Обзор мелкооптового рынка нефтепродуктов Ростовской области (2008 г.)

1. Общие положения.
Цель обзора определена Методическими указаниями ФАС России – определение взаимозависимости между мелкооптовыми и розничными рынками нефтепродуктов, унификация подходов антимонопольных органов к определению географических границ рынка.
Источники исходной информации:
  • данные, представленные Администрацией г. Ростова-на-Дону;
  • данные, представленные Администрацией г. Азова;
  • данные, представленные Администрацией г. Батайска;
  • данные, представленные Администрацией г. Волгодонска;
  • данные, представленные Администрацией г. Новочеркасска;
  • данные, представленные Администрацией г. Таганрога;
  • данные, представленные УВД г. Ростова-на-Дону;
  • данные, представленные организациями, осуществляющими мелкооптовую реализацию бензина автомобильного и дизельного топлива на территории Ростовской области;
  • данные, представленные организациями, осуществляющими розничную реализацию бензина автомобильного и дизельного топлива на территории г. Ростова-на-Дону, г. Азова, г. Батайска, г. Волгодонска, г. Новочеркасска, г. Таганрога, г. Шахты;
  • нормативно-правовые акты.
2. Временной интервал исследования – 2008 год.
 
3. Продуктовые границы рынка.
Согласно проведенного опроса все мелкооптовые продавцы нефтепродуктов реализуют как бензины автомобильные так и дизельное топливо. В связи с этим и в соответствии с Методическими рекомендациями ФАС России за продуктовые границы принимается товарная группа светлые нефтепродукты, включающая бензины автомобильные и дизельное топливо (коды по Общероссийскому классификатору продукции: 02 5112, 02 5130).
 
4. Географические границы рынка.
Опрошенные владельцы АЗС, не имеющие нефтебаз, закупают нефтепродукты в пределах Ростовской области.
Отгрузка нефтепродуктов мелким оптом с нефтебаз Ростовской области осуществляется автомобильным транспортом. Экономически целесообразно перевозить нефтепродукты на расстояние, при котором транспортные расходы не превысят 5% их стоимости. Большую часть транспортных расходов на доставку нефтепродуктов от нефтебазы до АЗС составляют расходы на автомобильное топливо. Одним из распространенных бензовозов является автомобиль марки МАЗ. Минимальный объем резервуара бензовоза марки МАЗ составляет 4000л. Средний расход дизельного топлива для данного автомобиля составляет 23л. на 100км. Исходя из этого, расстояние на котором владелец АЗС будет иметь экономическую возможность приобретатьнефтепродукты составит 435 км. (4000*5%/23*100/2).
Этот вывод подтверждается политикой нефтяных компаний. Так, ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» в Ростовской области имеет в собственности 24 АЗС и арендует еще 43 АЗС. Данная сеть АЗС охватывает всю территорию Ростовской области. До начала 2008г. нефтепродукты на эти АЗС поставлялись с четырех нефтебаз ООО «ЛУКОЙЛ-нефтепродукт»: Сулинской, Мечетинской, Песчанокопской и Целинской. В пером полугодии 2008г. Песчанокопская и Целинская нефтебазы были закрыты. После этого доставка нефтепродуктов на все АЗС осуществляется с двух нефтебаз, расположенных в центральной и южной части Ростовской области.
В связи с изложенным, за географические границы мелкооптового рынка нефтепродуктов принимаются административные границы Ростовской области.
 
5. Состав хозяйствующих субъектов.
На мелкооптовом рынке действуют в качестве продавцов хозяйствующие субъекты, имеющие на территории Ростовской области нефтебазы. Отгрузка нефтепродуктов мелким оптом осуществляется с данных нефтебаз. Ими являются: ОАО «ТНК Юг Менеджмент» ( входит в группу лиц ТНК-BP), ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» (входит в группу лиц ЛУКОЙЛ), ООО «Южная нефтегазовая компания» (входит в группу лиц ОАО «Газпром»), ООО «Лев», ООО «Ирбис», ООО Агрофирма «Лоза» и ООО «Орловская нефтебаза» - независимые хозяйствующие субъекты.
В качестве покупателей выступают не имеющие нефтебаз владельцы АЗС, производители сельскохозяйственной продукции и иные крупные потребители нефтепродуктов.
 
6. Объем товарного ресурса рынка и доли хозяйствующих субъектов на нем.
 
Наименование
доля, %
ЗАО «ТНК Юг Менеджмент»
47,6
ООО «Южная нефтегазовая компания»
33,8
ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт»
2,9
ООО Агрофирма «Лоза»
3,2
ООО «Орловская нефтебаза»
4,3
ООО «Лев»
1,4
ООО «Ирбис»
6,6
Итого
100
 
Примечание: из объема товарного ресурса рынка исключен объем поставки нефтепродуктов на собственные АЗС.
Коэффициент рыночной концентрации CR-3 составляет 85,7%, индекс Герфиндаля-Гершмана – 3493 пункта.
 
7. Барьеры входа на рынок.
Основными барьерами входа на рынок являются:
  • высокая стоимость затрат на строительство нефтебаз;
  • наличие лицензирования деятельности по эксплуатации нефтебаз как пожароопасных объектов.
8. Заключение.
На мелкооптовом рынке Ростовской области представлены две вертикально интегрированные нефтяные компании: ТНК-BP и Лукойл. Так же на рынке действует входящее в группу лиц ОАО «Газпром» ООО «Южная нефтегазовая компания».
В соответствии с ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» ЗАО «ТНК Юг Менеджмент» и ООО «Южная нефтегазовая компания» занимают доминирующее положение на данном рынке.
Необходимо учитывать, что при наличии спроса ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» имеет возможность существенно увеличить объем мелкооптовой реализации нефтепродуктов. Поставки нефтепродуктов крупным оптом на территорию Ростовской области осуществляет нефтяная компания Роснефть, которая так же может выйти на мелкооптовый рынок. Однако, это не приведет к исчезновению коллективного доминирования.