О государственном контроле за соблюдением законодательства РФ о рекламе

В связи с поступающими обращениями представителей средств массовой информации с запросами о проделанной Ростовским УФАС России работе в сфере осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства РФ о рекламе, в частности, о принятых мерах по борьбе со спамом, Ростовское УФАС России сообщает, что законодательство РФ о рекламе (Федеральный закон от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе») содержит ст.18, в которой установлен запрет  на распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи,  без предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.09.2007 г. № 575 «Об утверждении правил оказания телематических услуг связи» спамом признается телематическое электронное сообщение, предназначенное неопределенному кругу лиц, доставленное абоненту и (или) пользователю без их предварительного согласия и не позволяющее определить отправителя этого сообщения, в том числе ввиду указания в нем несуществующего или фальсифицированного адреса отправителя.

При этом, обращаем Ваше внимание, что положения ст. 18 ФЗ «О рекламе» распространяются как на рекламные сообщения, в которых отсутствует информация об отправителе (спам), так и рекламные сообщения, отправитель которых известен.

Кроме того, необходимо отметить, что доказывание факта распространения рекламы с предварительного согласия абонента (адресата) возложено на рекламаораспространителя, а не на получателя рекламы.

В соответствии со ст. 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, предусмотренных ст. 18 ФЗ «О рекламе» несет рекламораспространитель, т.е. лицо, осуществившее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Ответственность за нарушения законодательства РФ о рекламе (ст. 18 ФЗ «О рекламе») установлена ст.14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В настоящее время административная ответственность за нарушение ст. 14.3 КоАП РФ выражена в виде административного штрафа в размере на юридических лиц от 40 000 до 500 000 рублей, на должностных лиц - от 4 000 до 20 000  рублей.

При этом, следует отметить, что с 31.03.2010 г. вступают в силу поправки в ст.14.3 КоАП РФ, ужесточающие административную ответственность за нарушение законодательства РФ о рекламе, которое влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от 100 000 до 500 000 рублей; на должностных лиц в размере от 4000 – до 20 000 рублей.

Справка: Ростовским УФАС России в 2009 году было рассмотрено 6 дел о нарушении ст. 18 ФЗ «О рекламе», в 2010 году по состоянию на март месяц – 3 дела.

За дополнительной информацией по данной теме представители журналистского сообщества могут обращаться к специалисту Ростовского УФАС России Ширинской Виктории Викторовне по телефону: 282-21-23.