Интервью заместителя руководителя управления - начальника отдела информационно-аналитического и взаимодействия с полномочным представителем Президента РФ Сергея Владимировича Батурина журналу "Консультант по-ростовски"

Сергей Владимирович, добрый день. Сегодня хотелось бы поговорить о животрепещущих проблемах, связанных с началом отопительного сезона. Сталкивалось ли ваше ведомство с жалобами на неправомерное поведение компаний в данной сфере?

Здравствуйте! К сожалению, мы сталкиваемся с подобными жалобами из года в год. В большинстве случаев выявленные нарушения связаны с действиями субъектов естественных монополий, от последствий которых страдают граждане. Сложно однозначно определить причину ежегодного возникновения повторных нарушений, но могу с уверенностью сказать, что Ростовское УФАС России предпринимает все возможные меры реагирования на них.

Насколько часто в УФАС России по Ростовской области поступают подобные жалобы?

Можно сказать, что жалобы граждан по вопросам ЖКХ поступают к нам ежедневно. Причём, речь идёт не только о нарушениях со стороны организаций в преддверии начала отопительного сезона, но и таких распространённых проблемах, как порядок начисления коммунальных платежей, необоснованное отключение абонента от сетей водо-, электро-, газо- и теплоснабжения. Кроме того, часто фиксируются нарушения, возникающие при технологическом присоединении потребителей к сетям, установке и обслуживании приборов учёта.

Здесь хочу отметить, что с августа 2017 года полномочия Ростовского УФАС ограничены, и если раньше мы рассматривали все поступающие обращения, связанные с приборами учёта, независимо от заявителя, то теперь не можем рассматривать жалобы, поступившие от жильцов жилых и многоквартирных домов. Тем не менее, мы до сих пор делаем всё, что в наших силах, чтобы помочь, рассказывая об опыте борьбы управления с монополистами на ежеквартальных мероприятиях, ближайшее из которых пройдёт 24 ноября в здании Ростовского УФАС России.

Если говорить о таком опыте, то какие меры ваше ведомство обычно применяет к нарушителям? Приведите примеры рассмотренных дел, пожалуйста.

Думаю, что в данной ситуации целесообразно рассмотреть весь процесс делопроизводства, так как многие граждане не являются специалистами в юриспруденции, а потому не представляют, как всё происходит.

Итак, после поступления жалобы, Ростовское УФАС России возбуждает дело, в ходе рассмотрения которого устанавливается её обоснованность и выявляются признаки нарушения антимонопольного законодательства (в нашем случае обычно Федерального закона №135 «О защите конкуренции»). Затем ведомство выносит решение о признании хозяйствующего субъекта нарушившим нормы закона и необходимости (или отсутствии таковой) привлечения организации к административной ответственности.

При этом штрафы, которые ожидают нарушителя, как правило, являются оборотными, то есть рассчитываются путём вычисления определённого процента от годовой выручки предприятия на соответствующем рынке. Вместе с тем, размер взыскания не может быть меньше 100 000 рублей.

Что же касается дел, то, пожалуй, в настоящий момент одним из самых интересных является дело, возбужденное в отношении ООО «Ростовские тепловые сети», которое превысило максимально допустимый законодательством срок отключения горячей воды с целью проведения профилактических ремонтных работ, составляющий, напомню, 14 дней в год, обосновывая превышение согласованием с органом местного самоуправления графика проведения дополнительных ремонтных работ, в то время как в самом графике данный факт отражен не был.

В настоящий момент рассмотрение дела всё ещё продолжается.

Насколько мне известно, ваше ведомство не только реагирует на нарушения, но и старается предотвращать их. Речь идёт о ситуации с ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» и котельными. Не могли бы вы её прокомментировать?

Конечно. Суть в том, что ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» на своём официальном сайте опубликовало угрозу возможной задержки начала отопительного сезона. Компания объяснила своё видение ситуации тем, что лишь малая часть котельных Ростова-на-Дону не является её должниками, а значит она вправе ограничить поставку электрической энергии теплоснабжающим организациям. Естественно, в результате котельные не смогут отапливать город по причине недостатка электроэнергии, из-за чего пострадают конечные потребители, то есть простые граждане.

Наше управление не согласилось с такой позицией, так как она противоречит Федеральному закону №135 «О защите конкуренции», в котором прописано, что взаимоотношения между поставщиками электрической и тепловой энергии не должны и не могут влиять на благополучие абонентов, добросовестно выполняющих обязательства по оплате услуг данных организаций.

Хотелось бы особенно подчеркнуть, что мы прекрасно осознаём тот факт, что возможные штрафы далеко не всегда являются ограничивающим фактором для организаций при совершении нарушений, поэтому стараемся работать на опережение и не только наказывать компании, но и предотвращать противоправные действия, как в данном случае с ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону», которое в итоге воздержалось от нарушения закона и со своей стороны выполнило все необходимые условия.

Сколько подобных дел было рассмотрено Ростовским УФАС России в прошлые годы? Можно ли говорить о наличии динамики нарушений по сравнению с предыдущими периодами?

Такие дела рассматриваются нами практически каждый год. Меняются лишь фигуранты. Так, в прошлом году, помимо «ТНС энерго», ими были «Газпром газораспределение» и «Газпром межрегионгаз», незаконно ограничившие подачу электроэнергии в котельные Азова, Новочеркасска и Таганрога.

В качестве положительного момента могу отметить, что в текущем году подобные нарушения со стороны данных хозяйствующих субъектов не повторялись, а значит деятельность Ростовского УФАС по их предотвращению эффективна.