Влияние пандемии на неисполнение обязательств по контракту должно быть доказано

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Арбитражный суд Ростовской области поддержал правовой подход Ростовского УФАС России к оценке обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих исполнению обязательств по контракту.

Всё началось, когда в антимонопольный орган поступило обращение заказчика о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) о компании, заключившей контракт на поставку одноразовых перчаток, но не исполнившей своих обязательств в срок, в связи с чем заказчик в одностороннем порядке отказался от исполнения контракта.

В результате рассмотрения дела Ростовское УФАС России приняло решение о внесении сведений о недобросовестном поставщике в реестр.

Компания пыталась доказать, что не имела возможности поставить перчатки в срок ввиду обстоятельств непреодолимой силы (пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19), но согласно Обзору по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 1 от 21.04.2020 г. меры по ограничению распространения коронавируса могут быть признаны обстоятельствами непреодолимой силы только в том случае, если будет установлена причинно-следственная связь между пандемией и неисполнением обязательств.

Поскольку поставщик заключил контракт в конце июня, действие ограничительных мер не соответствует признакам непреодолимой силы. Более того, в данном случае компания не привела конкретных фактов, свидетельствующих о влиянии пандемии на возможность поставки товара.

Суд согласился с решением Ростовского УФАС России (дело № А53-38975/2020), отметив, что для освобождения от ответственности за неисполнение контракта, сторона, среди прочего, должна доказать наличие причинно-следственной связи между возникшими обстоятельствами непреодолимой силы и невозможностью, либо задержкой исполнения обязательств. Кроме того, суд учел, что контракт был заключен уже в период пандемии, следовательно, сторона обязана была предвидеть возможные сложности.