• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Ростовское УФАС России представило Стратегию развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период 2013 – 2024 гг.

26 сентября 2013 года в Управлении Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области состоялась пресс-конференция, посвященная принятию ФАС России Стратегии развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период 2013 – 2024 гг.

 

 

Руководитель Управления Вадим Григорьевич Корнеев представил приоритеты в деятельности антимонопольной службы на ближайшие годы, обозначенные в Стратегии:

 

  1. создание благоприятной среды для защиты и развития конкуренции;
  2. снижение административных барьеров, препятствующих развитию и свободному функционированию рынков;
  3. обеспечение недискриминационного доступа потребителей к услугам естественных монополий, формирование эффективных механизмов тарифообразования;
  4. создание условий для эффективной конкуренции при размещении заказов.

 

Для обеспечения равного доступа потребителей к услугам естественных монополий и формирования эффективных механизмов тарифообразования ФАС России предполагает заняться реформированием основных институтов, которые  регулируют деятельность естественных монополий. Результатом такой деятельности должно стать снижение цен на услуги субъектов естественных монополий, а также повышение прозрачности осуществляемых ими закупок. Это обеспечит снижение себестоимости добываемых субъектами естественных монополий природных ресурсов.

 

Уменьшение размера тарифов предполагается за счет упразднения Федерального закона «О естественных монополиях» и введения в Федеральный закон «О защите конкуренции» положения, предусматривающего особенности государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий, а также за счет осуществления ценообразования в сфере теплоснабжения на основе тарифов, рассчитанных для эталонных (наиболее дешевых) источников тепловой энергии, тепловых сетей.

 

«Действующая система государственного регулирования субъектов естественных монополий, в том числе посредством установления тарифов методами индексации и экономически обоснованных затрат, не стимулирует в должной мере субъекты естественных монополий сокращать затраты, повышать эффективность инвестиций», - отметила начальник отдела контроля за соблюдением антимонопольного законодательства Ольга Сергеевна Бубельцова.

 

В Стратегии приводится другое актуальное направление - переход от индивидуальной защиты интересов физического лица к защите интересов неопределенного круга физических лиц в случае нарушения их прав (ущемления их интересов) хозяйствующим субъектом, злоупотребляющим доминирующим положением.

 

Контроль антимонопольной службы за экономической концентрацией также претерпит изменения. Обозначен курс на снижение административной нагрузки на бизнес со стороны государства и повышение эффективности контроля за совершением крупных сделок. Одной из действенных мер должна стать отмена обязательных уведомлений по итогам совершенных сделок для компаний с оборотом свыше 400 млн. руб. Такой шаг обоснован тем, что подобные сделки не могут существенно повлиять на структуру рынка и реальную конкуренцию.

 

В то же время прослеживается увеличение порога по обороту компаний, за которыми следует вести внимательное наблюдение. ФАС России будет тщательно анализировать деятельность предприятий с оборотом свыше 10 млрд. руб. Компании данной категории будут обязаны заранее направить в антимонопольную службу ходатайство о разрешении осуществить сделку и лишь на основании соответствующего ответа действовать.

 

«Также планируется проведение проверок не только рынков, где производится сделка, но и смежных с ним рынков, что позволит создать более полную картину происходящего в отрасли», - добавила заместитель руководителя – начальник отдела изучения и контроля товарных рынков Наталья Александровна Кожемяко.

 

Продолжится работа по разработке и внедрению действенного правового механизма освобождения от административной и уголовной ответственности лиц, способствующих раскрытию картелей.

 

Разработан более гибкий подход к реестру хозяйствующих субъектов с долей на рынке свыше 35%. Впредь он  будет анализироваться каждые 3 года, соответственно компания больше не имеющая соответствующую долю на рынке будет из него исключена. А с находящихся в нем субъектов будет снята обязанность представления отчетности по форме 1-МОН.

 

Изменения коснуться и сферы закупок. Федеральный закон №223 "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц " будет ужесточен. Штрафы за нарушения закона для должностных лиц составят от 20 до 50 тыс. руб, для юридических от 300 до 500 тыс. руб. ФАС России намерена конкретизировать понятия и придать закону большую системность.

 

«В нынешней ситуации положения о закупках компании разрабатывают сами, поэтому и количество видов процедур закупок очень велико. Планируется сократить их количество по примеру ФЗ 94, что позволит прийти к единообразию подходов в осуществлении закупок», - отметила Наталья Александровна Кожемяко.

 

Однако, вместе с тем, ФЗ №223 в ближайшем будущем будет распространяться не на всех, а лишь на предприятия, имеющие большое влияние на экономику.

 

В ходе выступления об изменениях процедур контроля за органами власти заместитель руководителя Управления Константин Анатольевич Коренченко отметил, что действующий с 2012 года институт выдачи предупреждений, действующий сейчас лишь в сфере контроля за доминирующими хозяйствующими субъектами, распространится и на органы власти.

 

«Полагаю, что практика выдачи предупреждений может быть применена к самым разным сферам, поскольку выдавая предупреждения с требованием устранить нарушения до возбуждения дела, мы сокращаем количество наложенных штрафов, которые в большинстве случаев обжалуются в суде. Таким образом, должностные лица, исправив нарушение, во-первых, будут иметь шанс избежать штрафа, а во-вторых избавят антимонопольную службу и суды от дополнительных процедур по рассмотрению и обжалованию дел, которые как правило затягиваются надолго», - рассказал Константин Анатольевич..  

 

Отдельной темой для освещения стали вопросы перехода к Федеральной контрактной системе, которая с 1 января 2014 года должна заменить Федеральный закон «94 о «Государственном заказе».

 

Заместитель руководителя Ростовского УФАС России Максим Александрович Благодарев, курирующий сферу государственного заказа уделил особое внимание внедрению информационно-аналитической системы, позволяющей в режиме реального времени осуществлять сбор и анализ данных по государственным закупкам и операциям по реализации государственного имущества.

 

В дальнейшем данная система также позволит осуществлять контроль за отдельными действиями заказчиков в автоматическом режиме.

 

Изменения затронут и порядок оценки заявок на участие в конкурсе.

В частности планируется снижения значимости критериев, подлежащих субъективной оценке членами комиссии, что позволит создать равные условия участия в закупках для хозяйствующих субъектов, уменьшит влияние на результат закупок «посторонних» факторов.

 

Кроме того, дополнительно будет введена электронная форма открытого конкурса.

 

Стратегией также определен курс на усовершенствование механизма отбора исполнителей работ по строительству по результатам аукционов, проводимых в электронной форме.

 

Законодательно будет закреплена обязанность по размещению на сайте «Торги.ру» информации о реализации государственного имущества и ресурсов всех видов, находящихся в государственной собственности. 

 

В завершении мероприятия руководитель Ростовского УФАС России Вадим Григорьевич Корнеев еще раз отметил значимость и масштабность изменений, которые затронут сферу антимонопольного регулирования в последующие годы, подчеркнув, что принятый ФАС России  долгосрочный план в полной мере отвечает современным реалиям экономики и будет способствовать стандартизации деятельности антимонопольной службы в соответствии с лучшими мировыми практиками.