Зарубежная практика борьбы, включая программы освобождения от административной ответственности
08 декабря 2010, 00:00
Антимонопольные законодательства большинства стран запрещает антиконкурентные соглашения между предприятиями.
Наиболее сурово преследуются горизонтальные (картельные) соглашения, среди которых особое место занимают ценовые соглашения. Во многих странах они запрещаются антимонопольным законодательством как таковые, без каких-либо изъятий. Ограничения, которые рассматриваются как нарушения без изъятий, как правило, включают соглашения о ценах, горизонтальные разделения рынков или покупателей, а также горизонтальные согласованные отказы вести дела и сговор при проведении торгов.
В 2007 году Генеральный директорат по конкуренции Европейской Комиссии (ЕК) вынес ряд решений, касающихся картельных сговоров.
«Мы не потерпим существования картелей и примем все возможные меры, чтобы искоренить их», говорит Комиссар по вопросам конкуренции Европейской Комиссии Ниели Крус. «Мы намерены не только сурово наказывать фирмы за образование картеля, но также будем повышать штрафы за продолжение незаконных действий после проверки Комиссией офисов компаний и за предоставление ложной информации».
Витаминный картель
В ноябре 2001 г. ЕК наложила штраф в размере 855,33 млн.Евро на восьмерых участников картеля предприятий-производителей витаминов A, E, B1, B2, B5, B6, C, D3, H, фолиевой кислоты, бета-каротинов и каротиноидов
Основанием для начала производства по данному делу стало обращение целого ряда компаний, осуществляющих производство и реализацию витаминов, с заявлениями о смягчении наказаний
Начав в январе 1989г. с витаминов А и Е, на долю которых приходится порядка 60% от общего производства кормовых витаминных добавок, а затем включив витамины B1, B2, B5, C, D3, H, бета-каротин и каротиноиды, компании создали тайный и отлаженный механизм для контроля рынка соответствующих витаминов, установили свои доли рынка и таким образом координировали свои цены, работая на рынке не как конкуренты, а как члены тесно сплоченного партнерства до февраля 1999 г
Комиссия считает, что нарушения, совершавшиеся производителями, затронули, по меньшей мере, 80% мирового рынка и Европейского рынка по витаминам A, E, C, B2, B5, D3, бета-каротину и каротиноидам, и действительно сильно повлияли на рынки этих продуктов в Европе. На каждом рынке цены не только согласовывались, но и действительно устанавливались и удерживались на согласованном уровне
Комиссия предоставила объектам данного решения следующие скидки с наложенных на них штрафов за содействие в расследовании картеля: В результате этого, размеры штрафов, наложенный на каждого из участников картеля, составили:
Название компании | Снижение штрафа (%) | Штрафы (Евро) |
F. Hoffmann-La Roche AG (Швейцария) | 50% | 462 000 000 |
BASF AG (Германия) | 50% | 296 160 000 |
Aventis SA (Франция) | 100% и 10% | 5 040 000 |
Solvay Pharmaceuticals BV (Голландия) | 35% | 9 100 000 |
Merck KgaA (Германия) | 15% | 9 240 000 |
Daiichi Pharmaceutical Co Ltd (Япония) | 35% | 23 400 000 |
Eisai Co Ltd (Япония) | 30% | 13 230 000 |
Takeda Chemical Industries Ltd (Япония) | 35% | 37 050 000 |
Картель на рынке асфальта
Генеральная дирекция по конкуренции ЕК оштрафовала в сентябре 2006 г. шесть строительных компаний и восемь поставщиков, прекратив деятельность картеля на голландском рынке асфальта. 13 сентября 2006 года на участников картеля были наложены штрафы общей суммой на 267 миллионов евро - спустя четыре года после того, как компания «BP» положила конец существованию картеля, обратившись в ЕК с прошением о включении в программу «снижение ответственности».
Битум, побочный продукт нефтяного производства, используется для изготовления асфальта.
Комиссия ЕС учитывала ограниченный размера рынка, - который оценивался в 62 миллиона евро в 2002 – при расчёте штрафов, так же как и продолжительность существования картеля, который действовал с 1994 по 2002 год. Она также рассматривала, насколько рано или поздно заговорщики вступали в картель, и размер активов предприятия каждого из его тайных участников.
На поставщика битума компанию «Shell» был наложен самый большой штраф размером 108 миллионов евро, который включает в себя 50% повышение за повторное нарушение законодательства.
Комиссия так же наложила 50% увеличение штрафа за образование картеля на строительную компанию KoninklijkeVolkerWesselStevin, которая получила второй по величине штраф в сумме 27.4 миллионов евро. Размер штрафа «KWS» также был повышен на 10 процентов за попытку помешать расследованию путём затруднения доступа к офису компании.
Штраф, наложенный на компанию «BP», который должен был составить 30.8 миллионов евро, был отменён. Штраф, назначенный компании «Kuwait Petroleum», был снижен на 30 процентов и составил 16.6 миллионов евро, учитывая время вхождения фирмы в картель. Остальными членами картеля стали такие компании как: Esha, Klцckner Bitumen, Nynдs, Total, Wintershall, Ballast Nedam, Dura Vermeer, Heijmans, Hollandsche Beton Groep и Koninklijke BAM Groep.
Данный картель целиком охватил рынок битума, используемого в дорожном строительстве в Нидерландах. Шесть строительных компаний регулярно встречали представителей поставщиков асфальта, чтобы установить цены, которым они выставят заводам-производителям асфальта.
Были установлены некоторые льготы в качестве компенсации производителям асфальта, являющимся членами картеля. Те, кто не являлся членом картеля, также получали скидки, но их размер был значительно ниже. Картель налагал штрафы на поставщиков битума, которые предоставили большие скидки компаниям, не состоящим в картеле.
Комиссия совершила проверку (рейд) членов картеля в 2002 году, вскоре после того, как «ВР» подала прошение о включении в программу «снижение ответственности».
Комиссар по вопросам конкуренции Европейской Комиссии Ниели Крус состояла в управляющих структурах «BallastNedam» с 1990 по 2004 годы. Она не участвовала в решении о наложении штрафов на компании по данному расследованию. Согласно ее заявлению, члены Правления не знали о существования картеля до 2004 года, когда компании были уведомлены относительно расследования Комиссии. Компания «ExxonMobil» подала на рассмотрение Комиссии информацию, согласно которой ее филиал «Esso» не принимал никакого участия в картеле, и была исключена из расследования.
Картель производителей пива
В апреле 2007 г. ЕК наложила штраф в размере 273 783 000 Евро на трех датских производителей пива – компании Heineken, GrolschandBavaria.
Кроме трех перечисленных компаний, в состав картеля входит компания InBev, которая была освобождена от штрафа, поскольку добровольно раскрыла информацию о картеле в соответствии с программой смягчения ответственности ЕК. InBev предоставила информацию о картеле после того, как ЕК возбудила дело по своей инициативе.
Как было выявлено в ходе расследования, в течение 1996-1999 годов данные компании провели несколько неофициальных встреч, в ходе которых они согласовывали свои цены и повышение их на пиво в Голландии. Стороны согласовывали цены на поставку пива в кафе и рестораны, а также в супермаркеты, определяя размер скидки с цены, выставляемой для кафе и ресторанов. Кроме того, были достигнуты договоренности о географическом разделении рынка.
Доказательствами картельного сговора были сделанные от руки записи в ходе неофициальных встреч, а также места и даты встреч. Комиссия получила доказательства участия в картельном сговоре менеджеров высокого уровня данных компаний, включая членов Совета директоров. Компании знали о незаконности своих действий, что доказывает использование сокращений при их обращении друг к другу, специальных кодов и проведения встреч в гостиницах и ресторанах.
Компания InBevтакже предоставила информацию о ценовом сговоре производителей пива в других странах, что дало Комиссии основание для проверки ситуации во Франции, Люксембурге и Италии. В результате расследований картельный сговор производителей пива был раскрыт во Франции и Люксембурге. В Италии же наличие картеля не было доказано.
В данном деле штрафы были рассчитаны ЕК с учетом серьезности нарушения, размера рынка, продолжительности картельного сговора и количества участвующих компаний. В тоже время, ЕК учитывала тот факт, что нарушение происходило достаточно давно, что вызвало снижение штрафов для каждой из трех компаний на 100 000 Евро.
Название компании | Снижение штрафа согласно программе смягчения (%) | Снижение штрафа согласно программе смягчения (Евро) | Снижение штрафа по другим причинам (Евро) | Штрафы (Евро) |
Heineken NV (NL) & Heineken Nederland BV | 0 | 0 | 100 000 | 219 275 000 |
InBev NV (B) & InBev Nederland NV | 100 | 84 375 000 | 0 | 0 |
Grolsch NV | 0 | 0 | 100 000 | 31 658 000 |
Bavaria NV | 0 | 0 | 100 000 | 22 850 000 |
Всего | 273 783 000 |
Картель компаний, занимающихся установкой и обслуживанием лифтов и эскалаторов
В феврале 2007 г. ЕК наложила штраф в размере 992 млн. Евро на компании, занимающиеся установкой и обслуживанием лифтов и эскалаторов.
ЕК наложила штраф на компании Otis, KONE, Schindlerи ThyssenKruppза их незаконную деятельность на территории Бельгии, Германии, Люксембурга и Голландии в период с 1995 по 2004 г. В решении ЕК названы MitsubishiElevatorEuropeB.V., также являющаяся участником Датского картеля, и 17 дочерних компаний Otis, KONE, Schindlerи ThyssenKrupp.
Согласно существующей практике, ЕК штрафует не только материнские компании, оказывающие влияние на проводимую дочерними компаниями политику, но и сами дочерние компании, участвующие в картельном сговоре.
Компании занимаются установкой и обслуживанием лифтов и эскалаторов в гостиницах, железнодорожных станциях, торговых центрах и офисных зданиях. Отрицательный результат деятельности данного картеля мог бы ощущаться другим компаниями на протяжении предстоящих 50 лет, т.к. обычно компании, устанавливающие лифты и эскалаторы, сами занимаются их обслуживанием и ремонтом.
Все эти компании обвиняются в фиксировании цен, разделении рынка и раскрытии конфиденциальной коммерческой информации. Компании информировали друг друга об объявлении тендеров по государственным закупкам, и координировали подготовку своих заявок в соответствии с предварительными картельными договоренностями.
ЕК начала расследование по своей инициативе, используя привлекшую внимание информацию. Внезапная инспекция была проведена в январе 2004 г. в помещениях компаний, занимающихся производством эскалаторов в Европе. Как результат проверки, было получено много заявлений от компаний, желающих получить иммунитет в соответствии с программой смягчения.
ЕК получила доказательства участия в картельном сговоре менеджеров высокого уровня всех компаний. Компании знали о незаконности своих действий, что доказывает попытки скрыть доказательства, проведение встреч в барах и ресторанах, выезд на встречи загород и заграницу, использование специальных карточек для мобильных телефонов в целях избежания слежки.
Дочерние компании фирмы KONE получили полное освобождение от штрафов в соответствии с программой смягчения ответственности ЕК при расследовании картелей в Бельгии и Люксембурге, поскольку они первыми раскрыли информацию об этих картелях. Одновременно, компания Otis в Голландии получила полное освобождение по Голландскому картелю. Штрафы, наложенные на компаниюThyssenKrupp, были увеличены на 50%, поскольку данная компания нарушает законодательство не в первый раз (компания ThyssenStahlGmbH была оштрафована в 2006 г. за участие в картеле по производству нержавеющей стали).
Название компании | Снижение штрафа согласно программе смягчения и за другое сотрудничество (%) | Снижение штрафа (Евро) | Штрафы (Евро) | Штраф всего на группу (Евро) |
KONE | ||||
KONE Belgium S.A., Бельгия | 100 | 70 000 000 | 0 | |
KONE GmbH, Германия | 50 1 | 63 630 000 | 62 370 000 | |
KONE Luxembourg S.а.r.l., Люксембург | 100 | 4 500 000 | 0 | |
KONE B.V. Liften en Roltrappen, Голландия | 0 | 0 | 79 750 000 | |
Всего по KONE | 142 120 000 | |||
Mitsubishi Elevator Europe B.V., Голландия | 0 1 | 18 600 | 1 841 400 | 1 841 400 |
Otis | ||||
N.V. OtisS.A., Бельгия | 40 1 | 32 611 950 | 47 713 050 | |
Otis GmbH & Co OHG, Германия | 25 1 | 55 156 500 | 159 043 500 | |
General Technic-Otis S.а.r.l., Люксембург | 40 1 | 12 423 600 | 18 176 400 | |
Otis B.V., Голландия | 100 | 108 035 000 | 0 | |
Всего по Otis | 224 932 950 | |||
Schindler | ||||
Schindler S.A./N.V., Бельгия | 0 1 | 700 000 | 69 300 000 | |
Schindler Deutschland Holding GmbH, Германия | 15 1 | 4 041 750 | 21 458 250 | |
SchindlerS.а.r.l., Люксембург | 0 1 | 180 000 | 17 820 000 | |
Schindler Liften B.V., Голландия | 0 1 | 355 250 | 35 169 750 | |
Всего по Schindler | 143 748 000 | |||
ThyssenKrupp | ||||
ThyssenKrupp Liften Ascenseurs N.V./S.A., Бельгия | 20 1 | 18 018 000 | 68 607 000 | |
ThyssenKruppAufzьgeGmbHandThyssenKruppFahrtreppenGmbH, Германия | 0 1 | 3 780 000 | 374 220 000 | |
ThyssenKrupp Ascenseurs Luxembourg S.а.r.l., Люксембур | 0 1 | 135 000 | 13 365 000 | |
ThyssenKruppLiftenB.V., Голландия | 40 1 | 16 047 150 | 23 477 850 | |
Всего по ThyssenKrupp | 479 669 850 | |||
Всего | 992 312 200 |
Картель производителей распределительных устройств с газовой электроизоляцией
В январе 2007 г. ЕК наложила штраф в размере 750 млн. Евро на участников картеля по производству распределительных устройств с газовой электроизоляцией.
Всоставкартелявходили 11 группкомпаний: ABB, Alstom, Areva, Fuji Electric, Hitachi Japan AE Power Systems, Mitsubishi Electric Corporation, Schneider, Siemens, Toshiba and VA Tech.
Распределительные устройства с газовой электроизоляцией (РУГЭ) - это сложное электрическое оборудование для контроля энергетических потоков в электросети и основной компонент готовых к эксплуатации силовых подстанций. РУГЭ продаются как в составе силовых подстанций, так и отдельно. Жилищно-коммунальные компании и другие клиенты обычно организуют тендеры для покупки этого оборудования.
Начало расследованию положила внезапная проверка, проведенная в мае 2004 г., которая вызвала быстрое заявление от АВВ о получении иммунитета в соответствии с программой смягчения ответственности.
Доказательствами наличия картеля стал ряд документов и заявлений, полученных от участников программы смягчения, включая два детальных письменных соглашения, заключенные в 1988 году, а также документы, полученные ЕК в ходе инспекции.
Начиная с 1988 г. участника картеля информировали друг друга об объявляемых тендерах по закупке РУГЭ и согласовывали свои позиции в соответствии с распределенными внутри картеля квотами, обмениваясь конфиденциальной коммерческой информацией. Таким образом, им удавалось заявлять минимальные цены на торгах.
Было решено, что Японские компании не будут продавать свою продукцию в Европе, и Европейские компании не будут выходить на рынки Японии. Такая практика прямо приводила к ограничению конкуренции и стала основанием для наложения штрафов на Японские компании, не смотря на их практически полное отсутствие на Европейском рынке данного товара.
Члены картеля использовали все возможные способы для сохранения своей деятельности в тайне. В том числе они зашифровывали имени компаний и отдельных лиц, использовали анонимные электронные адреса для отправки сообщений. Согласно одному из сообщений было «строго запрещено отправлять электронные письма с домашнего или рабочего компьютера» касающегося деятельности картеля.
ЕК увеличила штрафы на 50% для компаний Siemens, AlstomandAreva за их лидирующую роль в картеле. Штраф компании АВВ был увеличен на 50% за повторное нарушение, но был полностью отмен согласно программе смягчения.
Название компании | Снижение штрафа (%) | Снижение штрафа (Евро) | Штрафы (Евро) |
ABB, Швейцария | 100% | 215 156 250 | 0 |
Alstom, Франция | _ | _ | 65 025 000 |
Areva, Франция | _ | _ | 53 550 000 |
Fuji Electric, Япония | _ | _ | 3 750 000 |
Hitachi, Япония | _ | _ | 51 750 000 |
Japan AE Power Systems, Япония | _ | _ | 1 350 000 |
Mitsubishi Electric Corporation, Япония | _ | _ | 118 575 000 |
Schneider, Франция | _ | _ | 8 100 000 |
Siemens, Германия | _ | _ | 396 562 500 |
Siemens, Австрия | _ | _ | 22 050 000 |
Toshiba, Япония | _ | _ | 90 900 000 |
Всего | 750 712 500 |
Картель производителей хлората натрия
В начале августа 2007 г. ЕК направила Заявление о претензиях к ряду компаний, обвиняемых в создании картеля в сфере производстве хлората натрия. Это вещество является отбеливающим средством, используемым в целлюлозной промышленности и производстве бумаги.
Среди компаний, участвующих в картеле, такие как Arkema (Франция), AkzoNobel (Дания), Kemira (Финляндия). Кроме того, в ходе расследования ЕК изучала деятельность компаний EkaChemicals, Chemicals, Uralita и Aragonesas.
Компания обвиняются в фиксировании цены и разделу рынка в период с 1994 по 2001 года.
Расследование данного дела продолжается.
Картель производителей медных фитингов
В 2006 г. ЕК наложила на членов медного картеля штраф, общая сумма которого составляет 314,7 миллионов евро. Штрафы некоторых компаний были сурово повышены в связи с тем, что они продолжали фиксировать цены даже после начала проверок их офисов.
Данный штраф является пятым по размеру коллективным штрафом, которые Комиссия когда-либо налагала на картели.
С 1988 по 2004 год, члены картеля занимались фиксированием цен, обменивались коммерческой информацией и осуществляли раздел рынка медных фитингов по составу заказчиков. Медные фитинги соединяют трубы, используемые в водоснабжении, теплоснабжении, водоочистке и для других подобных целей.
Согласно данным Комиссии, было обнаружено более 80 000 документов, принадлежащих членам картеля. Они включают рукописные записи, поясняющие процедуру повышения цен и кодовые названия участников картеля. Также остались записи встречи членов картеля, которая состоялась в 2001 году в Париже. Компании были разделены на 11 групп. На компанию Aalberts, Нидерланды, был наложен самый большой штраф в сумме 101 миллиона евро. Штрафы, наложенные на компании Aalbert, Delta,AdvancedFuidConnections и Legris, были впоследствии увеличены на 60 процентов, поскольку они продолжили осуществлять картельную практику даже после того, как Комиссия совершила проверку (рейды) в их офисах. Компания Advanced Fluid Connections получила отдельное 50-процентное повышение штрафа за то, что она предоставляла Комиссии ложную информацию, вводившую Комиссию в заблуждение. В итоге данная компания должна заплатить 18.1 миллионов евро.
Штраф в размере 10,5 миллионов евро, наложенный на компанию Mueler, был снят взамен на участие в открытии картеля в 2001 году. Штрафы, наложенные на компании IMI, Delta и Frabo были также понижении за их содействие расследованию.
Размер рынка медных фитингов, длительность деятельности картеля и размер компании, - все эти условия также играли большую роль в определении размера штрафов.
Также в число тайных частников картеля входили Tomkins, Flowflex, Vienger и SanhaKaimer.
Статистическая информация о расследовании картелей, проведенных Европейской Комиссией в 2002- 2006 годах
1. Размер наложенных штрафов (до изменения в соответствии с решением суда)
Год | Количество в Евро |
2002 | 944 871 000 |
2003 | 404 781 000 |
2004 | 390 209 100 |
2005 | 683 029 000 |
2006 | 1 846 385 500 |
2007 (до 18 апреля) | 2 016 807 700 |
Всего | 6 286 083 300 |
2. Размер наложенных штрафов (измененных решением суда)
Год | Количество в Евро |
2002 | 904 777 970 |
2003 | 400 791 000 |
2004 | 390 209 100 |
2005 | 683 029 000 |
2006 | 1 846 385 500 |
2007 (до 18 апреля) | 2 016 807 700 |
Всего | 6 242 000 270 |
3. Количество дел о картелях, по которым было принято решение ЕК
Год | Число |
2002 | 9 |
2003 | 5 |
2004 | 6 |
2005 | 5 |
2006 | 7 |
2007 (до 18 апреля) | 3 |
Всего | 35 |
4. Десять дел, по которым были наложены самые высокие штрафы (с 1969 г.)
Год | Название дела | Размер штрафа (Евро) |
2007 | Лифты и эскалаторы | 992 312 300 |
2001 | Витамины | 790 505 000 |
2007 | Распределительные устройства с газовой электроизоляцией | 750 712 500 |
2006 | Синтетическая резина | 519 050 000 |
2002 | Гипсовый картон | 478 320 000 |
2006 | Перекись водорода и пербората | 388 128 000 |
2006 | Метакрилат | 344 562 500 |
2006 | Фитинги | 314 760 000 |
2005 | Промышленная тара | 290 710 000 |
2001 | Копировальная бумага | 270 939 000 |
5. Десять самых высоких штрафов относительно оштрафованных компаний (в период с 1969г.)
Год | Предприятие | Название дела | Размер штрафа (Евро) |
2007 | ThyssenKrupp | Лифты и эскалаторы | 479 669850 |
2001 | F.Hoffmann-La Roche AG | Витамины | 462 000 000 |
2007 | Siemens AG | Распределительные устройства с газовой электроизоляцией | 396 562 500 |
2006 | Eni SpA | Синтетическая резина | 272 250 000 |
2002 | Lafarge SA | Гипсовый картон | 249 600 000 |
2001 | BASF AG | Витамины | 236 845000 |
2007 | Otis | Лифты и эскалаторы | 224 932950 |
2007 | Heineken NV | Рынок датского пиво | 219.275.000 |
2006 | Arkema SA | Метакрилат | 219.131.250 |
2006 | Solvay SA / NV | Перекись водорода | 167.062.000 |
6. Количество предприятий, по которым были вынесены решения
Год | Количество |
2002 | 49 |
2003 | 26 |
2004 | 29 |
2005 | 41 |
2006 | 45 |
2007 (до 18 апреля) | 20 |
Всего | 210 |
Расследования зарубежных конкурентных ведомств
В мае 2007 г. Итальянское конкурентное ведомство оштрафовало более чем на 31 млн. Евро восемь компаний, производящих древесностружечные плиты, за картельный сговор.
Конкурентное ведомство обвинило четыре компании группы Saviola(SacicLegnoS.r.l., Sia – Societа IndustriaAgglomeratiS.r.l., Sit – Societа IndustriaTruciolariS.r.l., SamaS.r.l.), а также компании GruppoFratiS.p.A., SAIB - Societа AgglomeratiIndustrialiBosiS.p.A., FantoniS.p.A. и XilopanS.p.Aв фиксировании квот на производство продукции внутри картеля, согласовании цены и других условий продажи, распределении покупателей. Данные компании, занимающие более 80% рынка, также согласовывали условия закупки исходных материалов.
Данные нарушения продолжались с января 2004 г. до ноября 2005 г. и привели к тому, что цены на продукцию данных компаний перестали подчиняться законам рынка.
Конкурентное ведомство доказало, что участники картеля встречались каждую неделю в целях установления уровня цен, условий продажи в соответствии с объемом заказов, географического распределения покупателей.
Данный картель был раскрыт благодаря информации, полученной от одного из участников - компании Trombini Group, которая начала сотрудничать с Конкурентным ведомством еще до возбуждения дела, и продолжала раскрывать информацию об участниках картеля и деталях сговора и в процессе расследования. Итальянское ведомство впервые применило изменения к Программе смягчения ответственности, принятые в декабре 2006 г., и приняло решение об освобождении от штрафа компании Trombini Group.
Другие участники картельного сговора также оказывали помощь при расследовании данного дела, что дало основание для снижения штрафов для рада компаний на 30%. В результате были наложены следующие штрафы:
Sacic Legno S.r.l. | € 2,520,000 |
Sit S.r.l. | € 3,024,000 |
Sia S.r.l. | € 5,544,000 |
Sama S.r.l | € 7,056,000 |
Gruppo Frati S.p.A. | € 6,955,200 |
Fantoni S.p.A. | € 3,276,000 |
Saib S.p.A. | € 1,764,000 |
Xilopan S.p.A. | € 529,200 |
В январе 2007 г. Итальянское конкурентное ведомство начало расследование ценового сговора девяти нефтяных компаний, а именно: ENI, EssoItaliana, KuwaitPetroleumItalia, ShellItalia, TamoilItalia, TotalItalia, ErgPetroli, IPи Api. Ведомство располагает информацией о том, что, по крайней мере, с конца 2004 г. данные компании обменивались информацией в целях установления цен на бензин, которые рекомендовались заправочным станциям. Подтверждением сговора служит одновременное изменение цен на одну и ту же величину на бензин, продаваемый данными компаниями.
С точки зрения Конкурентного ведомства, рынок розничной продажи бензина не является конкурентным, т.к. существуют значительные барьеры для входа новых участников. Но ситуация изменилась еще сильнее с конца 2004 года, когда в результате структурных изменений потребление бензина упало, а дизельного топлива возросло. Картельный сговор нефтяных компаний привел к тому, что цены на бензин и валовая прибыль производителей Италии оказались выше, чем за границей.
Итальянское ведомство начало расследование в ответ на серию жалоб Национальной ассоциации кустарей и предприятий малого и среднего бизнеса в сфере транспорта на параллельный рост цент.
Итальянское ведомство должно закончить расследование к 31 марта 2008 года.
В последние годы Офисом по справедливой торговле Великобритании было проведено несколько расследований, важное место среди которых заняло продолжающееся на протяжении двух лет расследование деятельности строительного картеля, куда входили 57 компаний, занимающихся строительством жилых домов, торговых площадей и промышленных зданий, а также ремонтом и реконструкцией зданий.
В результате расследования было доказано наличие сговора при проведении более чем тысячи тендеров на общую сумму более 3 триллиона фунтов. Участники картеля согласовали цены своих заявок на торги, а в некоторых случаях компании получали компенсации от других участников торгов за создание видимости конкуренции на торгах.
Впервые в рамках расследования конкурентным ведомством было использовано специальное оборудование для сбора доказательств с компьютеров участников картеля. Конкурентное ведомство также проводила интервью с бывшими сотрудниками компаний.
Офис получил 37 заявлений по программе смягчения в ходе расследования, а в марте 2007г. объявил на сайте о последнем шансе для компаний, которые еще не использовали возможность добровольного сотрудничества с ведомством, подать заявления по программе смягчения ответственности для снижения рассчитываемых штрафов.
В ноябре 2006 года Офис по справедливой торговле Великобритании вынес решение о наложении штрафа в размере около 500 000 фунтов на 50 платных школ Великобритании.
Участники картеля обвинялись вобмене детальной информацией о планируемой плате за дневное и пансионное обучение, которая размещалась в тематическом издании «Sevenoakssurvive» за 2201 -2202 и 2003-04 года.
Размер штрафа для каждой из школ составлял 10 000 фунтов, за исключением шести школ, для которых размер штрафа был снижен от 50 до 20% благодаря участию в программе смягчения.
Такой низкий размер штрафа вызван особыми обстоятельствами дела, а именно тем фактом, что каждая из школ должна будет вносить плату в специально созданный благотворительный фонд (на протяжении 5 лет в общей сложности 3 млн. фунтов), предназначенный для улучшения условий обучения учащихся.
Ведомство подчеркнуло в своем заявлении, что конкурентное законодательство распространяется на все виды бизнеса, в том числе и на благотворительность, и Офис не собирается устанавливать такие низкие штрафы в других случаях, даже если деятельность компаний будет связана с благотворительностью.
Наиболее громкими делами последнего времени стали параллельные расследования Офиса по справедливой торговле Великобритании и Департамента антитраста Министерства юстиции США в отношении картельного сговора компаний BritishAirways и VirginAtlantic о повышении цен на билеты из-за подорожания топлива. Нарушение продолжалось с августа 2004 по январь 2006 г. и привело к повышению надбавок на один билет трансатлантического рейса от 5 до 60 фунтов.
Начало расследований обоих ведомств положила информация компании VirginAtlantic о ценовом сговоре, что дало возможность освободить ее от штрафа в соответствии с программой смягчения. BritishAirways также оказывала помощь при расследовании, что привело к снижению размера штрафа на эту компанию до 121,5 млн. фунтов (сумма, установленная Британским ведомством) и 300 млн. долларов США (сумма, установленная ведомством США).
Конкурентные ведомства проводили расследования самостоятельно, но обменивались информацией и консультировали друг друга.
Департамента антитраста Министерства юстиции США одновременно с делом компаний BritishAirways и VirginAtlanticпередал в суд дело о картельном сговоре компании KoreanAirс ее конкурентами, в том чиcле компанией Lufthansa.
Компания обвиняется в том, что в период сянваря 2000 года по июль 2006 года проводила переговоры и встречи с конкурентами в целях фиксирования цен на билеты и тарифы на грузовые перевозки как внутри США, так и на международных линиях.
Штраф, наложенный на компанию KoreanAir, составил 300 млн. долларов США. С компании Lufthansa штраф был полностью снят за сотрудничество с ведомством при расследовании.
Федеральный судья Соединённых Штатов распорядился направить средства от штрафов за картельную деятельность на создание нового Центра продвижения развития конкуренции. Это первый Центр подобного рода.
Этот Центр – детище Майкла Хаусфилда, партнера по антимонопольной политике компании «Cohen, Milstein, Hausfeld & Toll». Он рекомендовал использовать 5 миллионов долларов США, полученных от «AkzoNobel» за участие в химическом картеле, для создания данного Центра.
Судья Колин Коллар-Котелли одобрил эти рекомендации, обращая внимание на то, что Хаусфилд «особое значение придаёт зарождению и построению предложенного Центра, также как и участию в этом процессе Правовой Школы Джоржа Вашингтона, что содействует увеличению вероятности успеха работы Центра». Центр, который будет основан в Университете Джорджа Вашингтона, Вашингтон, США, будет использоваться для спонсирования исследований проблем конкурентного законодательства, организации конференций и развития частного правоприменения в этой сфере.
Хаусфилд информирует, что Центр будет помогать бороться с угрозой функционирования и распространения мировых картелей: «Конкурентное законодательство по всему миру будет анализироваться в целях гармонизации частного правоприменения». «Центр даст серьёзные выгоды всем потребителям, останавливая процесс создания новых картелей и увеличивая уровень коллективного регулирования».
Хаусфилд рекомендовал финансировать Центр, используя «cypreslegal» доктрину, которая позволяет, чтобы невостребованные средства были использованы впоследствии в случае необходимости.
Многие американские специалисты в области конкурентной политики поддержали эту идею. Так, специалист по антимонопольной политике компании «CohenMilstein», считает, что Правовая Школа Джорджа Вашингтона - одна из ведущих правовых школ в Соединённых Штатах, которая широко известна своей преданностью изучению проблем укрепления конкурентного законодательства.Также, по его мнению, её расположение в Вашингтоне приближает её к федеральным конкурентным ведомствам, что, в свою очередь, также будет способствовать развитию конкурентного законодательства и создает прекрасные возможности для проведения на ее базе различных конференций».
Декан правового факультета данной школы говорит, что факультет будет стараться обеспечить реализацию исследований и программ, которые будут способствовать усовершенствованию знаний в сфере конкурентного законодательства и дадут возможность обеспечить сближение частной практики и правительственной политики в целях достижения существенного практического результата.
Конкурентное ведомство Нидерландов оштрафовало 34 строительные компании после второго раунда расследований по делу картеля в этой отрасли. В октябре 2006 года ведомство наложило штрафы на участников картеля на общую сумму почти 6 миллионов евро.
Согласно расследованию Ведомства по конкуренции, компании систематически разделяли строительные рынки и контролировали уровень цен. Пока мало что известно об их реакции, кроме того, что они предпочли не принимать участия в слушанье дела по быстрой комплексной процедуре, которая закончилась в июле 2006 года.
Адвокаты в области конкуренции Нидерландов утверждают, что компании являются небольшими, и, вероятно, не считают себя участниками какого-либо строительного картеля. Так же возможно, что эти компании не являются строительными по своей структуре.
Двадцать девять компаний в секторе строительства и жилищного строительства, две на садоводческом рынке услуг, и пять в кабельном и трубопроводном секторе строительства смогли отменить предъявленные им обвинения.
Восемнадцать асфальтных компаний также избежали санкций. Власть постановила, что нарушения картеля в асфальтной промышленности не могут быть доказаны без дальнейшего расследования, но решили не давать ему ход, поскольку сектор был реструктурирован и дорожные строительные компании предприняли усилия для устранения антиконкурентного поведения.
Конкурентное ведомство закончило первую часть слушаний в июне, в результате которых оштрафовали компании, которые согласились принять участие в расследовании. Штрафы этих компаний были снижены на 15 %.
В данном деле конкурентное ведомство также приняло решение наложить штрафы в размере 4,5 миллионов евро на 23 компании, занимающихся строительством дорог, а также машиностроительных компаний.
В декабре 2006 г. Парижский Апелляционный Суд отклонил апелляцию трёх операторов мобильной связи против высокого штрафа, наложенного на них Советом по конкуренции Франции.
Суд подтвердил, что Orange France, SFR и Bouygues Telecom являются виновными в участии в картеле, и поддержал размер наложенного штрафа.
Orange France, SFR и Bouygues Telecom были оштрафованы в 2005 году Советом по конкуренции на общую сумму 534 миллиона евро за обмен конфиденциальной клиентской информацией и заключение антиконкурентных соглашений для поддержания собственных рыночных долей. Их штрафы составили: Orange France - 26 миллионов евро; SFR - 220 миллионов евро; Bouygues Telecom - 58 миллионов евро.
Расследование было начато после того, как потребители обратили внимание на схожесть ценовых политик этих компаний, и на размер их рыночных долей, которые остались практически неизменными в период с 1997 по 2003 год.
Такое решение принято, поскольку 12 000 клиентов мобильной сети предъявили иск сетевым операторам за образование картеля. Запущенные в сентябре групповые иски обвиняли компании в запрашивании чрезмерной цены в период 2000-2002 годов, клиенты подали иск на 700 000 евро ущерба. Ассоциации потребителя UFCQueChoisirполучила жалобы от 210 000 клиентов компаний OrangeFrance, SFRи BouyguesTelecom, хотя многие из них не смогли предоставить телефонные счета для подтверждения своих обвинений.
В июле 2007г. Греческая прокуратура заявила об успехе в сборе доказательств при расследовании первого картеля в Греции, в состав которого входят четыре производителя молочных продуктов – компании Vivartia, FAGE, AGNOи MEVGAL.
Расследование в отношении этих компаний было начато в прошлом году Греческим конкурентным ведомством на основании жалоб ряда молочных ферм на четыре молокоперерабатывающие компании, которые угрожали перестать закупать у ферм молоко, если те не снизят цены. Компании Vivartia, FAGE, AGNOи MEVGAL планировали оставить цены на свою продукцию неизменной, увеличив тем самым свои доходы.
В сентябре 2006 г. Директор Конкурентного ведомства Панайотис Адамопоулус был арестован при получении взятки в размере 2,5 млн. Евро от компании MEVGAL за освобождение данной компании от штрафов согласно программе смягчения ответственности.
В ноябре 2006 г. Комиссия Южной Кореи по справедливой торговле (КСТ) наложила штрафы общим размером 164 миллиона евро на 10 компаний, среди которых такие компании, как SKCorporation, LGChem и HonamPetrochemicalCorp, после того как было обнаружено, что компании фиксировали цены и объемы производства полиэтилена и тяжелого полиэтилена в течение 20 лет. Компании обвинялись в том, что они повысили цены в период повышения цен на нефть и удерживали их, когда цены на нефть снизились.
Антимонопольное ведомство Чехии наложило штраф на шесть производителей мяса птицы в размере 14,2 миллионов крон (700 000 долларов США) за образование картеля.
В прошлом году компании установили минимальную цену на мясо кур в размере 20 крон за килограмм живого веса, утверждая что существующие цены ниже затрат на производство. Компании заявили, что приостановят поставки мяса птицы на Чешский рынок до тех пор, пока не будут подняты закупочные цены.
Павел Марк, эксперт в области конкурентной политики компании «WolfTheiss», Прага, сообщает, что компании неумышленно пришли к решению создать картель: «Это не был секретный картель – это было публичное заявление производителей». «Я думаю, что это свидетельствует о неосведомлённости компаний-нарушителей в вопросах конкурентного законодательства, или же, делая этот шаг, они находились в безвыходном положении».
Цены на мясо курицы были сильно снижены в Чешской Республике с момента, когда она присоединилась к Евроейскому Союзу в 2004 году. Польские фермеры, в частности, урезали цены на сельскохозяйственную продукцию на Чешском рынке.
Павел Марк говорит, что наложенные на компании штрафы являются очень суровыми, с учетом их финансового положения: «Это больше похоже на официальное послание от конкурентного ведомства сельскохозяйственному сектору». «Это ещё один пример того, что Председатель чешского конкурентного ведомства не шутит, говоря, что деятельность картелей отслеживается».
В число компаний, на которые был наложен штраф, входят: «AgrodruzstvoJevisovise», «SusarnaPohorelice», «Agropropukt», «ZemedelskedruzstvoRostyn», «ZemedelskedruzstvoPetrin», «Karlov» and «ZEVAChlistovice».
Председатель компании «Agrodruzstvo» отказывается принимать решение властей: «Штраф абсурден и мы обязательно подадим апелляцию». «Все остальные компании последуют нашему примеру».