Меры антимонопольного реагирования на товарных и финансовых рынках в 2009 году

Основным направлением работы отдела изучения и контроля товарных рынков Ростовского УФАС России является изучение, анализ конкурентной среды на товарных рынков, а также контроль этих рынков, ведение Реестра х/с, занимающих долю на том или ином товарном рынке более 35% или занимающих доминирующее положение в соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Реестр).

Одной из форм контроля товарных рынков является в том числе проводимый антимонопольными органами мониторинг цен. Управлением осуществляется еженедельный мониторинг цен на нефтепродукты, авиатопливо, ежемесячный мониторинг на социально значимые продукты питания (хлеб, молоко, масло подсолнечное), ежеквартальный – на цемент, лекарство.

Контроль за соблюдением АМЗ на рынке нефтепродуктов относится к одному из приоритетных направлений в деятельности ФАС.В рамках данного мониторинга цен на ГСМ РУФАС отслеживает оптово-закупочные цены, по которым бензин автомобильный и дизельное топливо поступают в Ростовскую область, мелкооптовые и розничные цены внутри области.

Полученные результаты сравниваются с ценами в других регионах и данными статистики. Ежемесячно проводится сравнительный анализ темпов изменения оптово-закупочных и розничных цен. Превышение цен в Ростовской области над ценами в других регионах, превышение темпа роста розничных цен над оптово-закупочными (отставание темпа снижения розничных цен от оптово-закупочных) являются основаниями для проведения углубленной проверки субъектов рынка.

Так, зимой 2009 года было выявлено существенное отставание темпа снижения розничных цен от оптово-закупочных цен. По данному факту было возбуждено дело №151. По результатам его рассмотрения Ростовским УФАС России 11.06.2009г. ЗАО «ТНК Юг Менеджмент», ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» и ЗАО «РН-Ростовнефтепродукт» (до июня 2009г. ЗАО «Интернефть») признаны нарушившими ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части согласованных действий, направленных на установление и поддержание розничных цен в январе-феврале 2009г. на бензин автомобильный и дизельное топливо. В этот период торговые надбавки на бензин и дизельное топливо (разница между закупочной и розничной ценой) достигали 8-9 рублей на литр. Дело прекращено в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства – снижением торговых надбавок.

Данное решение было обжаловано ЗАО «РН-Ростовнефтепродукт» и ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» в Арбитражный суд Ростовской области. Решением Арбитражного суда от 26.10.2009г. по делу № А53-16841/09 в удовлетворении заявленных ЗАО «РН-Ростовнефтепродукт» и ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» было отказано. ЗАО «РН-Ростовнефтепродукт» и ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» поданы апелляционные жалобы. Рассмотрение апелляционных жалоб назначено на 09.03.2010г.
В соответствии со ст. 14.32 КоАП РФ 06.08.2009г. на ЗАО «ТНК Юг Менеджмент» наложен административный штраф в размере 20,2 млн. рублей, на ЗАО «РН-Ростовнефтепродукт» - 10,8 млн. рублей и на ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» - 6,8 млн. рублей.

Так же основной задачей ФАС является обеспечение стабильности на товарных и особенно на агропродовольственных рынках:
По итогам проводимого уже более года мониторинга цен на продукты питания, и в частности на хлеб пшеничный 1 сорта был выявлен факт превышения оптовой отпускной цены Батайского и Азовского хлебокомбинатов на 15-20% от цен других хлебокомбинатов. Данный факт явился основанием возбуждения дел в отношении этих предприятий.

ОАО «Батайский хлебокомбинат» занимает доминирующее положение на оптовом рынке хлебобулочных изделий г.Батайск Ростовской области. Снижение цен на муку пшеничную во втором полугодии 2008 года не привело к снижению оптовой цены на хлеб ОАО «Батайский хлебокомбинат». Установленная ОАО «Батайский хлебокомбинат» оптовая цена на хлеб пшеничный первого сорта в размере 20 рублей за килограмм превышала сложившуюся среднюю цену в Ростовской области в размере 18 рублей 40 копеек за килограмм. Сложившаяся в условиях конкуренции оптовая цена на хлеб пшеничный на сопоставимом рынке г. Волгодонск составила 17 рублей50 копеек. В ходе рассмотрения дела ОАО «Батайский хлеб» снизило цену до 18 рублей 33 копеек. Комиссия Ростовского УФАС России 17.04.2009 приняла решение о признании нарушения Закона «О защите конкуренции» и прекращении рассмотрения дела в связи с добровольным устранением ОАО «Батайский хлебокомбинат» нарушения антимонопольного законодательства.

Решением от 20.05.2009г. по делу № 25 ОАО «Азовский хлеб» было признано нарушившим ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части установления монопольно высокой цены на хлеб пшеничный первого сорта: при сложившейся в Ростовской области средней цене 18,40 руб./кг. общество установило цену в размере 19,45 руб./кг. ОАО «Азовский хлеб» было выдано предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

Данное решение было обжаловано ОАО «Азовский хлеб» в арбитражный суд. Решением Арбитражного суда Ростовской области от 10.07.2009г. по делу №А53-10183/2009 решение и предписание Ростовского УФАС России были отменены. Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2009г. данное решение было оставлено без изменения. Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25.12.2009г. решение первой и постановление апелляционной инстанций были отменены, дело было направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ростовской области.

После этого ОАО «Азовский хлеб» исполнило предписание, снизив в декабре 2009г. цену на хлеб пшеничный первого сорта до 18,23 руб./кг., и отозвало из арбитражного суда исковое заявление. Определением Арбитражного суда Ростовской области от 01.02.2010г. производство по делу №А53-10183/2009 было прекращено.

В соответствии со статьей 14.31 КоАП РФ постановлениями Ростовского УФАС России от 04.02.2010г. на ОАО «Азовский хлеб» и его генерального директора были наложены административные штрафы в размере 130572 рубля и 15000 рублей соответственно. Постановления находятся в стадии исполнения.

В 2009 г. Ростовским УФАС России проводился анализ конкурентной среды на рынке розничной реализации лекарственных средств и изделий медицинского назначении. По итогам проведенной работы на территории Ростовской области были выявлены 40 хозяйствующих субъектов (аптечных учреждений) с долей более 35% и занимающих доминирующее положение на данном товарном рынке.

Данные аптечные учреждения были включены в Реестр хозяйствующих субъектов занимающих на рынках услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами муниципальных районов и городских округов долю более 35% или занимающих доминирующее положение в соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Реестр).

С июня 2009 года УФАС проводится ежеквартальный мониторинг розничных цен на лекарственные средства (100 наименований) среди аптечных учреждений включенных в Реестр. В перечень лекарственных средств, в отношении которых проводится мониторинг по состоянию до 01.01.2010г. было включено 22 лекарственных средств, включенных в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, с 01.01.2010 г. – 33. Данные препараты находятся в ценовом ряде от одного рубля до трехсот рублей и являются наиболее востребованными потребителями.

За период с 1 июня 2009г. по 1 января 2010г. УФАС России были выявлены случаи превышения аптечными учреждениями фактической розничной надбавки над установленными Постановлениями № 11/1 от 30.10.2006г. и № 7/8 от 27.05.2009г. Региональной службы по тарифам Ростовской области размерами предельной розничной надбавки для аптечных учреждений.

В отношении данных хозяйствующих субъектов было возбужденно 9 дел по признакам нарушения ч.1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции», в части нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования. По итогам рассмотрения вышеуказанных дел 3 хозяйствующих субъекта (ООО «Здоровье», ИП Мизюкаева Н.Н., ООО «ТТТ-Медсервис») были признаны нарушившими п. 10 ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В отношении хозяйствующих субъектов признанных нарушившими п. 10 ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» было возбужденно административное производство, по итогам которого вынесены административные штрафы предусмотренные ст. 14.31. КоАП РФ на общую сумму 168 255 руб.

В 2009г. отделом было рассмотрено 117 обращений, заявлений х/с, ф.лиц, из них по вопросам установления (поддержания) цен – монопольно высокой цены - 55; навязыванию невыгодных условий договора – 23; необоснованный отказ от заключения договора – 10; необоснованное установление различных цен на один товар – 4; прочие – 25.
По итогам рассмотрения обращений было возбуждено 70 дел, выдано 20 предписаний о прекращении нарушений.
В 2009 г. отделом было наложено 53 административных штрафа на сумму 69 951,64 тыс. рублей.
В 2009г. в ходе проводимой ГРО области кампании по заключению договора на ТО ВДГО, было рассмотрено более 10 заявлений, связанных с условиями предлагаемого к заключению договора.

Основная масса заявлений касалась навязывания условия о 100 % предоплате при заключении договора на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования и аварийно - диспетчерское обеспечение (далее – Договор ВДГО и АДО). Данный факт явился основанием возбуждения дела от 13.03.2009 № 136 по признакам нарушения ОАО «Ростовоблгаз» ч.1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции». В ходе рассмотрения дела ОАО «Ростовоблгаз» представило новую редакцию Договора ВДГО и АДО согласно которому, заказчик производит оплату за техническое обслуживание ВДГО в момент получения данных услуг от Исполнителя по договору. По результатам рассмотрения дела № 136 Комиссия Ростовского УФАС России приняла решение о признании ОАО «Ростовоблгаз» нарушившей части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции». Предписание ОАО «Ростовоблгаз» не выдавалось. ОАО «Ростовоблгаз» обжаловало решение антимонопольного органа в арбитражный суд. 6 ноября 2009 года Арбитражный суд Ростовской области отказал в удовлетворении заявленных ОАО «Ростовоблгаз» требований, признав решение Ростовского УФАС России законными и обоснованными.

В прошедшем году также РУФАС проводилась работа по контроль АМЗ на рынке финансовых услуг:
Основанием возбуждения 03.04.2009 Ростовским УФАС России дела № 173 по признакам нарушения ст.10 Закона «О защите конкуренции» явилось заявление ООО «ЦТО Феникс» о необоснованно высокой стоимости услуг Акционерного Коммерческого Сберегательного банка РФ (ОАО) (далее Сбербанк России) по ведению рублевого расчетного счета.
С 01.01.2009 стоимость услуг Сбербанка России по ведению счета возросла в 4 раза (с 500 руб. до 2 000 руб.).

Решением Ростовского УФАС России от 02.07.2009 Сбербанк России признан нарушившим пункт 7 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» путем установления необоснованно высокой цены на услугу по ведению счетов на территории г. Ростова-на-Дону. На основании данного решения Сбербанку России было выдано предписание № 248 о прекращении в срок до 15.08.2009 нарушения путем установления стоимости услуги по ведению счета в размере, существенно не превышающем среднерыночную стоимость данной услуги на территории Ростовской области (560 руб.).

Сбербанк России обжаловал решение и предписание антимонопольного органа в арбитражный суд. 26 октября 2009 Арбитражный суд Ростовской области отказал в удовлетворении заявленных Сбербанком России требований, признав решение Ростовского УФАС России законными и обоснованными.