Пользователи пожаловались в ФАС на сайт знакомств и его коллекторов

Платная интернет-служба знакомств автоматически продлевает подписку клиентов, а потом собирает деньги с помощью коллекторов

Несколько российских клиентов сайта знакомств eDarling (юрлицо — немецкая Affinitas GmbH) пожаловались на этот сервис в Федеральную антимонопольную службу (ФАС). Они недовольны, что представители портала пытаются истребовать с них деньги за продление платного аккаунта через коллекторское агентство.

— В прошлом году я зарегистрировалась на сайте eDarling, — рассказывает «Известиям» пользователь сайта Алиса Белоусова, написавшая письмо в ФАС. — Они позиционируют себя как элитные знакомства, регистрация на год стоила около 2,5 тыс. рублей. Метод оплаты — кредитная карта. Я подумала: раз сайт платный, значит, должны быть приличные люди, заполнила анкету, оплатила.

После этого, по словам Белоусовой, работа с сервисом показалась ей не вполне удобной. Так ни с кем и не пообщавшись, она покинула сайт и больше на него не возвращалась.

— Два месяца назад мне на «электронку» приходило письмо, что срок оплаты истек, нужно его продлить или удалить аккаунт. Я не обратила внимания, забыла про всё это, — говорит Белоусова.

Через неделю сайт eDarling прислал письмо, в котором уведомил ее о возникшем долге.

Оказалось, в пользовательском соглашении, которое клиенты обычно не читают, было сказано, что отказ от платного аккаунта является действительным только в том случае, если он четко изъявлен в письменной форме. При этом письменное заявление о расторжении договора должно быть направлено на специальную электронную почту.

Журналист «Известий» опросил порядка 10 пользователей, не прочитавших пользовательское заявление и попавших в подобную ситуацию. Если клиент не написал заявление об отказе от платного аккаунта, eDarling пытается снять деньги с пластиковой карты за очередной срок подписки.

— У меня не было денег на карте, и автоматического списания не получилось. В других сервисах, если не платишь, просто отказывают в услуге. Однако мне позвонили и потребовали заплатить, сообщив, что отказаться уже поздно, — сетует посетительница сайта eDarling Юлия (фамилию просила не указывать).

Некоторые пользователи, у которых средства на карточке были, увидев непонятное списание денег с карты, звонили в банк и отменяли проведенную без их ведома транзакцию. Через какое-то время они тоже получили письмо от сайта знакомств информацией о долге. Те, кто его проигнорировали, позже начали получать письма от коллекторской компании.

Так, Алиса Белоусова получила e-mail следующего содержания: «Настоящим уведомляем Вас, что Ваша задолженность в размере 3210 рублей (задолженность: 2280 рублей, расходы по сбору задолженности: 930 рублей), образовавшаяся в результате неисполнения Вами обязательств по оплате Премиум-подписки на eDarling.ru, не была погашена в указанные сроки, в связи с чем сумма Вашей просроченной задолженности возросла (в счет увеличения издержек). Настоятельно просим Вас исполнить взятые обязательства и незамедлительно погасить просроченную задолженность. В противном случае предусматривается значительное увеличение суммы взыскания в счет издержек по сбору задолженности и судебных издержек, а также привлечение Вас к ответственности».

Пользователи рассказали, что представители коллекторской компании пишут им не только e-mail'ы, но и сообщения в социальной сети, а также звонят по телефону.

— Я сначала перепугалась и хотела заплатить, но зашла в интернет и почитала отзывы. Оказалось, что нас таких много, — говорит одна из пользователей eDarling Ольга (фамилию попросила не указывать).

Алиса Белоусова создала в социальной сети «ВКонтакте» группу «eDarling.ru Мы против!». В нее уже вступило порядка 20 человек. Кроме того, по словам создателя, некоторые люди не хотят «светиться» и не вступают в группу, а пишут ей личные сообщения.

В своем письме в ФАС Белоусова заявила, что в действиях сайта eDarling содержатся признаки нарушения п. 1 ч. 4 ст. 11 федерального закона «О защите конкуренции» (запрещает навязывать клиенту условия договора, невыгодные для него или не относящиеся к предмету договора), и попросила провести проверку.

В пресс-службе ФАС сообщили, что обращение пока не получали. В автоматическом ответе на e-mail в ФАС говорится, что письмо будет зарегистрировано в течение трех дней. Представители eDarling запрос «Известий» оставили без ответа.

— Автопродление договора при всей внешней законности может быть оспорено по российскому законодательству. А мифические расходы по сбору задолженности незаконны и ничем не подтверждены, — отмечает начальник юридического отдела Координационного центра национального домена сети интернет Сергей Копылов. — Кроме того, сайтом владеет зарубежная компания. Договор заключен с иностранным юрлицом, с разрешением споров в иностранном суде. Решение такого суда должно быть подтверждено российским судом. Так что при чем здесь российские коллекторы, неясно.

По словам главы премиального сервиса знакомств Teamo Андрея Бурина, подписка пользователей с автопродлением — это нормальная практика. Другой разговор, как  поступить в случае задолженности.

— Если с нашего пользователя спишут деньги за автопродление, а он позвонит нам в службу поддержки и скажет, что не пользовался, то деньги ему вернут, — рассказывает Бурин. — Методы eDarling кажутся дикими. Но всё же пользовательское соглашение надо читать.

По данным статистики Similarweb, ежедневная посещаемость eDarling.ru составляет 14,5 тыс. человек. Среднее время, проведенное пользователем на сайте, — 11 минут.

Российские антимонопольные органы в прошлом передавали в суд дела о неправомерном продлении подписки. В марте 2012 года ростовское УФАС России возбудило в отношении оператора сотовой связи ОАО «Мобильные телесистемы» и провайдера платного контента ООО «Плейфон». По мнению антимонопольного органа, клиентам МТС был подключена платная услуга без их согласия. Абонентам приходили SMS о подключении им подписки на персональный гороскоп от сайта orakul.mobi за 20 рублей в неделю.

В ростовском УФАС России «Известиям» сообщили, что по результатам проверки в ноябре 2012 года компании МТС и «Плейфон» были оштрафованы на 100 тыс. рублей каждая. «Плейфон» попыталась обжаловать решение в суде, но дело проиграла.