Высший арбитражный суд обнаружил нарушения в страховании железнодорожных пассажиров

Высший арбитражный суд (ВАС) установил, что «Российские железные дороги» (РЖД) нарушают антимонопольное законодательство при страховании своих пассажиров. Принятый на железных дорогах порядок страхования от несчастных случаев и раньше вызывал критику со стороны разных государственных учреждений, в том числе Счетной палаты. Однако ранее РЖД удавалось отстаивать свои позиции во всех арбитражных инстанциях, кроме высшей.
Разбирательство, завершившееся на этой неделе вердиктом ВАС, тянулось чуть более двух лет. Ростовское управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) 26 июля 2010 года признало, что ОАО «РЖД» нарушает закон «О защите конкуренции», оформляя страховые полисы одновременно с продажей билетов без согласия покупателей. Ростовское УФАС обосновало свою позицию несколькими доводами. Во-первых, оно обратило внимание на то, что РЖД является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на рынке услуг по продаже железнодорожных билетов. Во-вторых, компания ЖАСО, полисы которой распространяли железнодорожные кассиры, благодаря контракту с РЖД является единственным страховщиком железнодорожных пассажиров от несчастных случаев. В-третьих, хотя страхование считалось добровольным, на деле кассиры при продаже билетов не предупреждали пассажиров о возможности самостоятельно решить, стоит приобретать полис или нет. Фактически страховой сбор включался в общую стоимость билета.

РЖД сумела 14 января 2011 года добиться признания этого решения антимонопольной службы незаконным в арбитражном суде Ростовской области, а затем «отбить» апелляции УФАС в двух следующих арбитражных инстанциях: пятнадцатом арбитражном апелляционном суде (27 июня 2011 года) и Федеральном арбитражном суде Северо-Кавказского округа (14 октября 2011 года). Но ВАС встал на сторону антимонопольного ведомства. «Наше решение имеет большую социальную значимость, и его поддержка Высшим арбитражным судом будет способствовать пресечению аналогичных противоправных действий», — заявил вчера РИА Новости руководитель Ростовского УФАС Вадим Корнеев.

Система страхования железнодорожных пассажиров от несчастных случаев и раньше привлекала внимание контролирующих органов. В мае этого года Счетная палата обнародовала отчет об итогах своей проверки. Аудиторы палаты обнаружили, что уровень выплат ЖАСО по этому виду страхования составляет всего 0,27% от собранной страховой премии. Счетная палата выяснила, что за 2009 год и первый квартал 2011 года ЖАСО собрала с пассажиров 503,1 млн руб. премии, а выплатила пострадавшим за тот же период всего 1,4 млн руб. А 82% средств по статье «личное страхование» направляется в так называемый резерв предупредительных мероприятий для повышения безопасности перевозок. Из этого фонда, в частности, оплачиваются мероприятия, которые, по мнению экспертов Счетной палаты, не имеют прямого отношения к заявленной цели, например профилактический осмотр, диспансеризация и вакцинация работников железной дороги, содержание и обработка пассажирских вагонов.Аудиторы Счетной палаты ранее обнаружили, что уровень выплат ЖАСО составляет всего 0,27% от собранных взносов