• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Интервью заместителя руководителя Ростовского УФАС России Константина Анатольевича Коренченко в рубрике Управления в журнале "Консультант по-ростовски"

 

Заместитель руководителя Ростовского УФАС России – начальник отдела контроля органов власти Коренченко Константин Анатольевич

 

Константин Анатольевич,  Вы возглавляете отдел, который, несмотря на название – контроля органов власти, занимается также рекламой. Как удается совмещать эти направления?

Ни для кого не секрет, что антимонопольная служба борется не только с монополистами, но, в том числе, с ненадлежащей и недостоверной рекламой. Совмещать приходится в силу того, что для каждого курируемого направления создавать отдел нет смысла, поэтому часть сотрудников отдела контроля органов власти занимается исключительно контролем за соблюдением законодательства о рекламе.

 Как раз рекламе предлагаю посвятить нашу беседу. Много ли совершается  нарушений в рекламной сфере, и какие меры принимаются для их устранения?

В своей работе мы руководствуемся правилом – заниматься тем, что беспокоит граждан, оперативно реагируя на каждый факт нарушения.

Количество заявлений, начиная с 2011 года стабильно высокое, а за первое полугодие этого года уже поступило более 120 заявлений. Показательно, что если 10 лет назад таких заявлений было 10 за год, то теперь почти 130 за полгода.  Мы связываем этот факт, во-первых, с ростом правовой грамотности населения, во-вторых, повышением социальной активности жителей области и, наконец, с упрощением процедуры подачи заявления в антимонопольный орган.

Если раньше это необходимо было делать посредством почты, что занимало много времени и было не совсем удобно, то теперь появилась возможность отправить нам заявление по электронной почте или же воспользовавшись интерактивной формой обратной связи на сайте нашего Управления rostov.fas.gov.ru. Там вы можете обозначить любую проблему, которая вас волнует. Каждое такое обращение будет рассмотрено, и в течение месяца вы получите на него ответ.

Мы возбудим дело или же дадим мотивированный отказ в возбуждении. Решение об отказе чаще всего вызвано недостаточным количеством представленных документов, необходимых для анализа ситуации и определения факта нарушения.

Как же необходимо оформить заявление?

Для начала приведу наглядный пример как заявление оформлять не надо! Недавно нам по электронной почте поступило сообщение следующего содержания: «На мой телефон приходит очень много спама! Разберитесь, накажите!».

В такой ситуации мы бы и рады помочь, но для этого необходим хотя бы номер контактного телефона, на который приходит спам, а также информация о том, кто прислал спам, когда, текст самого сообщения, а также необходимо согласие на обработку ваших персональных данных, чтобы мы могли запросить у оператора связи всю необходимую информацию. Кстати, для удобства мы разместили на сайте образец такого заявления для тех, кого беспокоит спам.

Обращаю ваше внимание на то, что предварительно нужно быть уверенным, что вы не давали согласие на распространение в ваш адрес рекламных материалов. Поскольку зачастую мы с вами забываем, что участвовали в какой-нибудь промо-акции, заполняли анкету, получали карту скидки, а условием всего этого было согласие на предоставление рекламных материалов.

Кстати, скажу, что спам - это наиболее типичное нарушение закона о рекламе. Рассмотрение дел по данному правонарушению длятся, как правило, очень долго, потому как между вами и сотовым оператором, возможно, существует до 10 посредников, которые могут потенциально являться распространителями спама. Всех их мы поэтапно выявляем.

Вы можете привести краткую справку о выявленных нарушениях в сфере рекламы за первое полугодие этого года?

Совокупно около 100 дел о нарушении закона о рекламе возбуждено за первое полугодие этого года, в то время как за весь прошлый год было возбуждено 137 дел. Более 50 предписаний о прекращении нарушения уже выдано. Как правило, лица нарушившие закон о рекламе стараются исправить нарушение до рассмотрения дела комиссией Управления.

За первое полугодие на нарушителей наложено административных штрафов на сумму около 1,5 миллионов рублей. 40% из них пойдет в федеральный бюджет, а 60% в бюджет субъекта Российской Федерации на территории которого зарегистрирован нарушитель. Поэтому если нарушитель – москвич, то сумма штрафа пойдет, к сожалению, в бюджет Москвы, а не Ростовской области.

Что касается непосредственно сути рассмотренных дел, то их можно разделить на несколько категорий, например, реклама алкоголя, неэтичная, недостоверная реклама, реклама финансовых услуг, БАДов и спам.  

Давайте начнем по порядку. Рекламировать алкоголь все же можно или нет?

Реклама алкоголя в России не запрещена, но существенно ограничена. И, наконец, в соответствии с поправками в закон пиво приравнено к алкоголю. Ранее реклама пива регламентировалась одними нормами, в то время как остальной алкоголь другими, из-за чего возникала путаница. Поэтому теперь все запреты, касающиеся алкоголя, также распространяются и на пиво.

Реклама алкоголя разрешена лишь в местах, где продается алкоголь: в супермаркетах, барах, ресторанах, дегустационных залах, также не запрещается проведение различных промо акций. Реклама запрещена в наружной, печатной  рекламе, на телевидении и радио, а с 23 июля 2012 года она запрещена и в сети интернет.

При этом это не относится к сайтам непосредственно самих производителей алкоголя.

Так на одном из сайтов нами была обнаружена реклама пива. Рекламодатель сообщил, что не согласен с нашим решением о наличии нарушения, так как разместил он эту рекламу три года назад, когда такой закон еще не действовал. Разумеется, такая позиция не выдерживает никакой критики, так как с вступлением в силу изменений в закон, реклама должна быть приведена в полное соответствие с ним.

Вы упомянули неэтичную рекламу. Можно ли вообще доказать ее незаконность?

Действительно мы время от времени рассматриваем дела с признаками неэтичной рекламы. Доказательство наличия нарушения осложнено тем, что в современной редакции закона о рекламе, который был принят в 2006 году, в отличии от старого, отсутствует статья, которая так и называется – неэтичная реклама.

Но есть ч.6 статьи 5 «Общие требования к рекламе», где сказано: не допускается реклама, в которой используются бранные слова, непристойные и оскорбительные образы, сравнения и выражения. По данной статье мы возбуждаем не очень большое количество дел,  по одной просто причине – нам кажется, что все-таки не чиновник должен решать, что этично, а что не этично, какой образ пристоен, а какой нет. К тому же, перечня бранных слов в законе также нет (смеется). Поэтому возникают трудности с доказательством преднамеренной двусмысленности, например, когда одно и то же слово может означать как рогатое домашнее животное, так и являться оскорбительным выражением.  Подобного рода игра слов не редка в рекламе, когда каждый хочет эпатировать, привлечь внимание потребителя оригинальностью слогана или образа.

Повторюсь, мы реагируем на заявления граждан: если вас что-то заинтересовало, возмутило и вы считаете это непристойным или не этичным, тогда мы возбуждаем дело по признакам нарушения закона о рекламе. В дальнейшем мы можем заказать проведение лингвистической, социологической экспертизы той или иной рекламы. Либо можем провести опрос на улицах города, чтобы таким образом оценить ситуацию с точки зрения потребителя. Также мы регулярно проводим опрос общественного мнения на нашем сайте, где спрашиваем у посетителей: является ли та или иная реклама неэтичной на Ваш взгляд, и предлагаем варианты ответа, например, «разумеется, да» или «скорее нет». Поэтому мы по большей части опираемся на ваше мнение при вынесении решения о наличии нарушения.

Вы можете привести примеры неэтичной рекламы в нашем городе?

Да. Нами было рассмотрено дело по факту трансляции видео рекламы бильярдного клуба с использованием обнаженного женского образа, которая транслировалась на стационарном экране на пл. Ленина.

Будем рассуждать так, если образ девушки используется в рекламе, скажем, нижнего белья или солярия, то между рекламируемым товаром и рекламным образом прослеживается прямая ассоциативная связь. В то время как использование образа обнаженной девушки на бильярдном столе, как кажется нам и заявителю по данному делу, не корректно и, в данном случае, не этично.

К тому же при оценке подобных заявлений мы берем во внимание, где располагается реклама, не близко ли к детским, учебным, религиозным учреждениям, местах массового скопления людей.

Что касается рекламы бильярдного клуба, то нами был проведен опрос на сайте Управления, в котором приняли участие 556 человек, кроме того, данная реклама была вынесена на обсуждение Общественно-Консультативного Совета при Ростовском УФАС России, в который входят руководители общественных организаций Дона. Результаты опроса и заключение экспертов подтвердили наше мнение о незаконности данной рекламы.   

В каких еще сферах происходят правонарушения?

Как мне казалось, уже всем известно, что рекламировать оружие нельзя. Однако недавно нами был замечена рекламная конструкция на трассе не далеко от г. Батайска, где рекламировался оружейный магазин. В соответствии с законом, реклама оружия, а также его производителей, магазинов его реализующих, запрещена везде, кроме специализированных тематических  изданий. Однако есть исключения. Например, если бы на баннере располагалась реклама товаров не связанных с оружием, но которые можно приобрести в охотничьем магазине, например, походных палаток, то такая реклама допускается. Штраф за нарушение закона при рекламе оружия несет рекламораспространитель, и именно он должен следить за тем, чтобы реклама, которую ему предлагают разместить на рекламной конструкции, соответствовала действующему законодательству.

Что касается недостоверной рекламы, то нами было рассмотрено дело о размещении Центром недвижимости рекламы, содержащей ложные сведения. Один из конкурентов предприятия пожаловался на то, что в рекламе сообщают, что компания является лучшей в сфере недвижимости.

Оказалось, что «лучшая компания» это всего лишь название номинации одного из проводимых конкурсов, в котором компания участвовала, но не победила.

Также мы часто рассматриваем случаи нарушения законодательства при рекламировании финансовых услуг. Самое распространенное здесь нарушение – написание микро шрифтом существенных условий предоставляемых услуг, которые влияют на заключаемое соглашение. Наша позиция заключается в том, что если у обыкновенного человека, не использующего очки или бинокль для прочтения информации, нет возможности разобрать текст, то можно считать, что этого текста там нет вовсе. Однако мы делаем различия, например мелкий текст, располагающийся на стенде в банке, к которому можно подойти и в течение необходимого времени ознакомиться с ним, допускается. Но если микро шрифт используется в телевизионной рекламе, когда рекламная заставка порой длится три секунды, то прочитать его не представляется возможным, это, разумеется, нарушение.

В завершении беседы скажите, почему реклама БАДов, которые Вы упомянули в начале беседы, запрещена?

БАДы это особая тема. Считаю, что самим гражданам необходимо быть более бдительными и рассудительными при покупке таких препаратов. Ведь нужно понимать, что компания осуществляет дорогостоящую рекламу не с целью самоотверженного исцеления граждан, как это обычно позиционируется, а исходя из коммерческого интереса, и здесь в ход идут все средства. Биологически активным добавкам и приборам приписываются свойства, о существовании которых, боюсь, не догадывается даже их производитель. Например, некое предприятие произвело экстракт какого-то растения, в лучшем случае сопоставимого по действию с витамином, затем другая компания берет эти таблетки на реализацию, придумывая легенду о чудодейственных свойствах такого препарата. Самое страшное в этой ситуации, и почему собственно реклама БАДов запрещена, это впечатление о его лекарственных свойствах, которое может сложиться у человека, просмотревшего такую рекламу. Граждане, имеющие заболевания, рискуют пренебречь настоящими сертифицированными лекарствами и принимать средства, которые не будут оказывать никакого эффекта, что может привести к печальным последствиям.

И напоследок, как преподаватель курса «Рекламоведение» хочу подытожить.  Помните, в рекламе говорится только правда о товаре, но не вся!