А кто вам начисляет коммунальные платежи?

Все мы каждый месяц получаем счета на оплату коммунальных услуг, однако мало кто смотрит на строчку «Исполнитель расчетов». Вот именно из-за нее и возник конфликт, длившийся почти год.

В конце прошлого года в Ростовское УФАС России поступила жалоба ГУП Ростовской области «Информационно-вычислительный центр жилищно-коммунального хозяйства» на Администрацию г. Ростова-на-Дону, которая направила в адрес управляющих компаний города письма с предложением сохранить договорные отношения по расчету и начислению платежей за жилищно-коммунальные услуги с его конкурентом - МУП «Единый информационно-расчетный центр».
 
Суть конфликта заключалась в следующем. Ранее между МУП «ЕИРЦ» и ГУП РО «ИВЦ» был заключен договор, по условиям которого областное предприятие выполняло для управляющих компаний г. Ростова-на-Дону, заключивших договоры на расчетно-сервисное обслуживание с городским, ряд функций по начислению и сбору с населения жилищно-коммунальных платежей. Этот договор ГУП РО «ИВЦ» с МУП «ЕИРЦ» расторгло и проинформировало управляющие компании города о возможности заключения с ним прямых договоров. В свою очередь городская администрация направила в управляющие компании г. Ростова-на-Дону письмо, в котором предложила им принять меры по сохранению договорных отношений с муниципальным предприятием.
 
На заседании Комиссии представитель Администрации аргументировал направление этого письма его информационным характером и озабоченностью Администрации складывающейся ситуацией в области финансовых расчетов в жилищно-коммунальном хозяйстве г. Ростова-на-Дону. Кроме того, он уточнил, что письмо было подписано лицом, не имевшим на это полномочий.
 
Однако, как следует из объяснений, представленных в Ростовское УФАС самим МУП «ЕИРЦ», разработанный им программно-технический комплекс для расчетно-сервисного обслуживания управляющих компаний, был внедрен не в полном объеме. И гарантия Администрации своевременного, качественного и непрерывного предоставления услуг МУП «ЕИРЦ» стала решающим фактором для компаний продолжать договорные отношения с муниципальным предприятием.
 
Следовательно, своим письмом Администрация создала для МУП «ЕИРЦ» неконкурентные преимущества, как не обусловленные его самостоятельными действиями, чем ограничила конкуренцию между двумя хозяйствующими субъектами на рынке расчетно-сервисного обслуживания управляющих компаний – муниципальным и государственным унитарными предприятиями. 
 
Аргумент Администрации об информационном характере письма, Комиссия антимонопольного органа не приняла, так как, во-первых, оно было направлено именно тем компаниям, которые уже имели заключенные договоры с МУП «ЕИРЦ», а во-вторых, управляющие компании должны были проинформировать Администрацию о принятых по данному письму мерах в установленный срок. Таким образом, целью направления письма было не информирование о возможностях МУП «ЕИРЦ», а побуждение компаний к совершению конкретных действий, направленных на сохранение договорных отношений.
 
Довод о том, что письмо было подписано неуполномоченным лицом, также отклонился Комиссией, поскольку оно было изготовлено на бланке Администрации, имело все необходимые реквизиты и подписано должностным лицом Администрации – первым заместителем Главы Администрации г. Ростова-на-Дону, курирующим сферу жилищно-коммунального хозяйства г. Ростова-на-Дону.
 
Таким образом, Администрация г. Ростова-на-Дону была признана нарушившей ч. 1 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции»: запрет на ограничивающую конкуренцию акты и действия органов местного самоуправления.
 
Ростовское УФАС России выдало Администрации г. Ростова-на-Дону предписание о направлении в адрес Управляющих компаний г. Ростова-на-Дону письма с текстом: «Настоящим письмом отзываем письмо Администрации г. Ростова-на-Дону от 30.10.2009 г. № 2/1052. Одновременно информируем, что Управляющие компании г. Ростова-на-Дону вправе заключать договоры на оказание услуг по начислению и расчету платежей за жилищно-коммунальные услуги с любой организацией, оказывающей данные услуги». Кроме того, за рассылку письма должностное лицо Администрации было привлечено к административной ответственности в виде штрафа.
 
Администрация г. Ростова-на-Дону обжаловала решение и предписание Ростовского УФАС России, которые 24.05.2010 г. Арбитражный суд области, а 30.08.2010 г. Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд оставили в силе.
 
28 сентября 2010 года Администрация г. Ростова-на-Дону исполнила предписание. Административный штраф оплачен.