Огромное небо, огромное небо — одно на троих

Сфера деятельности: в сфере транспорта

 

Антимонопольщики решили наказать «Аэрофлот», «Сибирь» и «ЮТэйр» за резкое повышение цен на билеты на рейсах Ростов-на-Дону — Москва

Авиаторы обжаловали это решение в суде.

Эта тема бурно обсуждается на берегах тихого Дона. Еще совсем недавно ростовчане летали в Москву на самолетах так называемых малобюджетных авиакомпаний «Авианова», «СкайЭкспресс» и «АК Континент». Впрочем, и остальные авиаперевозчики старались не сильно задирать цены, так что на самолетах «Аэрофлота» можно было прокатиться в Москву чуть дороже, чем с помощью рейсов «СкайЭкспресса».

Но тут случилось непредвиденное: «дешевые» перевозчики прекратили полеты с октября 2011 года. А в отсутствие конкурентов три оставшиеся в южно-российском небе авиакомпании (на их долю приходится сейчас 90% всех пассажирских перевозок по маршруту Ростов — Москва) тут же подняли цены на билеты.

— «Аэрофлот», «Сибирь» и «ЮТэйр» фактически изъяли из обращения тарифные планы, по которым билеты продавались по цене 3000 рублей, и оставили только тарифы в 6000 рублей и дороже, чуть ли не до 20 000 тысяч рублей. К нам стали поступать жалобы пассажиров, мы провели расследование и пришли к выводу, что три авиакомпании нарушили Федеральный закон «О защите конкуренции», — рассказал нашему корреспонденту заместитель начальника отдела изучения и контроля товарных рынков Ростовского УФАС Петр Воронцов.

Было принято решение оштрафовать за злоупотребление доминирующим положением на рынке, в соответствии с долей компании в перевозках, «Аэрофлот» — на 7 млн рублей, «ЮТэйр» и «Сибирь» — на 650 тысяч рублей каждую. Авиаперевозчики обжаловали это решение в суде. Заседание Ростовского арбитражного суда, на котором будут рассмотрены иски, назначено на 6 марта. Но пока суд да дело, цены на билеты уже снизились!

В сентябре перед началом этого учебного года мы купили дочке — студентке Высшей школы экономики билет в Москву почти за 7000 рублей, а теперь она взяла билеты домой на майские праздники за те же 7000, но в оба конца — в Ростов и обратно. Поездка на поезде в купированном вагоне обошлась бы дороже, а в плацкартный вагон на предпраздничные дни нормальные билеты не возьмешь, только верхние боковые полки.

Внимательнее всех следят за всеми этими перипетиями владельцы компаний-автоперевозчиков: как только билеты на самолеты подорожали, на ростовских автовокзалах плюс к уже имеющимся добавились новые будочки и вагончики, продающие билеты на рейсовые автобусы в Москву. Пассажиры со скромными доходами пересели на них: билет на автобус стоит дешевле, чем верхнее боковое место в конце вагона возле туалета в самом затрапезном пассажирском поезде. Железную дорогу в отличие от авиации почему-то никто не может призвать к порядку, даже антимонопольный комитет.

Владимир Золотарев, доктор экономических наук, советник ректора Ростовского государственного экономического университета:

— Я много езжу и летаю по миру и со всей ответственностью могу заявить: россияне платят за авиабилеты гораздо дороже, чем, например, европейцы. А особенно если сравнить цены на билеты со средним уровнем зарплаты и доходов у нас, в Европе и в Америке.

Нам никак не удается уйти от монополии определенных фирм и структур в разных отраслях. А у монополиста первым делом появляется мысль повысить цену, чтобы получить прибыль побольше. На деле же нередко выходит так, что покупатель такую цену просто не может заплатить. Это такой «бизнес по-русски»: я тебе такую цену назначу, что ты у меня ничего не купишь!

Хотя, конечно, в каждом отдельном случае надо смотреть, не было ли вызвано повышение тарифов подорожанием авиатоплива и прочих расходов компаний. Надеюсь, специалисты УФАС в этом досконально разобрались. А теперь еще предстоит разобраться и суду.

Дословно

Елена Галанова, пресс-секретарь — начальник пресс-службы ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр»»:

— В связи с уходом с направления Москва — Ростов-на-Дону некоторых авиаперевозчиков общая провозная емкость на этом направлении уменьшилась (стало летать меньше самолетов всех авиакомпаний, продаваться меньше билетов всех авиакомпаний).

Пассажиры стали покупать билеты других перевозчиков. У всех авиакомпаний автоматическое управление тарифами: на каждый рейс продается определенное количество билетов по каждому тарифу, от самого дешевого до самого дорогого. Первыми из продажи обычно исчезают самые дешевые билеты.

При увеличении загрузки и сокращении периода покупки билета до даты вылета сокращается количество дешевых классов билетов. Чем ближе к вылету, тем дороже билет. Это общепринятая мировая практика управления тарифами.

В связи с сокращением общего количества рейсов на направлении билеты стали продаваться быстрее, соответственно, быстрее исчезли дешевые билеты.

Ждите ответа

В пресс-службе «Аэрофлота» попросили выслать письменный запрос редакции. А ответ обещали выслать неизвестно когда: «Как руководитель рассмотрит, так и получите комментарий...»