РЖД попалась на страховых полисах

Высший арбитражный суд признал, что "Российские железные дороги" нарушают антимонопольное законодательство при страховании пассажиров, продавая страховку вместе с билетами. Чтобы признать РЖД виновным, инициатору разбирательства - Ростовскому управлению Федеральной антимонопольной службы (УФАС) - понадобилось два года.

Решение Высшего арбитражного суда (ВАС) относительно недопустимости обязательной продажи страховки при покупке билетов РЖД было принято в первых числах августа. В ходе разбирательства ВАС установил, что РЖД нарушают антимонопольное законодательство, продавая страховки пассажирам поездов дальнего следования.

"Наше решение имеет большую социальную значимость, и его поддержка Высшим арбитражным судом будет способствовать пресечению аналогичных противоправных действий", — заявил журналистам руководитель Ростовского УФАС Вадим Корнеев.

На протяжении двух лет Ростовское УФАС судилось с РЖД. В июле 2010 года антимонопольщики заявили, что железнодорожники нарушают закон "О защите конкуренции", навязывая страховые полисы вместе с продажей билетов, не получив на это согласия пассажиров. Свою позицию УФАС аргументировал тем, что РЖД является монополией, занимая доминирующее положение на рынке услуг по продаже железнодорожных билетов.

Кроме этого компания ЖАСО – страховщик, благодаря контракту с РЖД является единственным страховщиком железнодорожных пассажиров от несчастных случаев. Представители УФАС также ставили РЖД в вину, что кассиры при продаже билетов не предупреждали пассажиров о возможности отказаться от приобретения полиса, страховой сбор фактически включался в общую стоимость билета.

В январе прошлого года РЖД в Ростовском арбитражном суде добилась признания решения антимонопольной службы незаконным. После чего успешно отстояло свое право еще в двух последующих арбитражных инстанциях, - в июне и октябре 2011 года. Теперь Высший арбитражный суд учел доводы антимонопольной службы и согласился с ними.

В РЖД и ЖАСО отказались комментировать решение суда, предложив направить письменный запрос на имя руководителя каждой из организаций.

Участники рынка отказываются комментировать конкретную ситуацию, ссылаясь на профессиональную этику, но считают, что любая монополия вредит рыночным отношениям.

"Любая монополия тормозит развитие рынка. У людей должна быть возможность выбирать для себя товары и услуги, которые удовлетворяют их потребности. Только так можно создать социально востребованные услуги и товары", – высказал общее мнение представитель компании "Ингорстрах" Владимир Клеймёнов.

Остается добавить, что сложившаяся ситуация страхования пассажиров от несчастных случаев уже вызывала критику со стороны разных государственных учреждений.

В мае этого года Счетная палата обнародовала отчет об итогах своей проверки страхования пассажиров. Изучив документы, проверяющие пришли к выводу, что уровень страховых выплат ЖАСО по данному виду страхования не превышает 0,3% от собранной страховой премии.

По данным проверяющих за 2009 год и первый квартал 2011 года, ЖАСО собрала с пассажиров 503,1 млн рублей премии, а выплатила за тот же период всего 1,4 млн рублей.

У Счетной палаты возникли вопросы и к расходованию средств по статьям расходов, связанных с предупредительными мероприятиями для повышения безопасности перевозок. Затраты на данную статью расходов формировались за счет страхования пассажиров на транспорте. Проверяющие выяснили, что по данным статьям проводились расходы на профилактический осмотр, диспансеризацию и вакцинацию работников железной дороги, содержание и обработку пассажирских вагонов и пр.