• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Анализ и оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке первичной реализации муки пшеничной на территории Ростовской области

Анализ и оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке первичной реализации муки пшеничной на территории Ростовской области проведены в соответствии с требованиями Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС России от 28.04.2010 г. № 220 (далее – Порядок).

 

 1. Общие положения

1. Основание и цель исследования.

Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее – Ростовское УФАС России) в связи с рассмотрением дела № 952 по признакам нарушения ЗАО «Юг Руси» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части установления монопольно высокой цены на муку пшеничную, необходимо определения наличия (отсутствия) доминирующего положения ЗАО «Юг Руси» на рынке первичной реализации муки пшеничной.

На основании изложенного, в соответствии с подпунктом «а» пункта 1.1. Порядка проведен анализ, по итогам которого согласно подпункту «и» пункта 1.3. и пункту 11.1. Порядка составлен настоящий аналитический отчет.

1.2.Источники исходной информации.

Источниками исходной информации для проведенного исследования товарного рынка послужили сведения, представленные:

-Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Ростовской области;

-Министерством сельского хозяйства и продовольствия (Минсельхозпрод) Ростовской области;

-мукомольными предприятиями, а также покупателями муки пшеничной: оптовыми продавцами и хлебозаводами Ростовской области.

 

2. Временной интервал исследования рынка

 Для целей настоящего исследования – установления наличия (отсутствия) доминирующего положения ЗАО «Юг Руси» на рынке первичной реализации муки пшеничной, необходимо изучение сложившихся характеристик рассматриваемого товарного рынка.

Временной интервал исследования товарного рынка первичной реализации муки пшеничной определен с 01.01.2009 по 31.08.2010.

Указанный временной интервал исследования определен на основании того, что согласно пункту 2.2. Порядка настоящий анализ является ретроспективным.

 

         3. Продуктовые границы товарного рынка

В соответствии с пунктом 3.1. Порядка определение продуктовых границ товарного рынка включает:

  • предварительное определение товара,
  • выявление свойств товара, определяющих выбор приобретателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара,
  • определение взаимозаменяемых товаров.

 Мука пшеничная является основным сырьем для хлебопечения, производства макаронных и кондитерских мучных изделий. На мукомольных предприятиях вырабатывается мука высшего, первого и второго сортов по ГОСТ, ТУ и мука «общего назначения». Для производства муки пшеничной используется зерно 3-4 класса мягких пород пшеницы. Производство муки пшеничной складывается из двух последовательных этапов: подготовки зерна к помолу, помола зерна и формирования сортов муки.

 Хлеб из муки пшеничной высшего сорта составляет около 8%, хлеб из пшеничной муки 1 сорта – более 50%, хлеб из муки пшеничной 2 сорта - 3%.

 Крупными и средними предприятиями Ростовской области в основном производится мука пшеничная высшего и первого сортов. Эти два сорта муки пшеничной отличаются между собой качеством помола и наличием в них минеральных добавок. Но производятся эти два сорта на одном технологическом оборудовании, и при необходимости перестройки производственного процесса с одного сорта муки на другой требуется лишь достаточно быстро и легко осуществляемая переналадка оборудования (в среднем – сутки).

 В соответствии с общероссийским классификатором продукции (ОКП) «мука пшеничная» имеет код – 92 9029.

 Помимо муки пшеничной, мукомольными предприятиями Ростовской области также производится мука ржаная и пшенично-ржаная.

 В соответствии с пунктом 3.2. Порядка определение продуктовых границ товарного рынка основывается на мнении покупателей о взаимозаменяемости товаров.

 Покупателями муки пшеничной являются хлебозаводы, а также хозяйствующие субъекты, осуществляющие оптовую продажу муки пшеничной.

 Мнение покупателей определяется в результате сплошного или выборочного опроса покупателей или анализа предмета договоров, на основании которых осуществляется реализации товара.

 В ходе анализа был проведен опрос покупателей муки пшеничной, которым был задан вопрос: «Готово ли Ваше предприятие заменить закупаемую муку пшеничную на муку иного вида (ржаную и пр.) либо на другой товар, если цена на муку пшеничную долговременно (дольше одного года) повысится на 5-10 процентов, а цена на муку иного вида (другой товар) останется неизменной?»

На основании данных, представленных покупателями муки пшеничной, следует, что мука пшеничная не может быть полностью заменена иными видами муки ввиду того, что выпускаемая на ее основе продукция (хлеб, хлебобулочные, кондитерские, макаронные изделия) имеет свою утвержденную рецептуру.

 Таким образом, продуктовыми границами данного рынка является «мука пшеничная».

 

4.Географические границы товарного рынка.

Предварительное определение географических границ товарного рынка в соответствии с пунктом 4.2. Порядка проводится на основании информации о регионе, в котором действует хозяйствующий субъект, являющийся объектом антимонопольного контроля и о регионе, в котором выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства, о ценообразовании на рынке рассматриваемого товара или о различиях в уровнях цен на данный товар на территории Российской Федерации.

Согласно пункту 4.5. Порядка определение географических границ рынка производства и первичной реализации муки пшеничной проведем сочетанием методов «теста гипотетического монополиста» и установлением фактических районов продаж (местоположения приобретателей) и продавцов, осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке.

 На территории Ростовской области какие-либо ограничения на перемещение муки пшеничной между городами и районами отсутствуют. При этом предприятия мукомольной промышленности осуществляют свободную торговлю и в другие регионы Российской Федерации (Краснодарский край, Волгоградская область, Липецкая область, Воронежская область, Самарская область, Московская область и др.).

Поставки муки пшеничной крупными мукомольными предприятиями на определенные географические рынки (то есть в тот или иной район, город) определяется скорее не доступностью транспортных средств и незначительностью дополнительных издержек на транспортировку товаров от поставщика к потребителю, а прочно установившимися, многолетними связями между поставщиками и конкретными потребителями (в том числе хлебозаводами).

Учитывая вышеизложенное, считаем целесообразным локализовать рынки первичной реализации муки пшеничной и выделить рынки сбыта данного товара на территории Ростовской области.

На основе представленных данных о фактических продажах мукомольными предприятиями на территории Ростовской области было выявлено девять локальных рынков муки пшеничной:

  1. г.Ростов-на-Дону, г.Батайск, г.Аксай, Аксайский район, г.Азов, Азовский район.
  2. г.Таганрог, Кагальницкий район, Неклиновский район, Матвеево-Кураганский район, Мясниковский район.
  3. Г.Зерноград, Зерноградский район, Багаевский район, Веселовский район, Егорлыкский район, Целиновский район.
  4. Песчанокопский район, г.Сальск, Сальский район, Орловский район, Зимовниковский район, Мартыновский район, г.Пролетарск, Пролетарский район, Заветинский район.
  5. г.Новочеркасск, Октябрьский район, г.Шахты, г.Новошахтинск, г.Гуково.
  6. Красносулинский район, г.Красный Сулин, г.Каменск-Шахтинский, Каменский район, г.Донецк, г.Белая Калитва, Белокалитвенский район
  7. Усть-Донецкий район, Тацинский район, Константиновский район, Морозовский район, Семикарокорский район.
  8. г.Волгодонск, Волгодонской район, Цимлянский район.
  9.  Обливский район, Кашарский район, Милютинский район, Боковский район, Шолоховский район, Верхнедонской район, Чертковский район,г.Миллерово, Миллеровский район.

 

 5. Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

 Участниками рассматриваемого товарного рынка являются мукомольные предприятия и покупатели муки - хлебозаводы, а также оптовые продавцы муки пшеничной.

 В соответствии с п.5.1 Порядка в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.

 На первом локальном рынке, включающем в себя: г.Ростов-на-Дону, г.Батайск, г.Аксай, Аксайский район, г.Азов, Азовский район первичную реализацию муки пшеничной осуществляют следующие мукомольные предприятия:

  • ЗАО «Юг Руси» в лице филиалов «Сальский» и «Братский»;
  • СПК «АФ «Новобатайская»;
  • ООО «Ростовская мукомольная компания «Ковш»;
  • ООО «Песчанокопский мельзавод»;
  • ООО «Рубикон»
  • ООО «Топаз»;
  • ООО «Урожай-92»;
  • ЗАО «Орловская мельница»;
  • ООО «Новочеркасский КХП»;
  • ОАО «Кагальницкий элеватор»;
  • ЗАО «Красный октябрь»;
  • ЗАО «Усть-Донецкий КХП»;
  • ООО «Каменский мукомольный завод»;
  • ОАО «Ростовремагропром»;
  • ПСК «Александровский»;
  • Дочернее общество с ограниченной ответственностью «МК «Казачка»;
  • ОАО «Приморский»;
  • ОАО «Веселовский элеватор».

 ЗАО «Юг Руси» является вертикально-интегрированным хозяйствующим субъектом. Внутри группы лиц данного общества осуществляется вся цепочка, от производства зерна, перемола его в муку, до производства продукта на ее основе – хлеба.

 

 На втором локальном рынке, включающем в себя: г.Таганрог, Кагальницкий район, Неклиновский район, Матвеево-Кураганский район, Мясниковский район.

 первичную реализацию муки пшеничной осуществляют следующие мукомольные предприятия:

  • СПК «АФ «Новобатайская»;
  • ЗАО «Орловская мельница»;
  • ОАО «Кагальницкий элеватор»;
  • ПСК «Александровский»;
  • ОАО «Ростовремагропром»;
  • ОАО «Неклиновское ХПП»
  • ООО «Хлебзернопродукт»;
  • ЗАО «Красный октябрь»;
  • ООО «Новочеркасский КХП»;
  • ООО «Топаз».

 ООО «Хлебзернопродукт» - вертикально-интегрированный хозяйствующий субъект.

 

 На третьем локальном рынке, включающем в себя: г.Зерноград, Зерноградский район, Багаевский район, Веселовский район, Егорлыкский район, Целинский район первичную реализацию муки пшеничной осуществляют следующие мукомольные предприятия:

  • ОАО «Кагальницкий элеватор»;
  • СПК «АФ «Новобатайская»;
  • ОАО «Ростовремагропром»;
  • ФГОУ ВПО «Азово-Черноморская государственная Агроинженерная академия»;
  • ОАО «Веселовский элеватор»;
  • ООО «Песчанокопский мельзавод»;
  • ООО «Димакс»;
  • ООО «Энергия»;
  • ООО «Егорлык-Агро».

 

 На четвертом локальном рынке, включающем в себя: Песчанокопский район, г.Сальск, Сальский район, Орловский район, Зимовниковский район, Мартыновский район, г.Пролетарск, Пролетарский район, Заветинский район, Ремонтненский район первичную реализацию муки пшеничной осуществляют следующие мукомольные предприятия:

  • ООО «Песчанокопский мельзавод»;
  • ООО «Энергия»;
  • ЗАО «Юг Руси» в лице филиала «Сальский»;
  • ЗАО «Орловская мельница»;
  • СПК «Победа»;
  • СПК «им.Ангельева»;
  • Дочернее общество с ограниченной ответственностью «МК «Казачка»;
  • ООО «Южное»;
  • ООО «Славяне»;
  • ЗАО «Дружба»;
  • СПК «АФ «Новобатайская»;
  • Кохоз «им.Кирова»;
  • СПК «племзавод «Мир».

 

 На пятом локальном рынке, включающем в себя: г.Новочеркасск, Октябрьский район, г.Шахты, г.Новошахтинск, г.Гуково первичную реализацию муки пшеничной осуществляют следующие мукомольные предприятия:

  • ООО «Рубикон»;
  • ООО «Урожай-92»;
  • ООО «Новочеркасский КХП»;
  • ООО «Топаз»;
  • ООО «Каменский мукомольный завод»;
  • СПК «АФ «Новобатайская»;
  • ООО «Вираж»;
  • ОАО «Веселовский элеватор»;
  • ОАО «Ростовремагропром».

 

 На шестом локальном рынке, включающем в себя: Красносулинский район, г.Красный Сулин, г.Каменск-Шахтинский, Каменский район, г.Донецк, г.Белая Калитва, Белокалитвенский район первичную реализацию муки пшеничной осуществляют следующие мукомольные предприятия:

  • ООО «Каменский мукомольный завод»;
  • ООО «Вираж»;
  • ООО «Топаз»;
  • СПК «АФ «Новобатайская»;
  • ЗАО «Красный октябрь»;
  • ООО «Агро-Трейдинг»;
  • ЗАО «Орловская мельница»;
  • ЗАО «Усть-Донецкий КХП».

 На данном рынке присутствует вертикально-интегрированный хозяйствующий субъект – ООО «Агро-трейдинг».

 

 На седьмом локальном рынке, включающем в себя: Усть-Донецкий район, Тацинский район, г.Константиновск, Константиновский район, Морозовский район, г.Морозовск, Семикарокорский район, первичную реализацию муки пшеничной осуществляют следующие мукомольные предприятия:

  • СПК «АФ «Новобатайская»;
  • ООО «Урожай-92»;
  • ООО «Энергия»;
  • ООО «Вираж»;
  • ЗАО «Усть-Донецкий КХП»;
  • ООО «Димакс»;
  • ООО «Новочеркасский КХП»;
  • ООО «Рубикон»;
  • ЗАО «Вишневское»;
  • ООО «Вираж-Морозовск».

 

 На восьмом локальном рынке, включающем в себя: г.Волгодонск, Волгодонской район, Цимлянский район, первичную реализацию муки пшеничной осуществляют следующие мукомольные предприятия:

  • ЗАО «им.Ленина»;
  • ПСК «Александровский»;
  • ООО «Вираж»;
  • ЗАО «Антоновское»;
  • ООО «Урожай-92»;
  • ООО «Энергия»;
  • ЗАО «Орловская мельница»;
  • СПК «АФ «Новобатайская»;
  • ООО «Песчанокопский мельзавод».

 

На девятом локальном рынке, включающем в себя: Обливский район, Кашарский район, Милютинский район, Боковский район, Шолоховский район, Верхнедонской район, Чертковский район, г.Миллерово, Миллеровский район, первичную реализацию муки пшеничной осуществляют следующие мукомольные предприятия:

  • ООО «Вираж-Морозовск»;
  • ООО «Вираж»;
  • ООО «Бок-Дон»;
  • СПК колхоз «Мир»;
  • Дочернее общество с ограниченной ответственностью «МК «Казачка»;
  • ООО «Новочеркасский КХП»;
  • ЗАО «Вишневское»;
  • ОАО «Чертковский элеватор»;
  • ООО «Топаз»;

 

 В соответствии с п.5.2 Порядка количество выявленных хозяйствующих субъектов, действующих на вышеперечисленных локальных рынках, является достаточным, поскольку оно основано на всей доступной информации и не может быть расширено за счет информации о хозяйствующих субъектах, которой обладают покупатели и продавцы на рассматриваемом товарном рынке.

 

6. Расчет общего объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом товарном рынке.

 Основным показателем для расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке пунктом 6.1. Порядка установлен объем продаж на рассматриваемом рынке.

 Расчет объема локальных рынков первичной реализации муки пшеничной будет определен как сумма объемов продаж муки пшеничной мукомольными предприятиями, действующими на данных локальных рынках.

 На первом локальном рынке доли мукомольных предприятий, действующих на данном товарном рынке, распределились следующим образом:

 

 

Мукомольное предприятие

 2009 г.

 Январь-август 2010 г.

Объем реализации (тонн)

Доля в %

Объем реализации (тонн)

Доля в %

ЗАО «Юг Руси» в лице филиалов «Сальский» и «Братский»

< >

72,2%

< >

57,9%

Прочие мукомольные предприятия

< >

< >

< >

< >

Итого:

< >

100%

< >

100%

 Вышеуказанные данные свидетельствуют, что в границах вышеуказанного локального рынка доля ЗАО «Юг Руси» в лице филиалов «Сальский» и «Братский» составляет более 50%. Таким образом, положение ЗАО «Юг Руси» в лице филиалов «Сальский» и «Братский» в границах вышеуказанного локального рынка является доминирующим.

На втором локальном рынке доминирующее положение занимает ООО «Хлебзернопродукт» с долей рынка более 50%.

На третьем локальном рынке доминирующее положение занимает ООО «Егорлык-Агро» с долей рынка более 50%.

На четвертом локальном рынке доминирующее положение занимает ООО «Славяне» с долей рынка более 50%.

На пятом локальном рынке доминирующее положение занимает ООО «Новочеркасский КХП» с долей рынка более 50%.

На шестом локальном рынке доминирующее положение занимает ООО «Агро-Трейдинг» с долей рынка более 50%.

На седьмом локальном рынке нет хозяйствующих субъектов занимающих доминирующее положение.

На восьмом локальном рынке доминирующее положение занимает ООО «Энергия» с долей рынка более 50%.

На девятом локальном рынке нет хозяйствующих субъектов занимающих доминирующее положение, однако значительный объем производства и первичной реализации муки пшеничной осуществляет СПК колхоз «Мир» (49,83%).

 

7. Определение уровня концентрации товарного рынка.

Для определения уровня концентрации товарного рынка в соответствии с пунктом 7.1. Порядка проведем расчет:

  • коэффициента рыночной концентрации (CR3);
  • индекса Герфиндаля-Гиршмана (HHI).

 Данный расчет проведем для каждого локального рынка отдельно.

 В нижеприведенной таблице указаны значения показателей для рынка услуг первичной реализации муки пшеничной в границах первого локального рынка.

 

 

Показатель

2009 г.

Январь – август 2010 г.

Уровень концентрации

CR3

89%

86,3%

высокий

HHI

5428,98

3786,4

высокий

 Таким образом, данный локальный рынок является высококонцентрированным.

 

Значения показателей для рынка услуг первичной реализации муки пшеничной в границах второго локального рынка приведены ниже:

 

 

Показатель

2009 г.

Январь – август 2010 г.

Уровень концентрации

CR3

85,51%

90,79%

высокий

HHI

3028,75

3618,69

высокий

 Данный локальный рынок является высококонцентрированным.

 

В нижеприведенной таблице указаны значения показателей для рынка услуг первичной реализации муки пшеничной в границах третьего локального рынка.

 

 

Показатель

2009 г.

Январь – август 2010 г.

Уровень концентрации

CR3

78,45%

73,34%

высокий

HHI

3073,66

2579,51

высокий

 Таким образом, локальный рынок является высококонцентрированным.

 

Значения показателей для рынка услуг первичной реализации муки пшеничной в границах четвертого локального рынка:

 

 

Показатель

2009 г.

Январь – август 2010 г.

Уровень концентрации

CR3

94,52%

78,11%

высокий

HHI

6389,37

3263

высокий

Данный локальный рынок является высококонцентрированным.

 

В нижеприведенной таблице указаны значения показателей для рынка услуг первичной реализации муки пшеничной в границах пятого локального рынка.

 

 

Показатель

2009 г.

Январь – август 2010 г.

Уровень концентрации

CR3

82,98%

93,80%

высокий

HHI

4722,38

6750,69

высокий

 Данный локальный рынок является высококонцентрированным.

 

Значения показателей для рынка услуг первичной реализации муки пшеничной в границах шестого локального рынка:

 

 

Показатель

2009 г.

Январь – август 2010 г.

Уровень концентрации

CR3

83,12%

85,80%

высокий

HHI

2853,99

4742,36

высокий

Указанный локальный рынок является высококонцентрированным.

 

В данной таблице указаны значения показателей для рынка услуг первичной реализации муки пшеничной в границах седьмого локального рынка.

 

 

Показатель

2009 г.

Январь – август 2010 г.

Уровень концентрации

CR3

79,62%

72,27%

высокий

HHI

2250,10

2029,25

высокий

Указанный локальный рынок является высококонцентрированным.

 

Значения показателей для рынка услуг первичной реализации муки пшеничной в границах восьмого локального рынка:

 

 

Показатель

2009 г.

Январь – август 2010 г.

Уровень концентрации

CR3

86,48%

96,16%

высокий

HHI

3158,09

4475,29

высокий

Указанный локальный рынок является высококонцентрированным.

 

Значения показателей для рынка услуг первичной реализации муки пшеничной в границах девятого локального рынка:

 

 

Показатель

2009 г.

Январь – август 2010 г.

Уровень концентрации

CR3

79,96%

78,36%

высокий

HHI

3033,07

2778,93

высокий

Указанный локальный рынок также является высококонцентрированным.

 

8. Определение барьеров входа на товарный рынок

Согласно пункту 8 Порядка процедура определения обстоятельств и действий, препятствующих или затрудняющих и ограничивающих хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке, включает:

- выявления наличия (отсутствия) барьеров входа на рынок;

- определение преодолимости выявленных барьеров входа на рынок.

 К барьерам входа на товарный рынок по производству и первичной реализации муки пшеничной в Ростовской области можно отнести следующее:

  1. экономические барьеры:

 - необходимость осуществления значительных первоначальных инвестиций и капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений;

 - ограниченная доступность финансовых ресурсов и более высокие издержки привлечения финансирования для потенциальных участников по сравнению с хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом рынке;

 - наличие экономически оправданного минимального объема производства, обусловливающее для хозяйствующих субъектов более высокие затраты на единицу продукции до момента достижения такого объема производства (эффект масштаба производства);

 - преимущества хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке, перед потенциальными участниками товарного рынка, в частности, по затратам на единицу продукции и по спросу на товар, по наличию долгосрочных договоров с приобретателями. Как уже отмечено выше, основная доля поставок муки пшеничной осуществляется между хозяйствующими субъектами, имеющими многолетние договорные отношения.

 2) наличие среди действующих на рынке хозяйствующих субъектов вертикально-интегрированных хозяйствующих субъектов, которое приводит к созданию барьеров входа на рынок, в том числе, создает преимущества для участников вертикально-интегрированных хозяйствующих субъектов по сравнению с другими потенциальными участниками рынка. Данный барьер можно отнести к одному из самых существенных, поскольку в Ростовской области основная доля муки пшеничной реализуется именно вертикально-интегрированными хозяйствующими субъектами (ЗАО «Юг Руси», ООО «Хлебзернопродукт», ООО «Агро-Трейдинг»).

 Все вышеперечисленные барьеры, на наш, взгляд, являются труднопреодолимыми.

 Административные ограничения входа на данный товарный рынок отсутствуют.

 

9. Оценка состояния конкуренции на товарном рынке.

 В целом рынок первичной реализации муки пшеничной в границах указанных локальных рынков Ростовской области можно отнести к рынку с недостаточно развитой конкуренцией в виду наличия вышеперечисленных барьеров, в особенности вертикально-интегрированных хозяйствующих субъектов. В связи с чем, учитывая социальную значимость производимого на основе муки продукта – хлеба, важным представляется необходимость систематического проведения антимонопольного контроля за деятельностью вертикально-интегрированных хозяйствующих субъектов.