• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Интервью заместителя руководителя Ростовского УФАС России Сергея Батурина журналу "Консультант по-ростовски"

Добрый день, Сергей Владимирович! Вы курируете направление контроля за соблюдением антимонопольного законодательства Ростовского ФАС России, то есть следите за деятельностью монополистов, не так ли?
-
Действительно, отделом контроля за соблюдением антимонопольного законодательства рассматриваются заявления граждан и организаций на действия субъектов естественных монополий. То есть,  компаний, которые предлагают потребителям электро- и теплоэнергию, газ воду, а также ряд других необходимых услуг как опломбирование счетчиков, подключение к электросетям и многое другое. Данные компании часто занимают доминирующее положение на рынке, то есть, у потребителей нет возможности выбрать компанию, которая будет предоставлять им перечисленные услуги. Здесь возникает опасность злоупотребления своим положением. Нами рассматривается множество дел, когда компании-монополисты необоснованно отказывают гражданам в подключении домов к газу, электричеству или же просто затягивают сроки рассмотрения обращений. Все это является грубым нарушением закона.

Граждан по-прежнему беспокоят вопросы коммунальных начислений: плата за капитальный ремонт дома, плата за общедомовые нужды и т.д. Расскажите поподробнее об этом.

- Последнее время все чаще граждане жалуются на неправильный расчет платы за электричество на общедомовые нужды. В первую очередь это связано с тем, что люди не привыкли контролировать свои расходы за потребляемые ресурсы. До 1 июля 2012 года все пользователи таких ресурсов, как вода и электричество, должны были установить приборы учета. Еще один год был дан на их установку сетевыми организациями-монополистами, в случае если граждане не сделали этого сами. Вскоре граждане стали замечать, что расходы на общедомовые нужды огромные и выставляемые им счета не соответствуют действительности.

В чем заключается и с чем связан неверный расчет начислений?

- Сумма начислений зависит от площади помещения и количества проживающих, однако зачастую у монополиста просто нет полной информации по всем помещениям в доме, в том числе по количеству квартир, нежилых помещений, а также их площади, что, безусловно, влияет на точность расчетов. Иногда получаются ситуации, когда монополист распределяет плату за общедомовые нужды на 50 квартир, при том, что в доме их 53, а еще имеется 2 магазина, детский сад и кафе.

Получается, что антимонопольная служба помогает монополистам выполнять их собственную работу?

- Наша задача – добиться того, чтобы монополист, несмотря на большое количество обслуживаемых потребителей, не нарушал  их законные интересы. Существенную роль в этом играют штрафы – от 100, а в некоторых случаях от 300 тысяч рублей за каждый факт нарушения.

В прессе также звучала информация об отключении монополистами от электричества целых дачных участков. Насколько это законно?

- Абсолютно незаконно. По статистике в дачных и садовых некоммерческих товариществах некоторая часть граждан живет на постоянной основе. У таких компаний-монополистов как ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» существует договор на поставку электричества в товарищество, однако если один из домов не платит за потребленную энергию, монополист, как правило, прекращает подачу электричества во все садоводческое некоммерческое товарищество (СНТ), не вдаваясь в подробности, чем, безусловно, нарушает закон. Монополист может обратиться в СНТ по поводу отключения электричества за неуплату в конкретном доме, а также разобраться, чем вызвана задолженность, но предпочитает этого не делать. В результате, страдают добросовестные потребители электроэнергии. Нами неоднократно рассматривались подобные дела, в том числе об отключении электричества в СНТ «Малинки», в результате чего на организации «ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» и ОАО «Донэнерго» наложены административные штрафы на общую сумму 750 000 рублей, которые в настоящий момент обжалуются в судебном порядке. Позиция Ростовского УФАС России поддержана судами различных инстанций, компаниям выданы предписания о прекращении нарушения.

Проблемой для граждан также остается установка приборов учета газа. Может ли работы по установке осуществлять любая организация или только «Газпром»?

- Нами было рассмотрено дело об отказе ОАО «Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону» опломбировать прибор учета, установленный сторонней организацией. Законом установлена обязанность «Газпрома» по опломбировке в установленный срок приборов учета, так как компания является единственным поставщиком газа для населения, однако продавать и устанавливать прибор учета может любая специализированная организация.

Получается «Газпром» мешает конкуренции, отказываясь опломбировать газовые приборы компаний конкурентов.

- Именно так. После продолжительных судебных разбирательств Ростовское УФАС России обратилось в Верховный суд Российской Федерации, чтобы поставить точку в этом деле, так как Арбитражный суд Северо-Кавказского округа ранее отменил наше решение. Верховный суд РФ, который является высшей судебной инстанцией, полностью поддержал позицию Ростовского УФАС России. Таким образом, создан важный юридический прецедент для всей страны. После вступления решения суда в силу, «Газпром» более не чинит препятствий при опломбировке приборов учета газа сторонними организациями. Тем не менее, остается очень много проблем при взаимоотношении субъектов естественных монополий и потребителей их услуг. Просим сообщить о фактах нарушения на электронный адрес Ростовского УФАС России  to61@fas.gov.ru.  Вы также можете воспользоваться онлайн-формой подачи заявления в разделе «Обратная связь» на нашем сайте rostov.fas.gov.ru

Спасибо за обстоятельную беседу. Желаем Вам успехов в работе!