Как производителю достучаться до покупателя?

В октябре пятнадцатый арбитражный апелляционный суд поддержал решение и предписание Ростовского УФАС России в отношении ООО «Ашан», неоправданно затягивавшего сроки заключения договоров с поставщиками продовольственных товаров. Как говорят донские производители, с выходом «Закона о торговле» ситуация никак не улучшилась – сети диктуют свои правила, не считаясь ни с местным бизнесом, ни – весьма часто - с деловой этикой.

Комиссия Ростовского УФАС России еще в начале года установила, что в ООО «Ашан» отсутствует регламентированная процедура заключения договоров с поставщиками продовольственной продукции, из-за этого преддоговорные переговоры с потенциальными поставщиками могут затягиваться на неопределенное время. Например, вопрос о поставках в «Ашан» продукции ООО «Донской консервный завод» (бренд «Хозяинъ») длился полтора года. Как сообщила нашему изданию заместитель руководителя Ростовского УФАС России Наталья Александровна Кожемяко, в этом известном гипермаркете «отсутствует акт, четко регламентирующий порядок взаимодействия торговой сети и потенциальных поставщиков, что  исключает «прозрачность» процедуры заключения договоров». Соответственно, компании могли создавать произвольные препятствия для доступа на полку. Как отмечают опрошенные «Южным Аграрным Агентством» эксперты, это - весьма редкий случай, когда производитель продуктов питания «вынес сор из избы» и добился справедливого судебного решения. Хотя на фоне общего «беспредела» сетей это еще вполне невинные нарушения.

Ритэйл зарабатывает «дополнительно»

Да и вообще ситуация с «Хозяином» - более чем тривиальная, скажет любой специалист, занимающийся производством продуктов питания и знакомый с системой взаимоотношений в этой сфере. Об этом редко пишут в СМИ, но «Закон о торговле» ситуацию не сильно улучшил – «бонусы» в виде «дополнительных взносов», «услуг по продвижению товаров» и т.п. никуда не делись. Часто они приобретают совершенно иные, но не менее доходные формы. «Если раньше операторы брали бонусы  в открытую, то сейчас они могут сделать немножко по-другому: например, ты товар продал, а деньги тебе вернули через 3 месяца. Де-юре, может быть, все в порядке, но ведь при большом обороте денег за три месяца на них можно заработать, - говорит советник президента Торгово-промышленной палаты Ростовской области Юрий Корнюш. - Они пользуются моими деньгами, это конечно своеобразный бонус».

Опрошенные производители, что называется «волком воют», но говорить в открытую о своих проблемах боятся. Причина одна – «вы про нас сейчас напишите, а нас завтра же выкинут».  «Мне еще цену не согласовали – а они присылают условия: к моей базовой цене надо скидку 10%, отсрочка платежа 45 дней, - жалуется один из производителей на условиях анонимности. – Причем наценки-то какие! Вы не поверите – больше чем в два раза. То есть у нас отпускная цена, к примеру, 30 рублей – на полке товар по 65». Часто к товару предъявляются требования, которые заранее нельзя выполнить, говорят аграрии – товар в итоге все равно продается, но уже с большой скидкой.

Большую поддержку донским производителям оказывают местные власти, подчеркивают все без исключения опрошенные эксперты – и минсельхоз, и минэкономики, и департамент потребительского рынка. Однако в лучшем случае ритэйл в ответ на это ставит одну, максимум две позиции производителя на полку – для проформы, «чтобы их не дергали». Но так бизнес не сделаешь.

С другой стороны, погоня ритэйлеров за экономией бьет и по качеству продуктов. «Вот в сети поставляют импортную птицу, – я как эксперт знаю, что есть вопросы по ее заморозке, особенно летом, когда экономят на «солярке» и холодильник включают за 2 часа до отгрузки – контроль на приеме есть, но проверяется ли? – спрашивает Юрий Корнюш. - Насколько мне известно, еще ни одна фура не вернулась обратно. В худшем случае отвезут на глубокую заморозку и продадут через время».

Претензии высказываются практически ко всем без исключения сетям: помимо «Ашана», жалобы сыпятся на «Тандер» (магазины «Магнит»), на «О`кей», «Перекресток», «Ленту» и так далее.

Что дальше-то будет

Проблема производителей донских продуктов питания усугубляется внешними обстоятельствами. Как отмечает Юрий Корнюш, сегодня весьма актуальной становится проблема сертификации продукции. Например, без стандартной маркировки в системах ХАССП невозможно было торговать на внешних рынках, а теперь это уже сложнее и в самой России. По словам Корнюша, в Таможенном Союза ХАССП обязательно. Они применяются практически во всех цивилизованных странах мира для защиты потребителей, и их внедрение требует сегодня законодательство США, Канады, Японии, Новой Зеландии и многих других стран мира.

В этих условиях производители ищут альтернативные виды сбыта. Но, к сожалению, они пока еще слабо проработаны. В НП «Аграрный рынок» были вложены серьезные деньги, но, как показал опрос «Южного Аграрного Агентства», ростовчане практически не знают об их товарах, об их магазинах и т.д. «Магазины у дома» часто отказываются работать с непроверенными поставщиками – им проще перепродавать «сникерсы» и «живое пиво», чем реализовывать свежие донские мясные деликатесы, или «молочку», или бакалею.

Альтернативой такого рода проектам станет создание специализированного регионального сайта на базе «Южного Аграрного Агентства», на котором аграрии сами (при помощи аккаунта на сайте или телефона) смогут выставлять лоты со своей продукцией для реализации в Ростове-на-Дону и других крупнейших городах области.

 «В общем виде эта схема выглядит так: сельхозтоваропроизводитель или переработчик, который хочет продать тот или иной продукт, сможет выставить свой лот на сайте. Там он через специальную форму на сайте или по телефону указывает всю спецификацию (товар, сроки поставки, объем, цена и т.д.), а горожане на сайте смогут «предзаказывать» эти товары, - рассказывает редактор «Южного Аграрного Агентства»  Александр Гавриленко. - Агенты сайта будут получать от покупателей заявки на продукцию и периодически сообщать аграрию о количестве уже заявленных покупателей. За день до даты поставки покупатели еще раз прозваниваются (чтобы не было «отказников» – не возить зря товар), и в назначенное время и место привозятся эти продукты. Люди спокойно и весьма быстро все выкупают – сельхозтоваропроизводитель получает деньги, и к обеду он уже дома».

Как отмечает Гавриленко, такая схема работы родилась по результатам опросов аграриев и горожан, и будет выгодна обеим сторонам. Производители смогут торговать напрямую, без наценок магазинов и рынков, реализовывать строго определенное количество продукции, причем заранее зная ее объем и так далее. А горожане по сниженным ценам получат доступ к экологически чистой продукции местного производства, к большому ассортименту мяса, молочных продуктов, фруктов и овощей, меда, трав и т.д..

 «Мы сегодня обсуждаем различные вопросы взаимодействия с участниками рынка, с ЛПХ, КФХ, заводами-производителями, и готовы рассмотреть любые конструктивные предложения, все контакты доступны на нашем сайте», - отмечает Гавриленко.