оплаты труда рабочих, занятых обслуживанием внутридомового газового оборудования. Плановая рентабельность услуги по техническому обслуживанию внутридомового газового стояка многоквартирного дома составляет 12,76%.
Согласно результатам опроса газораспределительных организаций Ростовской области накладные расходы планируются исходя из фонда оплаты труда. Так, ОАО «Новочеркасскгоргаз» планирует накладные расходы в размере 196,2% фонда оплаты труда, ОАО «Ростовоблгаз» – 133,8%, ОАО «Азовмежрайгаз» – 170%. Рентабельность, включаемая в стоимость работ по техническому обслуживанию внутридомового газового стояка многоквартирного дома ОАО «Волгодонскмежрайгаз», ОАО «Новочеркасскгоргаз», ООО «Горгаз», ОАО «Ростовоблгаз» ОАО «Азовмежрайгаз» составила 10%.
Техническое обслуживание внутридомового газового стояка многоквартирного дома при количестве газовых приборов на одном стояке
|
Норма времени в соответствии с Прейскурантом
|
Норма времени,
включаемая в цену
ОАО «Таганрогмежрайгаз»
|
Цена с 20.10.2008 (с НДС)
|
Цена с 01.01.2009 (с НДС)
|
Цена с 01.06.2009 (с НДС)
|
до 5 приборов
|
0,52
|
4,19
|
845,92р.
|
1015,11р.
|
874,76р.
|
6-10 приборов
|
0,60
|
5,22
|
976,06р.
|
1171,27р.
|
1090,08р.
|
11-15 приборов
|
0,72
|
6,25
|
1171,27р.
|
1405,52р.
|
1305,41р.
|
свыше 16 приборов
|
0,84
|
7,03
|
1366,49р.
|
1639,79р.
|
-
|
В соответствии с расчетом цен ОАО «Таганрогмежрайгаз» на техническое обслуживание внутридомового газового стояка многоквартирного дома в 2008 и 2009 годах норма времени оказания данной услуги при количестве приборов на стояке: до 5, 6-10, 11-15, свыше 16 приборов не соответствует нормативной и превышает ее в среднем в 8 раз.
Согласно пояснениям ОАО «Таганрогмежрайгаз» в соответствии с пунктом 5 раздела «Общие указания» Прейскуранта отмечено, что перечень работ и наименование газового оборудования, приведенные в Прейскуранте, являются примерными и могут быть дополнены в зависимости от имеющегося оборудования. Согласно пункту 9 раздела «Общие указания» Прейскуранта трудоемкость выполнения работ установлена в соответствии с имеющимися в отрасли типовыми нормами и с учетом соблюдения условий труда действующим на дату составления Прейскуранта (2001 год) отраслевых типовых норм времени с годом издания от 1983 года по 1987 год. По работам, требующим корректировки с учетом изменившейся сложности их выполнения, трудоемкость определяется специалистами газораспределительной организации.
После изучения нормативно-технические актов, Прейскуранта и проведения хронометража работ по техническому обслуживанию внутреннего газопровода в многоквартирном жилом доме специалистами ОАО «Таганрогмежрайгаз» был определен необходимый состав работ и норма времени в размере 1,74 часа при условии выполнения работы бригадой из трех человек.
Действия ОАО «Таганрогмежрайгаз» по увеличению нормы времени оказания данной услуги до 1,74 часа вместо 0,6 часа и увеличению состава бригады до трех человек вместо одного человека привели к увеличению стоимости услуги по техническому обслуживанию внутридомового газового стояка многоквартирного дома при количестве газовых приборов на одном стояке 6-10 приборов в 8,7 раза по сравнению со стоимостью данной услуги, рассчитанной в соответствии с Прейскурантом.
В соответствии с пояснением ОАО «Таганрогмежрайгаз» общество подало 10.06.2009 в Региональную службу по тарифам Ростовской области документы на согласование тарифов на услуги по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования.
В соответствии с пунктом 5.49 Положения о Региональной службе по тарифам Ростовской области, утвержденного Постановлением Администрации Ростовской области от 21.01.2005 № 12, Региональная служба по тарифам Ростовской области согласовывает размеры тарифов на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерское обеспечение для газораспределительных организаций.
В соответствии с ответом Региональной службы по тарифам Ростовской области служба согласовала, а ОАО «Таганрогмежрайгаз» утвердило тарифы на услугу по проверке герметичности внутреннего газопровода и внутридомового газового оборудования. С 1 сентября 2009 года действуют следующие тарифы.
Проверка герметичности внутреннего газопровода и внутридомового газового оборудования при количестве приборов на одном стояке
|
Цена (с НДС)
|
до 5 приборов
|
100,26р.
|
6-10 приборов
|
114,91р.
|
11-15 приборов
|
138,57р.
|
Согласованный Региональной службой по тарифам Ростовской области тариф ОАО «Таганрогмежрайгаз» на оказание данной услуги более чем в 8 раз ниже раньше действовавшего.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если:
1) эта цена превышает цену, которую в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по количеству продаваемого за определенный период товара, составу покупателей или продавцов товара и условиям доступа (далее – сопоставимый товарный рынок), устанавливают хозяйствующие субъекты, не входящие с покупателями или продавцами товара в одну группу лиц и не занимающие доминирующего положения на сопоставимом товарном рынке;
2) эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли.
С учетом специфики рынка предоставления услуг по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования (так как данный вид деятельности имеют право осуществлять только газораспределительные организации, имеющие аварийно-диспетчерскую службу), сопоставимые товарные рынки, находящиеся в состоянии конкуренции отсутствуют.
Действия ОАО «Таганрогмежрайгаз» по увеличению нормы времени оказания услуги по техническому обслуживанию внутридомового газового стояка многоквартирного дома в 8 раз по сравнению с нормой времени на оказание данной услуги в соответствии с Прейскурантом привели к превышению ценой данной услуги необходимых для производства и реализации данной услуги расходов и прибыли.
Таким образом, цена услуги ОАО «Таганрогмежрайгаз» на техническое обслуживание внутридомового газового стояка многоквартирного дома, установленная в период с 20.10.2008 до 01.09.2009 является монопольно высокой.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе установление, поддержание монопольно высокой цены товара.
В результате полного и всестороннего изучения доказательств и обстоятельств дела, Комиссия пришла к выводу о том, что ОАО «Таганрогмежрайгаз» нарушило часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части установления монопольно высокой цены на техническое внутридомового газового стояка многоквартирного дома.
Однако с 01.01.2009 ОАО «Таганрогмежрайгаз» по согласованию с Региональной службой по тарифам Ростовской области снизило тарифы на оказание данной услуги более чем в 8 раз, данный тариф не превышает тарифы иных газораспределительных организаций Ростовской области.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела ОАО «Таганрогмежрайгаз» устранило нарушение антимонопольного законодательства.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
РЕШИЛА:
1. Признать ОАО «Таганрогмежрайгаз» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части установления монопольно высокой цены услуги по техническому обслуживанию внутридомового газового стояка многоквартирного дома.
2. Дело в отношении ОАО «Таганрогмежрайгаз» прекратить в связи с добровольным устранением нарушения.
Председатель комиссии Ростовского УФАС России по рассмотрению дела нарушении антимонопольного законодательства: В.Г. Корнеев
Члены комиссии Ростовского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства: С.А. Солянко, П.П. Воронцов
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административный правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
[safe_summary] =>
)
)
)
[field_solution_num] => Array
(
)
[field_solution_file_num] => Array
(
)
[field_solution_preview] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] =>
[format] => full_html
[safe_value] =>
)
)
)
[field_solution_cat] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 11
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 11
[vid] => 3
[name] => Решения по делам
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 0
[vocabulary_machine_name] => category_solutions
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_file] => Array
(
)
[field_solution_scope] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 3
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 3
[vid] => 6
[name] => Антимонопольное регулирование
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 13
[vocabulary_machine_name] => practice_areas
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_tags] => Array
(
)
[field_solution_datetime_public] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2010-04-07 15:53:41
[timezone] => Europe/Moscow
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_nodes_related] => Array
(
)
[field_date] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2010-04-07 15:53:41
[timezone] => Europe/Moscow
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_simplenews_term] => Array
(
)
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => sioc:Item
[1] => foaf:Document
)
[title] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:title
)
)
[created] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:date
[1] => dc:created
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[changed] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:modified
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[body] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => content:encoded
)
)
[uid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:has_creator
)
[type] => rel
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => foaf:name
)
)
[comment_count] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:num_replies
)
[datatype] => xsd:integer
)
[last_activity] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:last_activity_date
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
)
[cid] => 0
[last_comment_timestamp] => 1320771109
[last_comment_name] =>
[last_comment_uid] => 1
[comment_count] => 0
[name] => admin
[picture] => 0
[data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;}
[subscriptions_notify] =>
[entity_view_prepared] => 1
[region_name] => Ростовское УФАС России
)