Жертва общепринятой практики

«Комстар-Регионы» обязали указать реальную скорость доступа в интернет
Ростовское управление ФАС признало нарушителем закона «О защите конкуренции» оператора связи «Комстар-Регионы» (входит в группу «МТС»). Поводом для претензии со стороны ведомства стало, в том числе, несоответствие скорости доступа в интернет, заявленной в договоре с абонентом, реальной скорости соединения.

В УФАС считают, что в некоторых случаях оператор заранее знал, что не сможет обеспечить максимальную скорость из-за технических ограничений. В ростовской филиале «МТС» отмечают, что указание максимально возможной скорости в описаниях тарифов — общепринятая практика.

Управление ФАС по Ростовской области признало ЗАО «Комстар-Регионы» нарушителем ч.1 ст. 14 «О защите конкуренции» (оговаривает запрет на распространение неточных или искаженных сведений, которые могут привести к убыткам хозсубъектов), оператору направлено предписание об устранении нарушений. В ведомстве пояснили, что дело было возбуждено после того, как в управление обратился абонент компании с жалобой на то, что оператор предоставлял доступ в интернет по технологии ADSL с заниженной, по его мнению, скоростью. В жалобе абонент указывал, что в условиях тарифа «Комфорт Классик», которым он пользуется, указана максимальная скорость — «до 8912 Кбит/c», однако фактически скорость доступа составляла около 4096 Кбит/c.

«Мы учли тот факт, что оператор связи не имеет возможности гарантировать постоянно максимальную скорость соединения в силу ряда независящих от него факторов»,— отмечают в управлении ФАС. Однако, как убеждены в ведомстве, оператор заранее обладал данными о том, что абонент не сможет получить доступ «на скорости, близкой к максимальной». В УФАС поясняют, что абонент, подавший жалобу, пользуется линией связи длиной около 3 км. «Управление Роскомнадзора в ответ на наш запрос подтвердило, что при такой длине линии потери ADSL-сигнала в пределах 46% являются нормой»,— уточняют в антимонопольном ведомстве. При этом, как отмечают в управлении ФАС, «Комстар-Регионы» не предупредил о возможных ограничениях абонентов, которые переходили на план «Комфорт Классик». «Оператор ввел абонентов в заблуждение относительно потребительских свойств услуг. Владея информацией, абоненты имели бы возможность выбрать другой тарифный план с меньшей абонентской платой, либо воспользоваться услугами другого оператора связи»,— резюмируют в управлении ФАС. По данным ведомства, с подобным нарушением могли столкнуться как минимум 178 абонентов.

В ростовском филиале «МТС» считают, что компания «действует строго в рамках существующего законодательства». «Указание максимально достижимой скорости в описании тарифа является общепринятой практикой на рынке услуг связи. Скорость передачи в каждый конкретный момент зависит от целого ряда факторов. В том числе, от технологии, от удаленности модема от стационарного оборудования оператора»,— пояснил позицию компании пресс-секретарь регионального филиала «МТС» Дмитрий Горох. Он добавил, что компания пока не приняла решение об оспаривании предписания антимонопольного ведомства.

Ростовское управление ФАС не впервые предъявляет операторам претензии, связанные с заявленными в тарифных планах скоростями. В мае прошлого года недовольство по этому поводу высказал глава федерального министерства связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев. По его словам, министерство разрабатывает механизм, который обяжет операторов обозначать в договорах минимальную скорость доступа, а не максимально возможную, как это происходит сейчас. Эксперты считают, что подобное требование может сделать операторов уязвимыми перед абонентами. «Занижение скорости доступа характерно для регионов с относительно слабо развитой инфраструктурой связи. Так, в частности, происходит на Дальнем Востоке, в регионах Сибири и Юга России»,— отмечает аналитик iKS-Consulting Михаил Бодягин. «При инфраструктурных сложностях операторы не могут, к примеру, гарантировать минимальную скорость при пиковых нагрузках. Если включать во все договоры требование к минимальной скорости, они будут засыпаны исками от абонентов»,— добавляет эксперт.


Сергей Сурженко