Интервью руководителя Ростовского УФАС России Вадима Григорьевича Корнеева журналу "Консультант по-ростовски"

 

Вадим Григорьевич, в первую очередь, помогите нашим читателям сформировать общее представление о работе Федеральной антимонопольной службы, какие вопросы находятся в вашем ведении?

Федеральная антимонопольная службы проводит государственную политику в области развития конкуренции, предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности. Мы следим за развитием здоровой конкурентной среды в России путем надзора за самыми разными сферами: от естественных монополий и рекламы до государственного заказа и деятельности органов власти. Такой широкий профиль работы связан с особым характером нарушений, чаще всего касающихся Федерального закона №135 «О защите конкуренции». Нарушения данного закона могут осуществляться совершенно различными способами в зависимости от сферы деятельности, но в основном направлены на ограничение конкуренции.

Приведу пример нарушения антимонопольного законодательства субъектами естественных монополий, которыми являются компании, предлагающие потребителям электро- и теплоэнергию, газ, воду, а также ряд других необходимых услуг как опломбирование счетчиков, подключение к электросетям и многое другое. Данные компании часто занимают доминирующее положение на рынке, то есть, у потребителей нет возможности выбрать компанию, которая будет предоставлять им перечисленные услуги. Здесь возникает опасность злоупотребления своим доминирующим положением. Когда электросетевая компания отказывается подключать дом к электросетям, отключает воду без предупреждения, берет завышенную плату за услуги, при этом граждане просто не могут поменять компанию. Часто граждане, чувствуя невозможность самостоятельно разрешить проблему, мирятся с ней или же обращаются к нам за помощью. Наша задача в этом случае – защитить их законные интересы.

Какие еще законы помимо ФЗ №135 «О защите конкуренции» курирует ФАС?

Антимонопольная служба также следит за исполнением ФЗ №38 «О рекламе», №223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», №94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд».

Давайте остановимся на законе о рекламе. Это вопрос более чем актуален сейчас.

По радио регулярно идут передачи, рекламирующие те или иные «чудодейственные средства», которые фактически являются лишь биодобавками. На эфир приглашаются некие врачи, доказывающие мгновенный эффект БАДов, а последнее время еще и «уникальных» приборов: таких, что нажал на одну кнопку – сердце лечит, нажал на другую – почки! И тут же в студию звонят излечившиеся покупатели и благодарят всех, кто посоветовал воспользоваться данной продукцией.

А теперь откроем статью 25 ФЗ «О рекламе», где в пункте 1 сказано: «Реклама биологически активных добавок и пищевых добавок не должна создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами»; в пункте 2: «реклама не должна содержать ссылки на конкретные случаи излечения людей, улучшения их состояния в результате применения таких добавок»; далее в пункте 3: «реклама не должна содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с применением таких добавок».

Кроме того, согласно п.6 ч.5 ст.5  закона «О рекламе» вовсе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, если он не является лекарственным средством. Несмотря на законодательный запрет, зачастую реклама БАДов содержит недостоверные сведения и создает у потребителей впечатление, что данная добавка – эффективное и натуральное средство от всех болезней. Указание на «чудодейственные» свойства БАДов является одной из многочисленных уловок рекламодателей, позволяющей значительно увеличить спрос на товар.

Наказать нарушителей не так уж просто, так как реклама БАДов, скажем, на радио,  не является рекламой в чистом виде, а чаще происходит под видом радиопередач с приглашенными экспертами и разыгранными звонками благодарных покупателей биодобавок. Тем не менее, нам удавалось доказать, что и такая радиопередача незаконна, а штрафы за подобные правонарушения существенны – до 500 тысяч рублей для юридических лиц с запретом на дальнейшее рекламирование средства подобным образом.

Скажу даже более того, в соответствии с разъяснениями ФАС России продажа биологически активных добавок дистанционным способом вообще не допускается.

Все что требуется для возбуждения нами дела по факту нарушения рекламы – это написать заявление в УФАС и прислать аудио или видеозапись рекламного ролика или передачи.

Так что с нарушениями закона о рекламе мы с вами сталкиваемся повсюду и примеров тому масса.

К нарушениям закона о рекламе можно отнести и смс-спам?

Разумеется. Мы неоднократно публиковали руководства к действию по борьбе со спамом.

В первую очередь необходимо хорошо подумать, не соглашались ли вы на получение рекламной информации в магазинах, где совершали покупки. Зачастую граждане, подающие жалобы на смс-рассылку просто забывают как при оформлении, например, карты скидок согласились получать информацию от магазина, а поскольку он входит в торговую сеть, то смс приходят от 10-15 магазинов сразу!

Но во всех остальных случаях для того, чтобы наказать нарушителя необходимо сфотографировать смс-сообщение пришедшее на ваш телефон, дать согласие на предоставление вашим оператором сотовой связи информации о данном входящем смс и написать нам заявление (теперь это можно сделать и по интернету).

Для того, чтобы у читателей сложилось целостное представление о направлениях работы Ростовского УФАС предлагаю затронуть тему государственного заказа.

Надзор за соблюдением Федерального Закона №94 с длинным названием «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» занимает весьма значительную долю работы нашего управления.

Данный закон касается всех без исключения государственных, муниципальных и бюджетных учреждений, ведь все они сталкиваются с необходимостью закупки товаров, выполнению работ и услуг для своих нужд, например, поставка лекарств и медицинской техники в больницы, установка систем пожаротушения в ВУЗы и школы и так далее.

Государственные и муниципальные учреждения по закону не имеют права купить все необходимые товары у первой приглянувшейся им компаний, а обязаны провести конкурс или аукцион, где победителем будет признана компания, предложившая выполнить необходимые работы или поставить товар по наиболее низкой, а, соответственно, и выгодной для государства цене.

Ежедневно мы рассматриваем массу жалоб на действия аукционных комиссий государственных заказчиков и участников торгов, предмет которых очень широк: от аукциона на ремонт школы до закупки небезызвестных томографов. Нарушения, разумеется, также сильно разняться и часто связаны с низкой квалификацией аукционной комиссии госсзаказчика, которая неумышленно допускает ошибки при размещении аукциона в электронной форме, а потенциальные участники выполнения заказа из-за этой ошибки попросту не могут подать заявку на участие в торгах.

Также достаточно часто бывают случаи, когда аукционная комиссия, не разобравшись в представленной участниками документации, отклоняет вполне подходящие ей заявки, что делать не имеет права. Именно такие не допущенные к торгам компании и обращаются к нам в поисках справедливости.

Совершенно другое дело умышленные нарушения на аукционах и конкурсах, которые также, к сожалению, встречаются часто.

К слову об умышленных нарушениях закона о госзаказе. Недавно в прессе появилась информация о разоблачении ряда компаний, участвовавших в сговоре на аукционе по капитальному ремонту школы. Не могли бы Вы пояснить, в чем заключался сговор?

На данном электронном аукционе компании использовали модель поведения, получившую среди лиц, связанных с госзакупками, условное наименование «таран»: два участника антиконкурентного соглашения во время проведения аукционов, изображая активную торговлю между собой, резко опускают цену, скажем, со 100 млн рублей до 25. При этом добросовестные участники торгов теряют интерес к аукциону, так как продолжать снижать цену они не в состоянии, это не рентабельно. Третий участник картеля на последних секундах аукциона делает ставку, незначительно ниже ставки добросовестного участника или начальной цены контракта. Далее участники картеля, занявшие первое и второе место, отказываются от подписания контракта или же у них обнаруживаются ошибки в документации (о которых они знали заранее) и они отстраняются от участия в аукционе. Таким образом, контракт заключается с третьим участником картеля, который незначительно отклонился от начальной цены.

Нам удалось доказать наличие сговора в Федеральном арбитражном суде Северо-Кавказского округа, что носит прецедентный характер и поможет в правоприменительной практике в целом, а также создаст существенный барьер для нарушителей закона при проведении торгов.

Совсем недавно Государственная Дума Российской Федерации приняла в третьем чтении новый закон о Федеральной контрактной системе, которая должна прийти на смену ФЗ №94. Поясните, зачем нужна эта смена законов?

Сфера размещения государственного заказа подвержена процессу постоянных перемен. И приход Федеральной контрактной системы на смену ФЗ №94 кажется весьма логичным: меняется экономическая конъюнктура, совершенствуется законодательная база страны, увеличиваются потребности заказчиков, выдвигаются новые и новые требования к эффективности системы госзакупок.

Целью перехода к ФКС является выработка правил, обеспечивающих единый технологический цикл организации закупок для обеспечения государственных нужд. Этапами такого цикла должны стать: прогнозирование закупок товаров, работ и услуг; формирование заказчиками планов обеспечения государственных и муниципальных нужд; размещение самих заказов, а также исполнение и мониторинг контрактов, приемка и анализ контрактных результатов в интересах планирования будущих закупок.

Новый закон вступит в силу лишь с 2014 года, до этого времени мы продолжаем надзор за соблюдением Федерального закона №94.

Ранее Вы сказали, что решение суда по делу о так называемом «таране» носит прецедентный характер. Насколько нам известно, и другие дела Ростовского УФАС были высоко оценены в Москве, на всероссийской коллегии антимонопольного ведомства.

Действительно, на прошедшей недавно коллегии ФАС России были подведены итоги 2012 года. Был составлен рейтинг наиболее значимых дел управлений ФАС для правоприменительной практики. В список вошли сразу два дела Ростовского УФАС, в обоих случаях нарушителем выступило ОАО «РЖД».

Основанием для возбуждения одного из дел послужили поступившие материалы Ростовской транспортной прокуратуры о том, что кассиры ОАО «РЖД», являясь страховыми агентами ОАО «СО «ЖАСО» и ОАО «ЖАСО «Литер-полис», при реализации полисов добровольного страхования от несчастных случаев не уведомляли покупателей железнодорожных билетов о необязательности покупки страхового полиса, а включали его стоимость в цену железнодорожного билета.

Решение Ростовского УФАС России о признании ОАО «РЖД» нарушившим пункт 3 части 1 статьи 10 Федерального закона № 135 «О защите конкуренции» было поддержано Высшим арбитражным судом РФ.

Уровень суда, принимающего решение, так влияет на значимость дела?

Разумеется. Нам пришлось доказывать правомерность решение в отношении ОАО «РЖД» в судах трех инстанций в Ростове-на-Дону и Краснодаре. Однако признание законности вынесенного решения Высшим арбитражным судом РФ создало особый прецедент, то есть суды разных инстанций по всей стране теперь могут брать решение ВАС за образец при оценке схожих правонарушений.

Однако включение дел Ростовского УФАС в список лучших не единственная заслуга, отмеченная на федеральном уровне.

Да, в соответствии с итоговым рейтингом территориальных органов ФАС России 1-ое место по результатам работы в 2012 году заняло Ростовское УФАС, более чем на 100 баллов опередив Пермское управление, занявшее в итоге 2-ое место.

По итогам 2011 года Ростовское УФАС России заняло 2-е место в итоговом рейтинге, но в прошлом году мы сумели добиться прекрасного результата, хотя специально к этому не стремились. Ведь все что нужно для того чтобы занять первое место требуется это хорошо выполнять свою работу. Просто в 2012 году мы сделали ее лучше других.

Из чего складывается рейтинг, и какие показатели работы учитывались?

Расчет результативности производится путем суммирования десятков показателей, среди которых: количество рассмотренных дел, выявленных нарушений, проведенных проверок, выданных и исполненных предписаний об устранении нарушения, сумма взысканных штрафов в государственную казну и пр.

Подводя итоги, поделитесь, пожалуйста, данными о работе Вашего управления в 2012 году. Каких правонарушений было больше? Какова сумма наложенных штрафов?

Всего в 2012г.Ростовскким УФАС России возбуждено 1850 дел по признакам нарушений антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе, законодательства о размещении заказов, законодательства о торговле, по результатам рассмотрения которых выявлено 1639 нарушений.

Наибольшая доля пришлась на нарушения при госзакупках и действия естественных монополий. Кроме того, 68 предприятий по итогам года было внесено в Реестр недобросовестных поставщиков.

Было возбуждено и рассмотрено 1085 дел об административных правонарушениях. Общая сумма наложенных штрафов составила более 251 млн. рублей

В завершении беседы хочу обратиться к читателям. Нарушителей антимонопольного законодательства, к сожалению, много, и наша задача - поддерживать конкуренцию в Ростовской области и защищать законные интересы как простых граждан, так и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. Если вы столкнулись с нарушением закона, находящегося в ведении нашего управления, вы всегда можете обратиться к нам. Теперь это можно сделать и по сети Интернет (на сайте Ростовского УФАС rostov.fas.gov.ru в разделе обратной связи есть сервис «написать в УФАС», куда следует отправлять заявление о нарушении антимонопольного законодательства). Это также можно сделать и традиционным способом – по почте (Наш адрес: 344006, г. Ростов-на-Дону, пр.Ворошиловский,2/2, офис 403).

Кроме того, мы стараемся идти в ногу со временем и ведем активную информационную политику, в том числе через социальные сети. Читайте нас в Twitter и Facebook.