Решение по делу № 486 от 10.08.2009 г. в отношении ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга»

Дата публикации: 31 марта 2010, 19:12

10 августа 2009 года
город Ростов-на-Дону

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

Председатель
Комиссии:
 
члены Комиссии:
Корнеев В.Г., руководитель управления;
Зиновьев О.Г., начальник отдела контроля за соблюдением антимонопольного законодательства;
Евсенков С.В., специалист – эксперт отдела контроля за соблюдением антимонопольного законодательства,
 

рассмотрев дело №486 о ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга» (далее по тексту ОАО «МРСК Юга», 344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 49)части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – ФЗ «О защите конкуренции»),
 
УСТАНОВИЛА:
 
12.05.09. в Ростовское УФАС России поступило обращение ОАО «Энергосбытовая компания «Восток» (далее по тексту ОАО «ЭК «Восток» (105062, г. Москва, ул. Чаплыгина, 11), о нарушении ОАО «МРСК Юга» антимонопольного законодательства.
Указанное нарушение, по мнению заявителя, выразилось в следующем:
ОАО «ЭК «Восток» является энергосбытовой организацией. Основным видом деятельности является купля продажа электрической энергии на оптовом рынке электрической энергии (мощности) и снабжения потребителей электрической энергии на розничном рынке (свидетельство от 06.09.2006г. о внесении в реестр субъектов оптового рынка № 2.1.0024).
Между ОАО «ЭК «Восток» и потребителями электрической энергии ОАО «Таганрогский металлургический завод» (далее по тексту ОАО «Тагмет») и ООО «Ростсельмашэнергосбыт» энергопринемающие устройства которых технологически присоединены к электрическим сетям ОАО «МРСК Юга», были заключены договоры №Г-40 от 05.06.2003г. и №16-08/6Д от 30.08.2006г., по условиям которых ОАО «ЭК «Восток» обязалось осуществлять продажу электрической энергии, а также заключить договор с сетевой организацией в интересах потребителей, к сети которой присоединены энергопринемающие устройства ОАО «Тагмет» и ООО «Ростсельмашэнергосбыт», обеспечить передачу электрической энергии и предоставление иных услуг, неразрывно связанных с процессом энергоснабжения, а потребители обязались принимать и оплачивать приобретаемую электрическую энергию и оказанные услуги, в том числе услуги ОАО «МРСК Юга» по передаче электрической энергии.
В этой связи, ОАО «ЭК «Восток» заключило с ОАО «МРСК Юга» в интересах своих потребителей, договор № 9315/06 от 13.12.2006г. на оказание услуг по передаче электрической энергии (мощности) через сети ОАО «МРСК Юга», в соответствии с которым ОАО «МРСК Юга» обязалось оказывать услуги по передаче электрической энергии ОАО «ЭК «Восток», а ОАО «ЭК «Восток» обязалось оплачивать услуги по передаче электроэнергии в порядке, установленном договором.
ОАО «МРСК Юга» в соответствии со ст.3 Федерального закона об электроэнергетике» от 26.03.2003г. №35-ФЗ (далее по тексту ФЗ-№35), п.3 «Правил функционирования розничных рынков электроэнергии в переходный период реформирования электроэнергетики», утвержденных Постановлением Правительства РФ №530 от 31.08.2006г. (далее по тексту Правила №530) обладает статусом сетевой организации, владеет объектами электросетевого хозяйства и осуществляет с их использованием деятельность по передаче электрической энергии.
Приказом Федеральной службы по тарифам (далее по тексту ФСТ) от 16.06.2008г. №208-э, ОАО «МРСК Юга» включено в реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль.
В мае 2008 года РСТ РО вносит изменения в свое Постановление №15/4 от 27.12.2007г., согласно которым устанавливает на территории Ростовской области два варианта расчета для всех потребителей услуг по передаче электрической энергии (Постановление РСТ РО №5/3 от 23.05.2008г.).
В связи с этим ОАО «Тагмет» и ООО «Ростсельмашэнергосбыт» сообщили ОАО «ЭК «Восток» при пролонгации договоров энергоснабжения, а позднее направили письменные предложения о переходе на одноставочный тариф в 2009 году (письмо ООО «Ростсельмашэнергосбыт» №5/482 от 09.12.2008г., письмо ОАО «Тагмет» №50/01-02.295 от 09.12.2008г.). Данные обстоятельства послужили основанием для направления в июне 2008 года в адрес ОАО «МРСК Юга» предложения со стороны ОАО «ЭК «Восток» о намерении в дальнейшем производить расчеты за услуги по передаче электрической энергии по одноставочному тарифу (письмо ОАО «ЭК «Восток» №08/747 от 05.06.2008г.).
Однако ОАО «МРСК Юга» 03.07.08г. отказало в подписании дополнительного соглашения, в связи с возможным уменьшением дохода компании.
Также ОАО «ЭК «Восток» письмами №08/1397 от 09.12.08., №08/149 от 16.12.08., №08/1436 от 22.12.08. обращалось в ОАО «МРСК Юга» с предложением производить расчеты за услуги по передаче электрической энергии по одноставочному тарифу. На указанные письма, ОАО «МРСК Юга» ответило отказами (письма №РЭ/723/5/131/7560 от 01.12.08, №РЭ/723/5/1087/8127 от 19.12.08., №МР5/100/161 от 25.12.08., №МР5/1000/10 от 27.01.09.), указывая на то, что у ОАО «ЭК «Восток» отсутствует право выбора рассчитываться как по одноставочному, так и по двухставочному тарифу, так как он не является конечным потребителем электрической энергии.
Учитывая возможные финансовые последствия для ОАО «МРСК Юга» в случае перехода на одноставочный тариф, ОАО «ЭК «Восток» направил в ноябре 2008 года письмо в РСТ РО о своем намерении рассчитываться за услуги по передаче электрической энергии с ОАО «МРСК Юга» по одноставочному тарифу и учесть данные обстоятельства при формировании и утверждении тарифа на сетевые услуги на 2009 год.
Таким образом, на сегодняшний день ОАО «ЭК «Восток», а следовательно и потребители электрической энергии ОАО «Тагмет» и ООО «Ростсельмашэнергосбыт» вынуждены оплачивать услуги по передаче электрической энергии по двухставочному тарифу.
Согласно пояснениям ОАО «МРСК Юга»:
В соответствии с п.58 «Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в РФ» утвержденных Постановлением Правительства №109 от 24.02.2009г., потребители, в том числе покупающие часть электрической энергии (мощности) на оптовом рынке, самостоятельно выбирают для проведения расчетов за электрическую энергию (мощность) на розничном рынке один из указанных вариантов тарифа, уведомив об этом организацию, поставляющую ему электрическую энергию (мощность), не менее чем за месяц до вступления в установленном порядке в силу указанных тарифов.
К потребителям в данном случае не относится энергосбытовые организации (согласно ст.1 ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ», к ним относятся лица, осуществляющие пользование электрической энергией (мощностью) и (или) тепловой энергией (мощностью).
Уведомление производится в адрес организации, поставляющей потребителю электрическую энергию (мощность), статусом которой ОАО «МРСК Юга» не наделено. В Методических указаниях по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском рынке, утвержденных Приказом ФСТ от 06.08.2004г. №20-э/2, акционерные общества энергетики и электрофикации, другие регулируемые организации, осуществляющие несколько видов регулируемой деятельности, рассматриваются как:
- энергоснабжающая организация – в части осуществления продажи потребителям произведенной и (или) купленной энергии;
- региональная (территориальная) сетевая организация – в части передачи электрической (тепловой) энергии по распределительным сетям;
- потребитель (покупатель) энергии – в части пользования (покупки) энергией.
Условия п.58 «Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в РФ» утвержденных Постановлением Правительства №109 от 24.02.2009г., предусматривают особый способ одностороннего изменения условий договора, не применимый к отношениям по передаче электроэнергии.
Право выбора для проведения расчетов за электрическую энергию (мощность) на розничном рынке указанных вариантов тарифа и одностороннего изменения договорного условия о цене, предоставлено законодателем только конечному потребителю и энергоснабжающей организации, покупающей электроэнергию у другой энергоснабжающей организации.
Учитывая вариативность тарифов за услуги по передаче электрической энергии, условия договора и требования статей 309,310, 450,451 ГК РФ изменения договорного условия по цене (варианта тарифа) возможно по соглашению сторон или в судебном порядке (при наличии к этому оснований).
В соответствии с ч.4 ст.42 ФЗ «О защите конкуренции», к участию в рассмотрении данного дела в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах, Комиссия привлекла Региональную службу по тарифам Ростовской области, согласно пояснениям которой:
п.58 Основ ценообразования, определенно, что потребители, в том числе покупающие часть электрической энергии (мощности) на оптовом рынке, самостоятельно выбирают для проведения расчетов за электрическую энергию (мощность) на розничном рынке один из указанных вариантов тарифа, уведомив об этом организацию, поставляющую ему электрическую энергию (мощность), не менее чем за месяц до вступления в установленном порядке в силу указанных тарифов. При отсутствии такого уведомления расчет за электрическую энергию (мощность), если иное не будет установлено по взаимному соглашению сторон, производится по варианту тарифа, действующего в период, предшествующий расчетному. В расчетный период регулирования не допускается изменения варианта тарифа, если иное не будет установлено по взаимному соглашению сторон.
Принимая во внимание представленные в материалах дела документы и пояснения сторон Комиссия пришла к следующим выводам:
В соответствии с ч.3 ст.8 Федерального закон «О естественных монополиях» №147-ФЗ от 17.08.1995, субъекты естественных монополий обязаны предоставлять доступ на товарные рынки и (или) производить (реализовывать) товары и услуги, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, на недискриминационных условиях согласно требованиям антимонопольного законодательства.
В соответствии с п.117 Правил №530, услуги по передаче электрической энергии предоставляются на основании договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, заключаемых потребителями самостоятельно или в их интересах обслуживающими их гарантирующими поставщиками или энергосбытовыми организациями. Гарантирующие поставщики и энергосбытовые организации заключают с сетевыми организациями договоры оказания услуг по передаче электрической энергии в отношении точек поставки на розничном рынке обслуживаемых ими потребителей, если условиями договоров, заключенных ими с потребителями, предусмотрено обеспечение оказания услуг по передаче электрической энергии в интересах и за счет потребителя. Договоры оказания услуг по передаче электрической энергии заключаются в порядке, установленном Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг.
В соответствии с п.3 «Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг» утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее Правила №861), недискриминационный доступ к услугам по передаче электрической энергии предусматривает обеспечение равных условий предоставления указанных услуг их потребителям независимо от организационно-правовой формы и правовых отношений с лицом, оказывающим эти услуги.
Согласно п.4 Правил №861, потребителями услуг по передаче электрической энергии являются лица, владеющие на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном порядке к электрической сети (в том числе опосредованно) субъекты оптового рынка электрической энергии, осуществляющие экспорт (импорт) электрической энергии, а также энергосбытовые организации и гарантирующие поставщики в интересах обслуживаемых ими потребителей электрической энергии. Услуги по передаче электрической энергии предоставляются сетевой организацией на основании договора о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии (далее - договор).
В соответствии с п.9 Правил №861, договор является публичным и обязательным к заключению для сетевой организации.
Согласно п.2 ст.426 Гражданского кодекса РФ (далее по тексту ГК РФ), цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.
Также, в ходе рассмотрения данного дела Комиссией установлено, что между ОАО «МРСК Юга» и компаниями осуществляющими свою деятельность на розничном рынке электроэнергии на территории Ростовской области, достигнуты соглашения о возможности производить расчеты за услуги по передаче электрической энергии в 2009 году, по одноставочному тарифу.
Таким образом , действия ОАО «МРСК Юга» выразившиеся в отказе от внесений изменений в договор на оказание услуг по передаче электрической энергии (мощности) №9315/06 от 13.12.2006г. заключенного с ОАО «ЭК «Восток» (105062,г.Москва, ул. Чаплыгина, 11), свидетельствуют о нарушении ОАО «МРСК Юга» п.п.3,8 ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции».
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
 
РЕШИЛА:
 
1. Признать ОАО «МРСК Юга» нарушившим п.п.3,8 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
2. Выдать ОАО «МРСК Юга» предписание о прекращении нарушения п.8 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
 
Председатель Комиссии В.Г. Корнеев
 
Члены Комиссии: О.Г. Зиновьев, С.В. Евсенков
 
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
stdClass Object ( [vid] => 4520 [uid] => 1 [title] => Решение по делу № 486 от 10.08.2009 г. в отношении ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 4520 [type] => solution [language] => ru [created] => 1320771109 [changed] => 1370529870 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370529870 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

10 августа 2009 года
город Ростов-на-Дону

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

Председатель
Комиссии:
 
члены Комиссии:
Корнеев В.Г., руководитель управления;
Зиновьев О.Г., начальник отдела контроля за соблюдением антимонопольного законодательства;
Евсенков С.В., специалист – эксперт отдела контроля за соблюдением антимонопольного законодательства,
 

рассмотрев дело №486 о ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга» (далее по тексту ОАО «МРСК Юга», 344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 49)части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – ФЗ «О защите конкуренции»),
 
УСТАНОВИЛА:
 
12.05.09. в Ростовское УФАС России поступило обращение ОАО «Энергосбытовая компания «Восток» (далее по тексту ОАО «ЭК «Восток» (105062, г. Москва, ул. Чаплыгина, 11), о нарушении ОАО «МРСК Юга» антимонопольного законодательства.
Указанное нарушение, по мнению заявителя, выразилось в следующем:
ОАО «ЭК «Восток» является энергосбытовой организацией. Основным видом деятельности является купля продажа электрической энергии на оптовом рынке электрической энергии (мощности) и снабжения потребителей электрической энергии на розничном рынке (свидетельство от 06.09.2006г. о внесении в реестр субъектов оптового рынка № 2.1.0024).
Между ОАО «ЭК «Восток» и потребителями электрической энергии ОАО «Таганрогский металлургический завод» (далее по тексту ОАО «Тагмет») и ООО «Ростсельмашэнергосбыт» энергопринемающие устройства которых технологически присоединены к электрическим сетям ОАО «МРСК Юга», были заключены договоры №Г-40 от 05.06.2003г. и №16-08/6Д от 30.08.2006г., по условиям которых ОАО «ЭК «Восток» обязалось осуществлять продажу электрической энергии, а также заключить договор с сетевой организацией в интересах потребителей, к сети которой присоединены энергопринемающие устройства ОАО «Тагмет» и ООО «Ростсельмашэнергосбыт», обеспечить передачу электрической энергии и предоставление иных услуг, неразрывно связанных с процессом энергоснабжения, а потребители обязались принимать и оплачивать приобретаемую электрическую энергию и оказанные услуги, в том числе услуги ОАО «МРСК Юга» по передаче электрической энергии.
В этой связи, ОАО «ЭК «Восток» заключило с ОАО «МРСК Юга» в интересах своих потребителей, договор № 9315/06 от 13.12.2006г. на оказание услуг по передаче электрической энергии (мощности) через сети ОАО «МРСК Юга», в соответствии с которым ОАО «МРСК Юга» обязалось оказывать услуги по передаче электрической энергии ОАО «ЭК «Восток», а ОАО «ЭК «Восток» обязалось оплачивать услуги по передаче электроэнергии в порядке, установленном договором.
ОАО «МРСК Юга» в соответствии со ст.3 Федерального закона об электроэнергетике» от 26.03.2003г. №35-ФЗ (далее по тексту ФЗ-№35), п.3 «Правил функционирования розничных рынков электроэнергии в переходный период реформирования электроэнергетики», утвержденных Постановлением Правительства РФ №530 от 31.08.2006г. (далее по тексту Правила №530) обладает статусом сетевой организации, владеет объектами электросетевого хозяйства и осуществляет с их использованием деятельность по передаче электрической энергии.
Приказом Федеральной службы по тарифам (далее по тексту ФСТ) от 16.06.2008г. №208-э, ОАО «МРСК Юга» включено в реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль.
В мае 2008 года РСТ РО вносит изменения в свое Постановление №15/4 от 27.12.2007г., согласно которым устанавливает на территории Ростовской области два варианта расчета для всех потребителей услуг по передаче электрической энергии (Постановление РСТ РО №5/3 от 23.05.2008г.).
В связи с этим ОАО «Тагмет» и ООО «Ростсельмашэнергосбыт» сообщили ОАО «ЭК «Восток» при пролонгации договоров энергоснабжения, а позднее направили письменные предложения о переходе на одноставочный тариф в 2009 году (письмо ООО «Ростсельмашэнергосбыт» №5/482 от 09.12.2008г., письмо ОАО «Тагмет» №50/01-02.295 от 09.12.2008г.). Данные обстоятельства послужили основанием для направления в июне 2008 года в адрес ОАО «МРСК Юга» предложения со стороны ОАО «ЭК «Восток» о намерении в дальнейшем производить расчеты за услуги по передаче электрической энергии по одноставочному тарифу (письмо ОАО «ЭК «Восток» №08/747 от 05.06.2008г.).
Однако ОАО «МРСК Юга» 03.07.08г. отказало в подписании дополнительного соглашения, в связи с возможным уменьшением дохода компании.
Также ОАО «ЭК «Восток» письмами №08/1397 от 09.12.08., №08/149 от 16.12.08., №08/1436 от 22.12.08. обращалось в ОАО «МРСК Юга» с предложением производить расчеты за услуги по передаче электрической энергии по одноставочному тарифу. На указанные письма, ОАО «МРСК Юга» ответило отказами (письма №РЭ/723/5/131/7560 от 01.12.08, №РЭ/723/5/1087/8127 от 19.12.08., №МР5/100/161 от 25.12.08., №МР5/1000/10 от 27.01.09.), указывая на то, что у ОАО «ЭК «Восток» отсутствует право выбора рассчитываться как по одноставочному, так и по двухставочному тарифу, так как он не является конечным потребителем электрической энергии.
Учитывая возможные финансовые последствия для ОАО «МРСК Юга» в случае перехода на одноставочный тариф, ОАО «ЭК «Восток» направил в ноябре 2008 года письмо в РСТ РО о своем намерении рассчитываться за услуги по передаче электрической энергии с ОАО «МРСК Юга» по одноставочному тарифу и учесть данные обстоятельства при формировании и утверждении тарифа на сетевые услуги на 2009 год.
Таким образом, на сегодняшний день ОАО «ЭК «Восток», а следовательно и потребители электрической энергии ОАО «Тагмет» и ООО «Ростсельмашэнергосбыт» вынуждены оплачивать услуги по передаче электрической энергии по двухставочному тарифу.
Согласно пояснениям ОАО «МРСК Юга»:
В соответствии с п.58 «Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в РФ» утвержденных Постановлением Правительства №109 от 24.02.2009г., потребители, в том числе покупающие часть электрической энергии (мощности) на оптовом рынке, самостоятельно выбирают для проведения расчетов за электрическую энергию (мощность) на розничном рынке один из указанных вариантов тарифа, уведомив об этом организацию, поставляющую ему электрическую энергию (мощность), не менее чем за месяц до вступления в установленном порядке в силу указанных тарифов.
К потребителям в данном случае не относится энергосбытовые организации (согласно ст.1 ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ», к ним относятся лица, осуществляющие пользование электрической энергией (мощностью) и (или) тепловой энергией (мощностью).
Уведомление производится в адрес организации, поставляющей потребителю электрическую энергию (мощность), статусом которой ОАО «МРСК Юга» не наделено. В Методических указаниях по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском рынке, утвержденных Приказом ФСТ от 06.08.2004г. №20-э/2, акционерные общества энергетики и электрофикации, другие регулируемые организации, осуществляющие несколько видов регулируемой деятельности, рассматриваются как:
- энергоснабжающая организация – в части осуществления продажи потребителям произведенной и (или) купленной энергии;
- региональная (территориальная) сетевая организация – в части передачи электрической (тепловой) энергии по распределительным сетям;
- потребитель (покупатель) энергии – в части пользования (покупки) энергией.
Условия п.58 «Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в РФ» утвержденных Постановлением Правительства №109 от 24.02.2009г., предусматривают особый способ одностороннего изменения условий договора, не применимый к отношениям по передаче электроэнергии.
Право выбора для проведения расчетов за электрическую энергию (мощность) на розничном рынке указанных вариантов тарифа и одностороннего изменения договорного условия о цене, предоставлено законодателем только конечному потребителю и энергоснабжающей организации, покупающей электроэнергию у другой энергоснабжающей организации.
Учитывая вариативность тарифов за услуги по передаче электрической энергии, условия договора и требования статей 309,310, 450,451 ГК РФ изменения договорного условия по цене (варианта тарифа) возможно по соглашению сторон или в судебном порядке (при наличии к этому оснований).
В соответствии с ч.4 ст.42 ФЗ «О защите конкуренции», к участию в рассмотрении данного дела в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах, Комиссия привлекла Региональную службу по тарифам Ростовской области, согласно пояснениям которой:
п.58 Основ ценообразования, определенно, что потребители, в том числе покупающие часть электрической энергии (мощности) на оптовом рынке, самостоятельно выбирают для проведения расчетов за электрическую энергию (мощность) на розничном рынке один из указанных вариантов тарифа, уведомив об этом организацию, поставляющую ему электрическую энергию (мощность), не менее чем за месяц до вступления в установленном порядке в силу указанных тарифов. При отсутствии такого уведомления расчет за электрическую энергию (мощность), если иное не будет установлено по взаимному соглашению сторон, производится по варианту тарифа, действующего в период, предшествующий расчетному. В расчетный период регулирования не допускается изменения варианта тарифа, если иное не будет установлено по взаимному соглашению сторон.
Принимая во внимание представленные в материалах дела документы и пояснения сторон Комиссия пришла к следующим выводам:
В соответствии с ч.3 ст.8 Федерального закон «О естественных монополиях» №147-ФЗ от 17.08.1995, субъекты естественных монополий обязаны предоставлять доступ на товарные рынки и (или) производить (реализовывать) товары и услуги, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, на недискриминационных условиях согласно требованиям антимонопольного законодательства.
В соответствии с п.117 Правил №530, услуги по передаче электрической энергии предоставляются на основании договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, заключаемых потребителями самостоятельно или в их интересах обслуживающими их гарантирующими поставщиками или энергосбытовыми организациями. Гарантирующие поставщики и энергосбытовые организации заключают с сетевыми организациями договоры оказания услуг по передаче электрической энергии в отношении точек поставки на розничном рынке обслуживаемых ими потребителей, если условиями договоров, заключенных ими с потребителями, предусмотрено обеспечение оказания услуг по передаче электрической энергии в интересах и за счет потребителя. Договоры оказания услуг по передаче электрической энергии заключаются в порядке, установленном Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг.
В соответствии с п.3 «Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг» утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее Правила №861), недискриминационный доступ к услугам по передаче электрической энергии предусматривает обеспечение равных условий предоставления указанных услуг их потребителям независимо от организационно-правовой формы и правовых отношений с лицом, оказывающим эти услуги.
Согласно п.4 Правил №861, потребителями услуг по передаче электрической энергии являются лица, владеющие на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном порядке к электрической сети (в том числе опосредованно) субъекты оптового рынка электрической энергии, осуществляющие экспорт (импорт) электрической энергии, а также энергосбытовые организации и гарантирующие поставщики в интересах обслуживаемых ими потребителей электрической энергии. Услуги по передаче электрической энергии предоставляются сетевой организацией на основании договора о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии (далее - договор).
В соответствии с п.9 Правил №861, договор является публичным и обязательным к заключению для сетевой организации.
Согласно п.2 ст.426 Гражданского кодекса РФ (далее по тексту ГК РФ), цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.
Также, в ходе рассмотрения данного дела Комиссией установлено, что между ОАО «МРСК Юга» и компаниями осуществляющими свою деятельность на розничном рынке электроэнергии на территории Ростовской области, достигнуты соглашения о возможности производить расчеты за услуги по передаче электрической энергии в 2009 году, по одноставочному тарифу.
Таким образом , действия ОАО «МРСК Юга» выразившиеся в отказе от внесений изменений в договор на оказание услуг по передаче электрической энергии (мощности) №9315/06 от 13.12.2006г. заключенного с ОАО «ЭК «Восток» (105062,г.Москва, ул. Чаплыгина, 11), свидетельствуют о нарушении ОАО «МРСК Юга» п.п.3,8 ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции».
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
 
РЕШИЛА:
 
1. Признать ОАО «МРСК Юга» нарушившим п.п.3,8 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
2. Выдать ОАО «МРСК Юга» предписание о прекращении нарушения п.8 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
 
Председатель Комиссии В.Г. Корнеев
 
Члены Комиссии: О.Г. Зиновьев, С.В. Евсенков
 
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

10 августа 2009 года
город Ростов-на-Дону

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

Председатель
Комиссии:
 
члены Комиссии:
Корнеев В.Г., руководитель управления;
Зиновьев О.Г., начальник отдела контроля за соблюдением антимонопольного законодательства;
Евсенков С.В., специалист – эксперт отдела контроля за соблюдением антимонопольного законодательства,
 
рассмотрев дело №486 о ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга» (далее по тексту ОАО «МРСК Юга», 344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 49)части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – ФЗ «О защите конкуренции»),
 
УСТАНОВИЛА:
 
12.05.09. в Ростовское УФАС России поступило обращение ОАО «Энергосбытовая компания «Восток» (далее по тексту ОАО «ЭК «Восток» (105062, г. Москва, ул. Чаплыгина, 11), о нарушении ОАО «МРСК Юга» антимонопольного законодательства.
Указанное нарушение, по мнению заявителя, выразилось в следующем:
ОАО «ЭК «Восток» является энергосбытовой организацией. Основным видом деятельности является купля продажа электрической энергии на оптовом рынке электрической энергии (мощности) и снабжения потребителей электрической энергии на розничном рынке (свидетельство от 06.09.2006г. о внесении в реестр субъектов оптового рынка № 2.1.0024).
Между ОАО «ЭК «Восток» и потребителями электрической энергии ОАО «Таганрогский металлургический завод» (далее по тексту ОАО «Тагмет») и ООО «Ростсельмашэнергосбыт» энергопринемающие устройства которых технологически присоединены к электрическим сетям ОАО «МРСК Юга», были заключены договоры №Г-40 от 05.06.2003г. и №16-08/6Д от 30.08.2006г., по условиям которых ОАО «ЭК «Восток» обязалось осуществлять продажу электрической энергии, а также заключить договор с сетевой организацией в интересах потребителей, к сети которой присоединены энергопринемающие устройства ОАО «Тагмет» и ООО «Ростсельмашэнергосбыт», обеспечить передачу электрической энергии и предоставление иных услуг, неразрывно связанных с процессом энергоснабжения, а потребители обязались принимать и оплачивать приобретаемую электрическую энергию и оказанные услуги, в том числе услуги ОАО «МРСК Юга» по передаче электрической энергии.
В этой связи, ОАО «ЭК «Восток» заключило с ОАО «МРСК Юга» в интересах своих потребителей, договор № 9315/06 от 13.12.2006г. на оказание услуг по передаче электрической энергии (мощности) через сети ОАО «МРСК Юга», в соответствии с которым ОАО «МРСК Юга» обязалось оказывать услуги по передаче электрической энергии ОАО «ЭК «Восток», а ОАО «ЭК «Восток» обязалось оплачивать услуги по передаче электроэнергии в порядке, установленном договором.
ОАО «МРСК Юга» в соответствии со ст.3 Федерального закона об электроэнергетике» от 26.03.2003г. №35-ФЗ (далее по тексту ФЗ-№35), п.3 «Правил функционирования розничных рынков электроэнергии в переходный период реформирования электроэнергетики», утвержденных Постановлением Правительства РФ №530 от 31.08.2006г. (далее по тексту Правила №530) обладает статусом сетевой организации, владеет объектами электросетевого хозяйства и осуществляет с их использованием деятельность по передаче электрической энергии.
Приказом Федеральной службы по тарифам (далее по тексту ФСТ) от 16.06.2008г. №208-э, ОАО «МРСК Юга» включено в реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль.
В мае 2008 года РСТ РО вносит изменения в свое Постановление №15/4 от 27.12.2007г., согласно которым устанавливает на территории Ростовской области два варианта расчета для всех потребителей услуг по передаче электрической энергии (Постановление РСТ РО №5/3 от 23.05.2008г.).
В связи с этим ОАО «Тагмет» и ООО «Ростсельмашэнергосбыт» сообщили ОАО «ЭК «Восток» при пролонгации договоров энергоснабжения, а позднее направили письменные предложения о переходе на одноставочный тариф в 2009 году (письмо ООО «Ростсельмашэнергосбыт» №5/482 от 09.12.2008г., письмо ОАО «Тагмет» №50/01-02.295 от 09.12.2008г.). Данные обстоятельства послужили основанием для направления в июне 2008 года в адрес ОАО «МРСК Юга» предложения со стороны ОАО «ЭК «Восток» о намерении в дальнейшем производить расчеты за услуги по передаче электрической энергии по одноставочному тарифу (письмо ОАО «ЭК «Восток» №08/747 от 05.06.2008г.).
Однако ОАО «МРСК Юга» 03.07.08г. отказало в подписании дополнительного соглашения, в связи с возможным уменьшением дохода компании.
Также ОАО «ЭК «Восток» письмами №08/1397 от 09.12.08., №08/149 от 16.12.08., №08/1436 от 22.12.08. обращалось в ОАО «МРСК Юга» с предложением производить расчеты за услуги по передаче электрической энергии по одноставочному тарифу. На указанные письма, ОАО «МРСК Юга» ответило отказами (письма №РЭ/723/5/131/7560 от 01.12.08, №РЭ/723/5/1087/8127 от 19.12.08., №МР5/100/161 от 25.12.08., №МР5/1000/10 от 27.01.09.), указывая на то, что у ОАО «ЭК «Восток» отсутствует право выбора рассчитываться как по одноставочному, так и по двухставочному тарифу, так как он не является конечным потребителем электрической энергии.
Учитывая возможные финансовые последствия для ОАО «МРСК Юга» в случае перехода на одноставочный тариф, ОАО «ЭК «Восток» направил в ноябре 2008 года письмо в РСТ РО о своем намерении рассчитываться за услуги по передаче электрической энергии с ОАО «МРСК Юга» по одноставочному тарифу и учесть данные обстоятельства при формировании и утверждении тарифа на сетевые услуги на 2009 год.
Таким образом, на сегодняшний день ОАО «ЭК «Восток», а следовательно и потребители электрической энергии ОАО «Тагмет» и ООО «Ростсельмашэнергосбыт» вынуждены оплачивать услуги по передаче электрической энергии по двухставочному тарифу.
Согласно пояснениям ОАО «МРСК Юга»:
В соответствии с п.58 «Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в РФ» утвержденных Постановлением Правительства №109 от 24.02.2009г., потребители, в том числе покупающие часть электрической энергии (мощности) на оптовом рынке, самостоятельно выбирают для проведения расчетов за электрическую энергию (мощность) на розничном рынке один из указанных вариантов тарифа, уведомив об этом организацию, поставляющую ему электрическую энергию (мощность), не менее чем за месяц до вступления в установленном порядке в силу указанных тарифов.
К потребителям в данном случае не относится энергосбытовые организации (согласно ст.1 ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ», к ним относятся лица, осуществляющие пользование электрической энергией (мощностью) и (или) тепловой энергией (мощностью).
Уведомление производится в адрес организации, поставляющей потребителю электрическую энергию (мощность), статусом которой ОАО «МРСК Юга» не наделено. В Методических указаниях по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском рынке, утвержденных Приказом ФСТ от 06.08.2004г. №20-э/2, акционерные общества энергетики и электрофикации, другие регулируемые организации, осуществляющие несколько видов регулируемой деятельности, рассматриваются как:
- энергоснабжающая организация – в части осуществления продажи потребителям произведенной и (или) купленной энергии;
- региональная (территориальная) сетевая организация – в части передачи электрической (тепловой) энергии по распределительным сетям;
- потребитель (покупатель) энергии – в части пользования (покупки) энергией.
Условия п.58 «Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в РФ» утвержденных Постановлением Правительства №109 от 24.02.2009г., предусматривают особый способ одностороннего изменения условий договора, не применимый к отношениям по передаче электроэнергии.
Право выбора для проведения расчетов за электрическую энергию (мощность) на розничном рынке указанных вариантов тарифа и одностороннего изменения договорного условия о цене, предоставлено законодателем только конечному потребителю и энергоснабжающей организации, покупающей электроэнергию у другой энергоснабжающей организации.
Учитывая вариативность тарифов за услуги по передаче электрической энергии, условия договора и требования статей 309,310, 450,451 ГК РФ изменения договорного условия по цене (варианта тарифа) возможно по соглашению сторон или в судебном порядке (при наличии к этому оснований).
В соответствии с ч.4 ст.42 ФЗ «О защите конкуренции», к участию в рассмотрении данного дела в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах, Комиссия привлекла Региональную службу по тарифам Ростовской области, согласно пояснениям которой:
п.58 Основ ценообразования, определенно, что потребители, в том числе покупающие часть электрической энергии (мощности) на оптовом рынке, самостоятельно выбирают для проведения расчетов за электрическую энергию (мощность) на розничном рынке один из указанных вариантов тарифа, уведомив об этом организацию, поставляющую ему электрическую энергию (мощность), не менее чем за месяц до вступления в установленном порядке в силу указанных тарифов. При отсутствии такого уведомления расчет за электрическую энергию (мощность), если иное не будет установлено по взаимному соглашению сторон, производится по варианту тарифа, действующего в период, предшествующий расчетному. В расчетный период регулирования не допускается изменения варианта тарифа, если иное не будет установлено по взаимному соглашению сторон.
Принимая во внимание представленные в материалах дела документы и пояснения сторон Комиссия пришла к следующим выводам:
В соответствии с ч.3 ст.8 Федерального закон «О естественных монополиях» №147-ФЗ от 17.08.1995, субъекты естественных монополий обязаны предоставлять доступ на товарные рынки и (или) производить (реализовывать) товары и услуги, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, на недискриминационных условиях согласно требованиям антимонопольного законодательства.
В соответствии с п.117 Правил №530, услуги по передаче электрической энергии предоставляются на основании договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, заключаемых потребителями самостоятельно или в их интересах обслуживающими их гарантирующими поставщиками или энергосбытовыми организациями. Гарантирующие поставщики и энергосбытовые организации заключают с сетевыми организациями договоры оказания услуг по передаче электрической энергии в отношении точек поставки на розничном рынке обслуживаемых ими потребителей, если условиями договоров, заключенных ими с потребителями, предусмотрено обеспечение оказания услуг по передаче электрической энергии в интересах и за счет потребителя. Договоры оказания услуг по передаче электрической энергии заключаются в порядке, установленном Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг.
В соответствии с п.3 «Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг» утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее Правила №861), недискриминационный доступ к услугам по передаче электрической энергии предусматривает обеспечение равных условий предоставления указанных услуг их потребителям независимо от организационно-правовой формы и правовых отношений с лицом, оказывающим эти услуги.
Согласно п.4 Правил №861, потребителями услуг по передаче электрической энергии являются лица, владеющие на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном порядке к электрической сети (в том числе опосредованно) субъекты оптового рынка электрической энергии, осуществляющие экспорт (импорт) электрической энергии, а также энергосбытовые организации и гарантирующие поставщики в интересах обслуживаемых ими потребителей электрической энергии. Услуги по передаче электрической энергии предоставляются сетевой организацией на основании договора о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии (далее - договор).
В соответствии с п.9 Правил №861, договор является публичным и обязательным к заключению для сетевой организации.
Согласно п.2 ст.426 Гражданского кодекса РФ (далее по тексту ГК РФ), цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.
Также, в ходе рассмотрения данного дела Комиссией установлено, что между ОАО «МРСК Юга» и компаниями осуществляющими свою деятельность на розничном рынке электроэнергии на территории Ростовской области, достигнуты соглашения о возможности производить расчеты за услуги по передаче электрической энергии в 2009 году, по одноставочному тарифу.
Таким образом , действия ОАО «МРСК Юга» выразившиеся в отказе от внесений изменений в договор на оказание услуг по передаче электрической энергии (мощности) №9315/06 от 13.12.2006г. заключенного с ОАО «ЭК «Восток» (105062,г.Москва, ул. Чаплыгина, 11), свидетельствуют о нарушении ОАО «МРСК Юга» п.п.3,8 ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции».
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
 
РЕШИЛА:
 
1. Признать ОАО «МРСК Юга» нарушившим п.п.3,8 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
2. Выдать ОАО «МРСК Юга» предписание о прекращении нарушения п.8 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
 
Председатель Комиссии В.Г. Корнеев
 
Члены Комиссии: О.Г. Зиновьев, С.В. Евсенков
 
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => [format] => full_html [safe_value] => ) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 13 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-03-31 15:12:40 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-03-31 15:12:40 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1320771109 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Ростовское УФАС России )