Решение ТСРЗ № 649/02

Номер дела: 649/02
Дата публикации: 21 июня 2017, 10:00

 

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена: 14.06.2017г.                             город Ростов-на-Дону

В полном объеме решение изготовлено: 16.06.2017г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

Батурин С.В. – заместитель руководителя управления – начальник отдела информационно-аналитического и взаимодействия с полномочным представителем Президента Российской Федерации.

Члены Комиссии:

Алексенко И.В. – заместитель начальника отдела контроля за соблюдением антимонопольного законодательства;

 

Мирчев А.Г. – специалист - эксперт отдела контроля за соблюдением антимонопольного законодательства;

(далее - Комиссия), рассмотрев дело № 649/02 от 31 марта 2017 года по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью «ТСРЗ» (далее по тексту - ООО «ТСРЗ», 347922, Ростовская область, г. Таганрог, ул. Комсомольский Спуск, д.1) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции») руководствуясь ст. 48.1 ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России) поступило обращение Таганрогского транспортного прокурора <…> о неправомерных, на его взгляд, действиях ООО «ТСРЗ», выразившихся в нарушении п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту - ФЗ «О защите конкуренции»).

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 ФЗ «О защите конкуренции» необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение, совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав лиц.

Частью 5 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Управлением в соответствии с порядком проведения анализа состояния

конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 №220 в рамках возбужденного дела был проведен анализ конкуренции составлен аналитический отчет, утвержденный руководителем антимонопольного органа.

В силу положений ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - Закон № 147-ФЗ) услуги в транспортных терминалах, портах, аэропортах отнесены к сфере деятельности естественных монополий.

Субъектом естественной монополии признается хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии (ст. 3 Закона № 147-ФЗ).

Согласно ст. 6 Закона № 147-ФЗ одним из методов регулирования деятельности субъектов естественных монополий, применяемых органами регулирования естественных монополий, является ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня.

В силу п. 4 ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 08.11.2007 № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 261-ФЗ) государственное регулирование деятельности в морском порту осуществляется, в частности посредством установления ставок портовых сборов и тарифов на услуги в морском порту, оказываемые субъектами естественных монополий.

Согласно п. 6 ст. 4 Закона № 261-ФЗ владельцы объектов инфраструктуры морского порта - юридические лица или индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществляющие эксплуатацию объектов инфраструктуры морского порта от своего имени независимо от того, являются они собственниками данных объектов или используют их на ином законном основании.

В соответствии с ч. 1 ст. 18 Закона № 261-ФЗ тарифы на услуги в морском порту, оказываемые субъектами естественных монополий, и правила применения таких тарифов устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях.

В период времени, начиная с 22.07.2014г. ООО «ТСРЗ» оказывало услуги по погрузке, выгрузке и хранению грузов.

ООО «ТСРЗ» заключило с юридическими лицами договоры, по обработке сельскохозяйственной продукции, включающие в себя перевалку и хранение грузов (договоры № 14/14-ЗТ от 22.07.14г., № 55/14-ЗТ от 22.07.14г., № 11/14-ЗТ от 22.07.14г., 10/14-ЗТ от 22.07.14г., 8/14-ЗТ от 22.07.14г., 12/14-ЗТ от 22.07.14г., 7/14-ЗТ от 22.07.14г., 69/14-ЗТ от 19.11.14г., 36/15-ЗТ от 19.11.14г., 31/15-ЗТ от 30.06.15г., 30/15-ЗТ от 30.06.15г., 26/16-ЗТ от 01.06.16г.).

Между тем цены на услуги по погрузке выгрузке и хранению грузов установлены ООО «ТСРЗ» самостоятельно, а именно Приказами директора ООО «ТСРЗ» <…> «О размерах платных услуг по обработке сельскохозяйственной продукции на Зерновом терминале» № 65/1 от 29.06.15г., № 38/1 от 29.06.2016г. и № 50/02 от 30.09.2016г.

На основании пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Согласно пункту 5 Положения о государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2008 года № 293, тарифы на услуги объектов регулирования устанавливаются органами регулирования применительно к каждому конкретному субъекту регулирования в соответствии с утвержденными перечнями услуг субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуг по предоставлению инфраструктуры внутренних водных путей, тарифы на которые регулируются государством.

Подпунктом «б» пункта 4 Положения об участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий и о пределах такого регулирования и контроля утвержденного  Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2008 № 950 (далее по тексту - Положение № 950) утверждено, которым предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов осуществляют государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах.

Согласно п. 6 Положения № 950 государственному регулированию органами регулирования подлежит деятельность субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах, включенных в реестр субъектов естественных монополий и не вошедших в перечень субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах, государственное регулирование которых осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Органы регулирования представляют в федеральный орган исполнительной власти по регулированию естественных монополий предложения для введения или прекращения государственного регулирования в отношении конкретного субъекта естественной монополии. На основе анализа представленных предложений федеральный орган исполнительной власти по регулированию естественных монополий принимает решение о введении или прекращении государственного регулирования и о включении организации в реестр субъектов естественных монополий или об исключении ее из реестра (пункт 8 Положения № 950).

В силу п.п. 2.1.11. п. 2.1. Постановления Правительства РО от 13.01.2012 № 20 «Об утверждении Положения о Региональной службе по тарифам Ростовской области» Региональная служба по тарифам Ростовской области участвует в государственном регулировании и контроле деятельности субъектов естественных монополий оказывающих услуги в транспортных терминалах и портах.

Региональной службы по тарифам Ростовской области в материалы дела представлено письмо от 13.04.2017г. № 40.5/1642 согласно которому ООО «ТСРЗ» заявлений об установлении тарифа на погрузку, разгрузку и хранение грузов в адрес Региональной службы по тарифам Ростовской области не подавало.

Согласно п. 1 Приказа ФСТ России от 14.08.2013 № 158-т/1«Об изменении регулирования деятельности субъектов естественной монополии в морских портах Туапсе, Новороссийск, Сочи, Ейск, Геленджик, Ростов-на-Дону, Азов, Темрюк, Таганрог» не применятся ценовое регулирование на услуги по погрузке и выгрузке, хранению грузов, предоставлению причалов в отношении:

- ОАО «Таганрогский морской торговый порт»;

- ОАО «Приазовье»;

- ОАО «Таганрогский судоремонтный завод».

Между тем ООО «ТСРЗ» не поименовано в вышеуказанном приказе и таким образом его действие не распространяется на ООО «ТСРЗ» кроме того п. 2 вышеуказанного Приказа устанавливается обязанность направлять в ФСТ России следующую информацию (документы):

- в течение пяти рабочих дней с даты установления (изменения) цен (тарифов) - на бумажном носителе заверенную копию акта (документа), устанавливающего (изменяющего) цены (тарифы), а также на бумажном носителе и в электронном виде с использованием ЕИАС ФСТ России информацию о применяемых ценах на услуги в морских портах по погрузке и выгрузке, хранению грузов согласно приложению 1 к настоящему приказу, а также по предоставлению причалов согласно приложению 2 к настоящему приказу;

- ежеквартально (не позднее 30 дней по окончании квартала) и ежегодно (не позднее 90 дней по окончании года) - на бумажном носителе и в электронном виде с использованием ЕИАС ФСТ России информацию о применяемых ценах на услуги в морских портах по погрузке и выгрузке, хранению грузов согласно приложению 3 к настоящему приказу, а также по предоставлению причалов согласно приложению 2 к настоящему приказу.

Однако согласно пояснениям ООО «ТСРЗ» не исполняется п. 2 Приказа ФСТ России от 14.08.2013 № 158-т/1«Об изменении регулирования деятельности субъектов естественной монополии в морских портах Туапсе, Новороссийск, Сочи, Ейск, Геленджик, Ростов-на-Дону, Азов, Темрюк, Таганрог», что также свидетельствует о том, что его действие не распространяется на деятельность ООО «ТСРЗ».

Таким образом, в нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования ООО «ТСРЗ» оказывало услуги по не установленному правомочным органом тарифу.

Согласно пункту 4 постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» в отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

В соответствие с ч. 1 ст. 50 ФЗ «О защите конкуренции» по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает предписание ответчику по делу.

При указанных обстоятельствах Комиссия пришла к выводу о необходимости выдачи ООО «ТСРЗ» предписания о необходимости обращения в Федеральную антимонопольную службу с заявлением о решении вопроса об установлении тарифа на погрузку, разгрузку и хранение грузов.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1.          Признать ООО «ТСРЗ» нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2.         На основании пункта 1 настоящего решения выдать ООО «ТСРЗ» предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

3. Передать материалы дела специалисту Ростовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ООО «ТСРЗ».

 

Председатель Комиссии

     С.В. Батурин

 

 

Члены Комиссии:

 

      И.В. Алексенко

 

      А.Г. Мирчев

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

stdClass Object ( [vid] => 10486 [uid] => 5 [title] => Решение ТСРЗ № 649/02 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 10486 [type] => solution [language] => ru [created] => 1498028952 [changed] => 1498028952 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1498028952 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена: 14.06.2017г.                             город Ростов-на-Дону

В полном объеме решение изготовлено: 16.06.2017г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

Батурин С.В. – заместитель руководителя управления – начальник отдела информационно-аналитического и взаимодействия с полномочным представителем Президента Российской Федерации.

Члены Комиссии:

Алексенко И.В. – заместитель начальника отдела контроля за соблюдением антимонопольного законодательства;

 

Мирчев А.Г. – специалист - эксперт отдела контроля за соблюдением антимонопольного законодательства;

(далее - Комиссия), рассмотрев дело № 649/02 от 31 марта 2017 года по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью «ТСРЗ» (далее по тексту - ООО «ТСРЗ», 347922, Ростовская область, г. Таганрог, ул. Комсомольский Спуск, д.1) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции») руководствуясь ст. 48.1 ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России) поступило обращение Таганрогского транспортного прокурора <…> о неправомерных, на его взгляд, действиях ООО «ТСРЗ», выразившихся в нарушении п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту - ФЗ «О защите конкуренции»).

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 ФЗ «О защите конкуренции» необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение, совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав лиц.

Частью 5 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Управлением в соответствии с порядком проведения анализа состояния

конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 №220 в рамках возбужденного дела был проведен анализ конкуренции составлен аналитический отчет, утвержденный руководителем антимонопольного органа.

В силу положений ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - Закон № 147-ФЗ) услуги в транспортных терминалах, портах, аэропортах отнесены к сфере деятельности естественных монополий.

Субъектом естественной монополии признается хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии (ст. 3 Закона № 147-ФЗ).

Согласно ст. 6 Закона № 147-ФЗ одним из методов регулирования деятельности субъектов естественных монополий, применяемых органами регулирования естественных монополий, является ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня.

В силу п. 4 ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 08.11.2007 № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 261-ФЗ) государственное регулирование деятельности в морском порту осуществляется, в частности посредством установления ставок портовых сборов и тарифов на услуги в морском порту, оказываемые субъектами естественных монополий.

Согласно п. 6 ст. 4 Закона № 261-ФЗ владельцы объектов инфраструктуры морского порта - юридические лица или индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществляющие эксплуатацию объектов инфраструктуры морского порта от своего имени независимо от того, являются они собственниками данных объектов или используют их на ином законном основании.

В соответствии с ч. 1 ст. 18 Закона № 261-ФЗ тарифы на услуги в морском порту, оказываемые субъектами естественных монополий, и правила применения таких тарифов устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях.

В период времени, начиная с 22.07.2014г. ООО «ТСРЗ» оказывало услуги по погрузке, выгрузке и хранению грузов.

ООО «ТСРЗ» заключило с юридическими лицами договоры, по обработке сельскохозяйственной продукции, включающие в себя перевалку и хранение грузов (договоры № 14/14-ЗТ от 22.07.14г., № 55/14-ЗТ от 22.07.14г., № 11/14-ЗТ от 22.07.14г., 10/14-ЗТ от 22.07.14г., 8/14-ЗТ от 22.07.14г., 12/14-ЗТ от 22.07.14г., 7/14-ЗТ от 22.07.14г., 69/14-ЗТ от 19.11.14г., 36/15-ЗТ от 19.11.14г., 31/15-ЗТ от 30.06.15г., 30/15-ЗТ от 30.06.15г., 26/16-ЗТ от 01.06.16г.).

Между тем цены на услуги по погрузке выгрузке и хранению грузов установлены ООО «ТСРЗ» самостоятельно, а именно Приказами директора ООО «ТСРЗ» <…> «О размерах платных услуг по обработке сельскохозяйственной продукции на Зерновом терминале» № 65/1 от 29.06.15г., № 38/1 от 29.06.2016г. и № 50/02 от 30.09.2016г.

На основании пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Согласно пункту 5 Положения о государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2008 года № 293, тарифы на услуги объектов регулирования устанавливаются органами регулирования применительно к каждому конкретному субъекту регулирования в соответствии с утвержденными перечнями услуг субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуг по предоставлению инфраструктуры внутренних водных путей, тарифы на которые регулируются государством.

Подпунктом «б» пункта 4 Положения об участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий и о пределах такого регулирования и контроля утвержденного  Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2008 № 950 (далее по тексту - Положение № 950) утверждено, которым предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов осуществляют государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах.

Согласно п. 6 Положения № 950 государственному регулированию органами регулирования подлежит деятельность субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах, включенных в реестр субъектов естественных монополий и не вошедших в перечень субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах, государственное регулирование которых осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Органы регулирования представляют в федеральный орган исполнительной власти по регулированию естественных монополий предложения для введения или прекращения государственного регулирования в отношении конкретного субъекта естественной монополии. На основе анализа представленных предложений федеральный орган исполнительной власти по регулированию естественных монополий принимает решение о введении или прекращении государственного регулирования и о включении организации в реестр субъектов естественных монополий или об исключении ее из реестра (пункт 8 Положения № 950).

В силу п.п. 2.1.11. п. 2.1. Постановления Правительства РО от 13.01.2012 № 20 «Об утверждении Положения о Региональной службе по тарифам Ростовской области» Региональная служба по тарифам Ростовской области участвует в государственном регулировании и контроле деятельности субъектов естественных монополий оказывающих услуги в транспортных терминалах и портах.

Региональной службы по тарифам Ростовской области в материалы дела представлено письмо от 13.04.2017г. № 40.5/1642 согласно которому ООО «ТСРЗ» заявлений об установлении тарифа на погрузку, разгрузку и хранение грузов в адрес Региональной службы по тарифам Ростовской области не подавало.

Согласно п. 1 Приказа ФСТ России от 14.08.2013 № 158-т/1«Об изменении регулирования деятельности субъектов естественной монополии в морских портах Туапсе, Новороссийск, Сочи, Ейск, Геленджик, Ростов-на-Дону, Азов, Темрюк, Таганрог» не применятся ценовое регулирование на услуги по погрузке и выгрузке, хранению грузов, предоставлению причалов в отношении:

- ОАО «Таганрогский морской торговый порт»;

- ОАО «Приазовье»;

- ОАО «Таганрогский судоремонтный завод».

Между тем ООО «ТСРЗ» не поименовано в вышеуказанном приказе и таким образом его действие не распространяется на ООО «ТСРЗ» кроме того п. 2 вышеуказанного Приказа устанавливается обязанность направлять в ФСТ России следующую информацию (документы):

- в течение пяти рабочих дней с даты установления (изменения) цен (тарифов) - на бумажном носителе заверенную копию акта (документа), устанавливающего (изменяющего) цены (тарифы), а также на бумажном носителе и в электронном виде с использованием ЕИАС ФСТ России информацию о применяемых ценах на услуги в морских портах по погрузке и выгрузке, хранению грузов согласно приложению 1 к настоящему приказу, а также по предоставлению причалов согласно приложению 2 к настоящему приказу;

- ежеквартально (не позднее 30 дней по окончании квартала) и ежегодно (не позднее 90 дней по окончании года) - на бумажном носителе и в электронном виде с использованием ЕИАС ФСТ России информацию о применяемых ценах на услуги в морских портах по погрузке и выгрузке, хранению грузов согласно приложению 3 к настоящему приказу, а также по предоставлению причалов согласно приложению 2 к настоящему приказу.

Однако согласно пояснениям ООО «ТСРЗ» не исполняется п. 2 Приказа ФСТ России от 14.08.2013 № 158-т/1«Об изменении регулирования деятельности субъектов естественной монополии в морских портах Туапсе, Новороссийск, Сочи, Ейск, Геленджик, Ростов-на-Дону, Азов, Темрюк, Таганрог», что также свидетельствует о том, что его действие не распространяется на деятельность ООО «ТСРЗ».

Таким образом, в нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования ООО «ТСРЗ» оказывало услуги по не установленному правомочным органом тарифу.

Согласно пункту 4 постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» в отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

В соответствие с ч. 1 ст. 50 ФЗ «О защите конкуренции» по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает предписание ответчику по делу.

При указанных обстоятельствах Комиссия пришла к выводу о необходимости выдачи ООО «ТСРЗ» предписания о необходимости обращения в Федеральную антимонопольную службу с заявлением о решении вопроса об установлении тарифа на погрузку, разгрузку и хранение грузов.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1.          Признать ООО «ТСРЗ» нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2.         На основании пункта 1 настоящего решения выдать ООО «ТСРЗ» предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

3. Передать материалы дела специалисту Ростовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ООО «ТСРЗ».

 

Председатель Комиссии

     С.В. Батурин

 

 

Члены Комиссии:

 

      И.В. Алексенко

 

      А.Г. Мирчев

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена: 14.06.2017г.                             город Ростов-на-Дону

В полном объеме решение изготовлено: 16.06.2017г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

Батурин С.В. – заместитель руководителя управления – начальник отдела информационно-аналитического и взаимодействия с полномочным представителем Президента Российской Федерации.

Члены Комиссии:

Алексенко И.В. – заместитель начальника отдела контроля за соблюдением антимонопольного законодательства;

 

Мирчев А.Г. – специалист - эксперт отдела контроля за соблюдением антимонопольного законодательства;

(далее - Комиссия), рассмотрев дело № 649/02 от 31 марта 2017 года по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью «ТСРЗ» (далее по тексту - ООО «ТСРЗ», 347922, Ростовская область, г. Таганрог, ул. Комсомольский Спуск, д.1) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции») руководствуясь ст. 48.1 ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России) поступило обращение Таганрогского транспортного прокурора <…> о неправомерных, на его взгляд, действиях ООО «ТСРЗ», выразившихся в нарушении п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту - ФЗ «О защите конкуренции»).

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 ФЗ «О защите конкуренции» необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение, совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав лиц.

Частью 5 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Управлением в соответствии с порядком проведения анализа состояния

конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 №220 в рамках возбужденного дела был проведен анализ конкуренции составлен аналитический отчет, утвержденный руководителем антимонопольного органа.

В силу положений ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - Закон № 147-ФЗ) услуги в транспортных терминалах, портах, аэропортах отнесены к сфере деятельности естественных монополий.

Субъектом естественной монополии признается хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии (ст. 3 Закона № 147-ФЗ).

Согласно ст. 6 Закона № 147-ФЗ одним из методов регулирования деятельности субъектов естественных монополий, применяемых органами регулирования естественных монополий, является ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня.

В силу п. 4 ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 08.11.2007 № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 261-ФЗ) государственное регулирование деятельности в морском порту осуществляется, в частности посредством установления ставок портовых сборов и тарифов на услуги в морском порту, оказываемые субъектами естественных монополий.

Согласно п. 6 ст. 4 Закона № 261-ФЗ владельцы объектов инфраструктуры морского порта - юридические лица или индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществляющие эксплуатацию объектов инфраструктуры морского порта от своего имени независимо от того, являются они собственниками данных объектов или используют их на ином законном основании.

В соответствии с ч. 1 ст. 18 Закона № 261-ФЗ тарифы на услуги в морском порту, оказываемые субъектами естественных монополий, и правила применения таких тарифов устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях.

В период времени, начиная с 22.07.2014г. ООО «ТСРЗ» оказывало услуги по погрузке, выгрузке и хранению грузов.

ООО «ТСРЗ» заключило с юридическими лицами договоры, по обработке сельскохозяйственной продукции, включающие в себя перевалку и хранение грузов (договоры № 14/14-ЗТ от 22.07.14г., № 55/14-ЗТ от 22.07.14г., № 11/14-ЗТ от 22.07.14г., 10/14-ЗТ от 22.07.14г., 8/14-ЗТ от 22.07.14г., 12/14-ЗТ от 22.07.14г., 7/14-ЗТ от 22.07.14г., 69/14-ЗТ от 19.11.14г., 36/15-ЗТ от 19.11.14г., 31/15-ЗТ от 30.06.15г., 30/15-ЗТ от 30.06.15г., 26/16-ЗТ от 01.06.16г.).

Между тем цены на услуги по погрузке выгрузке и хранению грузов установлены ООО «ТСРЗ» самостоятельно, а именно Приказами директора ООО «ТСРЗ» <…> «О размерах платных услуг по обработке сельскохозяйственной продукции на Зерновом терминале» № 65/1 от 29.06.15г., № 38/1 от 29.06.2016г. и № 50/02 от 30.09.2016г.

На основании пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Согласно пункту 5 Положения о государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2008 года № 293, тарифы на услуги объектов регулирования устанавливаются органами регулирования применительно к каждому конкретному субъекту регулирования в соответствии с утвержденными перечнями услуг субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуг по предоставлению инфраструктуры внутренних водных путей, тарифы на которые регулируются государством.

Подпунктом «б» пункта 4 Положения об участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий и о пределах такого регулирования и контроля утвержденного  Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2008 № 950 (далее по тексту - Положение № 950) утверждено, которым предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов осуществляют государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах.

Согласно п. 6 Положения № 950 государственному регулированию органами регулирования подлежит деятельность субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах, включенных в реестр субъектов естественных монополий и не вошедших в перечень субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах, государственное регулирование которых осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Органы регулирования представляют в федеральный орган исполнительной власти по регулированию естественных монополий предложения для введения или прекращения государственного регулирования в отношении конкретного субъекта естественной монополии. На основе анализа представленных предложений федеральный орган исполнительной власти по регулированию естественных монополий принимает решение о введении или прекращении государственного регулирования и о включении организации в реестр субъектов естественных монополий или об исключении ее из реестра (пункт 8 Положения № 950).

В силу п.п. 2.1.11. п. 2.1. Постановления Правительства РО от 13.01.2012 № 20 «Об утверждении Положения о Региональной службе по тарифам Ростовской области» Региональная служба по тарифам Ростовской области участвует в государственном регулировании и контроле деятельности субъектов естественных монополий оказывающих услуги в транспортных терминалах и портах.

Региональной службы по тарифам Ростовской области в материалы дела представлено письмо от 13.04.2017г. № 40.5/1642 согласно которому ООО «ТСРЗ» заявлений об установлении тарифа на погрузку, разгрузку и хранение грузов в адрес Региональной службы по тарифам Ростовской области не подавало.

Согласно п. 1 Приказа ФСТ России от 14.08.2013 № 158-т/1«Об изменении регулирования деятельности субъектов естественной монополии в морских портах Туапсе, Новороссийск, Сочи, Ейск, Геленджик, Ростов-на-Дону, Азов, Темрюк, Таганрог» не применятся ценовое регулирование на услуги по погрузке и выгрузке, хранению грузов, предоставлению причалов в отношении:

- ОАО «Таганрогский морской торговый порт»;

- ОАО «Приазовье»;

- ОАО «Таганрогский судоремонтный завод».

Между тем ООО «ТСРЗ» не поименовано в вышеуказанном приказе и таким образом его действие не распространяется на ООО «ТСРЗ» кроме того п. 2 вышеуказанного Приказа устанавливается обязанность направлять в ФСТ России следующую информацию (документы):

- в течение пяти рабочих дней с даты установления (изменения) цен (тарифов) - на бумажном носителе заверенную копию акта (документа), устанавливающего (изменяющего) цены (тарифы), а также на бумажном носителе и в электронном виде с использованием ЕИАС ФСТ России информацию о применяемых ценах на услуги в морских портах по погрузке и выгрузке, хранению грузов согласно приложению 1 к настоящему приказу, а также по предоставлению причалов согласно приложению 2 к настоящему приказу;

- ежеквартально (не позднее 30 дней по окончании квартала) и ежегодно (не позднее 90 дней по окончании года) - на бумажном носителе и в электронном виде с использованием ЕИАС ФСТ России информацию о применяемых ценах на услуги в морских портах по погрузке и выгрузке, хранению грузов согласно приложению 3 к настоящему приказу, а также по предоставлению причалов согласно приложению 2 к настоящему приказу.

Однако согласно пояснениям ООО «ТСРЗ» не исполняется п. 2 Приказа ФСТ России от 14.08.2013 № 158-т/1«Об изменении регулирования деятельности субъектов естественной монополии в морских портах Туапсе, Новороссийск, Сочи, Ейск, Геленджик, Ростов-на-Дону, Азов, Темрюк, Таганрог», что также свидетельствует о том, что его действие не распространяется на деятельность ООО «ТСРЗ».

Таким образом, в нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования ООО «ТСРЗ» оказывало услуги по не установленному правомочным органом тарифу.

Согласно пункту 4 постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» в отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

В соответствие с ч. 1 ст. 50 ФЗ «О защите конкуренции» по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает предписание ответчику по делу.

При указанных обстоятельствах Комиссия пришла к выводу о необходимости выдачи ООО «ТСРЗ» предписания о необходимости обращения в Федеральную антимонопольную службу с заявлением о решении вопроса об установлении тарифа на погрузку, разгрузку и хранение грузов.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1.          Признать ООО «ТСРЗ» нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2.         На основании пункта 1 настоящего решения выдать ООО «ТСРЗ» предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

3. Передать материалы дела специалисту Ростовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ООО «ТСРЗ».

 

Председатель Комиссии

     С.В. Батурин

 

 

Члены Комиссии:

 

      И.В. Алексенко

 

      А.Г. Мирчев

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 649/02 [format] => [safe_value] => 649/02 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 13 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2017-06-21 07:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2017-06-16 07:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1498028952 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Ростовское УФАС России )