Решение по делу № 631 от 18.08.2009 г. и предписание по делу в отношении ОАО "МРСК Юга"

Дата публикации: 25 августа 2009, 19:16
Решение 
18.08.2009 года
город Ростов-на-Дону
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее по тексту – Ростовское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее по тексту – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:
Молчанов Е.Г. – заместитель руководителя управления.
Члены Комиссии:
Зиновьев О.Г. – начальник отдела контроля за соблюдением антимонопольного законодательства;
 
Жилина Т.С. – ведущий специалист-эксперт отдала информационно-аналитического и взаимодействия с полномочным представителем Президента,

рассмотрев дело №631 о нарушении филиалом Открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга» – «Ростовэнерго» (далее по тексту – ОАО «МРСК»; 344002, г.Ростов-на-Дону, ул.Большая Садовая, 49) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – ФЗ «О защите конкуренции»),
 
УСТАНОВИЛА:
 
23.06.2009 года в Ростовское УФАС России поступило заявление Общества с ограниченной ответственностью «Таганрогская Строительная Компания» (далее по тексту – ООО «ТСК»; 347900, г.Таганрог Ростовской области, ул.Ленина, 175-А) о нарушении ОАО «МРСК» антимонопольного законодательства, выразившегося в следующем:
19.05.2009 года ООО «ТСК» подало заявку на технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО «МРСК» энергопринимающих устройств ООО «ТСК» мощностью 5 кВт, распложенных по адресу г.Таганрог Ростовской области, 7-й Новый, 97-а (далее по тексту – Заявка).
16.06.2009 года письмом №1275 ОАО «МРСК» ответило на вышеназванное письмо ООО «ТСК», указав, «…что в месте подключения объекта сетей ПО ЮЗЭС нет».
Между тем, порядок рассмотрения заявлений о технологическом присоединении регламентирован Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее по тексту – Правила №861), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 года №861.
Согласно пункту 3 Правил №861 независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными, в том числе, в пункте 12.1 Правил №861, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Пункт 12.1 Правил №861 устанавливает требования к заявке юридического лица или индивидуального предпринимателя поданной в целях технологического присоединения по одному источнику электроснабжения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 100 кВт включительно.
Таким образом, Заявка подана в соответствии с пунктом 12.1 Правил №861 и, следовательно, ОАО «МРСК» обязано было заключить с ООО «ТСК» договор на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, указанных в Заявке, независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения.
Между тем, по состоянию на 18.06.2009 года ООО «ТСК» не получило проекта договора нА технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО «МРСК».
По мнению Заявителя, вышеописанное уклонение ОАО «МРСК» от рассмотрения Заявки в порядке определенном Правилами №861 ограничивает право ООО «ТСК» получить проект договора на технологическое присоединение, и, следовательно, на технологическое присоединение к электрическим сетям.
На основании изложенного, учитывая доминирующее положение ОАО «МРСК» на рынке, ООО «ТСК» полагает, что, данные действия (бездействие) ОАО «МРСК» нарушают запрет, установленный частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», согласно которой хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, запрещено осуществлять действия (бездействовать), результатом которых является (может явиться) ущемление интересов других лиц.
ОАО «МРСК» не согласившись с доводами, изложенными в заявлении ООО «ТСК», в пояснениях по настоящему делу от 11.08.2009 года №Р7/747/480 указало, что «Ближайшая возможная точка присоединения к сетям ПО ЮЗЭС находится в 1,5км от объекта Заказчика. Поэтому Заказчику было предложено обратиться к владельцам сетей в районе строительства объекта Заказчика, что не противоречит п.8 и п.28 Правил технологического присоединения».
В этом же документе ОАО «МРСК» пояснило, что «17.07.2009 года ПО «ЮЗЭС» в адрес ООО «Таганрогская Строительная Компания» направлено письмо №1536 с перечнем владельцев электрических сетей в районе застройки объекта Заказчика».
Руководствуясь вышеизложенным ОАО «МРСК» сделало вывод о том, что «…Заявителю не отказали, а направили ответ, что в зоне нагрузок присоединяемого объекта сетей ПО «ЮЗЭС Ростовэнерго» нет и предложили обратиться к владельцам сетей в районе строительства производственной базы за разрешением в присоединении через их сети, после чего подать Заявку в ЦОК ПО «ЮЗЭС Ростовэнерго»
На основании изложенного ОАО «МРСК» полагает, что вышеуказанные действия ОАО «МРСК» не нарушают запрет, установленный частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».
Согласно пояснениям Нижне-Донского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее по тексту – Нижне-Донское управление Ростехнадзора), данным в письме от 10.07.2009 года №34-20/71, «…на период подачи заявки техническая возможность осуществления технологического присоединения отсутствовала…».
11.08.2009 года адвокат Зайцев Иван Николаевич (регистрационный номер в реестре адвокатов Ростовской области №61/2094), представляющий интересы ООО «ТСК» при рассмотрении настоящего дела согласно ордеру от 18.08.2009 года №266 сообщил, что ООО «ТСК» в результате неправомерных действий ОАО «МРСК» было вынуждено обратиться к МУП «Управление «Водоканал» за присоединением к его электрическим сетям, однако данное подключение не может заменить технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО «МРСК».
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, Комиссия пришла к следующим выводам:
1.                  Приказом Федеральной службы по тарифам от 16.06.2008 года №208-э ОАО «МРСК» включено в раздел I (услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии) Реестра субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 года №147-ФЗ «О естественных монополиях», ОАО «МРСК» является субъектом естественной монополии.
При этом, услуги по осуществлению технологического присоединения не образуют отдельного вида экономической деятельности, являются нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, в связи с чем, не составляют самостоятельного товарного рынка. Данный вывод подтверждается судебной практикой [1].
Кроме того, необходимо обратить внимание на положения пункта 8 Правил №861, согласно которому подача в отношении одних и тех же энергопринимающих устройств заявителями одновременно 2 и более заявок в разные сетевые организации не допускается.
Учитывая изложенное, руководствуясь положениями, установленными частью 5 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции» [2], положение ОАО «МРСК» на рынке услуг по передаче электрической энергии (включающего в себя услуги по технологическому присоединению) необходимо расценивать как доминирующее.
В этой связи на деятельность данной организации на рассматриваемом товарном рынке распространяются ограничения, определенные частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», согласно которой запрещается осуществлять действия (бездействовать) которые приводят (могут привести) к ущемлению интересов других лиц.
2.                  Согласно пункту 8 Правил №861, для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя.
Таким образом, данная норма не указывает на каком расстоянии должна находится сетевая организация, в которую необходимо направлять заявку на технологическое присоединение энергопринимающих устройств.
Как следует из письма ОАО «МРСК» от 08.07.2009 года №1461, направленного Нижне-Донскому управлению Ростехнадзора,«…в районе застройки вышеуказанного объекта имеются следующие организации – владельцы электрических сетей:
1.       ООО «Мострансгаз» Таганрогское УМГ
2.       ЗАО «Техпромсталь»
3.       МУП «Управление «Водоканал»
4.       ООО «Веста-А»
5.       ООО «Гандикап»
6.       ООО «Связь-Информ-Сервис»
7.       ООО «РСК»
8.       ООО «Комтел-Таганрог»
9.       ООО «АвтографиК»
10.   ООО «Металлинвест»
Данная информация также содержится и в письме ОАО «МРСК» от 17.07.2009 года №1536 направленном ООО «ТСК», которое, помимо прочего, указывает на необходимость обращения в одну из перечисленных организаций «Для обеспечения гарантированного электроснабжения объекта…».
 Необходимо учитывать, что из нормы права, установленной пунктом 8 Правил №861, следует, что ООО «ТСК» было обязано направить заявку на технологическое присоединение энергопринимающих устройств в ближайшую сетевую организацию.
Сами Правила №861 не раскрывают понятия «сетевой организации», однако постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 года №861 утверждены не только Правила №861, но и Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, согласно пункту 2 которых под «сетевыми организациями» понимаются организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
Ни одна из перечисленных в письмах ОАО «МРСК» от 08.07.2009 года №1461 и от 17.07.2009 года №1536 организаций не оказывает услуги по передаче электрической энергии, поскольку в соответствии с Федеральным законом от 14.04.1995 года №41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 года №109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 года №530 «Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики», «Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке», утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 года №20-э/2, и приказом Федеральной службы по тарифам от 25.11.2008 года №274-э/10, «Положением о Региональной службе по тарифам Ростовской области», утвержденным постановлением Администрации Ростовской области от 21.01.2005 года №12, оказание услуг по передаче электрической энергии производится на основании тарифов утвержденных Региональной службой по тарифам Ростовской области.
Поскольку Региональной службой по тарифам Ростовской области не утвержден соответствующий тариф, данные организации нельзя отнести к «сетевым» в понимании Правил №861.
Из вышеприведенного следует, что ближайшей к объектам электросетевого хозяйства, указанным в Заявке, сетевой организацией, является ОАО «МРСК», несмотря на то, что расстояние до нее составляет более 1`500 метров.
Кроме того, необходимо пояснить, что пункт 3 Правил указывает на право потребителя обратиться в несколько сетевых организаций, в случае если присоединяемые объекты электросетевого хозяйства расположены на расстоянии, не превышающем 300 метров от объектов электросетевого хозяйства нескольких сетевых организаций. Однако данное положение не определяет право единственной сетевой организации, расположенной на расстоянии, превышающем 300 метров, не рассматривать поступившие в ее адрес заявки на технологическое присоединение энергопринимающих устройств.
Таким образом, ООО «ТСК» правомерно подало Заявку в ОАО «МРСК», которое было обязано рассмотреть ее в соответствии с Правилами №861.
3.                  Как справедливо указывает ООО «ТСК», совокупность норм права, установленных пунктами 3 и 12.1 Правил №861, обязывает ОАО «МРСК» направить ООО «ТСК» оферту договора на технологическое присоединение независимо от того, существует или отсутствует техническая возможность технологического присоединения к электрическим сетям.
Как следует из пункта 15 Правил №861 заявителям, указанным, в том числе, в пункте 12.1 Правил №861, сетевая организация обязана направить заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к этому проекту договора в течение 30 дней с даты получения заявки.
Однако, согласно подпункту «д» пункта 16 Правил №861, договор на технологическое присоединение должен содержать, в том числе, существенное условие о размере платы за технологическое присоединение.
В рассматриваемом случае размер платы за технологическое присоединение не может быть определен в рамках положений установленных пунктом 17 Правил №307, согласно которому размер платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению в размере не более 550 рублей при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
Как следует из данного пункта Правил №861, его действие распространяется на объекты электросетевого хозяйства, расположенные на расстоянии менее 500 метров, тогда как расстояние между сетями ОАО «МРСК» и объектами, указанными в Заявке составляет более 1`500 метров (что не оспаривается сторонами).
В этой связи плата за присоединение энергопринимающих устройств должна быть рассчитана в соответствии с пунктом 30 Правил №861, согласно которому, если присоединение энергопринимающих устройств требует строительства (реконструкции) объекта электросетевого хозяйства, не включенного в указанные инвестиционные программы на очередной период регулирования, сетевая организация в 30-дневный срок после получения заявки обращается в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов для расчета платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту.
Если заявитель выразит согласие осуществить расчеты за технологическое присоединение по индивидуальному проекту в размере, определенном указанным уполномоченным органом, сетевая организация не вправе отказать в заключении договора.
Таким образом, ОАО «МРСК» было обязано обратиться в 30-дневный срок со дня получения Заявки в соответствующий орган исполнительной власти (в рассматриваемом случае это Региональная служба по тарифа Ростовской области). Несмотря на это ОАО «МРСК» в установленный срок не исполнило обязанность установленную пунктом 30 Правил №861.
4.                  Действительно, письма ОАО «МРСК» от 08.07.2009 года №1461 и от 17.07.2009 года №1536 не содержат отказа от рассмотрения Заявки и, как следствие, отказа от технологического присоединения энергопринимающих устройств ООО «ТСК» к электрическим сетям ОАО «МРСК».
Однако, при оценке действий ОАО «МРСК» по направлению данных писем необходимо учитывать следующее:
Обязанность ОАО «МРСК» рассмотреть Заявку в рамках процедуры предусмотренной Правилами №861, не может быть подменена правом данной организации вести переписку с ООО «ТСК», это следует, в том числе, и из того, что Правила №861 не предусматривают информирование ООО «ТСК» о наличии в районе присоединяемых устройств сетей ОАО «МРСК», как этап или форму рассмотрения Заявки.
Более того, письмо от 17.07.2009 года №1536 устанавливает ООО «ТСК» необходимость вступить в договорные отношения, не обусловленные Правилами №861 – обратиться к хозяйствующему субъекту, не оказывающему услуги по передаче электрической энергии (частью которой являются услуги по технологическому присоединению).
Данное требование ОАО «МРСК» является недопустимым и противоречит положениям, установленным частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».
5.                  Вышеизложенное свидетельствует о том, что ОАО «МРСК» уклонившись от рассмотрения Заявки в порядке, предусмотренном Правилами №861, равно как и обязав ООО «ТСК» (письмом от 17.07.2009 года №1536) обратиться за технологическим присоединением к владельцам объектов электросетевого хозяйства, не оказывающим услуги по технологическому присоединению, тем самым ущемило интересы ООО «ТСК» и нарушило часть 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции»
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
 
РЕШИЛА:
 
1.                            Признать ОАО «МРСК» нарушившим часть 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».
2.                            Выдать ОАО «МРСК» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем рассмотрения Заявки и отзыва письма от 17.07.2009 года №1536.
 

Председатель Комиссии
Е.Г.Молчанов
Члены Комиссии
О.Г.Зиновьев
 
Т.С.Жилина

 
Решение может быть обжаловано в течении трех месяцев со дня его принятия.


[1]Согласно абзацу 37 определения Коллегии судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.07.2009 года №6057/09 по делу №А49-3724/2008-120а/21-АК, «Таким образом, услуга по осуществлению сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению к ее электрическим сетям, в отрыве от услуги по передаче электрической энергии, оказываемой этой сетевой организацией, самостоятельного значения не имеет». В соответствии с абзацами 48-49 постановления Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24.03.2009 по делу №А82-10837/2008-28 «…технологическое присоединение является неотъемлемой организационно-технической предпосылкой, необходимой для оказания сетевой организацией услуг по передаче электрической энергии, и осуществляется силами сетевой организации. Таким образом, услуги по технологическому присоединению являются составной частью услуг по передаче электрической энергии, охватываются единой сферой обращения товара - рынком услуг по передаче энергии».
[2] Согласно части 5 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

 

Предписание № 299
 
11.08.2009 года 
город Ростов-на-Дону
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее по тексту Ростовское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:
Молчанов Е.Г. – заместитель руководителя управления;
Члены комиссии:
Зиновьев О.Г. – начальник отдела контроля за соблюдением антимонопольного законодательства;
 
Жилина Т.С. – ведущий специалист-эксперт отдала информационно-аналитического и взаимодействия с полномочным представителем Президента,

(далее по тексту Комиссия), руководствуясь статей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту ФЗ «О защите конкуренции») на основании своего решения от 11.08.2009 года по делу №631 о нарушении филиалом Открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга» – «Ростовэнерго» (далее по тексту – ОАО «МРСК»; 344002, г.Ростов-на-Дону, ул.Большая Садовая, 49)  части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции»,
 
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
 
1.       ОАО «МРСК» прекратить нарушение части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в ущемлении (возможности ущемления) интересов ООО «ТСК» путем уклонения от рассмотрения заявки на технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО «МРСК» энергопринимающих устройств ООО «ТСК» мощностью 5 кВт распложенных по адресу: г.Таганрог Ростовской области, 7-й Новый, 97-а (далее по тексту – Заявка) в порядке, предусмотренном Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее по тексту – Правила №861), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 года №861, равно как и в обязании ООО «ТСК» (письмом от 17.07.2009 года №1536) обратиться за технологическим присоединением к владельцам объектов электросетевого хозяйства, не оказывающим услуги по технологическому присоединению.
2.       Во исполнение пункта 1 настоящего предписания ОАО «МРСК» в 30 (тридцати) – дневный срок с момента получения настоящего предписания необходимо:
2.1.            Рассмотреть Заявку в соответствии с Правилами №861.
2.2.            Отозвать письмо от 17.07.2009 года №1536.
 
ОАО «МРСК» о выполнении настоящего предписания сообщить в Ростовское УФАС России в пятидневный срок с момента его исполнения.
 

Председатель комиссии:
Е.Г.Молчанов
Члены комиссии:
 
О.Г.Зиновьев
 
Т.С.Жилина

 
Предписание может быть обжаловано в течении трех месяцев со дня его принятия.
 
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнять предписание антимонопольного органа.
stdClass Object ( [vid] => 4507 [uid] => 1 [title] => Решение по делу № 631 от 18.08.2009 г. и предписание по делу в отношении ОАО "МРСК Юга" [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 4507 [type] => solution [language] => ru [created] => 1320771109 [changed] => 1370529870 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370529870 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>
Решение 
18.08.2009 года
город Ростов-на-Дону
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее по тексту – Ростовское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее по тексту – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:
Молчанов Е.Г. – заместитель руководителя управления.
Члены Комиссии:
Зиновьев О.Г. – начальник отдела контроля за соблюдением антимонопольного законодательства;
 
Жилина Т.С. – ведущий специалист-эксперт отдала информационно-аналитического и взаимодействия с полномочным представителем Президента,

рассмотрев дело №631 о нарушении филиалом Открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга» – «Ростовэнерго» (далее по тексту – ОАО «МРСК»; 344002, г.Ростов-на-Дону, ул.Большая Садовая, 49) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – ФЗ «О защите конкуренции»),
 
УСТАНОВИЛА:
 
23.06.2009 года в Ростовское УФАС России поступило заявление Общества с ограниченной ответственностью «Таганрогская Строительная Компания» (далее по тексту – ООО «ТСК»; 347900, г.Таганрог Ростовской области, ул.Ленина, 175-А) о нарушении ОАО «МРСК» антимонопольного законодательства, выразившегося в следующем:
19.05.2009 года ООО «ТСК» подало заявку на технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО «МРСК» энергопринимающих устройств ООО «ТСК» мощностью 5 кВт, распложенных по адресу г.Таганрог Ростовской области, 7-й Новый, 97-а (далее по тексту – Заявка).
16.06.2009 года письмом №1275 ОАО «МРСК» ответило на вышеназванное письмо ООО «ТСК», указав, «…что в месте подключения объекта сетей ПО ЮЗЭС нет».
Между тем, порядок рассмотрения заявлений о технологическом присоединении регламентирован Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее по тексту – Правила №861), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 года №861.
Согласно пункту 3 Правил №861 независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными, в том числе, в пункте 12.1 Правил №861, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Пункт 12.1 Правил №861 устанавливает требования к заявке юридического лица или индивидуального предпринимателя поданной в целях технологического присоединения по одному источнику электроснабжения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 100 кВт включительно.
Таким образом, Заявка подана в соответствии с пунктом 12.1 Правил №861 и, следовательно, ОАО «МРСК» обязано было заключить с ООО «ТСК» договор на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, указанных в Заявке, независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения.
Между тем, по состоянию на 18.06.2009 года ООО «ТСК» не получило проекта договора нА технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО «МРСК».
По мнению Заявителя, вышеописанное уклонение ОАО «МРСК» от рассмотрения Заявки в порядке определенном Правилами №861 ограничивает право ООО «ТСК» получить проект договора на технологическое присоединение, и, следовательно, на технологическое присоединение к электрическим сетям.
На основании изложенного, учитывая доминирующее положение ОАО «МРСК» на рынке, ООО «ТСК» полагает, что, данные действия (бездействие) ОАО «МРСК» нарушают запрет, установленный частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», согласно которой хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, запрещено осуществлять действия (бездействовать), результатом которых является (может явиться) ущемление интересов других лиц.
ОАО «МРСК» не согласившись с доводами, изложенными в заявлении ООО «ТСК», в пояснениях по настоящему делу от 11.08.2009 года №Р7/747/480 указало, что «Ближайшая возможная точка присоединения к сетям ПО ЮЗЭС находится в 1,5км от объекта Заказчика. Поэтому Заказчику было предложено обратиться к владельцам сетей в районе строительства объекта Заказчика, что не противоречит п.8 и п.28 Правил технологического присоединения».
В этом же документе ОАО «МРСК» пояснило, что «17.07.2009 года ПО «ЮЗЭС» в адрес ООО «Таганрогская Строительная Компания» направлено письмо №1536 с перечнем владельцев электрических сетей в районе застройки объекта Заказчика».
Руководствуясь вышеизложенным ОАО «МРСК» сделало вывод о том, что «…Заявителю не отказали, а направили ответ, что в зоне нагрузок присоединяемого объекта сетей ПО «ЮЗЭС Ростовэнерго» нет и предложили обратиться к владельцам сетей в районе строительства производственной базы за разрешением в присоединении через их сети, после чего подать Заявку в ЦОК ПО «ЮЗЭС Ростовэнерго»
На основании изложенного ОАО «МРСК» полагает, что вышеуказанные действия ОАО «МРСК» не нарушают запрет, установленный частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».
Согласно пояснениям Нижне-Донского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее по тексту – Нижне-Донское управление Ростехнадзора), данным в письме от 10.07.2009 года №34-20/71, «…на период подачи заявки техническая возможность осуществления технологического присоединения отсутствовала…».
11.08.2009 года адвокат Зайцев Иван Николаевич (регистрационный номер в реестре адвокатов Ростовской области №61/2094), представляющий интересы ООО «ТСК» при рассмотрении настоящего дела согласно ордеру от 18.08.2009 года №266 сообщил, что ООО «ТСК» в результате неправомерных действий ОАО «МРСК» было вынуждено обратиться к МУП «Управление «Водоканал» за присоединением к его электрическим сетям, однако данное подключение не может заменить технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО «МРСК».
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, Комиссия пришла к следующим выводам:
1.                  Приказом Федеральной службы по тарифам от 16.06.2008 года №208-э ОАО «МРСК» включено в раздел I (услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии) Реестра субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 года №147-ФЗ «О естественных монополиях», ОАО «МРСК» является субъектом естественной монополии.
При этом, услуги по осуществлению технологического присоединения не образуют отдельного вида экономической деятельности, являются нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, в связи с чем, не составляют самостоятельного товарного рынка. Данный вывод подтверждается судебной практикой [1].
Кроме того, необходимо обратить внимание на положения пункта 8 Правил №861, согласно которому подача в отношении одних и тех же энергопринимающих устройств заявителями одновременно 2 и более заявок в разные сетевые организации не допускается.
Учитывая изложенное, руководствуясь положениями, установленными частью 5 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции» [2], положение ОАО «МРСК» на рынке услуг по передаче электрической энергии (включающего в себя услуги по технологическому присоединению) необходимо расценивать как доминирующее.
В этой связи на деятельность данной организации на рассматриваемом товарном рынке распространяются ограничения, определенные частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», согласно которой запрещается осуществлять действия (бездействовать) которые приводят (могут привести) к ущемлению интересов других лиц.
2.                  Согласно пункту 8 Правил №861, для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя.
Таким образом, данная норма не указывает на каком расстоянии должна находится сетевая организация, в которую необходимо направлять заявку на технологическое присоединение энергопринимающих устройств.
Как следует из письма ОАО «МРСК» от 08.07.2009 года №1461, направленного Нижне-Донскому управлению Ростехнадзора,«…в районе застройки вышеуказанного объекта имеются следующие организации – владельцы электрических сетей:
1.       ООО «Мострансгаз» Таганрогское УМГ
2.       ЗАО «Техпромсталь»
3.       МУП «Управление «Водоканал»
4.       ООО «Веста-А»
5.       ООО «Гандикап»
6.       ООО «Связь-Информ-Сервис»
7.       ООО «РСК»
8.       ООО «Комтел-Таганрог»
9.       ООО «АвтографиК»
10.   ООО «Металлинвест»
Данная информация также содержится и в письме ОАО «МРСК» от 17.07.2009 года №1536 направленном ООО «ТСК», которое, помимо прочего, указывает на необходимость обращения в одну из перечисленных организаций «Для обеспечения гарантированного электроснабжения объекта…».
 Необходимо учитывать, что из нормы права, установленной пунктом 8 Правил №861, следует, что ООО «ТСК» было обязано направить заявку на технологическое присоединение энергопринимающих устройств в ближайшую сетевую организацию.
Сами Правила №861 не раскрывают понятия «сетевой организации», однако постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 года №861 утверждены не только Правила №861, но и Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, согласно пункту 2 которых под «сетевыми организациями» понимаются организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
Ни одна из перечисленных в письмах ОАО «МРСК» от 08.07.2009 года №1461 и от 17.07.2009 года №1536 организаций не оказывает услуги по передаче электрической энергии, поскольку в соответствии с Федеральным законом от 14.04.1995 года №41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 года №109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 года №530 «Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики», «Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке», утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 года №20-э/2, и приказом Федеральной службы по тарифам от 25.11.2008 года №274-э/10, «Положением о Региональной службе по тарифам Ростовской области», утвержденным постановлением Администрации Ростовской области от 21.01.2005 года №12, оказание услуг по передаче электрической энергии производится на основании тарифов утвержденных Региональной службой по тарифам Ростовской области.
Поскольку Региональной службой по тарифам Ростовской области не утвержден соответствующий тариф, данные организации нельзя отнести к «сетевым» в понимании Правил №861.
Из вышеприведенного следует, что ближайшей к объектам электросетевого хозяйства, указанным в Заявке, сетевой организацией, является ОАО «МРСК», несмотря на то, что расстояние до нее составляет более 1`500 метров.
Кроме того, необходимо пояснить, что пункт 3 Правил указывает на право потребителя обратиться в несколько сетевых организаций, в случае если присоединяемые объекты электросетевого хозяйства расположены на расстоянии, не превышающем 300 метров от объектов электросетевого хозяйства нескольких сетевых организаций. Однако данное положение не определяет право единственной сетевой организации, расположенной на расстоянии, превышающем 300 метров, не рассматривать поступившие в ее адрес заявки на технологическое присоединение энергопринимающих устройств.
Таким образом, ООО «ТСК» правомерно подало Заявку в ОАО «МРСК», которое было обязано рассмотреть ее в соответствии с Правилами №861.
3.                  Как справедливо указывает ООО «ТСК», совокупность норм права, установленных пунктами 3 и 12.1 Правил №861, обязывает ОАО «МРСК» направить ООО «ТСК» оферту договора на технологическое присоединение независимо от того, существует или отсутствует техническая возможность технологического присоединения к электрическим сетям.
Как следует из пункта 15 Правил №861 заявителям, указанным, в том числе, в пункте 12.1 Правил №861, сетевая организация обязана направить заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к этому проекту договора в течение 30 дней с даты получения заявки.
Однако, согласно подпункту «д» пункта 16 Правил №861, договор на технологическое присоединение должен содержать, в том числе, существенное условие о размере платы за технологическое присоединение.
В рассматриваемом случае размер платы за технологическое присоединение не может быть определен в рамках положений установленных пунктом 17 Правил №307, согласно которому размер платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению в размере не более 550 рублей при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
Как следует из данного пункта Правил №861, его действие распространяется на объекты электросетевого хозяйства, расположенные на расстоянии менее 500 метров, тогда как расстояние между сетями ОАО «МРСК» и объектами, указанными в Заявке составляет более 1`500 метров (что не оспаривается сторонами).
В этой связи плата за присоединение энергопринимающих устройств должна быть рассчитана в соответствии с пунктом 30 Правил №861, согласно которому, если присоединение энергопринимающих устройств требует строительства (реконструкции) объекта электросетевого хозяйства, не включенного в указанные инвестиционные программы на очередной период регулирования, сетевая организация в 30-дневный срок после получения заявки обращается в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов для расчета платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту.
Если заявитель выразит согласие осуществить расчеты за технологическое присоединение по индивидуальному проекту в размере, определенном указанным уполномоченным органом, сетевая организация не вправе отказать в заключении договора.
Таким образом, ОАО «МРСК» было обязано обратиться в 30-дневный срок со дня получения Заявки в соответствующий орган исполнительной власти (в рассматриваемом случае это Региональная служба по тарифа Ростовской области). Несмотря на это ОАО «МРСК» в установленный срок не исполнило обязанность установленную пунктом 30 Правил №861.
4.                  Действительно, письма ОАО «МРСК» от 08.07.2009 года №1461 и от 17.07.2009 года №1536 не содержат отказа от рассмотрения Заявки и, как следствие, отказа от технологического присоединения энергопринимающих устройств ООО «ТСК» к электрическим сетям ОАО «МРСК».
Однако, при оценке действий ОАО «МРСК» по направлению данных писем необходимо учитывать следующее:
Обязанность ОАО «МРСК» рассмотреть Заявку в рамках процедуры предусмотренной Правилами №861, не может быть подменена правом данной организации вести переписку с ООО «ТСК», это следует, в том числе, и из того, что Правила №861 не предусматривают информирование ООО «ТСК» о наличии в районе присоединяемых устройств сетей ОАО «МРСК», как этап или форму рассмотрения Заявки.
Более того, письмо от 17.07.2009 года №1536 устанавливает ООО «ТСК» необходимость вступить в договорные отношения, не обусловленные Правилами №861 – обратиться к хозяйствующему субъекту, не оказывающему услуги по передаче электрической энергии (частью которой являются услуги по технологическому присоединению).
Данное требование ОАО «МРСК» является недопустимым и противоречит положениям, установленным частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».
5.                  Вышеизложенное свидетельствует о том, что ОАО «МРСК» уклонившись от рассмотрения Заявки в порядке, предусмотренном Правилами №861, равно как и обязав ООО «ТСК» (письмом от 17.07.2009 года №1536) обратиться за технологическим присоединением к владельцам объектов электросетевого хозяйства, не оказывающим услуги по технологическому присоединению, тем самым ущемило интересы ООО «ТСК» и нарушило часть 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции»
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
 
РЕШИЛА:
 
1.                            Признать ОАО «МРСК» нарушившим часть 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».
2.                            Выдать ОАО «МРСК» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем рассмотрения Заявки и отзыва письма от 17.07.2009 года №1536.
 

Председатель Комиссии
Е.Г.Молчанов
Члены Комиссии
О.Г.Зиновьев
 
Т.С.Жилина

 
Решение может быть обжаловано в течении трех месяцев со дня его принятия.


[1]Согласно абзацу 37 определения Коллегии судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.07.2009 года №6057/09 по делу №А49-3724/2008-120а/21-АК, «Таким образом, услуга по осуществлению сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению к ее электрическим сетям, в отрыве от услуги по передаче электрической энергии, оказываемой этой сетевой организацией, самостоятельного значения не имеет». В соответствии с абзацами 48-49 постановления Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24.03.2009 по делу №А82-10837/2008-28 «…технологическое присоединение является неотъемлемой организационно-технической предпосылкой, необходимой для оказания сетевой организацией услуг по передаче электрической энергии, и осуществляется силами сетевой организации. Таким образом, услуги по технологическому присоединению являются составной частью услуг по передаче электрической энергии, охватываются единой сферой обращения товара - рынком услуг по передаче энергии».
[2] Согласно части 5 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

 

Предписание № 299
 
11.08.2009 года 
город Ростов-на-Дону
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее по тексту Ростовское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:
Молчанов Е.Г. – заместитель руководителя управления;
Члены комиссии:
Зиновьев О.Г. – начальник отдела контроля за соблюдением антимонопольного законодательства;
 
Жилина Т.С. – ведущий специалист-эксперт отдала информационно-аналитического и взаимодействия с полномочным представителем Президента,

(далее по тексту Комиссия), руководствуясь статей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту ФЗ «О защите конкуренции») на основании своего решения от 11.08.2009 года по делу №631 о нарушении филиалом Открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга» – «Ростовэнерго» (далее по тексту – ОАО «МРСК»; 344002, г.Ростов-на-Дону, ул.Большая Садовая, 49)  части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции»,
 
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
 
1.       ОАО «МРСК» прекратить нарушение части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в ущемлении (возможности ущемления) интересов ООО «ТСК» путем уклонения от рассмотрения заявки на технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО «МРСК» энергопринимающих устройств ООО «ТСК» мощностью 5 кВт распложенных по адресу: г.Таганрог Ростовской области, 7-й Новый, 97-а (далее по тексту – Заявка) в порядке, предусмотренном Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее по тексту – Правила №861), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 года №861, равно как и в обязании ООО «ТСК» (письмом от 17.07.2009 года №1536) обратиться за технологическим присоединением к владельцам объектов электросетевого хозяйства, не оказывающим услуги по технологическому присоединению.
2.       Во исполнение пункта 1 настоящего предписания ОАО «МРСК» в 30 (тридцати) – дневный срок с момента получения настоящего предписания необходимо:
2.1.            Рассмотреть Заявку в соответствии с Правилами №861.
2.2.            Отозвать письмо от 17.07.2009 года №1536.
 
ОАО «МРСК» о выполнении настоящего предписания сообщить в Ростовское УФАС России в пятидневный срок с момента его исполнения.
 

Председатель комиссии:
Е.Г.Молчанов
Члены комиссии:
 
О.Г.Зиновьев
 
Т.С.Жилина

 
Предписание может быть обжаловано в течении трех месяцев со дня его принятия.
 
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнять предписание антимонопольного органа.
[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>
Решение 
18.08.2009 года
город Ростов-на-Дону
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее по тексту – Ростовское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее по тексту – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:
Молчанов Е.Г. – заместитель руководителя управления.
Члены Комиссии:
Зиновьев О.Г. – начальник отдела контроля за соблюдением антимонопольного законодательства;
 
Жилина Т.С. – ведущий специалист-эксперт отдала информационно-аналитического и взаимодействия с полномочным представителем Президента,
рассмотрев дело №631 о нарушении филиалом Открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга» – «Ростовэнерго» (далее по тексту – ОАО «МРСК»; 344002, г.Ростов-на-Дону, ул.Большая Садовая, 49) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – ФЗ «О защите конкуренции»),
 
УСТАНОВИЛА:
 
23.06.2009 года в Ростовское УФАС России поступило заявление Общества с ограниченной ответственностью «Таганрогская Строительная Компания» (далее по тексту – ООО «ТСК»; 347900, г.Таганрог Ростовской области, ул.Ленина, 175-А) о нарушении ОАО «МРСК» антимонопольного законодательства, выразившегося в следующем:
19.05.2009 года ООО «ТСК» подало заявку на технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО «МРСК» энергопринимающих устройств ООО «ТСК» мощностью 5 кВт, распложенных по адресу г.Таганрог Ростовской области, 7-й Новый, 97-а (далее по тексту – Заявка).
16.06.2009 года письмом №1275 ОАО «МРСК» ответило на вышеназванное письмо ООО «ТСК», указав, «…что в месте подключения объекта сетей ПО ЮЗЭС нет».
Между тем, порядок рассмотрения заявлений о технологическом присоединении регламентирован Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее по тексту – Правила №861), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 года №861.
Согласно пункту 3 Правил №861 независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными, в том числе, в пункте 12.1 Правил №861, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Пункт 12.1 Правил №861 устанавливает требования к заявке юридического лица или индивидуального предпринимателя поданной в целях технологического присоединения по одному источнику электроснабжения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 100 кВт включительно.
Таким образом, Заявка подана в соответствии с пунктом 12.1 Правил №861 и, следовательно, ОАО «МРСК» обязано было заключить с ООО «ТСК» договор на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, указанных в Заявке, независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения.
Между тем, по состоянию на 18.06.2009 года ООО «ТСК» не получило проекта договора нА технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО «МРСК».
По мнению Заявителя, вышеописанное уклонение ОАО «МРСК» от рассмотрения Заявки в порядке определенном Правилами №861 ограничивает право ООО «ТСК» получить проект договора на технологическое присоединение, и, следовательно, на технологическое присоединение к электрическим сетям.
На основании изложенного, учитывая доминирующее положение ОАО «МРСК» на рынке, ООО «ТСК» полагает, что, данные действия (бездействие) ОАО «МРСК» нарушают запрет, установленный частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», согласно которой хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, запрещено осуществлять действия (бездействовать), результатом которых является (может явиться) ущемление интересов других лиц.
ОАО «МРСК» не согласившись с доводами, изложенными в заявлении ООО «ТСК», в пояснениях по настоящему делу от 11.08.2009 года №Р7/747/480 указало, что «Ближайшая возможная точка присоединения к сетям ПО ЮЗЭС находится в 1,5км от объекта Заказчика. Поэтому Заказчику было предложено обратиться к владельцам сетей в районе строительства объекта Заказчика, что не противоречит п.8 и п.28 Правил технологического присоединения».
В этом же документе ОАО «МРСК» пояснило, что «17.07.2009 года ПО «ЮЗЭС» в адрес ООО «Таганрогская Строительная Компания» направлено письмо №1536 с перечнем владельцев электрических сетей в районе застройки объекта Заказчика».
Руководствуясь вышеизложенным ОАО «МРСК» сделало вывод о том, что «…Заявителю не отказали, а направили ответ, что в зоне нагрузок присоединяемого объекта сетей ПО «ЮЗЭС Ростовэнерго» нет и предложили обратиться к владельцам сетей в районе строительства производственной базы за разрешением в присоединении через их сети, после чего подать Заявку в ЦОК ПО «ЮЗЭС Ростовэнерго»
На основании изложенного ОАО «МРСК» полагает, что вышеуказанные действия ОАО «МРСК» не нарушают запрет, установленный частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».
Согласно пояснениям Нижне-Донского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее по тексту – Нижне-Донское управление Ростехнадзора), данным в письме от 10.07.2009 года №34-20/71, «…на период подачи заявки техническая возможность осуществления технологического присоединения отсутствовала…».
11.08.2009 года адвокат Зайцев Иван Николаевич (регистрационный номер в реестре адвокатов Ростовской области №61/2094), представляющий интересы ООО «ТСК» при рассмотрении настоящего дела согласно ордеру от 18.08.2009 года №266 сообщил, что ООО «ТСК» в результате неправомерных действий ОАО «МРСК» было вынуждено обратиться к МУП «Управление «Водоканал» за присоединением к его электрическим сетям, однако данное подключение не может заменить технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО «МРСК».
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, Комиссия пришла к следующим выводам:
1.                  Приказом Федеральной службы по тарифам от 16.06.2008 года №208-э ОАО «МРСК» включено в раздел I (услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии) Реестра субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 года №147-ФЗ «О естественных монополиях», ОАО «МРСК» является субъектом естественной монополии.
При этом, услуги по осуществлению технологического присоединения не образуют отдельного вида экономической деятельности, являются нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, в связи с чем, не составляют самостоятельного товарного рынка. Данный вывод подтверждается судебной практикой [1].
Кроме того, необходимо обратить внимание на положения пункта 8 Правил №861, согласно которому подача в отношении одних и тех же энергопринимающих устройств заявителями одновременно 2 и более заявок в разные сетевые организации не допускается.
Учитывая изложенное, руководствуясь положениями, установленными частью 5 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции» [2], положение ОАО «МРСК» на рынке услуг по передаче электрической энергии (включающего в себя услуги по технологическому присоединению) необходимо расценивать как доминирующее.
В этой связи на деятельность данной организации на рассматриваемом товарном рынке распространяются ограничения, определенные частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», согласно которой запрещается осуществлять действия (бездействовать) которые приводят (могут привести) к ущемлению интересов других лиц.
2.                  Согласно пункту 8 Правил №861, для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя.
Таким образом, данная норма не указывает на каком расстоянии должна находится сетевая организация, в которую необходимо направлять заявку на технологическое присоединение энергопринимающих устройств.
Как следует из письма ОАО «МРСК» от 08.07.2009 года №1461, направленного Нижне-Донскому управлению Ростехнадзора,«…в районе застройки вышеуказанного объекта имеются следующие организации – владельцы электрических сетей:
1.       ООО «Мострансгаз» Таганрогское УМГ
2.       ЗАО «Техпромсталь»
3.       МУП «Управление «Водоканал»
4.       ООО «Веста-А»
5.       ООО «Гандикап»
6.       ООО «Связь-Информ-Сервис»
7.       ООО «РСК»
8.       ООО «Комтел-Таганрог»
9.       ООО «АвтографиК»
10.   ООО «Металлинвест»
Данная информация также содержится и в письме ОАО «МРСК» от 17.07.2009 года №1536 направленном ООО «ТСК», которое, помимо прочего, указывает на необходимость обращения в одну из перечисленных организаций «Для обеспечения гарантированного электроснабжения объекта…».
 Необходимо учитывать, что из нормы права, установленной пунктом 8 Правил №861, следует, что ООО «ТСК» было обязано направить заявку на технологическое присоединение энергопринимающих устройств в ближайшую сетевую организацию.
Сами Правила №861 не раскрывают понятия «сетевой организации», однако постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 года №861 утверждены не только Правила №861, но и Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, согласно пункту 2 которых под «сетевыми организациями» понимаются организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
Ни одна из перечисленных в письмах ОАО «МРСК» от 08.07.2009 года №1461 и от 17.07.2009 года №1536 организаций не оказывает услуги по передаче электрической энергии, поскольку в соответствии с Федеральным законом от 14.04.1995 года №41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 года №109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 года №530 «Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики», «Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке», утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 года №20-э/2, и приказом Федеральной службы по тарифам от 25.11.2008 года №274-э/10, «Положением о Региональной службе по тарифам Ростовской области», утвержденным постановлением Администрации Ростовской области от 21.01.2005 года №12, оказание услуг по передаче электрической энергии производится на основании тарифов утвержденных Региональной службой по тарифам Ростовской области.
Поскольку Региональной службой по тарифам Ростовской области не утвержден соответствующий тариф, данные организации нельзя отнести к «сетевым» в понимании Правил №861.
Из вышеприведенного следует, что ближайшей к объектам электросетевого хозяйства, указанным в Заявке, сетевой организацией, является ОАО «МРСК», несмотря на то, что расстояние до нее составляет более 1`500 метров.
Кроме того, необходимо пояснить, что пункт 3 Правил указывает на право потребителя обратиться в несколько сетевых организаций, в случае если присоединяемые объекты электросетевого хозяйства расположены на расстоянии, не превышающем 300 метров от объектов электросетевого хозяйства нескольких сетевых организаций. Однако данное положение не определяет право единственной сетевой организации, расположенной на расстоянии, превышающем 300 метров, не рассматривать поступившие в ее адрес заявки на технологическое присоединение энергопринимающих устройств.
Таким образом, ООО «ТСК» правомерно подало Заявку в ОАО «МРСК», которое было обязано рассмотреть ее в соответствии с Правилами №861.
3.                  Как справедливо указывает ООО «ТСК», совокупность норм права, установленных пунктами 3 и 12.1 Правил №861, обязывает ОАО «МРСК» направить ООО «ТСК» оферту договора на технологическое присоединение независимо от того, существует или отсутствует техническая возможность технологического присоединения к электрическим сетям.
Как следует из пункта 15 Правил №861 заявителям, указанным, в том числе, в пункте 12.1 Правил №861, сетевая организация обязана направить заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к этому проекту договора в течение 30 дней с даты получения заявки.
Однако, согласно подпункту «д» пункта 16 Правил №861, договор на технологическое присоединение должен содержать, в том числе, существенное условие о размере платы за технологическое присоединение.
В рассматриваемом случае размер платы за технологическое присоединение не может быть определен в рамках положений установленных пунктом 17 Правил №307, согласно которому размер платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению в размере не более 550 рублей при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
Как следует из данного пункта Правил №861, его действие распространяется на объекты электросетевого хозяйства, расположенные на расстоянии менее 500 метров, тогда как расстояние между сетями ОАО «МРСК» и объектами, указанными в Заявке составляет более 1`500 метров (что не оспаривается сторонами).
В этой связи плата за присоединение энергопринимающих устройств должна быть рассчитана в соответствии с пунктом 30 Правил №861, согласно которому, если присоединение энергопринимающих устройств требует строительства (реконструкции) объекта электросетевого хозяйства, не включенного в указанные инвестиционные программы на очередной период регулирования, сетевая организация в 30-дневный срок после получения заявки обращается в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов для расчета платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту.
Если заявитель выразит согласие осуществить расчеты за технологическое присоединение по индивидуальному проекту в размере, определенном указанным уполномоченным органом, сетевая организация не вправе отказать в заключении договора.
Таким образом, ОАО «МРСК» было обязано обратиться в 30-дневный срок со дня получения Заявки в соответствующий орган исполнительной власти (в рассматриваемом случае это Региональная служба по тарифа Ростовской области). Несмотря на это ОАО «МРСК» в установленный срок не исполнило обязанность установленную пунктом 30 Правил №861.
4.                  Действительно, письма ОАО «МРСК» от 08.07.2009 года №1461 и от 17.07.2009 года №1536 не содержат отказа от рассмотрения Заявки и, как следствие, отказа от технологического присоединения энергопринимающих устройств ООО «ТСК» к электрическим сетям ОАО «МРСК».
Однако, при оценке действий ОАО «МРСК» по направлению данных писем необходимо учитывать следующее:
Обязанность ОАО «МРСК» рассмотреть Заявку в рамках процедуры предусмотренной Правилами №861, не может быть подменена правом данной организации вести переписку с ООО «ТСК», это следует, в том числе, и из того, что Правила №861 не предусматривают информирование ООО «ТСК» о наличии в районе присоединяемых устройств сетей ОАО «МРСК», как этап или форму рассмотрения Заявки.
Более того, письмо от 17.07.2009 года №1536 устанавливает ООО «ТСК» необходимость вступить в договорные отношения, не обусловленные Правилами №861 – обратиться к хозяйствующему субъекту, не оказывающему услуги по передаче электрической энергии (частью которой являются услуги по технологическому присоединению).
Данное требование ОАО «МРСК» является недопустимым и противоречит положениям, установленным частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».
5.                  Вышеизложенное свидетельствует о том, что ОАО «МРСК» уклонившись от рассмотрения Заявки в порядке, предусмотренном Правилами №861, равно как и обязав ООО «ТСК» (письмом от 17.07.2009 года №1536) обратиться за технологическим присоединением к владельцам объектов электросетевого хозяйства, не оказывающим услуги по технологическому присоединению, тем самым ущемило интересы ООО «ТСК» и нарушило часть 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции»
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
 
РЕШИЛА:
 
1.                            Признать ОАО «МРСК» нарушившим часть 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».
2.                            Выдать ОАО «МРСК» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем рассмотрения Заявки и отзыва письма от 17.07.2009 года №1536.
 

Председатель Комиссии
Е.Г.Молчанов
Члены Комиссии
О.Г.Зиновьев
 
Т.С.Жилина
 
Решение может быть обжаловано в течении трех месяцев со дня его принятия.




[1]Согласно абзацу 37 определения Коллегии судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.07.2009 года №6057/09 по делу №А49-3724/2008-120а/21-АК, «Таким образом, услуга по осуществлению сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению к ее электрическим сетям, в отрыве от услуги по передаче электрической энергии, оказываемой этой сетевой организацией, самостоятельного значения не имеет». В соответствии с абзацами 48-49 постановления Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24.03.2009 по делу №А82-10837/2008-28 «…технологическое присоединение является неотъемлемой организационно-технической предпосылкой, необходимой для оказания сетевой организацией услуг по передаче электрической энергии, и осуществляется силами сетевой организации. Таким образом, услуги по технологическому присоединению являются составной частью услуг по передаче электрической энергии, охватываются единой сферой обращения товара - рынком услуг по передаче энергии».
[2] Согласно части 5 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

 

Предписание № 299
 
11.08.2009 года 
город Ростов-на-Дону
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее по тексту Ростовское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:
Молчанов Е.Г. – заместитель руководителя управления;
Члены комиссии:
Зиновьев О.Г. – начальник отдела контроля за соблюдением антимонопольного законодательства;
 
Жилина Т.С. – ведущий специалист-эксперт отдала информационно-аналитического и взаимодействия с полномочным представителем Президента,
(далее по тексту Комиссия), руководствуясь статей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту ФЗ «О защите конкуренции») на основании своего решения от 11.08.2009 года по делу №631 о нарушении филиалом Открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга» – «Ростовэнерго» (далее по тексту – ОАО «МРСК»; 344002, г.Ростов-на-Дону, ул.Большая Садовая, 49)  части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции»,
 
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
 
1.       ОАО «МРСК» прекратить нарушение части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в ущемлении (возможности ущемления) интересов ООО «ТСК» путем уклонения от рассмотрения заявки на технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО «МРСК» энергопринимающих устройств ООО «ТСК» мощностью 5 кВт распложенных по адресу: г.Таганрог Ростовской области, 7-й Новый, 97-а (далее по тексту – Заявка) в порядке, предусмотренном Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее по тексту – Правила №861), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 года №861, равно как и в обязании ООО «ТСК» (письмом от 17.07.2009 года №1536) обратиться за технологическим присоединением к владельцам объектов электросетевого хозяйства, не оказывающим услуги по технологическому присоединению.
2.       Во исполнение пункта 1 настоящего предписания ОАО «МРСК» в 30 (тридцати) – дневный срок с момента получения настоящего предписания необходимо:
2.1.            Рассмотреть Заявку в соответствии с Правилами №861.
2.2.            Отозвать письмо от 17.07.2009 года №1536.
 
ОАО «МРСК» о выполнении настоящего предписания сообщить в Ростовское УФАС России в пятидневный срок с момента его исполнения.
 

Председатель комиссии:
Е.Г.Молчанов
Члены комиссии:
 
О.Г.Зиновьев
 
Т.С.Жилина
 
Предписание может быть обжаловано в течении трех месяцев со дня его принятия.
 
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнять предписание антимонопольного органа.
[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => [format] => full_html [safe_value] => ) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 13 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-08-25 15:16:51 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-08-25 15:16:51 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1320771109 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Ростовское УФАС России )