СМС-реклама

21 мая 2009 г. около 200,000 жителей г. Ростова-на-Дону практически одновременно получили на свои мобильные телефоны короткие СМС-сообщения, рекламирующие услуги одной из фирм такси. В связи с жалобами абонентов оператор сотовой связи «Теле 2» по данному факту обратился с заявлением в Ростовское УФАС России.

 

В ходе рассмотрения заявления было установлено, что для рекламирования услуг своей фирмы индивидуальный предприниматель А. обратился в компанию, владеющую программно-аппаратным комплексом, Интернет-программой, позволяющей в несколько мгновений направить любую информацию по любому количеству номеров или адресов электронной почты. Оказалось, что возможности данной программы ограничены лишь суммой, которую готов выложить рекламодатель за ее использование: от одного, двух, десяти СМС, до десятков и сотен тысяч.

 

Предприниматель, оплатив по счету, получил доступ к этой программе, после чего самостоятельно, через Интернет, осуществил рассылку рекламы.

 

В отношении него антимонопольной службой было возбуждено дело по признакам нарушения ч.1 ст.18 ФЗ «О рекламе», согласно которой распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено.

 

Индивидуальный предприниматель А. настаивал на том, что рассылка проводилась только среди лиц, ранее воспользовавшихся транспортными услугами, предоставляемыми его фирмой. Номера, с которых пассажиры вызывали такси, заносились в базу данных, которая впоследствии и была использована при распространении рекламы.

 

Между тем, доказать, что каждый, кому на телефон поступила вышеназванная реклама, давал согласие на ее получение, предпринимателю не удалось. В связи с чем, 24 августа 2009 г. на рассмотрении дела Комиссией Ростовского УФАС России данная реклама была признана ненадлежащей. За нарушение законодательства о рекламе предпринимателю грозит административный штраф.

 

Однако, далеко не каждое СМС-сообщение рекламного характера, поступившее на ваш мобильный телефон, нарушает требования ч.1 ст.18 ФЗ «О рекламе». Зачастую массовыми рассылками пользуются, например, магазины одежды. Заполненная покупателем анкета постоянного клиента, в которой указаны его данные, его фамилия, имя и отчество, подпись, и согласие на получение информации от магазина (о скидках, акциях и пр.) – как раз и является доказательством предварительного согласия абонента на получение рекламы. Если вам досаждают подобные СМС-сообщения, то, согласно той же ч.1 ст.18 ФЗ «О рекламе», рекламораспространитель обязан незамедлительно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с требованием исключить его из списка рассылки.