Интервью заместителя руководителя Ростовского УФАС России К.А. Коренченко для журнала «Консультант по-ростовски»

- Константин Анатольевич, в марте Вы провели пресс-конференцию на тему: "Требования законодательства к рекламе, связанной с долевым строительством многоквартирных жилых домов". В чем заключаются эти требования?

- Что касается непосредственно требований к рекламе жилья, то существуют весьма серьезные различия между рекламой квартир в уже сданных домах и рекламой, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства.

Реклама объектов долевого строительства должна содержать сведения о месте и способах получения проектной декларации, а также информацию о застройщике для того чтобы граждане могли тщательно проверить все документы прежде чем вкладываться в строительство объекта недвижимости.
Также важно, чтобы у потребителя не возникло ложного впечатления, что рекламируются уже готовые квартиры, а не объект на начальном этапе строительства.

Обращаю внимание, что перед принятием решения о покупке квартиры граждане на сайте Региональной службы госстройнадзора Ростовской области могут проверить не находится ли дом в так называемом «черном списке» объектов недвижимости, подлежащих сносу за самовольное строительство.

Кроме того, Ростовским УФАС России организована совместная с Администрацией города Ростова-на-Дону работа по мониторингу наружной рекламы. Управление наружной рекламы направляет нам рекламные макеты, которые проверяются специалистами УФАС на соответствие закону, и только после этого они подлежат размещению на рекламных поверхностях города. Но все равно гражданам стоит быть очень бдительными и тщательно проверять документацию строящегося объекта и обращать внимание на репутацию застройщика.

- Насколько законодатель ограничивает рекламу алкоголя и табачных изделий? Где все же можно размещать такую рекламу?

- Вы поставили вопрос очень верно, действительно реклама алкоголя у нас в стране не запрещена, но существенно ограничена, так например она не допускается в наружной рекламе и в интернете, а также в материалах для несовершеннолетних.

Но в тоже время законодатель выделил в отдельную категорию рекламу алкогольных продуктов, изготавливаемых на основе пива, а также вина и игристого вина (шампанского), произведенных в нашей стране из выращенного на территории Российской Федерации винограда.

Реклама такой алкогольной продукции допускается в различных дегустационных залах и выставках организаций общественного питания, во время трансляции в прямом эфире или в записи спортивных соревнований, а также на телеканалах и радиоканалах, специализирующихся на материалах и сообщениях физкультурно-спортивного характера, в теле- и в радиопрограммах с 23 до 7 часов местного времени, в печатных СМИ, кроме первой и последней страниц. Но, конечно же, даже такая реклама не допускается во время трансляции детско-юношеских спортивных соревнований. Кроме того, реклама алкоголя обязательно должна содержать пометку о вреде здоровью.

- Как правильно оформить заявление, касающееся нарушения рекламного законодательства?

- Самая распространённая ошибка - это отсутствие доказательств изложенных в заявлении фактов. Проще говоря, если жалоба касается наружной рекламы, то вам обязательно нужно приложить к ней фотографию этого рекламного баннера или копию страницы печатного издания, если реклама размещена, например, в газете, иначе мы не сможем рассмотреть ваше заявление. Также рассмотрению не подлежат анонимные заявления, поэтому Вам нужно указать имя, фамилию и адрес. Гражданам не стоит волноваться - по закону о защите персональных данных мы не раскроем ответчику информацию о заявителе без его согласия.

- В чем отличие понятий рекламы и вывески?

- Отличия кардинальные. Как правило вывеска, в соответствии с требованиями закона о защите прав потребителей, содержит название, время работы, наименование лица осуществляющего деятельность и размещается на фасаде магазина. Также не является рекламой указание профиля его деятельности (продукты, бытовая химия и т.д.) и группы реализуемых товаров, если при этом не выделяется какой-то отдельный бренд (стиральные порошки, колбасы, пиво). То есть вы вполне можете написать на вывеске своего магазина - «Пиво», если не укажите какую-то конкретную марку. И это будет считаться именно вывеской, а не рекламой алкоголя.

- Часто ли Вам поступают заявления по неэтичной или оскорбительной рекламе и как УФАС определяет наличие нарушения, ведь это субъективные понятия?

- Такие заявления поступают достаточно часто. Чтобы ответить на Ваш вопрос давайте вспомним, что законодатель предлагает понимать под так называемой неэтичной рекламой. В соответствии с ч.6 ст. 5 ФЗ №38 «О рекламе» не допускается использование в рекламе бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия. На самом деле степень этичности рекламы понятие относительное, ведь граждане различных возрастных категорий могут совершенно по-разному смотреть на одну и ту же рекламу. 
Для того чтобы специалистов, выносящих решение по неэтичной рекламе не обвинили в однобокости подхода мы проводим опросы на официальном сайте Управления, где предлагаем всем желающим ответить на вопрос, является ли та или иная реклама, по их мнению, неэтичной либо оскорбительной. В некоторых случаях мы выносим обсуждение такой рекламы на заседание Общественно-консультативного совета при Ростовском УФАС России, где представители экспертного сообщества и общественных организаций могут высказать свое мнение. Результаты таких опросов и обсуждений ложатся в основу будущих решений.

- На что чаще жаловались граждане в 2015 и начале 2016 годов?

- Традиционно много жалоб касается рекламы медицинских и финансовых услуг, а также неэтичной рекламы. Но лидерство по количеству обращений по-прежнему за смс-спамом. Но надо признать, что постепенно их число снижается. Наша работа в прошлые годы принесла определенные плоды - спама стало меньше.