Анализ конкуренции на рынке услуг широкополосного доступа к сети Интернет в географических границах Ростовской области(01.01.2008 г. - 01.09.2009 г.)

Анализ проводится в соответствии с требованиями Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке (далее – Порядок), утвержденного приказом ФАС России от 25.04.2006 № 108.
 
1. Общие положения.
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее – Ростовское УФАС России) в связи с рассмотрением дела № 753 по признакам нарушения ОАО «Южная Телекоммуникационная Компания» (далее – ОАО «ЮТК») части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части экономически, технологически и иным образом не обоснованного установления различных цен на услуги доступа к сети Интернет в Ростовской области.
Цель исследования: определение состояния конкурентной среды на рынке услуг широкополосного доступа к сети Интернет в географических границах Ростовской области.
На основании изложенного, в соответствии с подпунктом «а» и «д» пункта 1 Порядка проведен анализ, по итогам которого согласно подпункту «и» пункта 3 и пункту 55 Порядка составлен настоящий аналитический отчет.
Источниками исходной информации для проведенного исследования товарного рынка послужили:
  • сведения, предоставленные Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ростовской области;
  • сведения, предоставленные ОАО «ЮТК»;
  • сведения, представленные ЗАО «Ростовская сотовая связь»;
  • сведения, представленные ОАО «МТС»;
  • сведения, представленные ОАО «МегаФон»;
  • сведения, представленные ОАО «ВымпелКом»;
  • информация, содержащаяся в нормативно-правовых актах;
  • информация, содержащаяся в материалах дела № 753 о нарушении антимонопольного законодательства.
2. Временной интервал исследования рынка.
Временной интервал исследования рынка услуг доступа к сети Интернет определен с 01.01.2008 по 01.09.2009.
Для целей настоящего исследования – установление наличия (отсутствия) доминирующего положения ОАО «ЮТК» на рынке в период оказания услуг широкополосного доступа к сети Интернет необходимо изучение сложившихся характеристик рассматриваемого товарного рынка.
Указанный временной интервал исследования определен на основании того, что согласно пункту 9 Порядка настоящий анализ является ретроспективным.
 
3. Продуктовые границы товарного рынка.
Наименование товара в рамках данного исследования определено как услуга широкополосного доступа к сети Интернет.
Продуктовые границы товарного рынка определяются исходя из вида деятельности и возможности взаимозаменяемости товара.
Услуги предоставления доступа к сети Интернет относятся к услугам связи в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи».
По ОКВЭД классифицируются по коду 64.20.12 «деятельность в области документальной электросвязи».
Правилами оказания услуг связи по передаче данных, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.01.2006 № 32, предоставление доступа к сети передачи данных определено как совокупность действий оператора связи сети передачи данных по формированию абонентской линии и подключению с ее помощью пользовательского оборудования к узлу сети передачи данных или обеспечению возможности подключения к сети передачи данных пользовательского оборудования с использованием телефонного соединения или соединения по иной сети передачи данных в целях обеспечения возможности оказания абоненту услуг связи по передаче данных.
Услуги предоставления доступа к сети Интернет выделяются в отдельный рынок на основании функционального назначения товара – получения доступа сети Интернет с целью использования ресурсов сети Интернет.
Услуги предоставления доступа к сети Интернет по качественным и техническим характеристикам, значимым с точки зрения потребителя, характеризуются способом соединения по сети передачи данных: коммутируемый доступ (Dial-Up) и широкополосный доступ.
 Данные технологии позволяют осуществлять доступ к сети Интернет через персональный компьютер при условии подключения его к телефонной линии, выделенной линии либо при условии нахождения его в зоне покрытия локальной беспроводной сети.
 Доступ к сети Интернет по коммутируемому доступу осуществляется при максимальной скорости соединения до 56 кбит/сек. Для доступа к сети Интернет достаточно наличия телефонной линии и модема. Стоимость доступа в сеть Интернет через коммутируемый доступ часто определяется по времени, проведенному пользователем в сети Интернет, а не по объему принятой или переданной информации. Так, минута соединения через коммутируемый доступ для населения составляет в среднем 25 – 30 коп.
Широкополосный доступ различается по типу технологии передачи данных:
  • ADSL (ассиметричная цифровая абонентская линия),
  • Ethernet (подключение по локальной сети),
  • Wi-Fi (беспроводная локальная сети), GPRS и др.
 Широкополосный доступ к сети Интернет в Ростовской области обеспечивает скорость доступа от 64 кбит/сек до 2 Мбит/сек. Средняя стоимость приема-передачи 1 Mb данных по технологиям ADSL, Ethernet, Wi-Fi составляет в среднем 1 – 2 руб.
 Максимальная скорость доступа в сеть Интернет по технологии Dial-Up не превышает 56 Кбит/сек, что более чем в 35 раз меньше максимальной скорости доступа к сети Интернет по технологиям широкополосного доступа. Увеличение объема информации в сети Интернет, особенно в таких областях, как видео, развлекательные порталы, СМИ и пр., свидетельствует о том, что доступ к данной информации по коммутируемому доступу будет затруднен ввиду низкой скорости и качества соединения. Коммутируемый доступ остается востребованным там, где высокая скорость доступа не требуется. Коммутируемый доступ являетсявыбором для тех пользователей, кто желает читать электронную почту или просматривать новости в текстовом формате. Таким образом, потребительские свойства услуги доступа к сети Интернет по данным способам соединения различны, поскольку, используя широкополосный доступ к сети Интернет, пользователь имеет большие возможности получения информации. Кроме того, оплата доступа к сети Интернет по технологии Dial-Up основана на времени соединения, а не на объеме переданной информации, что не позволяет сравнить цены данных услуг. В связи с вышеизложенным, коммутируемый и широкополосный доступ в рамках данного исследования не могут быть рассмотрены в качестве взаимозаменяемых товаров.
Предоставление услуг по беспроводному широкополосному доступу к сети Интернет по технологиям GPRS-Internet и GPRS-WAP является дополнительной услугой, оказываемой операторами связи абонентам, заключившим с ними договор оказания услуг подвижной связи. Оказание услуги по предоставлению доступа к сети Интернет по технологиям GPRS-Internet и GPRS-WAP возможно при наличии у абонента абонентской станции (мобильного телефона), поддерживающей передачу данных по каналу GPRS (General Packet Radio Service – общая служба пакетной радиосвязи) или EDGE (Enchanced Data Rate for GSM Evolution – повышенная скорость передачи данных при эволюции GSM).
Технологии доступа к сети Интернет: GPRS-Internet и GPRS-WAP позволяют осуществлять передачу данных в зоне покрытия оператора связи с максимальной скоростью передачи данных – 200 Кбит/сек. Помимо этого, стоимость передачи 1 Mb данных по технологии GPRS-Internet в среднем составляет 5 – 8 руб., а по технологии GPRS-WAP102 – 302 руб. Технология доступа к сети Интернет GPRS-Internet обеспечивает абоненту полноценный доступ к сети Интернет, а технология GPRS-WAP позволяет абонентам просматривать упрощенные Интернет-страницы с экранов мобильных телефонов. Потребительские свойства доступа к сети Интернет в разрезе технологии доступа различны.
Услуги беспроводного доступа к сети Интернет по технологиям GPRS-Internet, GPRS-WAP и услуги широкополосного доступа к сети Интернет (ADSL, Ethernet, RadioEthernet, Wi-Fi) ориентированы на разные группы пользователей. В случае с GPRS-Internet, GPRS-WAP пользователь получает доступ к сети Интернет в любом месте зоны обслуживания оператора, вне зависимости от своего местоположения в пределах домашнего региона. В случае с использованием услуг по технологии широкополосного доступа пользователям для выхода в сеть Интернет необходим компьютер и стационарное оборудование (модем, телефонная линия и т.д.). Доступ к сети Интернет по этим технологиям ограничивает пользователей в мобильности в отличии от технологий GPRS-Internet, GPRS-WAP.
Учитывая вышеизложенное, такие технологии широкополосного доступа к сети Интернет как ADSL, Ethernet, Wi-Fiне взаимозаменяемы с технологиями GPRS-Internet, GPRS-WAP по потребительским свойствам и цене, поскольку средняя стоимость приема-передачи 1 Mb данных по технологии ADSL, Ethernet, Wi-Fiменее средней стоимости 1 Mb данных по технологии GPRS-Internet на 330%, а по технологии GPRS-WAP – на 13360%.
Таким образом, основываясь на сведениях, представленных покупателем и продавцом услуг доступа к сети Интернет, в соответствии с подпунктами «а» пункта 5 Порядка, продуктовые границы товара определены как услуга широкополосного доступа к сети Интернет.
 
4. Географические границы товарного рынка.
Данный рынок является региональным, поскольку не выходит за границы субъекта Российской Федерации.
В связи с этим за географические границы рынка принимаются географические границы Ростовской области.
 
5. Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.
В рамках данного исследования потребителями услуги широкополосного доступа к сети Интернет являются физические лица, имеющие техническую возможность доступа к сети Интернет, находящиеся в Ростовской области.
Продавцами данной услуги являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на оказание телематических услуг связи, а также лицензии на оказание услуг связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации.
В Ростовской области действуют 38 операторов связи, оказывающих услуги широкополосного доступа к сети Интернет по технологиям ADSL, Ethernet, RadioEthernet, Wi-Fi. Их список приведен в приложении 1.
 
6. Объем товарного рынка и доли хозяйствующих субъектов на рынке.
Основным показателем для расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке пунктом 37 Порядка установлен объем продаж на рассматриваемом рынке. Данный показатель используется в настоящем исследовании в денежном выражении (руб.) на основании данных, представленных продавцами рассматриваемого товара.
В 2008 году и в январе – августе 2009 года объем реализации услуги доступа к сети Интернет по технологиям широкополосного доступа и доли хозяйствующих субъектов составили:
 
Широкополочныйдоступ
(ADSL, Ethernet,
RadioEthernet, Wi-Fi)
2008год
Доли
январь-август 2009 года
Доли
ОАО «ЮТК»
<…>
53,28%
<…>
52,29%
Прочие операторы
<…>
<…>
<…>
<…>
ВСЕГО
<…>
100%
<…>
100%
 
Таким образом, ОАО «ЮТК» занимало доминирующее положение на рынке услуг широкополосного доступа к сети Интернет в географических границах Ростовской области в 2008 году и в январе-августе 2009 года с долей более 50%.
 
7. Уровень концентрации товарного рынка
В соответствии с п. 3 «Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке», утв. Приказом ФАС России от 25.04.2006 № 108, при рассмотрении дел по признакам нарушения статей 10, 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке может не проводиться.
 
8. Барьеры входа на товарный рынок
В соответствии с п. 3 «Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке», утв. Приказом ФАС России от 25.04.2006 № 108, при рассмотрении дел по признакам нарушения статей 10, 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» определение барьеров входа на товарный рынок может не проводиться.
 
9. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке
В соответствии с п. 3 «Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке», утв. Приказом ФАС России от 25.04.2006 № 108, при рассмотрении дел по признакам нарушения статей 10, 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке может не проводиться.
 
Перечень документов, использованных для определения характеристик рассматриваемого рынка:
1. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
2. Порядок проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденный приказом Федеральной антимонопольной службы от 25.04.2006 №108.
3. Федеральный закон от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи».
4. Правила оказания услуг связи по передаче данных, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.01.2006 № 32.
5. Письмо Управления Роскомнадзора по Ростовской области от 27.09.2009 № 09-10/3512.
6. Письма операторов связи, действующих в Ростовской области.

 

Приложение 1
 
Операторы связи, оказывающие услуги широкополосного доступа к сети Интернет по технологиям ADSL, Ethernet, RadioEthernet, Wi-Fi
в Ростовской области
 

 

 

п/п
Наименование организации
Адрес организации
1
ОАО «ЮТК»
ул. Карасунская, 66,
г. Краснодар, Краснодарский край
2
ООО «Мегалинк»
ул. Пархоменко, 58/1,
г. Таганрог, Ростовская обл.
3
ЗАО «Донтехсвязь»
ул. Профсоюзная, 53А,
г. Ростов-на-Дону
4
ООО «Дон»
ул. Московская, 34,
г. Ростов-на-Дону
5
ЗАО «Кавказ-Транстелеком»
пр. Буденновский, 3, 3 эт.,
г. Ростов-на-Дону
6
ОАО «ИнфоТеКС Таганрог Телеком»
ул. Октябрьская, 19,
г. Таганрог, Ростовская обл.
7
ООО «Центр-Интернет»
пр. Соколова, 62,
г. Ростов-на-Дону
8
ЗАО «Электросвязь»
Бумажный проезд, д. 14, стр. 2,
г. Москва
9
ООО «Дон-плюс»
ул. Темерницкая, 34,
г. Ростов-на-Дону
10
ООО «РТКомм-Юг»
ул. Мясникова, д. 54, а/я № 5776,
г. Ростов-на-Дону
11
ООО «Юго-Запад Телеком»
ул. Ленина, 9,
г. Красный Сулин, Ростовская обл.
12
ООО «Информационно-технический Центр XXI Век»
ул. Ленинградская, 10,
г. Волгодонск, Ростовская обл.
13
ООО «Биком»
ул. Большой Проспект, д. 15,
г. Таганрог, Ростовская обл.
14
ООО «РЕАЛ-КОМ»
ул. Профсоюзная, д. 53 А,
г. Ростов-на-Дону
15
ООО «СкайТелеКом»
ул.14-я Линия, д. 50, оф. 404,
г. Ростов-на-Дону
16
ЗАО «МедиаСети»
ул. 14-я Линия, 50 А, 601,
Ростов-на-Дону
17
ООО «Интеркабель»
ул. Темерницкая, 34,
г. Ростов-на-Дону
18
ООО «Интегрированные Сети Связи»
ул. Металлургическая, 102/2,
г. Ростов-на-Дону
19
ФГУП «Региональный технический центр авиационной информации, сертификации, связи»
ул. Большая Садовая, д. 40,
г. Ростов-на-Дону
20
ЗАО «РэйсТелеком»
ул. Кржижановского, д. 6,
г. Москва
21
ООО «Дарья»
ул. Школьная, д. 18,
г. Каменск-Шахтинский, Ростовская обл.
22
ОАО «Экспериментальная ТЭС»
г. Красный Сулин, Ростовская обл.
23
ООО «Нетворк Коммуникэйшн Компани»
ул. Таганрогская, 112 А,
г. Ростов-на-Дону
24
ООО «Широкополосные сети»
ул. Социалистическая, 140,
г. Ростов-на-Дону
25
ОАО «Вымпел-Коммуникации»
ул. Мечникова, 144/134,
г. Ростов-на-Дону
26
ОАО «Эффортел»
ул. 14-я Линия, д. 50, оф. 404,
г. Ростов-на-Дону
27
ООО НПЦ «Микроэлектроника»
пр. Строителей, 6, к. 4,
г. Волгодонск, Ростовская обл.
28
ООО «Транснет»
ул. Стадионная, д. 9, к. 4,
г. Ростов-на-Дону
29
ФГУП «Почта России»
Варшавское шоссе, д. 37,
г. Москва
30
ООО «Микроэл»
пер. Донской, д. 38, к. 10,
г. Волгодонск, Ростовская обл.
31
ЗАО «Институт новых информационных технологий»
ул. Фрунзе, 88,
г. Таганрог, Ростовской обл.
32
ЗАО «Газтелеком»
Богатяновский спуск, д. 27,
г. Ростов-на-Дону
33
ООО «Юг связь сервис»
ул. Большая Садовая, 154, офис 813,
г. Ростов-на-Дону
34
ОАО «Особое конструкторско-технологическое бюро «Орбита»
ул. Михайловская, 164а,
г. Новочеркасск, Ростовская обл.
35
ООО «Синтерра-Юг»
ул. Мясникова, 54,
г. Ростов-на-Дону
36
ООО «ПРЕСТИЖ-ИНТЕРНЕТ»
ул. 14-я Линия, д. 50, оф. 404,
г. Ростов-на-Дону
37
ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет»
ул. Большая Садовая, 105,
г. Ростов-на-Дону
38
ОАО «КОМСТАР – Объединенные ТелеСистемы»
Смоленская-Сенная пл., д. 27, стр. 2,
г. Москва